×
20.05.2015
216.013.4c4f

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системам катапультирования. Система катапультирования содержит пневмопривод, выполненный в виде подвижного пневмоцилиндра-аккумулятора. Пневмоцилинд содержит дроссель и предохранительный клапан. Способ катапультирования заключается в последовательной работе сначала дросселя, потом предохранительного клапана для обеспечения расчетного значения энергии сжатого газа. Достигается снижение габаритов и массы пневмопривода. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способу аварийного спасения члена экипажа самолета методом катапультирования и к системе для его реализации.

В настоящее время известен способ спасения члена экипажа самолета методом катапультирования, в котором для катапультирования разных по массе членов экипажа с расчетными параметрами скорости, ускорения и высоты подброса используется регулятор давления с ручной предполетной настройкой, обеспечивающий стреляющий механизм летчика расчетной движущей силой, в качестве которой используется энергия сжатого газа, например воздуха, поступающего из емкости (патент РФ №2436711, приоритет 13.04.2010 г.).

Указанный способ спасения реализуется системой, содержащей пневмопривод, состоящий из агрегата питания (баллона с запорно-пусковой головкой, заполненной газом под давлением, например, воздухом), регулятора давления с ручным приводом, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика (патент РФ №2436711, приоритет 13.04.2010 г.).

Основными недостатками известного способа и системы для его реализации являются следующие:

1. Возможность ошибки при предполетной настройке регулятора давления с ручным приводом.

2. Ограниченный рабочий температурный диапазон применения указанной системы катапультирования, который не соответствует реальным условиям эксплуатации летательных аппаратов. Это связано с большим влиянием окружающей температуры на давление газа в баллоне при срабатывании пневмопривода. Например, в диапазоне температур ±60°C величина давления газа изменяется приблизительно в 2 раза, что в значительной части температурного диапазона эксплуатации летательного аппарата не обеспечивает члену экипажа катапультирование с расчетными параметрами ускорения (перегрузки), скорости, высоты подброса.

3. Наличие большого количества агрегатов и связывающих их трубопроводов с арматурой повышает габариты и массу пневмопривода.

С целью исключения указанных недостатков предлагается способ аварийного спасения члена экипажа самолета, заключающийся в катапультировании энергией сжатого газа, например воздуха, поступающего из емкости, причем расчетное значение энергии сжатого газа обеспечивается автоматически (в отличие от ручной настройки в прототипе) путем последовательной работы вначале дросселя, площадь проходного сечения которого автоматически увеличивается в процессе работы пневмопривода, а затем стравливающего предохранительного клапана, сбрасывающего избыточное давление сжатого газа до расчетной величины, что обеспечивает катапультирование с расчетными параметрами ускорения, скорости, высоты подброса разных по массе членов экипажа в широком диапазоне эксплуатационных температур.

Заявляемый способ спасения реализуется системой катапультирования, пневмопривод которой представлен на фигурах 1, 2, 3.

Фиг.1 представляет принципиальную схему пневмопривода.

Фиг.2 представляет сечение А-А.

Фиг.3 представляет разрез Б-Б.

Заявляемый пневмопривод выполнен в виде устройства, совмещающего в себе функции телескопического стреляющего механизма и агрегата питания. Пневмопривод дополнительно содержит предохранительный клапан, ограничивающий избыточное давление воздуха при повышенной температуре до расчетной величины, стравливая его в атмосферу.

Пневмопривод содержит пневмоцилиндр-аккумулятор 1, предварительно заполненный газом, например воздухом, под давлением, с крышкой 11, днищем 12, запорно-пусковой головкой 2 с ручным приводом 9, подвижным 3 и неподвижным 6 пневмоцилиндрами, расходной трубкой 4, один конец которой соединен с запорно-пусковой головкой 2, другой -с рабочей полостью пневмопривода, и профилированной иглой 5, образующими в процессе работы дроссель «В» переменной площади сечения, выполняющий функцию автоматического регулятора давления, предохранительным клапаном 10, подсоединенным к рабочей полости «Д», образованной днищами пневмоцилиндра-аккумулятора 1 и неподвижного пневмоцилиндра 6.

Работа заявляемой системы происходит следующим образом.

Приняв решение катапультироваться, член экипажа ручкой катапультирования 9 приводит в действие запорно-пусковую головку 2, и воздух из внутренней полости пневмоцилиндра-аккумулятора 1 через головку 2 и дроссель «В» поступает в рабочую полость «Д», перемещая пневмоцилиндр-аккумулятор 1 и пневмоцилиндр 3.

При этом боковые стенки подвижных пневмоцилиндров разгружены за счет воздействия на них давления воздуха с двух сторон, что снижает деформации подвижных пневмоцилиндров по диаметру при перемещении и позволяет снизить их запас прочности и массу.

Пневмоцилиндр-аккумулятор 1 и пневмоцилиндр 3, начав движение, срезают штифт 8, обеспечивающий стабильное исходное расположение пневмоцилиндров, например, при транспортировке, а затем «выстреливают» вверх до упора поверхностей «М» в поверхности «Н».

Происходит катапультирование члена экипажа.

Если катапультирование происходит при окружающей температуре, при которой давление воздуха в рабочей полости «Д» становится выше величины, обеспечивающей расчетные параметры катапультирования члена экипажа, срабатывает предохранительный клапан 10, который ограничивает избыточное давление воздуха в рабочей полости «Д», стравливая его в атмосферу до расчетной величины, после чего клапан закрывается, сохраняя в пневмоприводе давление воздуха, обеспечивающее катапультирование члена экипажа с расчетными параметрами.

Таким образом:

1. В заявляемой системе пневмопривод не содержит отдельного агрегата питания (баллона, заполненного воздухом с запорно-пусковой головкой), отдельного регулятора давления и отдельного стреляющего механизма члена экипажа. Он выполнен единым устройством и не содержит наружных соединительных трубопроводов с арматурой. Функцию агрегата питания в нем выполняет пневмоцилиндр-аккумулятор, который также выполняет функцию подвижного пневмоцилиндра стреляющего механизма совместно с другими пневмоцилиндрами.

Все это, по сравнению с прототипом, снижает габариты и массу пневмопривода.

2. В заявляемой системе в пневмоприводе давление воздуха при зарядке выбирается таким образом, чтобы оно обеспечивало катапультирование с расчетными параметрами разных по массе членов экипажа при максимальной отрицательной температуре в диапазоне эксплуатационных температур.

При этом катапультирование с расчетными параметрами разных по массе членов экипажа во всем остальном диапазоне эксплуатационных температур будет обеспечено путем стравливания возросшего свыше расчетной величины давления воздуха в атмосферу предохранительным клапаном, т.е. катапультирование с расчетными параметрами будет обеспечиваться только при расчетном давлении в широком диапазоне эксплуатационных температур.

Все это расширяет температурный диапазон работы пневмопривода по сравнению с прототипом и отвечает реальным условиям эксплуатации летательных аппаратов.

3. В заявляемой системе в пневмоприводе последовательное применение вначале дросселя «В», площадь проходного сечения которого автоматически увеличивается в процессе работы пневмопривода, не допуская создания больших «пиковых» перегрузок для катапультируемого члена экипажа, а затем предохранительного клапана, стравливающего возросшее свыше расчетного значения давление воздуха в атмосферу, автоматически обеспечивает расчетный режим катапультирования разных по массе членов экипажа в широком диапазоне эксплуатационных температур, соответствующих реальным условиям эксплуатации летательных аппаратов, что, в отличие от прототипа, исключает необходимость использования ручного регулятора давления и, таким образом, исключает вероятность ошибки при настройке.

4. В заявляемой системе при срабатывании пневмопривода заполняются воздухом только два пневмоцилиндра, третий - пневмоцилиндр-аккумулятор заполняется перед полетом.

Уменьшение количества пневмоцилиндров, заполняемых воздухом при срабатывании, снижает потребное количество воздуха и время срабатывания пневмопривода, что обеспечивает благоприятное катапультирование на малых высотах.


СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
СПОСОБ АВАРИЙНОГО СПАСЕНИЯ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА САМОЛЕТА И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
27.02.2013
№216.012.2bcc

Амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью

Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущегося объекта. Амортизатор содержит корпус и энергопоглощающий элемент с резцами. Корпус выполнен в виде храпового колеса с радиальными пазами, в которых закреплены П-образные резцы с заранее заданной шириной паза. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476739
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c37

Поверочный стенд

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для создания поверочных ударных импульсов, необходимых для осуществления контроля трактов измерения ударных ускорений. Поверочный стенд содержит груз с бойком, вертикальные направляющие, акселерометр и наковальню. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476846
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39e3

Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480380
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.06.2013
№216.012.4fb9

Газогенератор

Изобретение относится к аварийным надувным средствам спасения пилота и пассажира при посадке летательного аппарата. Газогенератор содержит пиротехнический заряд и баллон с газом. Входной и выходной каналы газового баллона перекрыты входной и выходной мембранами, которые через шайбы прижаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486002
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.08.2013
№216.012.5fe3

Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к области авиации, в частности к конус-датчику агрегата заправки топливом в полете. Конус-датчик агрегата содержит корпус, шаровой шарнир, стабилизирующий аэродинамический конус. На корпус конуса установлен кожух, на передней стороне которого выполнены три кольцевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490179
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.12.2013
№216.012.8cc6

Мягкая оболочка скафандра и способ ее крепления к жестким узлам скафандра

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к мягкой оболочке скафандра и к способу ее крепления к жестким узлам скафандра. Мягкая оболочка состоит из внутренней герметичной и наружной силовой оболочек. Законцовка герметичной оболочки выполнена в виде формованного из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501721
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.05.2014
№216.012.c04d

Система управления подвесного агрегата заправки

Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к подвесным агрегатам заправки (ПАЗ), обеспечивающим дозаправку летательных аппаратов топливом в полете. Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы управления ПАЗ для повышения уровня автоматизации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514978
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c41b

Система регистрации сигналов электромагнитных устройств

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для регистрации сигналов электромагнитных устройств. Система регистрации состоит из измерительных преобразователей, коммутатора каналов, перепрограммируемого микропроцессора, энергонезависимой памяти. При этом в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515962
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e0ab

Способ стабилизации конуса-датчика агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к управляемым агрегатам заправки летательных аппаратов топливом в полете. При стабилизации конуса в трех перпендикулярных осях симметрии конуса направлениях выдуваются струи, интенсивность которых задается как линейная функция скорости и смещения конуса в соответствующем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523301
Дата охранного документа: 20.07.2014
Показаны записи 1-10 из 34.
27.02.2013
№216.012.2bcc

Амортизатор одностороннего действия с регулируемой энергоемкостью

Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущегося объекта. Амортизатор содержит корпус и энергопоглощающий элемент с резцами. Корпус выполнен в виде храпового колеса с радиальными пазами, в которых закреплены П-образные резцы с заранее заданной шириной паза. На...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476739
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.02.2013
№216.012.2c37

Поверочный стенд

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и предназначено для создания поверочных ударных импульсов, необходимых для осуществления контроля трактов измерения ударных ускорений. Поверочный стенд содержит груз с бойком, вертикальные направляющие, акселерометр и наковальню. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476846
Дата охранного документа: 27.02.2013
27.04.2013
№216.012.39e3

Система аварийного спасения экипажа самолета методом катапультирования

Изобретение относится к области авиации, в частности к системе спасения экипажа самолета методом катапультирования. Система содержит пневмопривод, состоящий из агрегата питания, регулятора давления, механизма ввода парашюта и стреляющего механизма летчика. В пневмоприводе подвижный и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480380
Дата охранного документа: 27.04.2013
27.06.2013
№216.012.4fb9

Газогенератор

Изобретение относится к аварийным надувным средствам спасения пилота и пассажира при посадке летательного аппарата. Газогенератор содержит пиротехнический заряд и баллон с газом. Входной и выходной каналы газового баллона перекрыты входной и выходной мембранами, которые через шайбы прижаты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486002
Дата охранного документа: 27.06.2013
20.08.2013
№216.012.5fe3

Конус-датчик агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к области авиации, в частности к конус-датчику агрегата заправки топливом в полете. Конус-датчик агрегата содержит корпус, шаровой шарнир, стабилизирующий аэродинамический конус. На корпус конуса установлен кожух, на передней стороне которого выполнены три кольцевых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490179
Дата охранного документа: 20.08.2013
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.12.2013
№216.012.8cc6

Мягкая оболочка скафандра и способ ее крепления к жестким узлам скафандра

Изобретение относится к авиационной и космической технике, а именно к мягкой оболочке скафандра и к способу ее крепления к жестким узлам скафандра. Мягкая оболочка состоит из внутренней герметичной и наружной силовой оболочек. Законцовка герметичной оболочки выполнена в виде формованного из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002501721
Дата охранного документа: 20.12.2013
10.05.2014
№216.012.c04d

Система управления подвесного агрегата заправки

Изобретение относится к авиационной технике, а именно - к подвесным агрегатам заправки (ПАЗ), обеспечивающим дозаправку летательных аппаратов топливом в полете. Задачей изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик системы управления ПАЗ для повышения уровня автоматизации и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002514978
Дата охранного документа: 10.05.2014
20.05.2014
№216.012.c41b

Система регистрации сигналов электромагнитных устройств

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может использоваться для регистрации сигналов электромагнитных устройств. Система регистрации состоит из измерительных преобразователей, коммутатора каналов, перепрограммируемого микропроцессора, энергонезависимой памяти. При этом в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002515962
Дата охранного документа: 20.05.2014
20.07.2014
№216.012.e0ab

Способ стабилизации конуса-датчика агрегата заправки топливом в полете

Изобретение относится к управляемым агрегатам заправки летательных аппаратов топливом в полете. При стабилизации конуса в трех перпендикулярных осях симметрии конуса направлениях выдуваются струи, интенсивность которых задается как линейная функция скорости и смещения конуса в соответствующем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523301
Дата охранного документа: 20.07.2014
+ добавить свой РИД