×
11.03.2019
219.016.d79a

Результат интеллектуальной деятельности: ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002224893
Дата охранного документа
27.02.2004
Аннотация: Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии. Отношение максимальной толщины дефлектора к его минимальной толщине на периферии дефлектора равно 1, 2...3. Изобретение повышает надежность газотурбинного двигателя путем исключения паразитных утечек охлаждающего воздуха между торцами диска и дефлектора в месте их крепления, а также перегрева рабочей охлаждающей лопатки. 3 ил.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения.

Известен газотурбинный двигатель, диски турбины которого выполнены без покрывных дефлекторов [1].

Недостатком известной конструкции является низкая надежность из-за возможности перегрева дисков горячим газом из проточной части турбины.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является газотурбинный двигатель, диск турбины в котором закрыт от контакта с газом покрывным дефлектором, полотно которого от ступицы к периферии наклонено к диску [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за больших напряжений, возникающих в полотне дефлектора при работе двигателя, так как под действием центробежных сил полотно дефлектора стремится установиться в радиальной плоскости, что приводит к деформации полотна и к возникновению больших напряжений в радиальных штифтах крепления периферийной части дефлектора к диску, так как периферийная часть дефлектора под действием центробежных сил стремится отойти от диска. Деформация дефлектора может привести к появлению зазоров между торцами диска и дефлектора в месте их крепления, появлению паразитных утечек охлаждающего воздуха и перегреву рабочей охлаждаемой лопатки.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности газотурбинного двигателя путем исключения паразитных утечек охлаждающего воздуха между торцами диска и дефлектора в месте их крепления, а также перегрева рабочей охлаждающей лопатки.

Сущность технического решения заключается в том, что в газотурбинном двигателе с диском турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна, согласно изобретению, полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками, причем наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии, а отношение максимальной толщины Н к его минимальной толщине h на периферии дефлектора равно 1.2...3.

Выполнение полотна дефлектора с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками, причем наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии позволяет исключить зазор между торцами дефлектора и диска, тем самым исключаются паразитные утечки охлаждающего воздуха, повышая надежность газотурбинного двигателя.

При Н/h<1,2 излишне увеличиваются напряжения в полотне дефлектора, в месте перехода к ступице из-за действия центробежных сил.

При Н/h>3 увеличиваются изгибные напряжения в полотне дефлектора при работе двигателя под действием центробежных сил.

На фиг.1 изображен продольный разрез газотурбинного двигателя; на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 - элемент II на фиг.2 в увеличенном виде.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3, турбины высокого давления 4 и турбины низкого давления 5. Турбина высокого давления 4 состоит из статора 6 и ротора 7, состоящего из вала 8 с установленными на нем дисками 9 и 10 первой и второй ступеней соответственно. Для подачи охлаждающего воздуха на охлаждение первой рабочей лопатки 11 и полотен 12 и 13 на дисках 9,10 с помощью болтов 14 и 15 установлены покрывные дефлекторы 16 и 17 первой и второй ступеней, которые крепятся по периферии относительно дисков 9 и 10 с помощью байонетных соединений 18 и 19. Дефлектор 16 состоит из ступицы 20 и полотна 21, внешняя стенка 22 которого выполнена радиальной, а внутренняя, обращенная к диску 9 стенка 23, - наклонной от диска, от ступицы 20 к периферии. При этом отношение максимальной толщины Н полотна 21 в месте его перехода к ступице 20 и минимальной h в месте перехода полотна 21 к байонетному соединению 18 равно Н/h=1,2...3. Между полотном 21 дефлектора 16 и полотном 12 диска I ступени 9 образована воздушная полость 24 для прохода охлаждающего воздуха на охлаждение первой рабочей лопатки 11, для исключения паразитных утечек охлаждающего воздуха упорный бурт 25 дефлектора 16 упирается в торец 26 диска I ступени 9.

Работает устройство следующим образом.

При работе двигателя в воздушную полость 24 между диском 9 и дефлектором 16 поступает охлаждающий воздух, избыточное давление которого стремится отжать дефлектор 16 от диска 9. В случае износа байонетного соединения 18 за счет упругой деформации полотна 21 дефлектора 16, упорный бурт 25 за счет перепада давления воздуха отойдет от торца 26 диска 9, что приведет к паразитным утечкам охлаждающего воздуха, повышению температуры и обрыву первой рабочей лопатки 11. Однако под действием центробежных сил, так как внутренняя стенка 23 полотна 21 дефлектора 16 выполнена наклонной от диска, полотно 21 стремится упруго cреформироваться таким образом, чтобы средняя между поверхностями 22 и 23 линия полотна 21 стала радиальной, в результате этого полотно 21, преодолевая перепад давления воздуха, прижимается к диску и зазор между упорным торцом 25 и торцом 26 диска 9 закрывается, исключая тем самым паразитные утечки охлаждающего воздуха. Изгибные напряжения за счет упругой деформации полотна 21 при этом минимальны, что повышает ресурс дефлектора 16. При сбросе газа снижается давление в воздушной полости 23, одновременно уменьшаются и обороты двигателя, что приводит к уменьшению прижатия полотна 21 к диску 9 за счет действия центробежных сил.

Источники информации

1. С.А. Вьюнов "Конструкция и проектирование авиационных ГТД". М.: Машиностроение, стр.205, рис.4.52.

2. С.А. Вьюнов, стр.222, рис.4.63 - прототип.

Газотурбинныйдвигательсдискомтурбины,накоторомустановленпокрывнойдефлектордиска,состоящийизступицыиполотна,отличающийсятем,чтополотнодефлекторавыполненосрадиальнойвнешнейинаклоннойотдискавнутреннейстенками,причемнаклонвнутреннейстенкивыполненотступицыдефлекторакегопериферии,аотношениемаксимальнойтолщиныНкегоминимальнойтолщинеhнаперифериидефлектораравно1,2...3.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 57.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
11.03.2019
№219.016.d7bb

Ротор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора. На шлицевом валу ротора компрессора газотурбинного двигателя на шлицах установлены диски, зафиксированные в осевом направлении гайкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225535
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД