×
29.06.2019
219.017.99df

Результат интеллектуальной деятельности: МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ ГАЗОВАЯ ТУРБИНА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002263809
Дата охранного документа
10.11.2005
Аннотация: Изобретение относится к многоступенчатым газовым турбинам авиационного и наземного применения. Техническая задача, решаемая данным изобретением, заключается в повышении надежности многоступенчатой газовой турбины путем организации эффективного охлаждения обода диска последней ступени и замкового соединения этого диска с рабочей лопаткой. Сущность изобретения заключается в том, что в многоступенчатой газовой турбине с разгрузочной полостью повышенного давления на выходе, ограниченной по периферии лабиринтным уплотнением, согласно изобретению лабиринтное уплотнение выполнено многоступенчатым, воздушная полость между первой и второй со стороны разгрузочной полости ступенями лабиринтного уплотнения соединена с газовой полостью перед последним диском турбины каналами, выполненными под подошвами замков рабочих лопаток последней ступени и щелевыми полостями, размещенными между кольцевым фланцем на ободе диска последней ступени и самим ободом диска со стороны входа по потоку газа, при этом F/F=3...10, где F - проходная площадь первой ступени лабиринтного уплотнения, F - площадь щелевых полостей. 2 ил.

Изобретение относится к многоступенчатым газовым турбинам авиационного и наземного применения.

Известна многоступенчатая силовая газовая турбина с консольным расположением рабочих колес на роторе [1].

Недостатком такой конструкции является низкая надежность из-за повышенных температур диска последней ступени турбины и увеличенной нагрузки на радиально-упорный подшипник турбины.

Наиболее близкой по конструкции к заявляемой является многоступенчатая силовая газовая турбина, на выходе из которой выполнена разгрузочная полость, ограниченная по периферии лабиринтным уплотнением [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая ее надежность из-за повышенной температуры обода диска и замкового соединения диска с рабочей лопаткой последней ступени.

Техническая задача, решаемая данным изобретением, заключается в повышении надежности многоступенчатой газовой турбины путем организации эффективного охлаждения обода диска последней ступени и замкового соединения этого диска с рабочей лопаткой.

Сущность изобретения заключается в том, что в многоступенчатой газовой турбине с разгрузочной полостью повышенного давления на выходе, ограниченной по периферии лабиринтным уплотнением, согласно изобретению лабиринтное уплотнение выполнено многоступенчатым, воздушная полость между первой и второй со стороны разгрузочной полости ступенями лабиринтного уплотнения соединена с газовой полостью перед последним диском турбины каналами, выполненными под подошвами замков рабочих лопаток последней ступени и щелевыми полостями, размещенными между кольцевым фланцем на ободе диска последней ступени и самим ободом диска со стороны входа по потоку газа, при этом F1/F2=3...10, где

F1 - проходная площадь первой ступени лабиринтного уплотнения,

F2 - площадь щелевых полостей.

Высокоэкономичные современные газотурбинные двигатели имеют высокую температуру газа перед турбиной, что приводит к повышенной температуре газа на выходе из турбины, перегреву и снижению прочности обода диска последней ступени, а также замкового соединения диска последней ступени с рабочей лопаткой.

Выполнение воздушной полости между первой и второй со стороны разгрузочной полости ступенями лабиринтного уплотнения, соединенной с газовой полостью перед последним диском турбины, выполненным под подошвами замков рабочих лопаток последней ступени, и щелевыми полостями, размещенными между кольцевым фланцем на ободе диска последней ступени и самим ободом со стороны входа по потоку газа, позволяет организовать эффективное охлаждение обода и замкового соединения за счет воздушной пленки от натекающего из уплотнения газа.

При таком исполнении воздух частично поступает в газовый тракт турбины, а остальная его часть протекает по зазорам в замковом соединении лопатки с диском, тем самым снижая температуру замкового соединения и обода диска.

Многоступенчатые лабиринтные уплотнения позволяют ограничивать паразитные утечки воздуха из-за промежуточной ступени компрессора.

При соотношении F1/F2<3 будет снижаться надежность многоступенчатой газовой турбины за счет увеличения утечек воздуха из-за лабиринтного уплотнения разгрузочной полости, а при F1/F2>10 - за счет снижения расхода охлаждающего воздуха на охлаждение обода диска последней ступени турбины и повышения температуры этого обода и замкового соединения рабочей лопатки последней ступени турбины с диском.

На фиг.1 показан продольный разрез заявляемой многоступенчатой газовой турбины, на фиг.2 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Многоступенчатая газовая турбина 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 с опорой 3 подшипника 4 и ротора 5 с дисками 6 и рабочими лопатками 7. Между диском 8 последней ступени и опорой 3 для уменьшения газовых сил на подшипники турбины 1 выполнена разгрузочная полость 9, соединенная на входе с промежуточной ступенью компрессора (не показано) и ограниченная по периферии многоступенчатым лабиринтным уплотнением 10.

Воздушная полость 11 между первой 12 и второй 13 от разгрузочной полости 9 ступенями лабиринтного уплотнения 10 через отверстия 14 каналом 15 под подошвой 16 замкового соединения 17 рабочей лопатки 18 последней ступени турбины 1 с диском 8, а также щелевыми полостями 19 между кольцевым фланцем 20 на ободе 21 диска 8 и ободом 21 со стороны входа 22 по потоку газа 23 соединена с газовой полостью 24 турбины 1. Фланец 20 гребешками 25 совместно с сопловой лопаткой 26 последней ступени образует лабиринтное уплотнение 27, препятствующее паразитным утечкам газа 23.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе многоступенчатой газовой турбины 1 в разгрузочную полость 9 поступает воздух 28 повышенного давления из-за промежуточной ступени компрессора (не показано). Паразитные утечки воздуха 28 ограничиваются многоступенчатым лабиринтом 10. Под действием перепада давления часть воздуха 28 из воздушной полости 11, первой от разгрузочной полости 9 ступени 12, через отверстия 14 и каналы 15 под подошвой 16 замкового соединения через щелевые полости 19 поступает на переднюю сторону 22 обода 21 диска последней ступени 8, создавая таким образом защитную воздушную пленку от натекающего из лабиринтного уплотнения 27 газа. Далее воздух 28 частично поступает в газовый тракт 24 турбины 1, совершая работу на рабочей лопатке последней ступени 18, а частично протекает по зазорам в замковом соединении 17 лопатки 18 с диском 8, уменьшая температуру замкового соединения 17 и обода 21 диска 8.

Источники информации

1. Ревзин Б.С. Газотурбинные газоперекачивающие агрегаты. Москва, «Недра», 1986, с.138, рис.72.

2. С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. Москва, «Машиностроение», 1981, с.137, рис.4.5е.

Многоступенчатаягазоваятурбинасразгрузочнойполостьюповышенногодавлениянавыходе,ограниченнойнаперифериилабиринтнымуплотнением,отличающаясятем,чтолабиринтноеуплотнениевыполненомногоступенчатым,воздушнаяполостьмеждупервойивторойсостороныразгрузочнойполостиступенямилабиринтногоуплотнениясоединенасгазовойполостьюпередпоследнимдискомтурбиныканалами,выполненнымиподподошвамизамковрабочихлопатокпоследнейступени,ищелевымиполостями,размещеннымимеждукольцевымфланцемнаободедискапоследнейступениисамимободомдискасосторонывходапопотокугаза,приэтомF/F=3...10,гдеF-проходнаяплощадьпервойступенилабиринтногоуплотнения,F-площадьщелевыхполостей.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 49.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД