×
09.06.2019
219.017.77e2

НЕСУЩИЙ ЭЛЕМЕНТ РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к роторам турбомашин. Несущий элемент ротора турбомашины содержит оболочку вращения с криволинейной формой меридиана срединной поверхности и одним или несколькими кольцевыми поясами для крепления лопаточных венцов, а также осевым распорным элементом. В зависимых пунктах даны математические формулы для обеспечения условий равнонапряженности оболочки в окружном и меридиональном направлениях под действием центробежных сил. Изобретение позволяет снизить вес, стоимость и повысить надежность ротора при работе с большими окружными скоростями - свыше 250 м/с. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области энергомашиностроения, в частности к роторам турбомашин.

Известен ротор барабанного типа, содержащий несколько рядов лопаток, закрепленных на барабане, представляющем собой цилиндрическую или близкую к ней оболочку вращения. Барабан изготавливается из поковки и может быть выполнен с кольцевыми ребрами, подкрепляющими оболочку (см. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1969, с. 68, 72, рис. 3.18).

Несмотря на то, что известный ротор турбомашины обладает высокой поперечной жесткостью, его недостаток заключается в том, что при сосредоточении основной массы в наиболее нагруженной периферийной части, поддерживаемой только за счет окружных усилий, барабан нельзя использовать в быстроходных роторах. Поскольку размеры ребер ограничены поковкой или технологическими возможностями, окружная скорость на наружном диаметре барабана допускается из условий прочности материала - стали или легких сплавов - не более 180-250 м/с.

Известен составной ротор дискового типа турбомашины, содержащий соединенные с валом специально спрофилированные диски, на периферии которых закреплены рабочие лопатки. Крутящий момент от каждой ступени передается через вал (см. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1969, с. 72, рис. 3.19).

Недостатками данного ротора являются относительно небольшая поперечная жесткость вала и как следствие ухудшение динамических характеристик ротора при значительном весе большого количества дисков. Для повышения жесткости ротора необходимо увеличивать диаметр вала, но при этом увеличиваются центральные отверстия дисков, что приводит к снижению их прочности.

Известен дисково-барабанный ротор многоступенчатой турбомашины, содержащий лопатки, закрепленные на дисках, и присоединенную к последним тонкостенную оболочку - часть барабана, обеспечивающую требуемую жесткость ротора (см. Известия Академии инженерных наук Украины. НПП "Машпроект" 45 лет (Сборник статей) Специальное тематическое приложение отделения машиностроения и прогрессивных технологий. Выпуск 1/1999, стр.164, рис.1).

Недостатки известного ротора при окружных скоростях свыше 250 м/с связаны с функциональной перегрузкой дисков, каждый из которых несет не только лопатки, но и поддерживает участки барабана. При большом количестве дисков конструкция характеризуется значительным весом и повышенной стоимостью заготовок. Применение менее дорогостоящих материалов приводит к снижению прочности или росту осевых габаритов дисков. Уменьшение их числа также ведет к увеличению массы дисково-барабанного ротора, так как помимо соответствующего усиления оставшихся дисков возрастает величина пролетов между ними и для обеспечения прочности оболочки, подверженной изгибу центробежными силами, требуется ее существенное утолщение.

Среди аналогов не выявлено прототипа, так как в указанных выше технических решениях оболочки вращения роторов являются, в основном, соединительными элементами для передачи крутящего момента и придания ротору изгибной жесткости, несущая же способность оболочек от действия центробежных нагрузок обеспечена лишь частично, только за счет окружных усилий.

Задача изобретения - снижение веса, стоимости и повышение надежности ротора при работе с большими окружными скоростями - свыше 250 м/с.

Указанный технический результат достигается тем, что несущий элемент ротора турбомашины содержит оболочку вращения с криволинейной формой меридиана срединной поверхности и одним или несколькими кольцевыми поясами для крепления лопаточных венцов, а также осевой распорный элемент оболочки.

Такое выполнение несущего элемента ротора позволяет, отказавшись от стандартных дисков, снизить вес ротора и уменьшить количество дорогостоящих поковок, заменив их раскатными кольцами. Под действием центробежных нагрузок в соосной системе "оболочка - распорный элемент" при достаточной продольной жесткости последнего возникает осевая сила и как следствие в оболочке несущего элемента развиваются меридиональные усилия растяжения, которые совместно с окружными усилиями обеспечивают поддержку собственно оболочки и в конечном счете лопаточных венцов через элементы их крепления в кольцевых поясах - местных утолщениях оболочки.

Меридиан срединной поверхности оболочки несущего элемента может иметь изломы, каждый из которых расположен в пределах одного кольцевого пояса для крепления лопаточного венца или в пределах кольцевой зоны, объединяющей два соседних кольцевых пояса для крепления лопаточных венцов.

Скачкообразное изменение кривизны - излом меридиана оболочки с увеличением его наклона к оси вращения ротора в области кольцевого пояса - месте приложения сосредоточенной нагрузки от лопаточного венца - обеспечивает возрастание поддерживающего эффекта от меридиональных усилий в оболочке и повышение ее несущей способности.

Конструкция несущего элемента ротора может включать развитую в меридиональном сечении кольцевую зону, объединяющую два соседних кольцевых пояса для крепления лопаточных венцов и пересекающую оболочку. В этом случае в оболочке несущего элемента для восприятия нагрузки от двух лопаточных венцов достаточно иметь один излом меридиана срединной поверхности, расположенный в пределах указанной выше кольцевой зоны.

В каждой точке излома меридиана срединной поверхности оболочки несущего элемента ориентация ее участков может определяться выражением:
Q/P = ctgθ

н
R
+ctgθ
к
R
;
где θ
н
R
и θ
к
R
- углы между осью вращения и нормалью к срединной поверхности соответственно носового и кормового участков оболочки, пересекающихся на радиусе вращения R;
Q - максимальная при заданной осевой силе Р от распорного элемента величина суммарной радиальной нагрузки от рабочих лопаток, приложенная к поясу их крепления или двум поясам, в пределах которых находится эта точка излома.

Данное выражение определяет наибольшую из возможных нагрузок на несущий элемент ротора и является условием отсутствия перерезывающих усилий в оболочке в окрестности точки излома меридиана срединной поверхности.

Участки оболочки несущего элемента вне точек излома меридиана ее срединной поверхности могут иметь торообразную форму, а геометрические параметры этих участков при минимальной массе могут определяться выражениями:
sinθ = (R/r)exp[-ρω2(R2-r2)/2σ]sinθR;
h = P/2πrσsinθ,
где R - максимальный радиус вращения срединной поверхности участка оболочки;
r - произвольный радиус вращения на участке срединной поверхности оболочки;
h - толщина оболочки на радиусе r;
θ - угол между осью вращения ротора и нормалью к срединной поверхности оболочки на радиусе r;
ρ - плотность материала;
σ - напряжение, допустимое по условиям прочности;
ω - расчетная частота вращения.

Данные формулы обеспечивают выполнение условий равнонапряженности и отсутствия изгиба оболочки в окружном и меридиональном направлениях под действием центробежных сил.

Осевой распорный элемент оболочки может быть связан с оболочкой несущего элемента ротора посредством резьбового соединения, что обеспечивает технологичность конструкции при сборке, а также дает возможность удаления подложек сварных швов во внутренней полости после сварки оболочки.

Соединение осевого распорного элемента оболочки с оболочкой может быть и неразъемным, например сварным; при достаточной продольной жесткости, не превышающей собственную жесткость оболочки, не имеет существенного значения и конструктивное исполнение осевого распорного элемента оболочки: стержень постоянного или переменного сечения, цилиндрическая или коническая втулка и т. п. , важно лишь, чтобы ось распорного элемента, упирающегося концами в оболочку, располагалась вдоль оси вращения несущего элемента ротора.

На фиг. 1 изображен несущий элемент ротора турбомашины, меридиональное сечение;
на фиг.2 - узел А на фиг.1.

Несущий элемент ротора турбомашины содержит оболочку 1 вращения с кольцевыми поясами 2 крепления лопаточных венцов 3, осевой распорный элемент 4 оболочки 1. Для крепления осевого распорного элемента 4 оболочки 1 в распор имеются упоры 5 и 6, последний из которых выполнен с резьбой; в местах упоров оболочка 1 имеет усиления, снижающие концентрацию напряжений. Кольцевая зона 7, объединяющая два кольцевых пояса 2 крепления лопаточных венцов 3, пересекается в меридиональном сечении с оболочкой 1. Элементы 8 и 9 - для передачи крутящего момента в остальные части ротора.

Площадь поперечного сечения осевого распорного элемента 4 оболочки 1 определяется условиями прочности и устойчивости при действии сжимающего усилия Р в продольном направлении, а ось осевого распорного элемента 4 оболочки 1 совпадает с осью вращения несущего элемента. Последний может быть как в единственном числе, так и входить в каскад аналогичных несущих элементов, передавая крутящий момент в остальные части ротора посредством элементов 8 и 9 штифтовых соединений.

На фиг.2 схематично показаны внешние усилия, действующие на секцию оболочки несущего элемента: осевое Р от распорного элемента и суммарная центробежная нагрузка Q от лопаточных венцов и элементов их крепления. Выделенная секция включает носовой (н) и кормовой (к) участки оболочки 1 несущего элемента, сходящиеся на радиусе R соответственно под углами θ

н
R
и θ
к
R
к плоскости действия контурной нагрузки Q. Величина θ изменяется в зависимости от радиуса r и определяется углом между нормалью к срединной поверхности и направлением оси вращения X; ориентация вектора задается поворотом по часовой стрелке от указанного выше направления ветвей. Форма оболочки с переменной толщиной h вдоль ее образующей в результате равнопрочного профилирования обеспечивает минимальный вес несущего элемента ротора.

При работе турбомашины оболочка 1 несущего элемента под нагрузкой от лопаточных венцов 3 и собственных центробежных сил стремится растянуться в радиальном и сжаться в осевом направлении. Осевой распорный элемент 4 оболочки 1, обладая продольной жесткостью, существенно превышающей жесткость оболочки, ограничивает деформацию последней, что приводит к возникновению реактивной осевой силы Р в местах упоров 5 и 6 осевого распорного элемента 4 оболочки 1, уравновешивающей соответствующие меридиональные усилия растяжения в оболочке 1 несущего элемента.

Равнопрочное профилирование участков оболочки 1 позволяет обеспечить оптимальную форму меридионального сечения несущего элемента и ориентацию меридиональных усилий в оболочке 1 с поддерживающим эффектом, дополняющим действие окружных усилий и даже соизмеримым с последними.

1.Несущийэлементроторатурбомашины,содержащийоболочкувращенияскриволинейнойформоймеридианасрединнойповерхностииоднимилинесколькимикольцевымипоясамидлякреплениялопаточныхвенцов,атакжеосевымраспорнымэлементом.12.Несущийэлементпоп.1,отличающийсятем,чтомеридиансрединнойповерхностиоболочкиимеетизломы,каждыйизкоторыхрасположенвпределаходногокольцевогопоясадлякреплениялопаточноговенцаиливпределахкольцевойзоны,объединяющейдвасоседнихкольцевыхпоясадлякреплениялопаточныхвенцов.23.Несущийэлементпоп.2,отличающийсятем,чтовкаждойточкеизломамеридианасрединнойповерхностиоболочкиориентацияееучастковопределяетсявыражениемQ/P=ctgθ+ctgθ,гдеθиθ-углымеждуосьювращенияинормальюксрединнойповерхностисоответственноносовогоикормовогоучастковоболочки,пересекающихсянарадиусевращенияR;Q-максимальнаяпризаданнойосевойсилеРотраспорногоэлементавеличинасуммарнойрадиальнойнагрузкиотрабочихлопаток,приложеннаякпоясуихкрепленияилидвумпоясам,впределахкоторыхнаходитсяэтаточкаизлома.34.Несущийэлементпоп.3,отличающийсятем,чтоучасткиоболочкивнеточекизломамеридианаеесрединнойповерхностиимеютторообразнуюформу,агеометрическиепараметрыэтихучастковприминимальноймассеопределяютсявыражениями:sinθ=(R/r)exp[-ρω(R-r)/2σ]sinθ;h=P/2πrσsinθ,гдеR-максимальныйрадиусвращениясрединнойповерхностиучасткаоболочки;r-произвольныйрадиусвращениянаучасткесрединнойповерхностиоболочки;ω-расчетнаячастотавращения;ρ-плотностьматериала;θ-уголмеждуосьювращенияротораинормальюксрединнойповерхностиоболочкинарадиусеr;σ-напряжение,допустимоепоусловиямпрочности;h-толщинаоболочкинаучасткерадиусаr.45.Несущийэлементполюбомуизпп.1-4,отличающийсятем,чтоосевойраспорныйэлементсвязансоболочкойпосредствомрезьбовогосоединения.5
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 52.
20.02.2019
№219.016.c0e3

Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой

Изобретение относится к авиастроению, в частности к турбореактивным двухконтурным двигателям с форсажной камерой. Турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой включает компрессор высокого давления, турбину высокого давления и турбину низкого давления. Двигатель выполнен со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002369765
Дата охранного документа: 10.10.2009
01.03.2019
№219.016.ca2d

Способ обработки металлического сплава давлением

Изобретение относится к обработке давлением металлических сплавов, преимущественно, в виде слитков и может быть использовано при изготовлении изделий, в том числе ответственного назначения, в различных областях техники, например, в авиации, машиностроении. Сплав нагревают и деформируют за...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255122
Дата охранного документа: 27.06.2005
11.03.2019
№219.016.d67e

Способ изготовления колец

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано в металлургической и авиационной промышленности при изготовлении деталей ответственного назначения, преимущественно деталей газотурбинных двигателей. Производят поперечную осадку заготовки с получением пластины....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286862
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d6fa

Щеточное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для уплотнения зазора между подвижными относительно одна другой деталями, а именно к щеточным уплотнениям. Щеточное уплотнение зазора между выполненными с возможностью перемещения одна относительно другой деталями...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002293894
Дата охранного документа: 20.02.2007
11.03.2019
№219.016.d6fc

Узел опоры газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению, в частности к системам смазки подшипниковых опор газотурбинных двигателей, и может быть использовано для подачи масла в подшипники, например межроторные подшипники высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002293193
Дата охранного документа: 10.02.2007
11.03.2019
№219.016.d716

Способ безоблойной штамповки детали

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при штамповке деталей типа корпусов арматуры газотурбинных двигателей. Деталь, имеющую внутреннюю полость, уступы и отростки с приливами, штампуют безоблойным методом по меньшей мере за два перехода. При этом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002292979
Дата охранного документа: 10.02.2007
11.03.2019
№219.016.d7c8

Обтекаемая конструкция

Изобретение относится к области прикладной гидрогазодинамики, в частности к системам для управления пограничным слоем, и может быть использовано, например, на летательных аппаратах, а также на судах и в трубопроводах. Техническим результатом изобретения является снижение гидравлического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02218490
Дата охранного документа: 10.12.2003
11.03.2019
№219.016.d985

Способ изготовления крупногабаритной полимерной оснастки

Изобретение относится к способам изготовления крупногабаритной и другой оснастки из неметаллических материалов для производства на ней лемнискатных входов, коков обтекателей, обшивок, мотогондолл и т.д. Техническим результатом заявленного изобретения является снижение металлоемкости,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002375185
Дата охранного документа: 10.12.2009
11.03.2019
№219.016.da8f

Способ изготовления теплоизолирующего покрытия и композиционный материал для его осуществления

Изобретение относится к теплоизолирующим покрытиям. Описан способ изготовления теплоизолирующего покрытия элемента изделия, заключающийся в нанесении на поверхность элемента композиционного материала в виде суспензии фрагментов холста базальтового в водном геле и термообработке нанесенного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002364612
Дата охранного документа: 20.08.2009
10.04.2019
№219.017.0191

Смазка для заготовок при горячей или полугорячей обработке металлов давлением

Сущность: смазка содержит, мас. %: графит 12,5-25,0, оксид металла 7,5-12,0, натриевая соль фосфорной кислоты 3-7, силикат щелочного металла 2-5, карбонат щелочного металла 0,5-3, лигносульфонат 0,2-0,5, водорастворимый целлюлозный полимер 0,3-1,5, оксиэтилированный алкилфенол 0,5-2,0, вода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224011
Дата охранного документа: 20.02.2004
Показаны записи 1-10 из 19.
01.03.2019
№219.016.caa2

Способ производства заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов

Изобретение относится к производству заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов, стойких к окислению при повышенных температурах и работающих в условиях тяжелого нагружения. Предложен способ производства спеченных заготовок из порошков жаропрочных никелевых сплавов. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02224622
Дата охранного документа: 27.02.2004
27.04.2019
№219.017.3dda

Способ ремонта деталей машин

Изобретение относится к ремонту деталей машин, в частности к способам ремонта, может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники для восстановления трущихся поверхностей цилиндрических деталей. На подготовленную к восстановлению поверхность ремонтируемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247014
Дата охранного документа: 27.02.2005
27.04.2019
№219.017.3dde

Способ ремонта топливного коллектора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам ремонта деталей газотурбинных двигателей, в частности к способам ремонта топливных коллекторов газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, судостроении, энергетическом машиностроении и других отраслях промышленности. В способе...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255285
Дата охранного документа: 27.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de1

Способ изготовления осесимметричных деталей

Изобретение относится к области обработки металлов и сплавов давлением и может быть использовано при изготовлении крупногабаритных осесимметричных деталей ответственного назначения, например дисков для газотурбинных двигателей из многофазных жаропрочных сплавов, в том числе на основе никеля и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002254195
Дата охранного документа: 20.06.2005
27.04.2019
№219.017.3de2

Способ защиты поверхности лопатки

Изобретение относится к химико-термической обработке преимущественно жаропрочных никелевых сплавов. Может использоваться при изготовлении и ремонте лопаток стационарных энергетических установок и авиационных газотурбинных двигателей. Способ защиты поверхности лопатки в процессе горячего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252110
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de3

Способ получения графитированного материала

Изобретение предназначено для металлургической, авиационной промышленности, энергетики, полупроводниковой техники и может быть использовано при изготовлении электродов, уплотнений авиационных двигателей и получении особо чистых изделий. Кокс сланцевый смоляной измельчают до фракционного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002252190
Дата охранного документа: 20.05.2005
27.04.2019
№219.017.3de7

Способ литья металла в вакууме и устройство для его осуществления

Изобретение может быть использовано для производства сплавов на основе Ni, Fe, Al, изготовления из них отливок точным литьем в вакууме и при выплавке шихтовых заготовок. В плавильной печи создают электромагнитное поле, посредством которого расплавляют и перемешивают металл в тигле в условиях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002250153
Дата охранного документа: 20.04.2005
29.04.2019
№219.017.3fa9

Система суфлирования масляной опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор газотурбинных двигателей, в частности к системам суфлирования масляных опор ротора газотурбинного двигателя, и может быть использовано в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В систему суфлирования масляной опоры ротора...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002256810
Дата охранного документа: 20.07.2005
18.05.2019
№219.017.5570

Способ защиты участков поверхности детали

Изобретение относится к химико-термической обработке деталей и может быть использовано в авиакосмической технике, энергомашиностроении, электротехнике и других отраслях промышленности. Предложен способ защиты участков поверхности детали перед нанесением на деталь покрытия, включающий нанесение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232205
Дата охранного документа: 10.07.2004
18.05.2019
№219.017.55be

Способ нанесения покрытий на сплавы

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, для увеличения долговечности лопаток турбин газотурбинных двигателей или стационарных газовых турбин. Техническим результатом изобретения является повышение прочности покрытий и их стабильности. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213802
Дата охранного документа: 10.10.2003
+ добавить свой РИД