×
09.06.2019
219.017.7a64

Результат интеллектуальной деятельности: ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УПЛОТНИТЕЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для получения высокотемпературного уплотнительного композиционного покрытия методом газотермического напыления при производстве газотурбинных двигателей для обеспечения стабильности зазоров в сопряженных элементах проточной части турбины. Высокотемпературный композиционный материал для уплотнительного покрытия включает компоненты при следующем соотношении, мас.%: гексагональный нитрид бора 5-15, алюмогель 3-6, стабилизированный диоксид циркония системы ZrO- 7-8% YO - остальное до 100%. При этом содержание в материале основной фракции с частицами 20-100 мкм округлой формы составляет не менее 70% от общей массы материала. Изобретение позволяет повысить качество получаемого покрытия и упростить способ его нанесения. 1 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для получения высокотемпературного уплотнительного композиционного покрытия методом газотермического напыления, например, плазменного напыления, а также при производстве газотурбинных двигателей для обеспечения стабильности зазоров в сопряженных элементах проточной части турбины.

Известен уплотнительный материал (А.С. №1767926 А1, 15.08.1994, С23С 4/06), включающий рабочий слой, содержащий диоксид циркония (ZrO2), стабилизированный 5-10 мас.% оксида иттрия (Y2O3), а также нитрид бора (BN) и/или графит (С) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

стабилизированный диоксид циркония 80-95
нитрид бора и/или графит 5-20

Недостатком данного технического решения является то, что порошковый материал, применяемый для получения данного уплотнительного покрытия, является механической смесью порошков, в которой частицы ZrO2  и BN (или BN+C) не связаны друг с другом, т.е. не скомпактированы в гранулы. В связи с тем, что BN является мелкодисперсным тугоплавким, инертным порошком, не образующим покрытия (в чистом виде), то в процессе напыления такого порошкового материала будет происходить его расслоение на составляющие компоненты, что приведет к потере BN в полученном покрытии.

Наиболее близким по технической сущности к предложенному материалу является высокотемпературный композиционный материал для уплотнительного покрытия (Патент РФ №2303649 С2, 27.07.2007, С23С 4/10) - прототип, включающий нитрид бора и стабилизированный диоксид циркония. При этом композиционный материал содержит также нихромовое волокно длиной 3-5 мм, а стабилизированный диоксид циркония содержится в двух фракциях - диоксид циркония, стабилизированный 7% оксида иттрия, фракции 100-250 мкм и стабилизированный диоксид циркония активированной пылевидной фракции при следующем соотношении компонентов, мас.%:

стабилизированный диоксид циркония фракции 100-250 мкм 10- 15
нитрид бора 15-25
нихромовое волокно 9-12
стабилизированный диоксид циркония
активированной пылевидной фракции остальное

Недостатком данного технического решения является то, что получаемое из указанного материала покрытие имеет неоднородную плотность, низкое сцепление с поверхностью основы и невысокую рабочую температуру на воздухе (до 1000°С) из-за окисления при этой температуре нихромового волокна. Помимо этого повышается трудоемкость получения исходного состава композиционного материала и уплотнительного покрытия из него, поскольку данный способ требует нанесения влажного состава на поверхность основы ручным или механизированным способом, и также последующие сушку и прессование в вакууме при нагреве до 1100°С. А кроме того, нанесение используемого в данном решении композиционного материала требует применения специального дорогостоящего оборудования и приспособлений (вакуумные печи, термофиксаторы), особенно при нанесении на крупноразмерные конструкции сложной формы.

Технический результат заявленного изобретения - повышение качества получаемого покрытия.

Указанный технический результат достигается тем, что высокотемпературный композиционный материал для уплотнительного покрытия, включающий гексагональный нитрид бора и стабилизированный диоксид циркония, дополнительно содержит алюмогель при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гексагональный нитрид бора 5-15
алюмогель 3-6
стабилизированный диоксид циркония системы ZrO2-7-8%Y2O3 остальное до 100%

При этом содержание в композиционном материале основной фракции с частицами 20-100 мкм округлой формы может составлять не менее 70% от общей массы материала.

Наличие нитрида бора (BN) в составе композиционного материала позволяет повысить термическую стойкость покрытия и, в паре с сопрягаемым элементом ротора турбины, снизить трение материала покрытия, улучшая прирабатываемость последнего.

При содержании в составе композиционного материала гексагонального нитрида бора более 15% формируется рыхлое термобарьерное покрытие с низкой эрозионной стойкостью в газовом потоке. А содержание в композиционном материале гексагонального нитрида бора менее 5% является нецелесообразным, поскольку не оказывает заметного влияния на улучшение истираемости керамического слоя.

Стабилизированный оксид циркония (ZrO2) служит для изготовления керамических деталей и нанесения теплозащитных покрытий термическим напылением. Процесс стабилизации оксида циркония оксидом иттрия позволяет получить твердый раствор с устойчивой тетрагональной решеткой, остающийся неизменным при нагреве и охлаждении материала, что позволяет исключить усадку при нагреве и расширение при охлаждении материала при термоциклах в ГТД. Покрытие, состав которого включает стабилизированный диоксид циркония, обладает высокой температурой плавления, высокой стойкостью к тепловым ударам, низкой теплопроводностью, твердостью, устойчивостью к действию кислот и щелочей, поэтому его использование позволяет противостоять высоким температурам и химически агрессивным средам при эксплуатации.

Наиболее оптимальным является использование диоксида циркония, стабилизированного 7-8% оксида иттрия.

Наличие стабилизированного диоксида циркония в составе композиционного материала позволяет снизить на 100-150°С величину теплового потока через покрытие и замедлить фазовые превращения, существенно изменяющие начальное состояние системы металлического сплава при температурах более 1050°С.

Включение в состав композиционного материала в качестве связующего алюмогеля приводит к дополнительному образованию микропор в рабочем слое покрытия, что способствует повышению истираемости рабочего слоя. Наличие алюмогеля обеспечивает компактирование исходного порошка, включающего ZrO2 и BN в гранулы, а также сводит к минимуму потери нитрида бора в процессе приготовления и напыления материала. Оптимальным является содержание алюмогеля в композиционном материале 3-6%.

При содержании в композиционном материале алюмогеля менее 3% не происходит гранулирование порошка и связывание нитрида бора, что приводит к потере последнего в получаемом покрытии. А при содержании в композиционном материале алюмогеля более 6% формируется рыхлый рабочий слой из-за низкой (плохой) проплавляемости крупногранульной фракции порошка.

Предложенный композиционный материал может быть нанесен (в отличие от прототипа) высокотехнологичным и широко распространенным методом высокотемпературного газотермического распыления, например, плазменным напылением. Оптимальным является использование предложенного композиционного материала, представляющего собой гранулированный порошок с наличием в нем основной фракции с частицами 20-100 мкм округлой формы, составляющими не менее 70% от общей массы композиционного материала.

Пример. Необходимо было получить термобарьерное уплотнительное покрытие на деталях из никелевого сплава ЭП648 - проставках, используемых в качестве радиального уплотнения зазора между торцами пера рабочих лопаток колеса ротора и статором турбины.

Первый этап включал приготовление композиционного материала для уплотнительного покрытия. Сначала произвели смешивание в шнековом смесителе порошков гексагонального нитрида бора, стабилизированного диоксида циркония, алюмогеля в течение 2-4 часов до получения однородной пластичной массы (пасты) при следующем соотношении компонентов, мас.%:

гексагональный нитрид бора 10
алюмогель 5
стабилизированный диоксид циркония системы ZrO2-7% Y2O3 85

Далее из полученной пасты изготовили керамические стержни на испытательном прессе. Произвели естественную сушку, прокаливание и измельчение стержней. По этой технологии был получен порошок с основной фракцией от 20 до 100 мкм с содержанием частиц округлой формы не менее 70%.

Второй этап включал подготовку деталей (проставок) для последующего нанесения на них уплотнительного покрытия. Произвели обезжиривание покрываемых поверхностей нефрасом, пескоструйную обработку (обдувку электрокорундом) покрываемых поверхностей и дальнейшую сборку проставок в технологическом приспособлении кольцевого типа.

Третий этап включал плазменное напыление рабочего слоя толщиной 2,0 мм.

Последний этап включал механическую обработку проставок в сборочном приспособлении.

Детали с полученным термобарьерным уплотнительным покрытием подвергли испытаниям на термостойкость на газодинамическом стенде путем нагрева до температуры 1050°С за 10 сек, выдержки в течение 10 сек и охлаждения до температуры 300°С в течение 10 сек, а затем в составе энергетической силовой парогазовой установки (ПТУ).

Испытания проставок с уплотнительным покрытием, полученным из заявленных компонетов, показали, что благодаря их использованию ресурс работы турбины ГТД и ее КПД увеличился в 1,5-1,7 раза по сравнению с использованием проставок с сотами, полученными электроэрозионной обработкой и с уплотнительным покрытием, полученным известными способами.

Также положительным результатом испытаний стало то, что уплотнение проточного тракта при соотношении линейного износа лопатки к уплотнительному материалу составило 1:3. Принято, что за единицу принимают износ лопатки. Нормальное соотношение износов лопатки к уплотнительному материалу для компрессора составляет от 1:2 до 1:6. Реально известные серийные уплотнительные материалы, например, марок «20Б» и «КНА» в интервале температур от 500 до 800°С имеют соотношение износов от 1:2 до 1:4 и от 1:2 до 1:3 соответственно.

Таким образом, использование предложенного композиционного материала обеспечивает высокую технологичность нанесения покрытия, повышение его качества за счет улучшения прирабатываемости в интервале температур 1000°С и более, а также повышение эффективности работы уплотнения в целом, что сводит к минимуму износ дорогостоящих частей ГТД.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 39.
10.11.2013
№216.012.7ce4

Способ изготовления щеточного уплотнения роторов

Изобретение может быть использовано в процессах изготовления щеточных уплотнений методами пайки с помощью электронного луча. Кольцевое основание и кольцевые опорные пластины собирают в кольцевую оправку, на которую наматывают проволоку и прижимают ее к оправке прижимными кольцевыми пластинами....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497645
Дата охранного документа: 10.11.2013
20.02.2014
№216.012.a174

Способ изготовления сварной тонкостенной конической обечайки с продольными гофрами

Изобретение относится к области сварочного производства и может быть использовано в процессах изготовления методами сварки тонкостенных обечаек с элементами жесткости в виде продольных гофр, используемых, например, в качестве теплового экрана сопла ГТД. Способ заключается в том, что производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507047
Дата охранного документа: 20.02.2014
10.04.2014
№216.012.afab

Способ изготовления сварных тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости

Способ предназначен для изготовления тонкостенных конических обечаек с ребрами жесткости методом сварки. Производят формирование сегментов обечайки. Отгибают продольные кромки сегментов для получения ребер жесткости, размещают сегменты на съемных опорных пластинах, установленных на основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002510686
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.ceca

Щеточное уплотнение роторов, способ и устройство для его изготовления

Группа изобретений относится к уплотнительной технике. Щеточное уплотнение роторов выполнено в виде прижимной щеки и последовательно состыкованных с ней элементов - кольцевой проволочной щетки и опорной щеки. Устройство снабжено технологическим кольцом. Прижимная щека выполнена с торцевым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518709
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.07.2015
№216.013.603a

Способ восстановления профиля пера лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение может быть использовано при восстановительном ремонте лопаток газотурбинных двигателей, а также других подобных деталей из высоколегированных жаропрочных сплавов. Осуществляют подготовку поверхности лопаток путем механической обработки дефектных мест, пескоструйной обработки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556175
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.06.2016
№216.015.49b4

Высокотемпературное теплозащитное покрытие

Изобретение относится к областям порошковой металлургии, в частности к неорганическим покрытиям из многослойных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении для получения высокотемпературного теплозащитного покрытия (ТЗП) методом газотермического напыления, например...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002586376
Дата охранного документа: 10.06.2016
25.08.2017
№217.015.d19f

Многослойное жаростойкое покрытие на изделиях из углерод-углеродных композиционных материалов

Изобретение относится к области нанесения покрытий, в частности к многослойным жаростойким покрытиям на изделиях из углерод-углеродных композиционных материалов, и может быть использовано для деталей, работающих в условиях износа и воздействия коррозионно-активных сред, например, для сопловых...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002621506
Дата охранного документа: 06.06.2017
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d93e

Сплав на никелевой основе для литья монокристаллических лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных коррозионно-стойких сплавов на никелевой основе, предназначенных для литья монокристаллических лопаток турбин газотурбинных двигателей методом направленной кристаллизации, и может быть использовано в наземных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002354733
Дата охранного документа: 10.05.2009
22.04.2019
№219.017.3675

Способ устранения трещин в поверхностном слое детали

Изобретение относится к восстановлению поврежденных деталей, в частности к устранению трещин в поверхностном слое детали, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники. Деталь нагревают в газовой среде, содержащей хлориды никеля, при температуре не ниже 970°С....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305027
Дата охранного документа: 27.08.2007
+ добавить свой РИД