×
17.01.2020
220.017.f6d6

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к системам аварийного спасения члена экипажа самолета. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит телескопический пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор (5) со сжатым газом, подвижный пневмоцилиндр, неподвижный пневмоцилиндр и регулирующее подачу газа в рабочую полость дроссельное устройство. Дроссельное устройство выполнено в виде саморегулируемого термодросселя, включающего корпусную втулку (1) с входными пропускными отверстиями (2) и с выходным калиброванным соплом (3). Внутри корпусной втулки (1) соосно соплу установлен цилиндрический термостержень (4). Один торец термостержня (4) закреплен внутри корпусной втулки (1), а другой его торец занимает по отношению к входному сечению калиброванного сопла (3) переменное положение, обусловленное изменяющейся длиной термостержня (4), зависящей от его температуры, за счет чего и образуется изменяющаяся проходная площадь кольцевой дроссельной щели. Изобретение позволяет расширить диапазон рабочих температур безопасного катапультирования без применения предохранительного клапана, связанного с рабочей полостью пневмопривода. 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к аварийному спасению члена экипажа самолета.

Известна система аварийного спасения члена экипажа самолета, содержащая телескопический пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, например воздухом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, подвижное дроссельное устройство типа «игла», представляющее собой автоматический регулятор подачи расхода газа в рабочую полость пневмопривода (патент РФ №2632233, приоритет 26.07.2016 г.).

Недостатками известной системы аварийного спасения члена экипажа самолета являются следующие.

1. Проходная площадь подвижного дроссельного устройства типа «игла» изменяется в процессе катапультирования вне зависимости от исходной температуры и связанного с ней давления воздуха в подвижном пневмоцилиндре-аккумуляторе, что ограничивает температурный диапазон безопасного катапультирования члена экипажа, если не использовать указанный в прототипе (патент РФ №2551049) специальный быстродействующий предохранительный клапан, который повышает себестоимость, массу пневмопривода и снижает его надежность.

2. Наличие в подвижном дроссельном устройстве типа «игла» технологически сложного расчетно-профилированного стержня большой длины при необходимости применения дополнительной герметизации места его установки и специального приспособления, исключающего нежелательную вибрацию длинного стержня при работе самолета.

3. При необходимости корректировки характеристик дроссельного устройства типа «игла», например, при доводке или при очередных испытаниях изделия, требуется замена профилированного стержня, либо доработка его, что повышает трудоемкость и себестоимость изделия.

С целью исключения указанных недостатков предлагается система аварийного спасения члена экипажа самолета, содержащая телескопический пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор со сжатым газом, например, воздухом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном состоянии зафиксированные между собой и расположенный внутри пневмоцилиндра-аккумулятора саморегулируемый термодроссель, включающий выполненную из материала с малым коэффициентом температурного расширения корпусную втулку с входными пропускными отверстиями и с выходным калиброванным соплом, а также установленный внутри втулки соосно соплу цилиндрический термостержень расчетной длины, выполненный из материала с большим коэффициентом температурного расширения; один торец термостержня закреплен внутри корпусной втулки, а другой (свободный) его торец, имеющий оптимизированную форму законцовки стержня, например, плоскую, занимает по отношению к входному сечению калиброванного сопла втулки переменное положение, обусловленное изменяющейся длиной термостержня, зависящей от его исходной температуры, за счет чего и образуется переменная проходная площадь кольцевой дроссельной щели между внутренней поверхностью сопла и свободным торцом стержня.

Заявляемая система аварийного спасения члена экипажа самолета представлена фигурами 1-5.

Фиг. 1 представляет принципиальную схему термодросселя, включающего соосно расположенные сопло с проходным калиброванным диаметром D0 и цилиндрический термостержень длиной L и диаметром D с оптимизированной формой законцовки, например, плоской, свободного торца термостержня.

Фиг. 2 представляет конструктивную схему термодросселя, установленного внутри пневмоцилиндра-аккумулятора, в исходном состоянии.

Фиг. 3 представляет конструктивную схему термодросселя и направление движения рабочего газа в нем в момент срабатывания.

Фиг. 4 представляет относительное расположение сопла и термостержня при его максимальном нагреве.

Фиг. 5 представляет относительное расположение сопла и термостержня при его максимальном охлаждении.

Основными элементами термодросселя являются: выполненная из материала с малым коэффициентом температурного расширения корпусная втулка 1 (фиг. 2) с входными пропускными отверстиями 2, с выходным калиброванным соплом 3 и установленный внутри втулки 1 соосно соплу 3 цилиндрический термостержень 4 расчетной длины, выполненный из материала с большим коэффициентом температурного расширения; один торец термостержня закреплен внутри корпусной втулки 1, а другой его торец - свободный, с законцовкой оптимальной формы, например, плоской, - занимает по отношению к входному сечению калиброванного сопла 3 втулки 1 переменное положение, обусловленное изменяющейся длиной термостержня 4, зависящей от его температуры, за счет чего и образуется изменяющаяся проходная площадь S (фиг. 1) кольцевой дроссельной щели.

Оптимизированные применительно к конкретным характеристикам системы аварийного спасения расчетные значения геометрических параметров калиброванного сопла и стержня термодросселя позволяют обеспечить безопасное катапультирование существенно различных по массе пилотов в расширенном диапазоне рабочих температур, например, от -60°C до +60°C, без применения предохранительного клапана, связанного с рабочей полостью пневмопривода.

Исходная настройка термодросселя проводится автономно при близкой к нормальной температуре путем обеспечения соответствующего данной температуре установочного (расчетного) значения щелевого зазора между свободным торцом термостержня и внутренней поверхностью калиброванного сопла путем технологически допускаемого вращения термостержня в резьбовом соединении его с корпусной втулкой с последующей фиксацией установочного положения стержня.

Работа заявляемой системы происходит следующим образом.

При исходной высокой (по сравнению с нормальной) температуре и, как следствие, высоком давлении сжатого воздуха в пневмоаккумуляторе, проходная площадь S термодросселя уменьшается (фиг. 4) за счет удлинения термостержня 4 и соответствующего уменьшения дроссельного щелевого зазора. Гидравлическое сопротивление дросселя увеличивается, что при срабатывании приводит к уменьшению расхода газа, поступающего из пневмоцилиндра-аккумулятора 5 (фиг. 3) в рабочую полость «Г», и, как следствие, к уменьшению перегрузки, действующей на летчика. Особенно это существенно при максимальной положительной температуре и минимальной массе пилота, когда повышается вероятность опасности травмирования его позвоночника.

При исходной низкой (по сравнению с нормальной) температуре и, как следствие, низком давлении сжатого воздуха в пневмоаккумуляторе, проходная площадь S термодросселя увеличивается (фиг. 5) за счет уменьшения длины термостержня 4 и соответствующего увеличения дроссельного щелевого зазора. Гидравлическое сопротивление дросселя уменьшается, что при срабатывании приводит к увеличению расхода газа, поступающего из пневмоцилиндра-аккумулятора 5 (фиг. 3) в рабочую полость «Г», что, в свою очередь, обусловит некоторое увеличение скорости катапультирования пилота (при допустимых значениях перегрузки). Особенно это существенно при максимально отрицательной температуре и максимальной массе пилота, когда повышается вероятность опасности столкновения летчика с килем самолета при недостаточной скорости катапультирования.

Таким образом, применение саморегулируемого термодросселя вместо дроссельного устройства типа «игла» в прототипах позволит:

1 - расширить диапазон рабочих температур безопасного катапультирования различных по массе членов экипажа самолета без применения предохранительного клапана, связанного с рабочей полостью пневмопривода;

2 - упростить и повысить точность установочной настройки дроссельного устройства;

3 - уменьшить количество узлов герметизации за счет отсутствия в предлагаемом дроссельном устройстве (термодросселе) специально уплотняемого в прототипах профилированного стержня-иглы.

4 - упростить, снизить общую массу и себестоимость конструкции пневмопривода системы аварийного спасения.

Система аварийного спасения члена экипажа самолета, содержащая телескопический пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор со сжатым газом, например воздухом, подвижный пневмоцилиндр, неподвижный пневмоцилиндр и регулирующее подачу газа в рабочую полость дроссельное устройство, отличающаяся тем, что дроссельное устройство выполнено в виде саморегулируемого термодросселя, включающего выполненную из материала с малым коэффициентом температурного расширения корпусную втулку с входными пропускными отверстиями и с выходным калиброванным соплом, а также установленный внутри корпусной втулки соосно соплу цилиндрический термостержень расчетной длины, выполненный из материала с большим коэффициентом температурного расширения; один торец термостержня закреплен внутри корпусной втулки, а другой его торец - свободный - занимает по отношению к входному сечению калиброванного сопла втулки переменное положение, обусловленное изменяющейся длиной термостержня, зависящей от его температуры, за счет чего и образуется изменяющаяся проходная площадь кольцевой дроссельной щели.
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА
СИСТЕМА АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 11.
19.01.2018
№218.016.0aa6

Система аварийного спасения члена экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632233
Дата охранного документа: 03.10.2017
13.02.2018
№218.016.25a8

Способ и система аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа

Изобретение относится к системам покидания самолета экипажем. Способ аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа заключается в сбрасывании в заданном порядке крышек (5, 6, 7, 8) кабины самолета с последующим покиданием самолета с помощью катапультных кресел (1, 2, 3, 4). При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002644211
Дата охранного документа: 08.02.2018
10.05.2018
№218.016.499f

Узел крепления "рукав-корпус" космического скафандра для внекорабельной деятельности и способ монтажа рукава на скафандр

Группа изобретений относится к конструкции и технологии сборки космических скафандров. Плечевой гермоподшипник (3) рукава зубьями (4) зацепления заходит по пазам (5) плечевого кольца (1) корпуса вперед и вбок до упора. Соединение герметизируется уплотнительными кольцами (2), прижимаемыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651497
Дата охранного документа: 19.04.2018
26.09.2018
№218.016.8bc1

Система и способ регулирования скорости уборки-выпуска шланга на подвесных агрегатах заправки

Изобретение относится к системам дозаправки летательных аппаратов в полете. Система регулирования скорости уборки-выпуска шланга на подвесных агрегатах заправки состоит из блока (1) автоматики агрегата заправки, турбины слежения (4) со створкой (3), барабана (5) со шлангом, датчика оборотов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667984
Дата охранного документа: 25.09.2018
31.01.2019
№219.016.b56d

Амортизатор одностороннего действия

Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущихся тел. Амортизатор содержит корпус с размещенным в нем энергопоглощающим элементом в виде деформируемой рейки, срезной элемент, соединяющий корпус и рейку, а также шарики, взаимодействующие с рейкой. Корпус выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678541
Дата охранного документа: 29.01.2019
24.05.2019
№219.017.5dd2

Отметчик положения заголовника

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано в машиностроительной и приборостроительной промышленности для измерения линейных перемещений. Отметчик положения заголовника состоит из мерной тяги и считывающего устройства, в качестве считывающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688909
Дата охранного документа: 22.05.2019
25.07.2019
№219.017.b8c2

Герметичный затвор буксировочного ракетного двигателя катапультно-амортизационной системы

Изобретение относится к катапультированию из летательного аппарата. Герметичный затвор буксировочного ракетного двигателя катапультно-амортизационной системы состоит из копуса (1) с торцом (2), выполненным с уплотнительным элементом, поворотной чеки (3), накидной гайки (4), крышки (5), стакана...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695481
Дата охранного документа: 23.07.2019
26.07.2019
№219.017.b945

Комплект кислородного оборудования и снаряжения для прыжков с большой высоты

Изобретение относится к средствам обеспечения жизнедеятельности парашютистов на больших высотах во время подготовки к прыжку, покидания летательного аппарата и парашютирования. Комплект кислородного оборудования и снаряжения для прыжков с большой высоты, содержащий защитный шлем, кислородную...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695573
Дата охранного документа: 24.07.2019
31.07.2019
№219.017.bab4

Энергопоглощающее сиденье специального назначения

Изобретение относится к области авиастроения и других транспортных средств, касается конструкции сидений десантников и пассажиров и наиболее эффективно может быть использовано на вертолетах и боевых машинах. Энергопоглощающее сиденье специального назначения содержит две вертикальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695947
Дата охранного документа: 29.07.2019
08.02.2020
№220.018.00cc

Способ и система наполнения купола парашюта

Способ наполнения купола парашюта заключается в использовании купола, имеющего нижнюю и верхнюю части, рифовочного кольца и двух пирорезаков. При этом используют купол, верхняя часть которого изготовлена из мало воздухопроницаемой ткани и имеет полюсное отверстие. Между нижней и верхней частями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713689
Дата охранного документа: 06.02.2020
Показаны записи 1-10 из 17.
27.04.2013
№216.012.39e3

Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480380
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.06.2013
№216.012.4fb9

Газогенератор

Изобретение относится к аварийным надувным средствам спасения пилота и пассажира при посадке летательного аппарата. Газогенератор содержит пиротехнический заряд и баллон с газом. Входной и выходной каналы газового баллона перекрыты входной и выходной мембранами, которые через шайбы прижаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486002
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.09.2014
№216.012.f155

Кресло космонавта

Изобретение относится к средствам обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа пилотируемого транспортного корабля, предназначенного для полетов на околоземную и окололунную орбиты и возвращения на Землю. Кресло содержит направляющую раму (1), подвижную платформу (2), вертикальный (3) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527603
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.09.2014
№216.012.f161

Способ обеспечения переносимости космонавтами эксплуатационных и аварийных перегрузок в космическом летательном аппарате

Изобретение относится к методам и средствам обеспечения физиологической переносимости перегрузок, действующих на космонавтов на динамических участках полета корабля, в т.ч. при штатной посадке и в расчетных нештатных (аварийных) ситуациях. Способ включает определение оптимальной позы каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527615
Дата охранного документа: 10.09.2014
10.01.2015
№216.013.1b8d

Способ катапультирования летчика (пассажира) из летательного аппарата

Изобретение относится к средствам катапультирования из летательного аппарата в аварийных ситуациях. Способ катапультирования летчика или пассажира из летательного аппарата заключается в вытягивании летчика или пассажира с парашютной укладкой из кабины за привязную подвесную систему стреляющим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002538481
Дата охранного документа: 10.01.2015
10.02.2015
№216.013.21e8

Система катапультирования из летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике. Система катапультирования из летательного аппарата включает стреляющий механизм, наспинную парашютную укладку, армирующие и крепежные элементы, необходимые для размещения и фиксации летчика в кабине. Ранец парашютной укладки армирован сверху и по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540133
Дата охранного документа: 10.02.2015
10.02.2015
№216.013.24e7

Способ аварийного покидания экипажем летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам аварийного покидания членом экипажа самолета. Способ катапультирования экипажа летательного аппарата и парашютной укладки заключается в разрушении остекления кабины с помощью стреляющего механизма телескопического типа....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540900
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.05.2015
№216.013.4c4f

Способ аварийного спасения члена экипажа самолета и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам катапультирования. Система катапультирования содержит пневмопривод, выполненный в виде подвижного пневмоцилиндра-аккумулятора. Пневмоцилинд содержит дроссель и предохранительный клапан. Способ катапультирования заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002551049
Дата охранного документа: 20.05.2015
19.01.2018
№218.016.0aa6

Система аварийного спасения члена экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632233
Дата охранного документа: 03.10.2017
19.04.2019
№219.017.31af

Агрегат питания

Изобретение относится к области спасения пассажиров и членов экипажа летательных аппаратов, более конкретно, к агрегату питания для надувных спасательных средств. Агрегат питания содержит головку, баллон, манометр, зарядную гайку. Головка соединена непосредственно с баллоном при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002470838
Дата охранного документа: 27.12.2012
+ добавить свой РИД