×
04.04.2018
218.016.301f

ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УТЕЧЕК ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в необандаженных ступенях паровых и газовых турбин. Периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее на внешнем обводе винтовые канавки в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени. В периферийной зоне необандаженных турбинных ступеней установлены кольцевые электромагниты шлицевого типа, генерирующие в область радиального зазора электромагнитное поле в частотном диапазоне от 10 до 10 Гц, а винтовые канавки выполнены под углом 75° к оси турбомашины. Достигается снижение утечек теплоносителя через радиальный зазор турбинных ступеней необандаженного типа и генерируемой при этом вибрации и звуковой энергии. 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в необандаженных ступенях паровых и газовых турбин.

В периферийной области необандаженной рабочей решетки турбинной ступени течения имеют явно выраженный трехмерный характер. Попадая в область внешнего обвода ступени, энергоноситель разделяется на основной межлопаточный поток, периферийный (в зоне радиального зазора между основным межлопаточным потоком и поверхностью внешнего обвода ступени) и щелевой (в пространстве между периферийной торцевой поверхностью рабочих лопаток и наружным обводом) потоки, обладающие высокой энергией. Взаимодействие у вершины рабочих лопаток щелевого, периферийного и основного потоков вызывает развитие у выпуклой поверхности лопаток вихревого слоя, который, закручиваясь в спираль, образует ядро вращающейся рабочей среды. Нестационарность входящего в рабочее колесо потока способствует неустойчивости течения в пограничном слое у периферии рабочей решетки и образованию местных срывных вихревых дорожек. В этих условиях движение газа сопровождается значительными потерями энергии, генерацией вибрационных процессов и мощного звукового давления.

Известно уплотнение радиального зазора турбомашины, содержащее установленное в корпусе кольцо, на обращенной к лопаткам поверхности которого выполнены кольцевые канавки, отличающиеся тем, что с целью повышения эффективности работы путем уменьшения концевых протечек теплоносителя уплотнение снабжено охватывающим кольцо вибратором, выполненным в виде пьезокерамического цилиндра с нанесенными на его внутренней и наружной поверхностях электродами, закрепленными по внутренней поверхности в кольце, а по торцам на корпусе (см. а.с. СССР, №1471661, кл. F01D 11/08, 1996). Недостатком данного устройства является дополнительное потребление энергии и создание вибронагрузки на элементы турбомашины, что может вызвать их резонанс.

Для снижения утечек рабочего тела может быть использовано надроторное устройство компрессора, содержащее ребра, расположенные в дополнительной кольцеобразной полости в корпусе компрессора, расположенной над рабочей лопаткой ступени компрессора и сообщающейся с проточной частью компрессора, под углом к продольной оси компрессора, оснащенное ребрами, которые расположены под одинаковым углом к поверхности, обращенной в сторону проточной части, в дополнительной кольцеобразной полости, соединены с ней в единое целое и имеют клинообразное заострение на концах (см. RU №2282754, кл. F04D 27/02, 2006). Недостатком данного устройства является его недостаточная эффективность в сравнении с предлагаемым конструктивным вариантом.

Задачей заявляемого изобретения является создание устройства для снижения утечек теплоносителя через радиальный зазор турбинных ступеней необандаженного типа и генерируемой при этом вибрации и звуковой энергии.

Данная задача достигается тем, что периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее винтовые канавки, находящееся в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени, отличающееся тем, что в периферийной зоне необандаженных турбинных ступеней установлены кольцевые электромагниты шлицевого типа, генерирующие электромагнитное поле в частотном диапазоне от 109 до 1013 Гц, а винтовые канавки выполнены под углом 75° к оси турбомашины.

Данное изобретение предлагает создание на внешнем обводе рабочего колеса винтовых профильных канавок, обеспечивающих эффект "запирания" потока у периферии.

Дополнительно уменьшить интенсивность высокотурбуленного вихревого течения на внешнем обводе рабочих лопаток при высоких числах Рейнольдса возможно за счет ламинаризации потока - снижения уровня анизотропии жидкости в периферийном пограничном слое.

Для формирования изотропной формы течения энергоносителя в области радиальных зазоров рабочих колес турбин следует организовать внешнее воздействие на молекулы газа в пограничном слое переменным магнитным полем с частотным диапазоном от 109 до 1013 Гц, что адекватно частоте их собственных колебаний.

Реализовать этот метод гашения виброакустической активности газа возможно созданием переменного магнитного поля. С этой целью в области радиального зазора турбинной ступени следует установить кольцевой электромагнит шлицевого типа.

Предлагаемое изобретение позволит ламинаризировать периферийный поток, уменьшив протечки рабочего тела через радиальный зазор и тем самым повысить эффективность работы турбины, значительно сократить уровень излучаемой звуковой энергии, исключить срывные явления в зоне периферийных радиальных зазоров необандаженных рабочих решеток, что повысит вибронадежность и экономичность турбомашин.

Предлагаемое изобретение проиллюстрировано.

На фиг. 1 изображено периферийное уплотнение с винтовыми канавками на внешнем обводе рабочего колеса.

На фиг. 2 представлены профильные канавки винтового типа (вид Б на фиг. 1).

На фиг. 3 представлена схема течения рабочего тела внутри винтовой канавки.

На фиг. 4 представлена схема течения рабочего тела у внешнего обвода ступени, оснащенного винтовыми канавками, выполненными под углом αк (75°) к оси машины (вид А на фиг. 1).

На фиг. 5 представлена зависимость КПД ступени от конструкции внешнего обвода.

Устройство для снижения утечек через радиальный зазор в (фиг. 1) необандаженной турбинной ступени, состоящей из направляющего аппарата 1 и рабочего колеса 2, представляет собой профильные канавки винтового типа 3 и установленный на внешнем обводе 4 компрессора кольцевой электромагнит шлицевого типа 5.

Устройство работает следующим образом: в процессе взаимодействия щелевого и основного потоков ядро вращающейся рабочей среды, попадая внутрь профильной канавки винтового типа 3 (фиг. 1, 2, 3), оказывает влияние на основной поток, протекающий у периферии под определенным углом к оси ротора, заставляет его смещаться в сторону межвенцевого зазора ступени, снижая тем самым величину периферийных утечек теплоносителя (фиг. 4).

Исследования эффективности работы такого вида уплотнительных устройств были выполнены на динамическом воздушном стенде с использованием моделей высоконагруженного турбинного отсека.

Испытания турбинных ступеней выполнялись при пяти углах наклона канавок уплотнения αк рабочего колеса 2 (по отношению к оси машины) αк=82°, 78°, 75°, 71° и 68° и величине радиального зазора δ=0,5 мм (фиг. 1).

Зависимость КПД ступени от конструкции внешнего обвода представлены на фиг. 5: 6 - для гладкого кольца; 7 - для кольца с винтовой канавкой при αк=75°.

КПД исходного варианта турбинной ступени (с гладким периферийным кольцом) имел значение ηисх=0,82 на оптимальном режиме работы (фиг. 1, 5).

Исследования турбинного отсека при наличии винтовых канавок 3 на периферийном обводе позволили установить, что наибольшее увеличение КПД ступени получено при αк=75°, где его прирост составил 0,8% (фиг. 5). В этих условиях зарегистрированы и минимальные уровни вибрации и шума, генерируемые в турбинном отсеке.

Для дополнительного снижения протечек рабочего тела и виброакустической активности ступени следует оснастить периферийный обвод конструкции кольцевым магнитным устройством 5 шлицевого типа с соответствующими электромагнитными характеристиками (фиг. 1).

Настройку магнитной системы следует производить в процессе доводки энергоблока при стендовых испытаниях турбинного отсека.

Таким образом, использование в необандаженных турбинных ступенях периферийных обводов, оснащенных винтовыми канавками с углом наклона 75° и электромагнитом, генерирующим магнитное поле частотой 109…1013 Гц, позволит ламинаризировать течение в области радиальных зазоров рабочих колес, существенно повысить их экономичность и вибронадежность, значительно сократить уровень излучаемой звуковой энергии.

Периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее на внешнем обводе винтовые канавки в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени, отличающееся тем, что в периферийной зоне необандаженных турбинных ступеней установлены кольцевые электромагниты шлицевого типа, генерирующие в область радиального зазора электромагнитное поле в частотном диапазоне от 10 до 10 Гц, а винтовые канавки выполнены под углом 75° к оси турбомашины.
ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УТЕЧЕК ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ
ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УТЕЧЕК ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ
ПЕРИФЕРИЙНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УТЕЧЕК ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
25.08.2017
№217.015.ca12

Колесо зубчатое упругое

Изобретение относится к зубчатым колесам. Колесо зубчатое упругое содержит ступицу, венец с диском, смонтированный с возможностью поворота относительно ступицы, цилиндрические упругие элементы, установленные без зазора в гнездах, выполненных равномерно по окружности колеса. В диске венца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619880
Дата охранного документа: 19.05.2017
17.02.2018
№218.016.2a30

Вагон для перевозки автомобилей

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам для перевозки легковых автомобилей. Вагон для перевозки легковых автомобилей включает смонтированный на раме в зоне между опорными тележками поворотный на горизонтальной оси (3) настил (2) нижнего яруса погрузки и настил (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643017
Дата охранного документа: 29.01.2018
10.05.2018
№218.016.4614

Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора и способ его осуществления

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин. Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора содержит рабочее колесо первой ступени, а на внутренней поверхности корпуса осевого компрессора в зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650241
Дата охранного документа: 11.04.2018
29.05.2018
№218.016.5407

Способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход - корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении

Использование: для измерения тепловых параметров силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении. Сущность изобретения заключается в том, что способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход-корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653962
Дата охранного документа: 15.05.2018
09.06.2018
№218.016.5b08

Подвеска осевого редуктора локомотива

Осевой редуктор одной стороной опирается на ось колесной пары, а другой стороной связан с рамой тележки посредством вертикальной тяги с резинометаллическими шарнирами на концах, причем вертикальная тяга связана с рамой тележки через балансир с резинометаллическим шарниром с осью, а конец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655593
Дата охранного документа: 28.05.2018
09.06.2018
№218.016.5e75

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающих средств. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые цистерны 1 левого и правого борта, частично заполненные жидкостью 2, соединенные между собой жидкостным 3 и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656745
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.06.2018
№218.016.5e82

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающего средства. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые резервуары 1, частично заполненные ферромагнитной жидкостью 2 и связанные между собой жидкостным 3 и воздушным 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656744
Дата охранного документа: 06.06.2018
07.12.2018
№218.016.a490

Камера сгорания дизеля

Изобретение относится к двигателестроению. Камера сгорания двигателя внутреннего сгорания, ограниченная днищем поршня, головкой цилиндра и снабженная теплоизолирующим керамическим покрытием, на которое нанесен теплоаккумулирующий и теплопередающий слой, выполненный из высокотемпературного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674170
Дата охранного документа: 05.12.2018
26.12.2018
№218.016.ab69

Поршень форсированного дизельного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению. Поршень форсированного дизельного двигателя состоит из нижнего (1) и верхнего (2) фрагментов, соединенных между собой. Фрагменты (1) и (2) образуют периферийную (3) и центральную (4) полости охлаждения поршня. Полости (3) и (4) сообщены основными (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675974
Дата охранного документа: 25.12.2018
17.02.2019
№219.016.bbef

Устройство измерения частоты в матричном приемнике

Изобретение относится к радиотехнической и электронной областям промышленности и может быть использовано в средствах радиотехнической разведки для снижения неоднозначности определения частоты при приеме двух и более совмещенных по времени разночастотных сигналов. Устройство измерения частоты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680106
Дата охранного документа: 15.02.2019
Показаны записи 1-5 из 5.
25.08.2017
№217.015.ca12

Колесо зубчатое упругое

Изобретение относится к зубчатым колесам. Колесо зубчатое упругое содержит ступицу, венец с диском, смонтированный с возможностью поворота относительно ступицы, цилиндрические упругие элементы, установленные без зазора в гнездах, выполненных равномерно по окружности колеса. В диске венца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619880
Дата охранного документа: 19.05.2017
17.02.2018
№218.016.2a30

Вагон для перевозки автомобилей

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам для перевозки легковых автомобилей. Вагон для перевозки легковых автомобилей включает смонтированный на раме в зоне между опорными тележками поворотный на горизонтальной оси (3) настил (2) нижнего яруса погрузки и настил (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643017
Дата охранного документа: 29.01.2018
10.05.2018
№218.016.4614

Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора и способ его осуществления

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин. Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора содержит рабочее колесо первой ступени, а на внутренней поверхности корпуса осевого компрессора в зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650241
Дата охранного документа: 11.04.2018
23.07.2019
№219.017.b7cb

Устройство демпфирования колебаний ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области антивибрационных устройств газотурбинных двигателей с охлаждаемыми рабочими лопатками. Устройство демпфирования колебаний ротора газотурбинного двигателя выполнено в виде демпферов, имеющих со стороны лопаток охлаждающие канавки, вход воздуха в которые размещен...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695160
Дата охранного документа: 22.07.2019
26.07.2019
№219.017.b94f

Устройство демпфирования колебаний охлаждаемых лопаток газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области охлаждаемых сопловых и рабочих лопаток газовых турбин, оборудованных демпфирующими устройствами. Устройство демпфирования колебаний охлаждаемых лопаток включает демпфирующий элемент в виде дефлектора из материала с эффектом памяти формы, плотно соприкасающегося с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002695513
Дата охранного документа: 24.07.2019
+ добавить свой РИД