×
13.02.2018
218.016.25a8

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ И СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА С ЧЕТЫРЬМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к системам покидания самолета экипажем. Способ аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа заключается в сбрасывании в заданном порядке крышек (5, 6, 7, 8) кабины самолета с последующим покиданием самолета с помощью катапультных кресел (1, 2, 3, 4). При этом сначала сбрасывают одновременно крышки (5, 6) над передним рядом кресел (1, 2), а затем с задержкой сбрасывают крышки (7, 8) над задним рядом кресел (3, 4). После ухода их на безопасное расстояние осуществляют катапультирование последовательно правого заднего кресла (4), левого заднего кресла (3), правого переднего кресла (2), левого переднего кресла (1). При этом левому и правому креслам (1, 2, 3, 4) задают угловую скорость по крену в поперечной плоскости в противоположных направлениях. Креслам (1, 2) переднего ряда задают по тангажу в продольной плоскости отрицательное угловое ускорение, а креслам (3,4) заднего ряда - положительное угловое ускорение. Изобретение позволяет уменьшить потребную высоту для покидания самолета. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к системам принудительного покидания экипажем в аварийных ситуациях многоместного самолета и, в частности, может быть использовано в системах покидания четырехместного самолета при размещении экипажа в катапультных креслах, расположенных в два ряда тандемно по два катапультных кресла в каждом ряду.

Из уровня техники известна система аварийного покидания многоместного самолета путем поочередного катапультирования вверх по авторскому свидетельству SU 280244 от 09.06.1969 г., содержащая катапультные кресла, каждое из которых снабжено реактивным двигателем, обеспечивающим разлет катапультных кресел в разные стороны на безопасное расстояние за счет наличия боковой составляющей скорости кресла.

Указанная система не обеспечивает эффективного разведения катапультных кресел при покидании экипажем многоместного самолета, особенно на малых скоростях полета, при движении по взлетно-посадочной полосе и на стоянке.

Известна также система аварийного покидания четырехместного самолета ТУ-22М (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ty-22M), принятая за прототип, состоящая из катапультных кресел, каждое из которых оснащено стреляющим механизмом, временным реле и электроклапаном, крышек с системами их сброса, а также системы управления очередностью катапультирования.

При применении указанной системы способ аварийного покидания заключается в сбрасывании в заданном порядке крышек кабины самолета с последующим покиданием самолета следующим образом. После подачи команды на катапультирование экипажа включаются временные реле на креслах оператора, штурмана и правого летчика, настроенные соответственно на 0,3 с, 1,8 c и 3,6 c.

После срабатывания каждого из реле через 0,3 c происходит срабатывание электроклапана на каждом кресле, который включает систему «Изготовка» и обеспечивает сброс соответствующей крышки фонаря над каждым из кресел.

При срабатывании системы «Изготовка» на каждом из кресел включается временной автомат, который через 1c выдергивает чеку включения стреляющего механизма кресла.

Командир по этой схеме покидания катапультируется последним, срабатывая приводами катапультирования на кресле вручную.

При такой последовательности срабатывания элементов системы включение стреляющего механизма правого летчика после включения системы покидания самолета происходит через интервал времени Δτ, равный:

Δτ=3,6 с+0,3 с+1 с=4,9 с

У командира это время существенно больше (около 7 с).

Недостатком известных способа и системы аварийного покидания самолета является значительная продолжительность процесса катапультирования, обусловленная следующими двумя главными обстоятельствами:

- последовательный сброс всех крышек;

- достаточно большие временные задержки между последовательными катапультированиями членов экипажа для обеспечения приемлемых относительных траекторий катапультирующихся кресел при отсутствии на этих креслах специальных систем корректирования траекторий для надежного разведения их в пространстве.

Кроме того, катапультирование на режимах разбега-пробега возможно лишь на скорости не менее 130 км/ч, поскольку на меньших скоростях и, соответственно, малых значениях аэродинамических сил даже при вышеуказанных достаточно больших временных задержках не удается обеспечить приемлемого относительного движения катапультных кресел.

Большая продолжительность процесса покидания приводит к необходимости для обеспечения благоприятного исхода катапультирования иметь очень большой начальный запас высоты полета самолета при инициировании системы покидания, поскольку минимально безопасная высота покидания Hmin включает в себя потерю высоты самолетом на этапе подготовки экипажа к катапультированию, равную:

ΔH=-Vy⋅(Δτ+0,2 c), где

Vy - вертикальная скорость самолета в момент аварии;

Δτ - время подготовительных операций командира, покидающего самолет последним;

0,2 c - приблизительное значение времени движения катапультных кресел по направляющим до отделения от самолета.

Технической задачей заявляемого изобретения является создание системы и способа аварийного покидания, позволяющих уменьшить потребную высоту для покидания самолета за счет интенсификации процесса покидания при одновременном обеспечении безопасного относительного движения катапультировавшихся членов экипажа при размещении катапультных кресел в кабине в два ряда по два кресла в каждом ряду.

Поставленная задача решается тем, что для ускорения процесса катапультирования, прежде всего процесса образования для катапультных кресел аварийных выходов, сбрасываются одновременно крышки переднего ряда кресел, затем с задержкой крышки заднего ряда и после их ухода на безопасное расстояние осуществляется ускоренное последовательное катапультирование членов экипажа в следующей последовательности: правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее катапультные кресла.

При этом для лучшего разведения траекторий движения катапультировавшихся членов экипажа катапультным креслам левого и правого рядов задают угловую скорость по крену в поперечной плоскости в противоположных направлениях и кроме этого креслам переднего ряда задают в продольной плоскости по тангажу отрицательное угловое ускорение, а креслам заднего ряда - положительное угловое ускорение.

Система в соответствии с заявляемым способом аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа представлена фигурами 1-5.

Фиг. 1 представляет размещение катапультных кресел в самолете.

Фиг. 2 представляет установку двигателя бокового разворота и ракетного двигателя твердого топлива на катапультном кресле (позиция 12 - центр масс системы «катапультное кресло + летчик»).

Фиг. 3 представляет управление в поперечной плоскости по крену.

Фиг. 4 представляет управление в продольной плоскости по тангажу.

Фиг. 5 представляет работу системы аварийного покидания.

Система аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа включает катапультные кресла 1, 2, 3, 4, крышки 5, 6, 7, 8 с механизмами сброса, систему управления очередностью катапультирования, в состав которой введен блок управления очередностью сброса крышек и катапультирования (БУОСКиК) 13, обеспечивающий последовательность этапов покидания.

Катапультные кресла 1, 2, 3, 4 оснащены импульсными ракетными двигателями бокового разворота (ДБР) 9, задающими креслам одного ряда угловую скорость по крену в противоположных направлениях, и имеют такую установку ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ) 10 на катапультных креслах переднего и заднего ряда, что при работе РДТТ 10 на катапультных креслах заднего ряда (3, 4) создается угловое ускорение по тангажу положительного знака (момент на кабрирование), а на катапультных креслах переднего ряда (1, 2) создается по тангажу отрицательное угловое ускорение (момент на пикирование).

Система работает следующим образом.

При подаче команды на катапультирование с одного из двух передних катапультных кресел (1 или 2) электросигнал поступает в БУОСКиК 13, который подает электрокоманду на сброс двух крышек (5 и 6), расположенных над катапультными креслами 1 и 2, а затем с некоторой задержкой команду на сброс двух задних крышек (7 и 8), расположенных над катапультными креслами 3 и 4.

Через некоторое время, необходимое для удаления крышек на безопасное расстояние, БУОСКиК 13 подает электрокоманды на последовательное, с определенной задержкой (около 0,4 с), катапультирование катапультных кресел в порядке: катапультное кресло 4, катапультное кресло 3, катапультное кресло 2 и катапультное кресло 1.

При перемещении каждого из катапультных кресел по направляющим на определенном ходе включается РДТТ 10, имеющий на катапультных креслах переднего и заднего ряда различное направление тяги двигателя для создания момента по тангажу нужного направления и ДБР 9 нужного направления.

Заявляемые способ и система аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа позволяют сократить время, необходимое для катапультирования третьего члена экипажа, с 4,9 с до 2,8 с, командира - с 7 с до 3,2 с.

Таким образом, применение заявляемых способа и системы аварийного покидания самолета с четырьмя членами экипажа решает задачу существенного уменьшения потребной высоты для покидания самолета за счет интенсификации процесса покидания при одновременном обеспечении безопасного относительного движения катапультирующихся членов экипажа.


СПОСОБ И СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА С ЧЕТЫРЬМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА
СПОСОБ И СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА С ЧЕТЫРЬМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА
СПОСОБ И СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА С ЧЕТЫРЬМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА
СПОСОБ И СИСТЕМА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ САМОЛЕТА С ЧЕТЫРЬМЯ ЧЛЕНАМИ ЭКИПАЖА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 16.
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.03.2015
№216.013.3140

Способ снижения вертикальной скорости приземления летчика после катапультирования и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544076
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.07.2015
№216.013.6323

Способ непрерывного получения графенов

Изобретение относится к области нанотехнологий и может быть использовано для получения композиционных материалов с высокой электро- и теплопроводностью, добавок в бетоны и керамику, сорбентов, катализаторов. Углеродсодержащий материал испаряют в объемной термической плазме и конденсируют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556926
Дата охранного документа: 20.07.2015
27.11.2015
№216.013.93c2

Способ и система интенсификации наполнения купола парашюта катапультного кресла

Группа изобретений относится к средствам аварийного покидания летательного аппарата. Способ интенсификации наполнения купола парашюта катапультного кресла заключается в изменении режима работы парашюта в зависимости от информации о скорости полета самолета в момент аварии, использующейся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569445
Дата охранного документа: 27.11.2015
20.12.2015
№216.013.9a65

Способ получения углеродных нанотрубок

Изобретение относится к области нанотехнологий и может быть использовано при получении элементов памяти, наноэлектрических проводов, электрических и магнитных материалов. В реакторе создают объемную термическую плазму и вводят в нее углеродсодержащий материал - сажу или графит - и катализатор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571150
Дата охранного документа: 20.12.2015
19.01.2018
№218.016.0aa6

Система аварийного спасения члена экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632233
Дата охранного документа: 03.10.2017
10.05.2018
№218.016.499f

Узел крепления "рукав-корпус" космического скафандра для внекорабельной деятельности и способ монтажа рукава на скафандр

Группа изобретений относится к конструкции и технологии сборки космических скафандров. Плечевой гермоподшипник (3) рукава зубьями (4) зацепления заходит по пазам (5) плечевого кольца (1) корпуса вперед и вбок до упора. Соединение герметизируется уплотнительными кольцами (2), прижимаемыми...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651497
Дата охранного документа: 19.04.2018
26.09.2018
№218.016.8bc1

Система и способ регулирования скорости уборки-выпуска шланга на подвесных агрегатах заправки

Изобретение относится к системам дозаправки летательных аппаратов в полете. Система регулирования скорости уборки-выпуска шланга на подвесных агрегатах заправки состоит из блока (1) автоматики агрегата заправки, турбины слежения (4) со створкой (3), барабана (5) со шлангом, датчика оборотов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667984
Дата охранного документа: 25.09.2018
31.01.2019
№219.016.b56d

Амортизатор одностороннего действия

Изобретение относится к устройствам для гашения кинетической энергии движущихся тел. Амортизатор содержит корпус с размещенным в нем энергопоглощающим элементом в виде деформируемой рейки, срезной элемент, соединяющий корпус и рейку, а также шарики, взаимодействующие с рейкой. Корпус выполнен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678541
Дата охранного документа: 29.01.2019
24.05.2019
№219.017.5dd2

Отметчик положения заголовника

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано в машиностроительной и приборостроительной промышленности для измерения линейных перемещений. Отметчик положения заголовника состоит из мерной тяги и считывающего устройства, в качестве считывающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002688909
Дата охранного документа: 22.05.2019
Показаны записи 1-10 из 14.
10.12.2013
№216.012.8855

Способ торможения катапультного кресла и система для его осуществления

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к системе торможения катапультного кресла. Система торможения катапультного кресла содержит катапультное кресло со стабилизирующими телескопическими штангами и стабилизирующими парашютами. В конструкцию кресла дополнительно введены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500583
Дата охранного документа: 10.12.2013
10.03.2015
№216.013.3140

Способ снижения вертикальной скорости приземления летчика после катапультирования и система для его реализации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к способам и системам, обеспечивающим аварийное покидание экипажем летательного аппарата. Способ снижения вертикальной скорости приземления после катапультирования заключается в использовании порохового двигателя, причем включение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544076
Дата охранного документа: 10.03.2015
20.07.2015
№216.013.6323

Способ непрерывного получения графенов

Изобретение относится к области нанотехнологий и может быть использовано для получения композиционных материалов с высокой электро- и теплопроводностью, добавок в бетоны и керамику, сорбентов, катализаторов. Углеродсодержащий материал испаряют в объемной термической плазме и конденсируют на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556926
Дата охранного документа: 20.07.2015
27.11.2015
№216.013.93c2

Способ и система интенсификации наполнения купола парашюта катапультного кресла

Группа изобретений относится к средствам аварийного покидания летательного аппарата. Способ интенсификации наполнения купола парашюта катапультного кресла заключается в изменении режима работы парашюта в зависимости от информации о скорости полета самолета в момент аварии, использующейся...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569445
Дата охранного документа: 27.11.2015
20.12.2015
№216.013.9a65

Способ получения углеродных нанотрубок

Изобретение относится к области нанотехнологий и может быть использовано при получении элементов памяти, наноэлектрических проводов, электрических и магнитных материалов. В реакторе создают объемную термическую плазму и вводят в нее углеродсодержащий материал - сажу или графит - и катализатор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571150
Дата охранного документа: 20.12.2015
19.01.2018
№218.016.0aa6

Система аварийного спасения члена экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике. Система аварийного спасения члена экипажа самолета содержит пневмопривод, включающий подвижный пневмоцилиндр-аккумулятор, заполненный сжатым газом, подвижный и неподвижный пневмоцилиндры, в исходном положении зафиксированные между собой, а также...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002632233
Дата охранного документа: 03.10.2017
16.10.2018
№218.016.92a3

Электронное устройство катапультного кресла для самолета

Электронное устройство катапультного кресла содержит процессор, ОЗУ, ПЗУ, переключатель, часы, таймер, выключатель, четыре датчика давления, группу опторонов, контроллер МКО, контроллер, четыре оптрона, три схемы сброса по питанию, четыре генератора, два узла затвора баровременного, два...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669720
Дата охранного документа: 15.10.2018
19.04.2019
№219.017.2ba9

Спасательный парашют катапультного кресла

Изобретение относится к парашютам, применяемым в составе катапультного кресла. Парашют содержит купол, стропы, свободные концы с узлами крепления их к подвесной системе, устройство для снижения скорости приземления, закрепленное на свободных концах. Устройство для снижения скорости приземления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002275313
Дата охранного документа: 27.04.2006
19.04.2019
№219.017.2c2d

Способ выработки команды на ввод парашюта катапультного кресла

Группа изобретений относится к авиационной технике, в частности к технике управления катапультным креслом (КК), и предназначено для выработки команд на включение в определенной последовательности систем КК, в том числе и парашюта спасения, при покидании летчиком самолета в аварийных ситуациях....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280592
Дата охранного документа: 27.07.2006
19.04.2019
№219.017.2e70

Двухрежимный спасательный парашют катапультного кресла

Изобретение относится к авиационной технике. Парашют дополнительно содержит систему изменения режима его работы, состоящую из рифовочного кольца, установленного на куполе, двух пирорезаков, установленных на рифовочном кольце, двух разрифовочных лент, пирозамка, установленного на заголовнике...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002310585
Дата охранного документа: 20.11.2007
+ добавить свой РИД