×
29.06.2019
219.017.9b53

СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02235919
Дата охранного документа
10.09.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей, в том числе, и наземного применения и позволяет повысить надежность и КПД компрессора путем устранения неравномерности давления воздуха по окружности на входе в рабочие лопатки. В компрессоре ГТД с поворотными лопатками направляющих аппаратов и с кольцевыми замкнутыми полостями на периферии статора компрессора, соединенными через каналы с его проточной частью, новизна изобретения заключается в том, что кольцевые замкнутые полости на периферии статора компрессора и поворотные лопатки направляющих аппаратов выполнены чередующимися между собой. 1 н.п. ф-лы., 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к конструкции газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений.

Известен статор компрессора газотурбинного двигателя, направляющие лопатки которого с помощью цилиндрических цапф жестко закреплены в наружном корпусе и подвижно - во внутреннем кольце /1/.

Недостатком такой конструкции является низкая газодинамическая устойчивость компрессора.

Наиболее близким к заявляемому является статор компрессора, в котором для обеспечения газодинамической устойчивости двигателя направляющие лопатки подвижно закреплены цилиндрическими цапфами в наружном корпусе и во внутреннем кольце и поворачивается с помощью рычагов и тяговых поворотных колец /2/.

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность и ресурс из-за возможной деформации тяговых поворотных колец, которая ведет к неравномерному повороту направляющих лопаток, помпажу и поломке компрессора, т.к. тяговое поворотное кольцо имеет низкую радиальную жесткость и под действием исполнительного механизма (например, гидроцилиндра) может подвергаться деформации.

Техническая задача, которая решается изобретением, заключается в повышении надежности и ресурса статора компрессора за счет исключения заклинивания механизма поворота направляющих лопаток.

Сущность изобретения заключается в том, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя с поворотными направляющими лопатками и поворотными тяговыми кольцами, соединенные через рычаги с поворотными лопатками, согласно изобретению в поворотных кольцах выполнено множество опор, в которых зафиксированы радиальные опорные винты, в головках которых со стороны статора размещены вставки из композиционного материала с возможностью скольжения их вдоль наружной поверхности статора с радиальным зазором 0,05-0,5 мм.

Кроме того, вставки могут быть выполнены из графитофторопласта.

При работе газотурбинного двигателя возникает вибрация, следствием которой является наклеп наружной рабочей поверхности статора и поворотных тяговых колец, по которым перемещаются по заданному радиусу опорные винты.

Выполнение в поворотных тяговых кольцах опор, в которых зафиксированы радиальные опорные винты, способствует сохранению соосности поворотных колец со статором, а также исключению их радиальной деформации под действием усилий от приводного механизма.

Размещение вставок из композиционного материала в головках опорных винтов со стороны статора позволяет винтам выполнять функцию регулируемой опоры скольжения, перемещающейся вдоль наружной поверхности статора по радиусу.

Поскольку при работе двигателя статор компрессора деформируется под действием перепада температур, заданный радиальный зазор между вставками и наружной поверхностью статора исключает заклинивание поворотных тяговых колец и их наклеп, что способствует повышению надежности и ресурса механизма поворота направляющих лопаток, а также компрессора в целом.

Величину радиального зазора δ подбирают экспериментально. При величине δ, меньшей 0,05 мм, повышается вероятность заклинивания поворотного кольца при температурной деформации статора компрессора. В случае, если δ больше 0,5 мм, деформация поворотного кольца будет излишней, что может привести к неравномерному повороту направляющих лопаток компрессора и помпажу.

Состав композиционной вставки выбирают из условий вибропрочности, твердости и обеспечения минимального коэффициента трения по стали. В двигателе ПС-90А композиционная вставка выполняется из графитофторопласта.

На фиг.1 показан продольный разрез статора компрессора газотурбинного двигателя заявляемой конструкции. На фиг.2 показан вид А на фиг.1, а на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.2.

Статор 1 компрессора газотурбинного двигателя состоит из наружных корпусов 2, 3 и 4 первой, второй и третьей ступеней соответственно, в которых своими внешними цилиндрическими хвостовиками 5, 6 и 7 установлены поворотные лопатки 8, 9 и 10 направляющих аппаратов 11, 12 и 13 первой, второй и третьей ступеней соответственно. Внутренними хвостовиками 14, 15 и 16 лопатки 5, 6 и 7 подвижно установлены во внутренних кольцах 17, 18 и 19 соответственно.

Лопатки 8, 9 и 10 поворачиваются с помощью рычагов 20, 21 и 22, установленных на внешних хвостовиках 5, 6 и 7.

Другими своими хвостовиками рычаги 20, 21 и 22 с помощью радиальных штифтов 23, 24 и 25 установлены в поворотных кольцах 26, 27 и 28, которые поворачиваются с помощью гидравлического, электрического и пневматического приводного механизма (не показан).

В поворотных тяговых кольцах 26, 27 и 28 выполнено множество опор 29, в которых с помощью резьбы 30 радиально установлены опорные винты 31.

В головках 32 винтов 31 со стороны корпусов 2 статора 1 завальцованы композиционные вставки 33, изготовленные из углеродистых волокон, пропитанных графитом (графитофторопласта), с помощью которых винт 31 скользит вдоль наружной поверхности корпуса 2, а также колец 34, 35, установленных на корпусах 3, 4 статора 1 с зазором δ.

Для фиксации винта 31 в окружном направлении на внешнем его хвостовике установлена контргайка 36, зафиксированная с помощью пластинчатого контровочного замка 37, а также паз 38 для поворота винта 31.

Заявляемое устройство работает следующим образом.

При работе двигателя лопатки 8, 9 и 10 поворотных направляющих аппаратов 11, 12 и 13 поворачиваются с помощью рычагов 20, 21 и 22 и поворотных тяговых колец 26, 27 и 28 от приводного механизма.

При этом радиальные опорные винты 31 своими композиционными вставками 33 в головках 32 скользят по наружной поверхности корпуса 2 и колец 34, 35, т.е. винты 31 работают как регулируемые опоры скольжения, перемещающиеся по радиусу R. Величина радиального зазора δ задается с помощью контргайки 36 с пластинчатым замком 37 и составляет 0,05-0,5 мм. Радиальный зазор δ исключает заклинивание поворотных колец 26, 27 и 28 и всего механизма поворота направляющих лопаток.

Источники информации

1. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, Машиностроение, 1981, стр. 114, рис.3.54.

2. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, Москва, Машиностроение, 1981, стр. 116, рис.3.55в.

1.Статоркомпрессорагазотурбинногодвигателясповоротныминаправляющимилопаткамииповоротнымитяговымикольцами,соединеннымичерезрычагисповоротнымилопатками,отличающийсятем,чтовповоротныхкольцахвыполненомножествоопор,вкоторыхзафиксированырадиальныеопорныевинты,вголовкахкоторыхсостороныстатораразмещенывставкиизкомпозиционногоматериаласвозможностьюскольженияихвдольнаружнойповерхностистаторасзаданнымрадиальнымзазором0,05-0,5мм.12.Статоркомпрессорагазотурбинногодвигателяпоп.1,отличающийсятем,чтовставкивыполненыизграфитофторопласта.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 47.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД