×
29.06.2019
219.017.9b56

Результат интеллектуальной деятельности: КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02235922
Дата охранного документа
10.09.2004
Аннотация: Изобретение относится к компрессорам газоутрбинных двигателей авиационного и наземного применения. Технический результат заключается в повышении надежности и уменьшении веса компрессора за счет увеличения радиальной жесткости и снижения веса ротора путем сокращения расстояния между опорами компрессора и оптимизации размещения шлиц дисков ротора в ненагруженной зоне. Он достигается тем, что в компрессоре газотурбинного двигателя, ротор которого включает шлицевой вал и установленные на нем диски, стянутые по ступицам гайками, часть дисков выполнена с одним рядом шлиц, которые выполнены под ступицы соседних с ними дисков, согласно изобретению шлица по меньшей мере одного диска первой ступени с одним рядом шлиц выполнена со стороны выхода из компрессора, при этом D/L=2-8; L/1=3-12, где D - внутренний диаметр ступицы диска; L - расстояние от шлиц до полотна диска; 1 - осевая длина шлиц диска по среднему диаметру. 3 ил.

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен компрессор газотурбинного двигателя, ротор которого состоит из шлицевого вала и дисков, установленных на шлицевом валу и стянутых по ступицам гайками /1/.

Недостатком такой конструкции является низкая надежность из-за возможности образования трещин по шлицам, расположенным на ступицах дисков, так как шлицы являются концентраторами напряжений.

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция компрессора газотурбинного двигателя, в роторе которого установлены диски со шлицами на ступицах, стянутые гайками по ступицам, причем по меньшей мере один из дисков выполнен с двумя рядами шлиц. Остальные диски выполнены с одним рядом шлиц, а у дисков с ограниченной шириной ступицы выполнены под ступицы соседних с ними дисков /2/.

Недостатком такой конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность и повышенный вес компрессора из-за увеличенного расстояния между опорами компрессора, неоптимального расстояния между шлицами и полотнами дисков, а также из-за неоптимальной длины шлиц.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности и уменьшения веса компрессора за счет увеличения радиальной жесткости и снижения веса ротора путем сокращения расстояния между опорами компрессора и оптимизации размещения шлиц дисков ротора в ненагруженной зоне.

Сущность изобретения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя, ротор которого включает шлицевой вал и установленные на нем диски, стянутые по ступицам гайками, часть дисков выполнена с одним рядом шлиц, которые выполнены под ступицы соседних с ними дисков, согласно изобретению шлица по меньшей мере одного диска первой ступени с одним рядом шлиц выполнена со стороны выхода из компрессора, при этом D/L=2-8; L/1=3-12, где

D - внутренний диаметр ступицы диска;

L - расстояние от шлиц до полотна диска;

1 - осевая длина шлиц диска по среднему диаметру.

Поскольку шлицы являются концентраторами напряжений, для повышения ресурса и исключения поломки дисков компрессора возникает необходимость выноса шлиц в ненагруженную зону по отношению к полотну диска.

В связи с этим для уменьшения расстояния между подшипниками компрессора диски первых ступеней выполняются с одним рядом шлиц с задней стороны по потоку воздуха в проточной части компрессора, т.е. со стороны выхода из компрессора, а диски последних ступеней - одним рядом шлиц с передней стороны по потоку воздуха в проточной части компрессора, т.е. со стороны входа в компрессор.

При этом расстояние между гайками, стягивающими диски компрессора по ступицам, выполняют минимальным, что позволяет уменьшить расстояние между подшипниками ротора, тем самым увеличивая радиальную жесткость ротора, снизить вес ротора и повысить его надежность.

При этом величина расстояния от шлиц до полотна диска L (вынос шлиц) зависит от размерности компрессора, т.е. от величины внутреннего диаметра D ступиц его дисков. Соотношение D/L необходимо поддерживать в интервале 2-8.

При D/L<2 излишне увеличивается вес ротора компрессора, что снижает его критические обороты. При D/L>8 снижается надежность дисков компрессора из-за попадания шлиц в нагруженную зону диска.

Осевую длину шлиц 1 назначают из условий обеспечения необходимых запасов прочности при передаче крутящего момента с вала на диск компрессора, а также из условий обеспечения работоспособности шлицевых соединений вал-диск в условиях повышенных вибраций ротора компрессора, т.е. из условия отсутствия наклепов и износа шлиц по ресурсу.

При L/1<3 излишне увеличивается длина шлиц дисков, что приводит к увеличению веса ротора компрессора.

При L/1>12 возможен износ шлицевых соединений из-за повышенных контактных напряжений.

На фиг.1 представлен продольный разрез компрессора газотурбинного двигателя, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, на фиг.3 показан элемент II на фиг.1 в увеличенном виде.

Компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 и ротора 3, на шлицевом валу 4 которого шлицами 5 установлены диски 6 с рабочими лопатками 7, расположенными в проточной части 8. Воздух в проточной части 8 движется от входа 9 к выходу 10 компрессора 1. Диски первых ступеней 11 по течению воздуха выполнены со шлицами 5 со стороны выхода из компрессора. Диски последних ступеней 12 по течению воздуха выполнены со шлицами 5 со стороны входа в компрессор и по ступицам 13 стянуты между собой передней 14 и задней 15 гайками.

В статоре 2 ротор установлен с помощью переднего радиального подшипника 16 и заднего радиального подшипника 17, примыкающих через лабиринтные уплотнения 18 и 19 к гайкам 14 и 15.

Шлицы 5 осевой длины 1 по среднему диаметру 20 выполнены на выносных элементах 21 ступиц 13 на расстоянии L от полотна 22 дисков 11, 12.

Данное устройство работает следующим образом.

При работе двигателя на ротор 3 компрессора 1 действуют неуравновешенные центробежные силы, вызывающие радиальный прогиб ротора 3, в результате чего увеличиваются радиальные зазоры между статором и ротором и снижается надежность компрессора из-за возможности задевания ротора о статор.

Расположение шлиц 5 на выносных элементах 21 у дисков первых ступеней со стороны выхода из компрессора, а у дисков последних ступеней со стороны входа в компрессор уменьшает расстояние между передней 14 и задней 15 гайками, стягивающими диски, и соответственно между подшипниками 16 и 17, что повышает радиальную жесткость ротора и способствует уменьшению радиальных зазоров между статором 2 и ротором 3. Снижение веса ротора 3 компрессора 1 из-за оптимального выбора расстояния от шлиц до полотна диска L и осевой длины 1 шлиц также способствует уменьшению радиального прогиба ротора и повышению надежности компрессора.

Так как шлицы 5 расположены на оптимальном расстоянии от полотна диска, они работают вне зоны повышенных напряжений ступицы 13, что способствует существенному увеличению ресурса дисков 11, 12.

На газотурбинных установках ГТУ-12П ресурс таких дисков достигает 30000 часов без ремонта.

Источники информации

1. Вьюнов С.А. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1981, с. 89, рис.3.27.

2. Патент РФ №2106538, МКИ F 04 D 29/32, 1998.

Компрессоргазотурбинногодвигателя,роторкотороговключаетшлицевойвалиустановленныенанемдиски,стянутыепоступицамгайками,частьдисковвыполненасоднимрядомшлиц,которыевыполненыподступицысоседнихснимидисков,отличающийсятем,чтошлицапоменьшеймереодногодискапервойступенисоднимрядомшлицвыполненасосторонывыходаизкомпрессора,приэтомD/L=2-8;L/1=3-12,гдеD-внутреннийдиаметрступицыдиска;L-расстояниеотшлицдополотнадиска;1-осеваядлинашлицдискапосреднемудиаметру.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 46.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД