×
09.06.2019
219.017.7718

Результат интеллектуальной деятельности: ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ РЕДУКТОР ХВОСТОВОЙ ТРАНСМИССИИ ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к конструкциям трансмиссий вертолетов. Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета содержит ведущее и ведомое конические зубчатые колеса, картер, стаканы ведомого и ведущего зубчатых колес, закрепленные фланцами в расточках картера, для установки наружных колец подшипников задней опоры каждого из зубчатых колес, при этом внутренние кольца подшипников передних опор каждого из зубчатых колес установлены на носке валика зубчатого колеса, а внутренние кольца подшипников задних опор каждого из зубчатых колес и примыкающие к ним шлицевые втулки установлены на хвостовой части валика. Крепление внутренних колец подшипников передней опоры и внутренних колец задней опоры вместе со шлицевой втулкой каждого из зубчатых колес выполнено с помощью одного фланцевого стяжного болта, установленного внутри валика зубчатого колеса и примыкающего своим фланцем к внутреннему кольцу подшипников передней опоры, и двух гаек, валик зубчатого колеса имеет внутренний фланец со сквозным отверстием для прохода резьбового хвостовика стяжного болта, при этом первая гайка примыкает к внутреннему фланцу валика и предназначена для крепления внутренних колец подшипников передней опоры, а вторая гайка через упорную втулку взаимодействует со шлицевой втулкой и предназначена для крепления внутренних колец подшипников задней опоры зубчатого колеса. При этом крепление наружных колец подшипников задних опор зубчатых колес в стакане осуществлено с внутренней стороны стаканов. В нижней части полости картера его перегородка образует карман с дозирующими отверстиями. Техническим результатом заявленного изобретения является модернизация конструкции, увеличение пропускаемой пиковой мощности и увеличение ресурса промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи, а более конкретно к установке зубчатых колес в корпусе редуктора, и может быть использовано в конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии, предназначенной для передачи крутящего момента от силовой установки вертолета к рулевому винту.

Известна конструкция промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета МИ-8 (книга В.А.Данилов, «Вертолет Ми-8», Москва, изд. «Транспорт», 1988, с.111, рис.6.10), предназначенного для изменения направления оси хвостового вала трансмиссии на 45° в соответствии с направлением концевой балки и содержащего пару конических зубчатых колес с одинаковым количеством зубьев.

Промежуточный редуктор состоит из картера, стакана с ведущим зубчатым колесом и стакана с ведомым зубчатым колесом. Каждый стакан имеет фланец для его крепления к картеру с помощью шпилек и фланец для болтов крепления в стакане наружных колец роликового и шарикового подшипников. Последние образуют заднюю опору зубчатого колеса. Валик зубчатого колеса - пустотелый, на нем со стороны хвостовика установлены внутренние кольца упомянутых шарикового и роликового подшипников и шлицевая втулка, закрепленные гайкой, установленной на хвостовике валика. Передняя опора зубчатого колеса образована передним радиальным роликоподшипником, внутреннее кольцо которого установлено на носке валика зубчатого колеса и закреплено специальной гайкой.

Установка на серийных вертолетах МИ-8 более мощной силовой установки потребовала от агрегатов хвостовой трансмиссии увеличения пропускаемой пиковой мощности и существенного увеличения назначенного ресурса. Конструктивная схема крепления подшипниковых опор конических зубчатых колес описанного редуктора не позволяла выполнить эти требования.

Задачей заявляемого изобретения является модернизация, упрощение конструкции, увеличение пропускаемой пиковой мощности и существенное увеличение ресурса промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета, а также обеспечение полной взаимозаменяемости с существующим промежуточным редуктором, устанавливаемым на серийно выпускаемом вертолете.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в промежуточном редукторе хвостовой трансмиссии вертолета, содержащем ведущее и ведомое конические зубчатые колеса, картер с перегородками для установки наружных колец подшипников передней опоры каждого из зубчатых колес, стаканы ведомого и ведущего колес, закрепленные фланцами в расточках картера, для установки наружных колец подшипников задней опоры каждого из зубчатых колес, при этом внутренние кольца подшипников передних опор каждого из зубчатых колес установлены на носке валика зубчатого колеса, а внутренние кольца подшипников задних опор каждого из зубчатых колес и примыкающие к ним шлицевые втулки установлены на хвостовой части валика, - в соответствии с предлагаемым изобретением - крепление внутренних колец подшипников передней опоры и внутренних колец задней опоры вместе со шлицевой втулкой каждого из зубчатых колес выполнено с помощью одного фланцевого стяжного болта, установленного внутри валика зубчатого колеса и примыкающего своим фланцем к внутреннему кольцу подшипников передней опоры, и двух гаек, а валик зубчатого колеса имеет внутренний фланец со сквозным отверстием для прохода резьбового хвостовика стяжного болта, при этом первая гайка примыкает к внутреннему фланцу валика и предназначена для крепления внутренних колец подшипников передней опоры, а вторая гайка через упорную втулку взаимодействует со шлицевой втулкой и предназначена для крепления внутренних колец подшипников задней опоры зубчатого колеса.

Крепление наружных колец подшипников задних опор зубчатых колец в стакане осуществлено с внутренней стороны стаканов.

В нижней части полости картера его перегородка образует карман с дозирующими отверстиями.

Крепление внутренних колец подшипников как передней, так и задней опор зубчатого колеса одним стяжным болтом с двумя гайками на его резьбовом хвостовике обеспечило возможность разместить в картере редуктора конические зубчатые колеса с увеличенной (на ≈30%) шириной венца и с большим диаметром валика. Предложенная конструкция позволила установить подшипники больших (на ≈20%) диаметра и грузоподъемности без изменения силовой схемы их крепления, что увеличило пропускную пиковую мощность при сохранении габаритных и посадочных мест крепления промежуточного редуктора на серийном вертолете.

Крепление наружных колец подшипников задних опор зубчатых колес в стакане с помощью шпилек с внутренней стороны стаканов, например, через прижимную втулку в виде фигурного стаканчика, позволило отказаться от выполнения сквозных отверстий в стаканах под болты крепления, через которые из картера просачивалось масло.

Наличие в нижней части полости картера, в его перегородке кармана уменьшает барботаж, а наличие отверстий в нем обеспечивает дозированное поступление и отсечение лишнего масла.

Использование в конструкции упомянутых нестандартных технических решений позволяют увеличить пропускную пиковую мощность, существенно (в несколько раз) увеличить ресурс промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии и надежность вертолета.

Конструкция промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета поясняется чертежом, на котором изображен продольный разрез промежуточного редуктора.

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета состоит из картера 1, стакана 2 с ведущим зубчатым колесом 3, стакана 4 с ведомым зубчатым колесом 5, крышки 6.

Каждый стакан 2, 4 имеет наружный фланец для крепления его к картеру 1 шпильками 7, а также - внутренний фланец для крепления в расточках стаканов 2, 4 наружных колец роликового 8 и шарикового 9 подшипников задней опоры зубчатых колес 3, 5 шпильками 10 через прижимную втулку 11 в виде фигурного стаканчика.

Внутренние кольца подшипников 8, 9 и примыкающая к ним своим торцом шлицевая втулка 12 установлены на хвостовой части валиков 13 зубчатых колес 3 и 5.

Передняя опора зубчатых колес 3, 5 включает передний роликовый подшипник 14, внутреннее кольцо которого установлено на носке валиков 13, а наружные их кольца установлены в соответствующих перегородках 15 внутри картера 1.

Крепление внутренних колец подшипников 14 передних опор зубчатых колес 3 и 5 и крепление внутренних колец подшипников 8, 9 их задних опор вместе со шлицевой втулкой 12 выполнено с помощью одного фланцевого стяжного болта 16, который установлен внутри полых валиков 13 зубчатых колес 3, 5 и снабжен двумя гайками 17, 18 и прижимной втулкой 19.

С передней стороны стяжной болт 16 примыкает своим фланцем 20 к торцу внутреннего кольца подшипника 14 передней опоры зубчатых колес 3 и 5, а его резьбовой хвостовик 21 пропущен через отверстие, которое выполнено во внутреннем фланце 22 валика 13. Отверстие во внутреннем фланце валика 13 и ответный поясок на теле стяжного болта 16 перед его резьбовым хвостовиком выполнены квадратными для предотвращения проворота болта при затягивании гаек 17, 18.

Первая гайка 17 примыкает к внутреннему фланцу 22 валика 13 и предназначена для поджатия фланца 20 стяжного болта 16, упирающегося во внутреннее кольцо подшипника 14 передней опоры зубчатых колец 3, 5.

Вторая, наружная гайка 18 примыкает к прижимной втулке 19, которая в свою очередь упирается в торец цилиндрической проточки на внутренней поверхности шлицевой втулки 12, и предназначена для поджатия шлицевой втулки 12, упирающейся торцом во внутренние кольца подшипников 8, 9 задней опоры зубчатых колес 3, 5.

В нижней части картера 1 его перегородка 15 образует карман 23, охватывающий нижнюю часть ведущего зубчатого колеса 3 и уменьшающий барботаж. В образующей карман 23 перегородке 15 выполнено несколько дозирующих отверстий 24 специально подобранного диаметра, обеспечивающего дозированное поступление масла к венцам зубчатых колес 3 и 5 и отсечение лишнего масла.

Промежуточный редуктор предлагаемой конструкции имеет существенно больший ресурс, надежность, отвечает всем требованиям сертификационного базиса и обеспечивает полную взаимозаменяемость с промежуточным редуктором хвостовой трансмиссии, устанавливаемой на вертолеты МИ-8, МИ-171, МИ-172 и их модификации.

1.Промежуточныйредукторхвостовойтрансмиссиивертолета,содержащийведущееиведомоеконическиезубчатыеколеса,картерсперегородкамидляустановкинаружныхколецподшипниковпереднейопорыкаждогоиззубчатыхколес,стаканыведомогоиведущегозубчатыхколес,закрепленныефланцамиврасточкахкартера,дляустановкинаружныхколецподшипниковзаднейопорыкаждогоиззубчатыхколес,приэтомвнутренниекольцаподшипниковпереднихопоркаждогоиззубчатыхколесустановленынаноскеваликазубчатогоколеса,авнутренниекольцаподшипниковзаднихопоркаждогоиззубчатыхколесипримыкающиекнимшлицевыевтулкиустановленынахвостовойчастивалика,отличающийсятем,чтокреплениевнутреннихколецподшипниковпереднейопорыивнутреннихколецзаднейопорывместесошлицевойвтулкойкаждогоиззубчатыхколесвыполненоспомощьюодногофланцевогостяжногоболта,установленноговнутриваликазубчатогоколесаипримыкающегосвоимфланцемквнутреннемукольцуподшипниковпереднейопоры,идвухгаек,аваликзубчатогоколесаимеетвнутреннийфланецсосквознымотверстиемдляпроходарезьбовогохвостовикастяжногоболта,приэтомперваягайкапримыкаетквнутреннемуфланцуваликаипредназначенадлякреплениявнутреннихколецподшипниковпереднейопоры,автораягайкачерезупорнуювтулкувзаимодействуетсошлицевойвтулкойипредназначенадлякреплениявнутреннихколецподшипниковзаднейопорызубчатогоколеса.12.Промежуточныйредукторпоп.1,отличающийсятем,чтокреплениенаружныхколецподшипниковзаднихопорзубчатыхколесвстаканеосуществленосвнутреннейстороныстаканов.23.Промежуточныйредукторпоп.1,отличающийсятем,чтовнижнейчастиполостикартераегоперегородкаобразуеткармансдозирующимиотверстиями.3
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
13.01.2017
№217.015.864d

Лопасть винта винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям лопастей несущего и рулевого винтов винтокрылых летательных аппаратов. Лопасть винта состоит из комлевой части с узлом крепления, средней части и концевой части, состоящей из первого участка, имеющего переднюю кромку обратной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603710
Дата охранного документа: 27.11.2016
11.03.2019
№219.016.de1f

Лопасть воздушного винта летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов. Лопасть воздушного винта летательного аппарата содержит лонжерон и хвостовую часть. В комле лонжерона выполнены стыковочные отверстия. Со стороны торца комель охватывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148527
Дата охранного документа: 10.05.2000
10.04.2019
№219.017.0042

Бортовое загрузочное устройство для вертолета

Бортовое загрузочное устройство для вертолета содержит поворотную стойку со средствами для шарнирного вертикального закрепления ее между полом и потолком внутри фюзеляжа в зоне проема двери, стрелу, жестко закрепленную на стойке, и лебедку, установленную на стойке, канат, который проходит к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245819
Дата охранного документа: 10.02.2005
10.04.2019
№219.017.017a

Насадок к выхлопному патрубку газотурбинного двигателя двухдвигательной силовой установки вертолета

Изобретение относится к конструкции и размещению на вертолете элементов силовой установки, в частности выхлопных устройств газотурбинных двигателей двухдвигательной силовой установки вертолета. Насадок выполнен в виде трубчатого элемента, примыкающего к выходу выхлопного патрубка. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230005
Дата охранного документа: 10.06.2004
10.04.2019
№219.017.07f5

Беспилотный авиационный комплекс

Изобретение относится к области авиационной техники. Беспилотный авиационный комплекс (БАК) безаэродромного базирования содержит беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и стартовую наземную станцию, содержащую мобильную платформу и установленные на ней энергетическую установку и блок управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403182
Дата охранного документа: 10.11.2010
10.04.2019
№219.017.0a8f

Лопасть несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопасти несущего винта вертолета с узлом балансировочных грузов в концевой части. Лопасть несущего винта вертолета содержит лонжерон из слоистых композиционных материалов, абразивостойкий профиль, хвостовую часть и пакет...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148532
Дата охранного документа: 10.05.2000
18.05.2019
№219.017.55c2

Система внешней подвески груза к вертолету

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к оборудованию для транспортировки грузов вертолетом на внешней подвеске. Система внешней подвески груза к вертолету содержит грузонесущий элемент, вертикальный стержень которого снабжен наконечником, соединяющим грузонесущий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213028
Дата охранного документа: 27.09.2003
09.06.2019
№219.017.76d5

Система спасения людей вертолетом

Изобретение относится к оборудованию грузоподъемной системы вертолета для спасения людей. Система спасения содержит цилиндрический контейнер, установленные на вертолете фиксаторы контейнера, лебедку и средства связи спасателей. Контейнер выполнен с дверным проемом, поворотными створками и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002268764
Дата охранного документа: 27.01.2006
09.06.2019
№219.017.7716

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкциям трансмиссий вертолетов. Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета содержит пару конических зубчатых колес, ведущий и ведомый вал, картер с внутренними перегородками, стакан, конусную крышку, маслозаборник и механизм изменения шага рулевого винта. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280594
Дата охранного документа: 27.07.2006
09.06.2019
№219.017.7885

Транспортный вертолет

Изобретение относится к конструкциям одновинтовых вертолетов с грузовой кабиной. Предлагаемый вертолет содержит фюзеляж с кабиной экипажа в носовой части, с грузовой кабиной в центральной части, с хвостовой и концевой балками, а также несущий и хвостовой винты. Плоскость проема заднего люка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232695
Дата охранного документа: 20.07.2004
Показаны записи 1-10 из 13.
10.02.2013
№216.012.2455

Стенд для испытания трансмиссий

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для проведения испытаний узлов хвостовой части трансмиссий вертолетов. Стенд включает кинематическую и гидравлическую системы, автоматизированную систему управления, силовую систему и устройство защиты от разрушения, работающее по...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474803
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.27a2

Устройство передачи крутящего момента

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в испытательной технике, а именно в стендах для испытания машин, механизмов, валов, агрегатов, приводов и т.п. Устройство передачи крутящего момента содержит входной и выходной валы механизма загрузки крутящим моментом (1) с узлом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475666
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.3170

Стенд для испытаний главных редукторов вертолетов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к стендам для испытаний главных редукторов вертолетов. Стенд содержит два силовых контура (8), (9) входных валов (10), (11) и один силовой контур (12) выходного хвостового вала (13), верхний замыкающий редуктор (6) с механизмами переключения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478194
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.02.2014
№216.012.a1be

Скоростной винтокрыл

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к летательным аппаратам вертикального взлета и посадки. Скоростной винтокрыл содержит фюзеляж с хвостовой балкой и килем, две консоли крыла и два несущих винта, расположенных на консолях крыла и установленных с перекрытием, при этом несущие...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002507121
Дата охранного документа: 20.02.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.09.2015
№216.013.7a75

Одновинтовой вертолет и способ управления им

Вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, рулевой винт с управлением общим и циклическим шагом, силовую установку, элементы трансмиссии и систему управления. Вал рулевого винта установлен под постоянным углом в горизонтальной плоскости вертолета в диапазоне 50-70 градусов относительно продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562938
Дата охранного документа: 10.09.2015
25.08.2017
№217.015.a822

Стенд для проведения наземных испытаний вертолета

Изобретение относится к испытательной технике для проведения комплекса испытаний систем в составе вертолета. Стенд для проведения наземных испытаний вертолета содержит неподвижное железобетонное основание (1) с двумя опорными фермами (2), установленными параллельно друг другу, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611446
Дата охранного документа: 22.02.2017
25.08.2017
№217.015.b112

Главный редуктор вертолета

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к главному четырехступенчатому непланетарному редуктору вертолета. Редуктор вертолета имеет две линии передачи крутящего момента от двух приводных двигателей (1) на общее ведомое колесо (2) для привода вала (3) несущего винта и общее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002613099
Дата охранного документа: 15.03.2017
19.01.2018
№218.016.02d7

Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области проведения замеров критических для вертолета величин. Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения выполнено в виде рукоятки (1), вставленной во втулку (2). Рукоятка (1) имеет сквозное осевое...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002630292
Дата охранного документа: 06.09.2017
+ добавить свой РИД