×
20.02.2019
219.016.c4ca

ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002193091
Дата охранного документа
20.11.2002
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в направлении, противоположном потоку газа в проточной части турбины, и выполненных с гибкими полотнами, ступицы которых соприкасаются по торцам. Изобретение повышает надежность и технологичность конструкции турбины. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначений.

Известна турбина газотурбинного двигателя, междисковая полость в которой разделена с помощью диафрагмы, закрепленной на сопловом аппарате [1]. Недостатком такой турбины является низкая надежность из-за возможности попадания горячих газов в междисковую полость и перегрева дисков.

Известна также высокотемпературная турбина, междисковая полость которой перекрыта с помощью промежуточного диска [2].

Однако такая конструкция является неразборной, т.к. промежуточный и основные диски зафиксированы между собой в осевом направлении с помощью радиальных штифтов, которые при разборке необходимо высверливать. Кроме того, известная конструкция недостаточно надежна, т.к. из-за разных темпов нагрева основные и промежуточный диски могут перемещаться друг относительно друга в радиальном направлении, что вызовет смещение штифтов и выпадение их в проточную часть двигателя.

Наиболее близкой к предложенному изобретению является высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя, содержащая ротор с промежуточным элементом между дисками ротора, при этом промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков, выполненных с гибкими полотнами, ступицы которых соприкасаются по торцам [3].

Недостатком известной турбины является недостаточно высокая надежность и технологичность.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении надежности и технологичности конструкции турбины за счет упругой деформации полотен промежуточных дисков в направлении, противоположном течению газа в проточной части турбины.

Сущность изобретения заключается в том, что в высокотемпературной турбине газотурбинного двигателя, содержащей ротор с промежуточным элементом между дисками ротора, согласно изобретению промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков, установленных с упругой деформацией полотен в направлении, противоположном потоку газа в проточной части турбины, и выполненных с гибкими полотнами, ступицы которых соприкасаются по торцам.

Выполнение промежуточных элементов в виде двух промежуточных дисков, закрепленных на валу ротора, установленных с упругой деформацией полотен, упрощает процесс разборки турбины, тем самым повышая технологичность конструкции.

Гибкие полотна дисков, ступицы которых соприкасаются по торцам, существенно повышают надежность конструкции за счет их упругой деформации в направлении, противоположном потоку газа в проточной части турбины, причем упругая деформация осуществляется с помощью фланца, воздействующего на ступицу промежуточного диска.

На фиг.1 представлен продольный разрез турбины заявляемой конструкции.

На фиг. 2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде, где штриховыми линиями представлено положение полотен и ступиц промежуточных дисков в свободном состоянии, основными линиями - положение полотен и ступиц с торцовым натягом после постановки фланца.

Высокотемпературная турбина 1 состоит из статора 2 и ротора 3, который в свою очередь состоит из вала 4, на котором установлены диски I и II ступеней 5 и 6 с рабочими лопатками I и II ступеней 7 и 8 соответственно. Междисковая полость А перекрыта от попадания в нее газа 9, протекающего в проточной части 10 турбины 1 с помощью переднего 11 и заднего 12 промежуточных дисков, состоящих из ободов 13 и 14, полотен 15, 16 и ступиц 17, 18 соответственно. Из-за промежуточной ступени компрессора (не показана) в полость А подается охлаждающий воздух 19. Газ 9 поступает в полость 20 за рабочей лопаткой I ступени 7, далее - в лабиринтную полость 21 лабиринта 22, образованного гребешками 23 на ободах 13 и 14 и сотовым уплотнителем 24 на сопловой лопатке II ступени 25, за которой расположена газовая полость 26.

В полотнах 15, 16 промежуточных дисков 11 и 12, а также в ободе 14 промежуточного диска 12 выполнены отверстия 27, 28 и 29 соответственно. Для охлаждения обода 13 переднего промежуточного диска 11 в отверстия 30 через кольцевую полость 31 подается из компрессора охлаждающий воздух высокого давления 32. Передний промежуточный диск 11 передним торцем 33 обода 13 соприкасается с торцем 34 обода 35 диска I-й ступени 5. А ободы 13 и 14 промежуточных дисков 11 и 12 соприкасаются между собой торцами 36 и 37. Задний промежуточный диск 12 соприкасается задним торцем 38 с торцем 39 обода 40 диска 6 с небольшим зазором.

Фланец 41 закреплен болтами 42 к валу ротора 3. Для осуществления торцового натяга по обоим промежуточным дискам 11 и 12 их ступицы 17 и 18 соприкасаются по торцам 43 и 44. Фланец 45 служат для фиксации промежуточного диска 11 в окружном направлении.

При работе двигателя на промежуточном режиме (например, сброс газа) ободы 13, 14 промежуточных дисков 11 и 12 остывают быстрее, чем ободы 35, 40 основных дисков 5 и 6 соответственно. В этом случае возможно подтекание газа в воздушную полость А, в которую поступает воздух 19 из промежуточной ступени компрессора, т. к. давление воздуха 19 в полости А ниже, чем давление газа в полостях 20 и 21. В этом случае с помощью фланца 41 и болтов 42 за счет гибкости полотен 15, 16 промежуточных дисков 11, 12 обеспечивается соприкасание ободов 35 и 13 основного диска 5 и промежуточного диска 11 по торцам 33, 34 и ободов 13, 14 промежуточных дисков 11, 12 по торцам 36, 37, что исключает попадание газов в полость А и перегрев рабочей лопатки II ступени 8, а также исключает "паразитные" утечки воздуха 32, идущего на охлаждение рабочей лопатки I ступени 7.

При этом возможно появление небольшого зазора по торцам 38, 39 между ободом 14 второго промежуточного диска 12 и ободом 40 основного диска 6, что не приводит к попаданию газа в рабочую лопатку II ступени 8, т.к. давление газа в полости 26 за сопловым аппаратом II cтупени ниже, чем давление воздуха 19 в полости А.

Источники информации
1. В.А. Шварц. Конструкции газотурбинных установок, Машиностроение, Москва, 1970, стр. 239, рис.167.

2. В.А. Шварц. Конструкции газотурбинных установок, Машиностроение, Москва, 1970, стр. 256, рис.184.

3. RU 2042832, МПК 7 F 01 D 5/06, 1995.

Высокотемпературнаятурбинагазотурбинногодвигателя,содержащаяроторспромежуточнымэлементоммеждудискамиротора,отличающаясятем,чтопромежуточныйэлементвыполнениздвухзакрепленныхнавалуротораспомощьюфланцапромежуточныхдисков,установленныхсупругойдеформациейполотенвнаправлении,противоположномпотокугазавпроточнойчаститурбины,ивыполненныхсгибкимиполотнами,ступицыкоторыхсоприкасаютсяпоторцам.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
Показаны записи 1-10 из 56.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
11.03.2019
№219.016.d7bb

Ротор компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора. На шлицевом валу ротора компрессора газотурбинного двигателя на шлицах установлены диски, зафиксированные в осевом направлении гайкой,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02225535
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД