×
09.06.2019
219.017.7ad6

Результат интеллектуальной деятельности: ГИДРОРЕАКТИВНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к жидкостным реактивным движителям, в которых реактивная струя создается с помощью насосов и импульсов давления, воздействующих на столб жидкости, преимущественно при воспламенении газовой или паровой смеси. Изобретение может быть использовано на маломерных судах и других плавательных средствах. Гидрореактивный движитель содержит размещенные одна внутри другой и оснащенные входными клапанами водометные трубы, полости которых связаны с рабочими камерами, сообщающимися с камерами сгорания и соединенными между собой эжектирующей трубкой. В эжектирующей трубке установлен элемент управления ее проходным сечением, связанный с управляющим устройством, вход которого связан с датчиком скоростного напора набегающего потока. Повышается тяга движителя. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к жидкостным реактивным движителям, в которых реактивная струя создается с помощью насосов и импульсов давления, воздействующих на столб жидкости, преимущественно при воспламенении газовой или паровой смеси. Изобретение может быть использовано на маломерных судах и других плавательных средствах.

Известен гидрореактивный движитель, содержащий водометную трубу, оснащенную входным клапаном, рабочую камеру и камеру сгорания (a.c. CCCP №75588, кл. 65f 6/30, 1949 г.).

Недостатком известного движителя является низкая тяга, развиваемая на всех режимах работы.

Наиболее близким к заявленному является гидрореактивный движитель, содержащий размещенные одна внутри другой и оснащенные входными клапанами водометные трубы, полости которых связаны с рабочими камерами, сообщающимися с камерами сгорания и соединенными между собой эжектирующей трубкой (см. патент РФ №2169101, кл. В63Н 11/09, опубл. 20.06.2001).

Недостатком известного движителя является недостаточно высокая тяга, развиваемая движителем на номинальных и максимальных скоростях движения судна. Это объясняется тем, что на указанных режимах работы эжектирующая трубка, как и на режиме запуска движителя, продолжает отбирать часть воды из рабочих камер, уменьшая тем самым величину импульсов тяги.

При использовании изобретения достигается технический результат, который заключается в повышении тяги движителя.

Указанный результат достигается тем, что в эжектирующей трубке гидрореактивного движителя, содержащего размещенные одна внутри другой и оснащенные входными клапанами водометные трубы, полости которых связаны с рабочими камерами, сообщающимися с камерами сгорания и соединенными между собой эжектирующей трубкой, установлен элемент управления ее проходным сечением, связанный с управляющим устройством, вход которого связан с датчиком скоростного напора набегающего потока.

Указанный результат достигается также тем, что перед входными клапанами водометных труб установлен диффузор, а датчик скоростного напора набегающего потока размещен в полости диффузора.

Указанный результат достигается также тем, что управляющее устройство имеет характеристику порогового элемента с регулируемым пороговым уровнем.

Указанный результат достигается также тем, что в качестве датчика скоростного напора использована трубка скоростного напора, в качестве управляющего устройства использован гидроцилиндр с подпружиненным поршнем, а элемент управления проходным сечением эжектирующей трубки выполнен в виде заслонки.

Указанный результат достигается также тем, что между датчиком скоростного напора набегающего потока и управляющим устройством установлен жидкостный демпфер.

На чертеже показана конструкция предлагаемого устройства. Гидрореактивный движитель содержит водометные трубы 1 и 2, размещенные одна внутри другой. На их входных участках смонтированы индивидуальные входные обратные клапаны 3 и 4. Клапаны 3 и 4 могут быть выполнены (как показано на чертеже) в виде шарнирно установленных поворотных заслонок (поворотных лепестков), причем клапан 3 выполнен с возможностью перекрытия кольцевого входного канала водометной трубы 1, а клапан 4 - с возможностью перекрытия цилиндрического входного канала водометной трубы 2. Полости водометных труб 1 и 2 связаны с рабочими камерами 5 и 6, которые сообщаются с камерами 7 и 8 сгорания. Рабочие камеры 5 и 6 соединены между собой эжектирующей трубкой 9. В эжектирующей трубке 9 установлен элемент 10 управления ее проходным сечением, выполненный, например, в виде заслонки поворотного или шиберного типа (как это показано на чертеже). Элемент 10 управления механически связан с управляющим устройством 11. При выполнении элемента 10 управления в виде заслонки шиберного типа в качестве управляющего устройства 11 может быть использован гидроцилиндр с подпружиненным поршнем 12 (см. чертеж). При этом пружина размещена в подпоршневой полости 13 гидроцилиндра. Подпоршневая полость 13 гидроцилиндра сообщается с окружающей средой, т.е. с окружающей движитель водой. Вход управляющего устройства 11 (в описываемом примере выполнения это надпоршневая полость гидроцилиндра), в свою очередь, связан с датчиком 14 скоростного напора набегающего потока воды. В качестве датчика 14 скоростного напора может быть использована трубка скоростного напора, размещенная, например, на корпусе гидрореактивного движителя и своим входным (заборным) отверстием ориентированная навстречу набегающему (на движитель) потоку среды (воды). В предпочтительной форме выполнения предлагаемого движителя перед входными клапанами 3 и 4 водометных труб 1 и 2 установлен диффузор 15, а датчик 14 скоростного напора набегающего потока размещен в полости диффузора 15. За счет такого размещения датчика 14 повышается точность измерения скоростного напора этим датчиком, а также возрастает его механическая защищенность от внешних воздействий. При таком размещении датчика 14 управляющее устройство 11 целесообразно выполнить с характеристикой порогового элемента с возможностью регулирования порогового уровня (а в частном случае и с управляемым гистерезисом). В описанном гидромеханическом варианте выполнения управляющего устройства 11 пороговая характеристика может быть получена за счет подбора пружины с заданными характеристиками (например, может быть использована пружина типа «хлопающая мембрана» с регулируемыми параметрами).

При использовании в качестве датчика 14 - трубки скоростного напора, в качестве управляющего устройства 11 - гидроцилиндра с подпружиненным поршнем, а в качестве элемента 10 управления проходным сечением эжектирующей трубки 10 - механической заслонки между датчиком 14 и управляющим устройством 11 (в разрыв связывающей их гидравлической линии) целесообразно установить жидкостный демпфер 16 (на чертеже показан пунктиром).

В частном случае связь между датчиком 14 и управляющим устройством 11 может быть выполнена не гидравлической, а электрической. В этом случае используют датчик 14 с электрическим выходом, а в качестве управляющего устройства используют соленоид с подпружиненным штоком.

Камеры 7 и 8 сгорания посредством трубопроводов с установленными в них впускными клапанами 17 и 18 сообщаются с устройством 19 подготовки горючей смеси. Рабочие камеры 5 и 6 оснащены также продувочными трубами 20 и 21, которые посредством выпускных клапанов 22 и 23 сообщаются с выхлопным устройством 24. В стенках камер 7 и 8 сгорания установлены свечи 25 и 26, электрически связанные с системой 27 зажигания. Штоки впускных клапанов 17 и 18, а также штоки выпускных клапанов 22 и 23 шарнирно связаны с коромыслом 28, рычаг которого связан с соленоидом 29 и с контактным устройством 30, которое электрически связано с системой 27 зажигания. Система 31 управления связана с системой 27 зажигания и с соленоидом 29. Цепи питания устройств 27, 29 и 31 не показаны.

На выходе камер 7 и 8 сгорания установлены отражатели 32 и 33.

Гидрореактивный движитель с помощью устройства 34 подвески устанавливается на судне 35 в положении, показанном на чертеже, так, чтобы при работе водометные трубы 1 и 2 были полностью погружены в воду.

Гидрореактивный движитель работает следующим образом.

Рассмотрим запуск гидрореактивного движителя и начальный период работы гидрореактивного движителя.

При отсутствии движения воды относительно гидрореактивного движителя (это может иметь место на стоянке (на швартовых) при неподвижной воде или при дрейфе судна 35 по течению) входные клапаны 3 и 4 открыты и в водометных трубах 1 и 2 первоначально устанавливается одинаковый уровень воды. Скоростной напор на входе датчика 14 отсутствует, давление в надпоршневой полости управляющего устройства 11 недостаточно велико для того, чтобы поршень 12 мог преодолеть усилие пружины. Заслонка 10 находится в положении, при котором проходное сечение эжектирующей трубки 9 полностью открыто. Предположим, что в начальный момент времени коромысло 28 находится в таком положении, когда клапаны 17 и 22 открыты, а клапаны 18 и 23 закрыты. В камеру 7 сгорания поступает горючая смесь, например газовоздушная. После заполнения камеры 7 сгорания горючей смесью соленоид 29 перемещает коромысло 28 в такое положение, при котором клапаны 17 и 22 закрываются, а в контактном устройстве 30 замыкаются контакты. Система 27 зажигания по сигналу от контактного устройства 30 подает импульс зажигания на свечу 25. Происходит сгорание смеси в камере 7. Продукты сгорания, расширяясь, выбрасываются в рабочую камеру 5 и, при закрытых клапанах 17 и 22, вытесняют находящийся в камере 5 столб воды в водометную трубу 2. Входной обратный клапан 4 под давлением выбрасываемой воды закрывается, и она истекает из водометной трубы 2, создавая гидрореактивную тягу, обеспечивающую начальное движение судна 35 (при условии, что швартовые отданы). При этом часть вытесняемой из камеры 5 воды через эжектирующую трубку 9 поступает в рабочую камеру 6, повышая в ней уровень воды и ускоряя ее заполнение. Одновременно благодаря движению судна 35 уровень воды в рабочей камере 6 повышается за счет ее поступления через входной обратный клапан 3, что приводит к дополнительному подсасыванию воды из камеры 5 через эжектирующую трубку 9. Воздух (или продукты сгорания от предыдущего цикла) вытесняется из рабочей камеры 6 через открытый выпускной клапан 23 в выхлопное устройство 24. В процессе заполнения рабочей камеры 6 водой клапаны 17 и 22 закрыты, а клапаны 18 и 23 открыты; полость камеры 8 сгорания и свободная от воды часть рабочей камеры 6 заполняются горючей смесью. В рабочую камеру 6 продолжает поступать вода, в результате чего в камере 6 и в камере 8 сгорания происходит сжатие горючей смеси. Система 27 зажигания по сигналу от блока 31 производит поджиг горючей смеси в камере 8 сгорания. Газы из камеры сгорания 8, отбрасываясь от отражателя 33, попадают в рабочую камеру 6, выталкивая воду через водометную трубу 1 и создавая тягу (которая повышается за счет гидроудара в водометной трубе 1), после чего начинается новый цикл работы двигателя.

С ростом скорости движения судна увеличивается скоростной напор набегающего потока, в результате чего вода, попадая попеременно в продувочные трубы 20 и 21, воздействует на выпускные клапаны 22 и 23 таким образом, что происходит перебрасывание коромысла 28 из одного положения в другое без участия соленоида 29 (в этом режиме работы он отключается).

По мере роста скорости движения судна 35 в воде (хода судна) скоростной напор в полости диффузора 15 и на входе датчика 14 возрастает. Соответственно повышается давление в надпоршневой полости управляющего устройства 11 (гидроцилиндра).

Управляющее устройство 11 может иметь как плавную (характеристика типа гладкая кривая), так и ступенчатую (пороговая характеристика) зависимость величины перемещения элемента управления 10 (заслонки) от величины скоростного напора на входе датчика 14.

Как уже указывалось, управляющее устройство 11 с пороговой характеристикой (предпочтительно с регулируемым значением указанного порога) целесообразно использовать в том случае, когда датчик 14 скоростного напора размещен в полости диффузора 15, где при работе движителя имеют место значительные уровни пульсаций скоростного напора, которые могут вызвать нежелательные колебания элемента управления 10 (заслонки). Настройка порога срабатывания управляющего устройства 11 позволит исключить указанные нежелательные явления. При превышении давлением в надпоршневой полости указанного порогового значения происходит скачкообразное перемещение поршня 12 в нижнее (см. чертеж) положение, что приводит к полному перекрытию заслонкой элемента 10 проходного сечения эжектирующей трубки 9. Пороговое значение подбирается так, что скачкообразное перемещение поршня 12 происходит при достижении судном 35 некоторой наперед заданной скорости. При наличие дополнительного жидкостного демпфера 16 в линии, связывающей трубку скоростного напора с управляющим устройством 11 (гидроцилиндром), нежелательное влияние пульсаций давления на работу этого устройства будет снижено в еще большей степени.

Управляющее устройство 11 с плавной характеристикой целесообразно использовать при размещении датчика 14 в зоне с незначительными уровнями пульсаций скоростного напора, например на наружной поверхности элементов движителя, находящихся при его работе ниже ватерлинии. В этом случае перекрытие проходного сечения эжектирующей трубки 9 (а следовательно, и повышение тяги движителя) происходит плавно по мере увеличения скорости движения судна 35 в воде (хода судна).

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 38.
27.06.2013
№216.012.50cc

Способ формирования покрытия на рабочей охлаждаемой лопатке газовой турбины из никелевого сплава

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на лопатки газовых турбин из никелевых сплавов и может быть использовано в авиационной промышленности, машиностроении, энергетике и других отраслях промышленности. Предварительно обезжиренную лопатку размещают в камере промышленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486277
Дата охранного документа: 27.06.2013
10.09.2015
№216.013.75d6

Способ работы и устройство газотурбинной установки

Группа изобретений относится к энергетике Способ работы газотурбинной установки предусматривает подачу в камеру сгорания сжатого воздуха и паро-метановодородной смеси, расширение продуктов ее сгорания в газовой турбине, охлаждение путем испарения или перегрева водяного пара, направляемого в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561755
Дата охранного документа: 10.09.2015
10.05.2018
№218.016.3e11

Способ работы парового компрессора многоступенчатой опреснительной установки и устройство для его реализации

Изобретение относится к области опреснения морской воды. Способ работы парового компрессора, в котором насыщенный пар с давлением 0,016-0,02 МПа последовательно термически сжимают, по меньшей мере, в двух паровых емкостях до давления 0,03-0,032 МПа путем его электрического нагрева и подают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002648323
Дата охранного документа: 23.03.2018
10.05.2018
№218.016.4daf

Способ работы опреснительной установки с многоступенчатыми испарителями и паровым компрессором и установка для его реализации

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к установкам для обессоливания морской воды (опреснительным установкам). Предлагаемая опреснительная установка имеет по меньшей мере две емкости, которые заполняют паром. Термосжатие пара в этих паровых емкостях производится с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652369
Дата охранного документа: 25.04.2018
25.01.2019
№219.016.b3d2

Комбинированная установка опреснения морской воды и выработки электроэнергии

Изобретение относится к теплоэнергетике, а точнее к направлению опреснения морской воды и выработки электроэнергии. Установка содержит: газотурбинную установку 1 с компрессором, камерой сгорания и газовой турбиной, электрогенератор 2, паропровод 3 перегретого пара, паровую турбину 4 с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678065
Дата охранного документа: 22.01.2019
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d93e

Сплав на никелевой основе для литья монокристаллических лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных коррозионно-стойких сплавов на никелевой основе, предназначенных для литья монокристаллических лопаток турбин газотурбинных двигателей методом направленной кристаллизации, и может быть использовано в наземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354733
Дата охранного документа: 10.05.2009
22.04.2019
№219.017.3660

Способ отклонения вектора тяги воздушно-реактивного двигателя

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к регулируемым соплам воздушно-реактивных двигателей, выполненных с возможностью отклонения вектора тяги. Способ отклонения вектора тяги воздушно-реактивного двигателя заключается в том, что обеспечивают поступление газа во внутреннюю...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002296875
Дата охранного документа: 10.04.2007
22.04.2019
№219.017.3673

Установка для получения диффузионных покрытий в циркулирующей газовой среде

Изобретение относится к химико-термической обработке деталей и может найти применение в машиностроении, в авиационной промышленности и в других отраслях народного хозяйства. Для расширения функциональных возможностей установка для получения диффузионных покрытий в циркулирующей газовой среде...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305141
Дата охранного документа: 27.08.2007
22.04.2019
№219.017.3674

Способ получения защитного покрытия на деталях

Изобретение относится к покрытиям, защищающим детали от воздействия высоких температур, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении, энергетике и других отраслях техники. На поверхность детали наносят, по меньшей мере, один металлический слой. Затем проводят алитирование...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305034
Дата охранного документа: 27.08.2007
+ добавить свой РИД