×
26.08.2017
217.015.daac

Результат интеллектуальной деятельности: Способ повышения эффективности диагностики дисков авиационных газотурбинных двигателей

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Способ повышения эффективности диагностики развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется совместным анализом интегрального вибросигнала, регистрируемого на корпусе двигателя из-за импульсного высвобождения энергии при ступенчатом развитии трещины при выходе двигателя на максимальные обороты в рабочем цикле, и составляющих спектра вибрации, зарегистрированных одновременно с интегральным вибросигналом. Изобретение позволяет повысить эффективность метода диагностики дисков по импульсному колебанию корпуса двигателя при развитии трещины в диске.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения.

Известны случаи разрушения дисков роторов авиационных газотурбинных двигателей от малоцикловой усталости при циклической нагрузке, возникающей при выходе двигателей на максимальные рабочие обороты. Малоцикловая усталость часто определяет ресурс двигателя в связи с многократным повторением циклов выхода на рабочие режимы и останова (см., например, И.А. Биргер, Р.Р. Мавлютов. Сопротивление материалов, М.: Наука, 1986, с. 102).

Эти разрушения происходили при отсутствии способа диагностики диска, когда наличие трещины в нем, несмотря на длительный характер ее развития, можно было определить только на разобранном двигателе.

В настоящее время способ диагностики дисков на работающем двигателе известен (См., например, «Способ диагностирования образования и развития трещины в дисках авиационного газотурбинного двигателя при циклической нагрузке», патент РФ на изобретение №2570938, кл. G01M 15/14, 2014 г.). Он основан на использовании в качестве диагностического признака развития трещины в диске, которое носит ступенчатый характер, импульсного колебания, вызываемого энергией, высвобождаемой при образовании очередной «ступеньки». Это колебание, которое можно регистрировать на корпусе двигателя датчиком вибрации, имеет кратковременный характер и накладывается на вибрацию двигателя, возбуждаемую неуравновешенными силами ротора (или роторов многовальных двигателей).

Недостатком данного способа является то, что случайное кратковременное повышение вибраций двигателя может быть вызвано другой причиной, даже просто сбоем в электроцепи, а идентифицировано как импульсное колебание от развития трещины. В таком случае возможно необоснованное отстранение двигателя от эксплуатации или от испытаний.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является повышение эффективности метода диагностики диска путем разложения интегрального вибросигнала, регистрируемого на корпусе двигателя при развитии трещины в диске, на спектральные составляющие, которые соответствуют резонансным частотам колебаний отдельных элементов двигателя (см., например, И.А. Биргер, Н.И. Котеров Колебания системы ротор-корпус ГТД, Справочник Вибрации в технике, М., Машиностроение, 1981, т. 3, с. 298) и их исследовании совместно с интегральным вибросигналом.

Поставленная задача достигается за счет того, что ведется регистрация вибраций с вибродатчика на корпусе двигателя аппаратурой, позволяющей выявлять как интегральный вибросигнал вибрации, в том числе в момент кратковременного колебания корпуса при ступенчатом развитии трещины, так и производить спектральный анализ составляющих этого вибросигнала.

Анализ интегрального сигнала вибраций, импульсное увеличение которого является диагностическим признаком развития трещины в диске, следует вести одновременно с анализом составляющих вибрации в спектральном ряду.

При анализе составляющих вибрации спектрального ряда следует использовать сведения о резонансных режимах системы ротор-опоры-корпус двигателя, полученные расчетным или экспериментальным путем.

На современных авиационных ГТД из-за стремления максимально облегчить конструкцию резонансы роторов могут проявляться в диапазоне рабочих оборотов. Чтобы отстроиться от этих резонансов на двигателях применяются опоры роторов с упругими элементами, позволяющими снизить резонансные частоты роторов с рабочих оборотов на проходные, иногда даже ниже оборотов малого газа (см., например, Хронин Д.В. Колебания в двигателях летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1980, с. 133). На максимальных рабочих оборотах, на которых циклическая нагрузка в диске достигает своего предельного значения и может приводить к ступенчатому развитию трещины, в случае отсутствия трещины проявляются только вибрации нерезонансного характера с частотой оборотов ротора (роторов).

Но при ступенчатом развитии трещины в диске в результате мощного импульса высвобождаемой энергии происходит возбуждение резонансов системы двигателя, в том числе с частотами ниже максимальных рабочих оборотов. Сумма величин вибросигналов от этих резонансов обеспечивает кратковременный рост интегрального сигнала вибрации, являющийся диагностическим признаком наличия и развития трещины в диске.

Появление же в спектре вибраций с частотами, отличными от максимальных рабочих, дает дополнительную информацию о развитии трещины и повышает эффективность диагностики диска. Наличие этих резонансных составляющих вибраций с частотами, отличными от максимальных рабочих, является дополнительным диагностическим признаком трещины в диске.

Так как с наработкой трещина в диске увеличивается в размерах, то увеличивается и количество высвобождаемой энергии при образовании очередной «ступеньки».

Величина высвобождаемой при развитии трещины энергии, отнесенная к единице времени, может быть рассчитана по формуле

,

где

t - ширина очередной «ступеньки» развивающейся трещины;

- длина вновь образовавшейся «ступеньки»;

σb - предел прочности материала диска;

V - скорость развития трещины (см., например, В.З. Партон, В.Г. Борисковский. Динамика хрупкого разрушения, М., Машиностроение, 1988, с. 153).

С развитием трещины увеличивается длина каждой следующей «ступеньки», так как трещина растет и вширь. Поэтому увеличивается величина высвобождаемой энергии. С увеличением величины импульса высвобождаемой энергии увеличиваются интегральная вибрация, замеряемая с использованием полосового фильтра, и отдельные составляющие спектра вибрации с частотами, отличными от максимальных роторных, регистрируемые при развитии трещины.

Если в диапазоне оборотов ротора до максимального режима в системе ротор-опоры-корпус расчетным или экспериментальным способом выявлены n резонансов с частотами колебаний fi, где i=1…n, то при развитии трещины в диске на максимальном рабочем режиме под воздействием мощного импульса высвобождаемой энергии проявятся дискретные вибросигналы с указанными частотами с величинами Bi, где i=1…n (fi и Bi - частота колебаний и величина вибросигнала, соответствующие i-му резонансу системы ротор-опоры-корпус двигателя).

При отсутствии трещины в диске величина вибросигнала на режиме максимальных рабочих оборотов определяется только вынужденными колебаниями ротора - Bp с частотой, соответствующей оборотам ротора.

При возникновении и развитии трещины в диске величина интегрального вибросигнала будет равна

При этом величина Bp, характеризующая вынужденные колебания ротора, остается неизменной, так как при развитии трещины в диске за исключением момента разрушения массово-инерционные свойства диска остаются также практически неизменными. А рост интегрального вибросигнала ВΣ определяется возбуждением, высвобождаемым импульсом энергии дискретных резонансных колебаний В1…Bn с частотами f1…fn и их суммированием.

Совместный анализ интегрального вибросигнала и его спектральных составляющих, регистрируемых на корпусе двигателя на максимальных рабочих режимах, позволит повысить эффективность диагностики дисков ГТД.

Способ повышения эффективности диагностики образования и развития трещины в диске авиационного газотурбинного двигателя от циклической нагрузки при выходе двигателя на максимальные обороты, отличающийся тем, что совместно анализируются интегральный вибросигнал от импульсного колебания, вызванного высвобождаемой энергией при ступенчатом развитии трещины в диске, и зарегистрированные одновременно спектральные составляющие интегрального вибросигнала.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-6 из 6.
20.10.2014
№216.012.ff43

Способ определения форм и частот собственных колебаний рабочих лопаток газотурбинных двигателей

Использование: для определения форм и частот собственных колебаний рабочих лопаток газотурбинных двигателей. Сущность изобретения заключается в том, что каждую окончательно изготовленную лопатку (поставляемую на двигатель) закрепляют в зажиме за хвостовик в горизонтальном положении, наносят на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531203
Дата охранного документа: 20.10.2014
20.12.2015
№216.013.9991

Способ диагностирования образования и развития трещины в дисках авиационного газотурбинного двигателя при циклической нагрузке

Способ диагностирования образования и развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется регистрацией сигнала с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя и фиксирующего кратковременное колебание корпуса из-за импульсного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570938
Дата охранного документа: 20.12.2015
26.08.2017
№217.015.eb8c

Способ определения напряжённого состояния лопаток турбины высокого давления

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к способу определения физико-механического состояния рабочих лопаток турбины высокого давления (ТВД), в частности напряженного состояния лопатки. Сущность предложенного способа определяется тем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628304
Дата охранного документа: 15.08.2017
17.08.2019
№219.017.c147

Способ восстановления параметров деталей

Изобретение относится к способу восстановления параметров деталей, например размеров пазов в шарнирах, изготовленных из упругих материалов, преимущественно из титановых сплавов, применяемых в авиадвигателях. Изменение размеров паза при протягивании за счет упругой деформации с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002697538
Дата охранного документа: 15.08.2019
17.10.2019
№219.017.d693

Способ определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, в частности к способу определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной, служащих для оценки возможности продолжения работы находящегося в эксплуатации двигателя с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702951
Дата охранного документа: 14.10.2019
17.10.2019
№219.017.d715

Способ обработки тонкостенного профиля пера лопаток и моноколес газотурбинных двигателей из титановых сплавов методом двухстороннего электрохимического шлифования

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке тонкостенных профилей пера лопаток и моноколес газотурбинных двигателей из титановых сплавов. Способ включает получение профиля пера из заготовки за одну технологическую операцию, при которой двухстороннее электрохимическое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002703090
Дата охранного документа: 15.10.2019
Показаны записи 1-5 из 5.
20.10.2014
№216.012.ff43

Способ определения форм и частот собственных колебаний рабочих лопаток газотурбинных двигателей

Использование: для определения форм и частот собственных колебаний рабочих лопаток газотурбинных двигателей. Сущность изобретения заключается в том, что каждую окончательно изготовленную лопатку (поставляемую на двигатель) закрепляют в зажиме за хвостовик в горизонтальном положении, наносят на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531203
Дата охранного документа: 20.10.2014
20.12.2015
№216.013.9991

Способ диагностирования образования и развития трещины в дисках авиационного газотурбинного двигателя при циклической нагрузке

Способ диагностирования образования и развития трещины в диске работающего авиационного газотурбинного двигателя, который реализуется регистрацией сигнала с датчика линейного перемещения, установленного на корпусе двигателя и фиксирующего кратковременное колебание корпуса из-за импульсного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570938
Дата охранного документа: 20.12.2015
26.08.2017
№217.015.eb8c

Способ определения напряжённого состояния лопаток турбины высокого давления

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к авиадвигателестроению, а именно к способу определения физико-механического состояния рабочих лопаток турбины высокого давления (ТВД), в частности напряженного состояния лопатки. Сущность предложенного способа определяется тем,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002628304
Дата охранного документа: 15.08.2017
17.10.2019
№219.017.d693

Способ определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения, в частности к способу определения предельно допустимых значений вибросигналов корпуса газотурбинного двигателя с диском с трещиной, служащих для оценки возможности продолжения работы находящегося в эксплуатации двигателя с учетом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002702951
Дата охранного документа: 14.10.2019
20.04.2023
№223.018.4bc2

Способ восстановления циклической долговечности дисков авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к способу восстановления циклической долговечности и увеличения ресурса диска. Способ включает определение глубины подлежащего удалению слоя с микротрещинами в потенциально опасной зоне диска, снятие дефектного слоя металла с множественными микротрещинами, полирование и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002760895
Дата охранного документа: 01.12.2021
+ добавить свой РИД