×
13.11.2019
219.017.e0ad

Результат интеллектуальной деятельности: Способ изготовления подшипника скольжения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к технологии изготовления подшипников скольжения из древесно-металлических композиционных материалов, в том числе полученных на основе переработки древесины. В способе образуют антифрикционную втулку (1) и обойму (6) подшипника путем навивки на бронзовую втулку (1) ленты (2) технического картона, а затем армирующей металлической сетки (3) с последующим заполнением ее ячеек сыпучей массой (4), состоящей из древесной муки с кварцевым песком в пропорции 1/1, и далее ленты шпона (5) с прикатыванием роликом каждого слоя с формированием при этом наружного диаметра втулки (1), которую запрессовывают в обойму (6) подшипника и фиксируют относительно обоймы (6) штифтами (7). Кроме того, часть втулки (1), образуемая лентой шпона (5), представлена не менее чем тремя послойно расположенными в последовательности уменьшения к наружному диаметру значениями модуля упругости породами древесины. Технический результат: улучшение демпфирующей способности подшипника и повышение его долговечности при эксплуатации в условиях ударного циклического нагружения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий и может быть применимо для изготовления подшипников скольжения.

Известен способ изготовления подшипника скольжения намоткой ткани на оправку, выполненную в виде перфорированной втулки из композиционного антифрикционного материала, с пропиткой рулона ткани композиционным антифрикционным материалом, отличающийся тем, что перфорированную втулку вместе с рулоном ткани помещают в центрифугу, где центробежно осуществляют пропитку рулона ткани через отверстия в перфорированной втулке (патент РФ №2173417 Иванов В.А., Шамаев А.С., Богачев А.П.).

Недостатком этого способа является то, что пропитывание рулона ткани в центрифуге не позволяет обеспечить равномерность пропитки композиционным антифрикционным материалом, в связи с ограничением его доступа через перфорированные отверстия в оправке. Это приводит к расслоению ткани при эксплуатации подшипника и образованию очагов схватывания при повышении температуры на контакте с валом.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную втулку и затем на нее наматывают тканый материал, пропитанный связующим, создающим обойму подшипника скольжения, в котором перед намоткой на наружной цилиндрической поверхности антифрикционной втулки нарезают винтовые канавки, в которые укладывают проволоку с предварительным натяжением и ее концы жестко фиксируют в корпусе антифрикционной втулки с помощью отверстий (Патент РФ №2172678 Иванов В.А., Богачев А.П., Тарасенко А.Т.)

Недостатком известного способа является растяжение проволоки в процессе эксплуатации, что приводит к изменениям условий сопряжения подшипника с валом; кроме того тканый материал обладает недостаточными свойствами для гашения вибраций в подшипнике в связи с необратимыми деформациями, в особенности при ударном нагружении. Это снижает эффективность работы подшипника и его долговечность.

Технической задачей изобретения является повышение долговечности подшипника скольжения за счет обеспечения его высокой демпфирующей способности.

Для решения указанной задачи способ изготовления подшипника скольжения, при котором образуют антифрикционную втулку и обойму подшипника, отличающийся тем, что на бронзовую втулку навивают ленту технического картона толщиной от 0,25 до 1,0 мм и плотностью 120-160 г/м2, пропитанную эпоксидной смолой, а затем укладывают в один слой армирующую металлическую сетку толщиной 0,1 мм с размерами ячеек 2,0×2,0 мм и высотой 1 мм с последующим заполнением ее ячеек сыпучей массой, состоящей из древесной муки с кварцевым песком фракции 0,1-0,25 мм в пропорции 1/1, после чего послойно навивают ленту шпона толщиной от 1,0 до 1,5 мм, с прикатыванием роликом под давлением 0,5 МПа, и формируют наружный диаметр втулки, которую запрессовывают в обойму подшипника и производят фиксацию втулки относительно обоймы штифтами.

Кроме того, часть втулки, образуемая лентой шпона, представлена не менее чем тремя послойно расположенными в последовательности уменьшения к наружному диаметру значениями модуля упругости породами древесины.

Известно, что волокнистая структура картона и древесины способствует снижению колебаний со стороны вращающегося вала вследствие диссипации энергии, передающейся в объеме композита между волокнами, а также слоями ранней (менее плотной) и поздней древесины. Причем декремент затухания колебаний имеет максимум в слоях, характеризующихся меньшими значениями модуля упругости.

С учетом этого, структура втулки подшипника формируется с позиций минимизации модуля упругости в слоях, образованных шпоном; и наоборот, большие его значения обеспечены слоями, формируемыми из технического картона с пропиткой эпоксидным клеем.

Под воздействием вибрации в структуре древесины распространяются волны деформации. От источника вибрационных возмущений каждый слой (например, древесина ранней и поздней зоны, а также слои, образованные сочетанием разнородных материалов: картона, древесной муки с кварцевым песком и шпона) оказывается нагруженным силовыми импульсами. Вследствие инерционности, наличия сил трения и необратимых деформаций импульсы по мере прохождения через структурные слои во втулке подшипника постепенно ослабевают.

Таким образом, энергия колебательного движения источника вибрации в процессе прохождения волны затрачивается на ускорение среды и восполнение потерь при необратимых деформациях.

Включение в состав структуры втулки подшипника упруго деформирующейся армирующей металлической сетки обеспечивает постоянство посадки подшипника на валу в ходе эксплуатации и обеспечивает лучшие условия взаимодействия с валом. Целесообразность заполнения ячеек металлической сетки древесной мукой с кварцевым песком обусловлено вибродиссипативными свойствами сыпучих сред. Диссипация происходит вследствие трения сухих поверхностей частиц древесины и песка друг о друга, необратимых деформаций недостаточно упругих фаз, наличия различных сил сопротивления перемещению частиц (сил сцепления). Диссипация энергии вибровозмущения обусловлена также асимметрией системы «частицы сыпучего материала - ограничивающие плоскости и поверхности», что обеспечивает преодоление сил трения, возникающих при относительном движении частиц сыпучей массы. Существующие при этом виды сопротивления в древесной муке с кварцевым песком обобщенно сводятся к вязким и сухим сопротивлениям. Вибрация при этом играет роль дополнительного быстрого движения, накладывающегося на основное медленное движение. Взаимосвязь между частицами снижается и сыпучая массы переходит в частично или полно вибровзвешенное состояние. Имеет место изменение коэффициента трения при вибрации, приведшее к введению понятия эффективного коэффициента сухого трения при вибрации.

Как растительный полимер древесина характеризуется упругими, высокоэластичными и вязкотекучими деформациями. Потери кинетической энергии в древесине, реализующей свои вибродемпфирующие свойства, можно условно разделить на два вида - объемные (за счет деформации сжатия-разряжения) и сдвиговые. В отличие от однородного материала, работающего только за счет потерь из-за объемной деформации (потери на сжатие-растяжение), скомбинированный из нескольких разнородных слоев (картона, металлической сетки, шпона) работает еще и за счет сдвиговой деформации между этими слоями. Вследствие этого в многослойном материале, образованном из технического картона и не менее из трех лент шпона, создаются условия для внутреннего отражения вибрационных волн.

Сущность способа поясняется чертежом, где изображен общий вид подшипника скольжения.

Пример конкретного выполнения способа изготовления подшипника скольжения.

На бронзовую втулку 1 навивают ленту 2 технического картона толщиной от 0,25 до 1,0 мм и плотностью 120-160 г/м2, пропитанную эпоксидной смолой (например ЭД-20), а затем укладывают в один слой армирующую металлическую сетку 3 толщиной 0,1 мм с размерами ячеек 2,0×2,0 мм и высотой 1 мм с последующим заполнением ее ячеек сыпучей массой 4, состоящей из древесной муки с кварцевым песком фракции 0,1-0,25 мм в пропорции 1:1. После чего навивают послойно ленты шпона 5 толщиной от 1,0 до 1,5 мм с прикатыванием роликом (условно не показан) каждого слоя под давлением 0,5 МПа, и формируют наружный диаметр втулки 1, которую запрессовывают в обойму 6 подшипника и производят фиксацию втулки относительно обоймы штифтами 7. Ленты шпона 5 расположены в последовательности уменьшения к наружному диаметру значениями модуля упругости породами древесины, например: ясеня, дуба, пихты; причем ленты шпона при навивке стыкуются по торцам. В течение 24 часов при комнатной температуре осуществляют отверждение эпоксидной смолы.

Часть втулки, образуемая лентой шпона, представлена не менее чем тремя послойно расположенными в последовательности уменьшения к наружному диаметру значениями модуля упругости породами древесины, например: ясеня, дуба, пихты; причем ленты шпона при навивке стыкуются по торцам.

В отличие от аналогов предлагаемый способ позволяет обеспечить виброгасящие свойства опор валов в диапазоне вибрационных возмущений от 2 до 100 Гц, что повышает работоспособность подшипников скольжения.

Сравнительные испытания подшипника, изготовленного по заявляемому способу, и прототипа приведены в таблице.


Способ изготовления подшипника скольжения
Способ изготовления подшипника скольжения
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
25.08.2017
№217.015.ca12

Колесо зубчатое упругое

Изобретение относится к зубчатым колесам. Колесо зубчатое упругое содержит ступицу, венец с диском, смонтированный с возможностью поворота относительно ступицы, цилиндрические упругие элементы, установленные без зазора в гнездах, выполненных равномерно по окружности колеса. В диске венца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619880
Дата охранного документа: 19.05.2017
17.02.2018
№218.016.2a30

Вагон для перевозки автомобилей

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам для перевозки легковых автомобилей. Вагон для перевозки легковых автомобилей включает смонтированный на раме в зоне между опорными тележками поворотный на горизонтальной оси (3) настил (2) нижнего яруса погрузки и настил (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643017
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.301f

Периферийное устройство для снижения утечек теплоносителя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в необандаженных ступенях паровых и газовых турбин. Периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее на внешнем обводе винтовые канавки в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645100
Дата охранного документа: 15.02.2018
10.05.2018
№218.016.4614

Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора и способ его осуществления

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин. Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора содержит рабочее колесо первой ступени, а на внутренней поверхности корпуса осевого компрессора в зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650241
Дата охранного документа: 11.04.2018
29.05.2018
№218.016.5407

Способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход - корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении

Использование: для измерения тепловых параметров силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении. Сущность изобретения заключается в том, что способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход-корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653962
Дата охранного документа: 15.05.2018
09.06.2018
№218.016.5b08

Подвеска осевого редуктора локомотива

Осевой редуктор одной стороной опирается на ось колесной пары, а другой стороной связан с рамой тележки посредством вертикальной тяги с резинометаллическими шарнирами на концах, причем вертикальная тяга связана с рамой тележки через балансир с резинометаллическим шарниром с осью, а конец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655593
Дата охранного документа: 28.05.2018
09.06.2018
№218.016.5e75

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающих средств. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые цистерны 1 левого и правого борта, частично заполненные жидкостью 2, соединенные между собой жидкостным 3 и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656745
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.06.2018
№218.016.5e82

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающего средства. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые резервуары 1, частично заполненные ферромагнитной жидкостью 2 и связанные между собой жидкостным 3 и воздушным 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656744
Дата охранного документа: 06.06.2018
07.12.2018
№218.016.a490

Камера сгорания дизеля

Изобретение относится к двигателестроению. Камера сгорания двигателя внутреннего сгорания, ограниченная днищем поршня, головкой цилиндра и снабженная теплоизолирующим керамическим покрытием, на которое нанесен теплоаккумулирующий и теплопередающий слой, выполненный из высокотемпературного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674170
Дата охранного документа: 05.12.2018
26.12.2018
№218.016.ab69

Поршень форсированного дизельного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению. Поршень форсированного дизельного двигателя состоит из нижнего (1) и верхнего (2) фрагментов, соединенных между собой. Фрагменты (1) и (2) образуют периферийную (3) и центральную (4) полости охлаждения поршня. Полости (3) и (4) сообщены основными (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675974
Дата охранного документа: 25.12.2018
Показаны записи 1-9 из 9.
10.07.2015
№216.013.5de1

Самоблокирующийся дифференциал с магнитной жидкостью

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в автомобилях повышенной проходимости. Самоблокирующийся дифференциал с магнитной жидкостью содержит две чаши коробки дифференциала, две полуоси, две полуосевые шестерни, четыре сателлита. Полуосевые шестерни состоят из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555574
Дата охранного документа: 10.07.2015
19.06.2019
№219.017.841c

Установка для испытания материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания металлов и сплавов, а также композиционных материалов и покрытий на стойкость к абразивному изнашиванию при низких, нормальных и повышенных температурах. Установка для испытания материалов на абразивное...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691639
Дата охранного документа: 17.06.2019
28.02.2020
№220.018.06fd

Древесно-металлический композит для втулки подшипника скольжения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к ремонтному и единичному производствам, а также к изготовлению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов. Древесно-металлический композит для втулки подшипника состоит из древесной муки дуба фракций 0,13-0,25 мм...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002715319
Дата охранного документа: 26.02.2020
09.07.2020
№220.018.30ce

Способ определения твердости композиционных гетерогенных материалов

Изобретение относится к способу определения твердости композиционных гетерогенных материалов, обеспечивающему возможность повышения точности определения усредненного оценочного значения микротвердости функциональных поверхностей материалов, выполняемых на основе модифицированной древесины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725902
Дата охранного документа: 07.07.2020
15.07.2020
№220.018.3251

Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов различных машин, в частности в деревообрабатывающих станках и оборудовании, станках текстильной промышленности и др. Подшипник скольжения состоит из двух соединенных между собой втулок – наружной (2),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726348
Дата охранного документа: 13.07.2020
24.07.2020
№220.018.3747

Способ изготовления подшипника скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к получению подшипников трения скольжения из древесно-металлических композитов. Представлен способ изготовления подшипника скольжения, выполненного из прессованной древесины с радиальным расположением волокон и равномерной плотностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727301
Дата охранного документа: 21.07.2020
20.04.2023
№223.018.4bce

Подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при изготовлении подшипниковых опор скольжения различных машин, в частности, в станках деревообрабатывающей и текстильной промышленности, различного рода конвейеров и др. Подшипник скольжения с вкладышем (3) из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002760819
Дата охранного документа: 30.11.2021
23.04.2023
№223.018.5238

Установка для испытаний материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания металлов и сплавов, а также композиционных материалов и покрытий на стойкость к абразивному изнашиванию при низких, нормальных и повышенных температурах в условиях трения, удара и трения с ударом по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002744848
Дата охранного документа: 16.03.2021
17.06.2023
№223.018.7e3a

Установка для испытания материалов на абразивное изнашивание

Изобретение относится к испытательной технике. Установка для испытания материалов на абразивное изнашивание содержит ударный механизм, систему управления ударным механизмом, теплоизолированную камеру, дозатор для подачи абразива, скребковый механизм, привод вращения вала. Механизм включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002771866
Дата охранного документа: 13.05.2022
+ добавить свой РИД