×
10.04.2019
219.017.0a8f

Результат интеллектуальной деятельности: ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
02148532
Дата охранного документа
10.05.2000
Аннотация: Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопасти несущего винта вертолета с узлом балансировочных грузов в концевой части. Лопасть несущего винта вертолета содержит лонжерон из слоистых композиционных материалов, абразивостойкий профиль, хвостовую часть и пакет балансировочных пластин. Пакет балансировочных пластин установлен в полости лонжерона с помощью опорных штифтов, прижимных втулок и накладок. Накладки расположены со стороны верхней и нижней наружных поверхностей лопасти. Концевой участок лонжерона имеет прорезь со стороны носка лопасти и съемную профильную вставку. Прорезь предназначена для установки балансировочных пластин. А съемная профильная вставка прикреплена по длине прорези к лонжерону. Такая конструкция лопасти позволяет увеличить размер пластин и расширить диапазон регулирования дополнительной массы при балансировке, а также повысить прочности и аэродинамические характеристика лопасти. 5 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструкции лопасти несущего винта вертолета с узлом балансировочных грузов в концевой части, обеспечивающих получение заданного статического момента лопасти и исключение вибраций.

Известна конструкция лопасти несущего винта вертолета, содержащая балансировочные грузы в виде профилированных пластин, установленных вертикально на шпильках на конце лопасти под съемной частью концевого обтекателя (см. кн. "Конструкция вертолетов", В.Н.Далин, Москва, "Машиностроение", 1971 г., стр. 49, 51 - 52, рис. 32, 35).

Известна конструкция лопасти несущего винта из композиционного материала, наиболее близкая к предлагаемой (см. патент США N 3999888, НКИ - 416 - 145, 1976 г. или патент Франции N 2315433, МКИ B 64 C 27/46, 1977 г.), в которой в концевой части лопасти установлены три пакета горизонтально расположенных балансировочных пластин в форме шайб, причем один пакет расположен на продольной оси лопасти, а два других - на хорде по разные стороны от продольной оси. Каждый пакет балансировочных пластин расположен в держателе, вклеенном непосредственно в композиционный материал носовой части лопасти, включающий верхний и нижний блоки, и закрытом со стороны нижней аэродинамической поверхности лопасти крышкой, которая имеет фиксирующий выступ и крепится винтовым соединением к центральному пальцу держателя балансировочных пластин.

Основным недостатком такой конструкции лопасти является снижение прочности и жесткости конструкции из-за наличия трех отверстий, равных диаметру балансировочных грузов. Концевые профили лопасти имеют обычно малые строительные высоты, следовательно высота пакета будет небольшой, а диаметр балансировочных грузов будет значительным по отношению к размерам лопасти. Масса балансировочных грузов в такой конструкции ограничена, что ограничивает возможности балансировки. Наличие трех схемных крышек на поверхности лопасти и большое количество крепежных деталей ухудшает весовые и аэродинамические характеристики лопасти такой конструкции, обуславливает высокую трудоемкость при изготовлении и при балансировке лопасти.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение прочности конструкции, улучшение аэродинамических характеристик, снятие ограничения на массу балансировочных пластин и упрощение балансировки лопасти.

Указанная техническая задача решена благодаря тому, что в лопасти несущего винта вертолета, содержащей лонжерон из слоистых композиционных материалов, абразивостойкий профиль, расположенный по носку лонжерона, хвостовую часть и пакет балансировочных пластин, установленный в концевой части лопасти, пакет балансировочных пластин установлен в полости лонжерона с помощью опорных штифтов, прижимных втулок и накладок, расположенных со стороны верхней и нижней наружных поверхностей лопасти, а концевой участок лонжерона имеет прорезь со стороны носка лопасти, предназначенную для установки балансировочных пластин, и схемную профильную вставку, прикрепленную по длине прорези к лонжерону.

Отсутствие на аэродинамической поверхности лонжерона лопасти отверстий, предназначенных для размещения внутри него балансировочных пластин и соответствующих размеру балансировочных пластин, повышает прочность и улучшает аэродинамические характеристики лопасти. Использование для подхода к пластинам прорези со стороны носка в концевом участке лонжерона позволяет существенно увеличить размер пластин, что расширяет диапазон регулирования дополнительной массы при балансировке. Крепление пакета пластин в полости лонжерона с помощью опорных штифтов, прижимных втулок и наружных накладок обеспечивает простоту балансировки.

На фиг. 1 изображен общий вид лопасти несущего винта,
на фиг. 2 - концевая часть лопасти,
на фиг. 3 - вид снизу на фиг. 2,
на фиг. 4 -сечение А-А на фиг.2
на фиг. 5 - сечение В-В на фиг. 2.

Лопасть несущего винта из композиционного материала содержит лонжерон 1, хвостовую часть 2, оковки 3 из абразивного материала, расположенные по носку лонжерона 1 (фиг. 1). В концевой части лопасти во внутренней полости лонжерона 1 установлен пакет прямоугольных балансировочных пластин 4, для крепления которых в нижней стенке лонжерона выполнены отверстия под опорные штифты 5, имеющие опорный пояс 6 для установки пластин и наружную резьбу 7, а в верхней стенке лонжерона выполнены отверстия под прижимные втулки 8 с внутренней резьбой. Диаметр установочных отверстий балансировочных пластин 4 равен диаметру резьбового участка 7 опорных штифтов 5.

Для крепления опорных штифтов 5 и прижимных втулок 8 к лонжерону 1 со стороны верхней и нижней аэродинамических поверхностей лонжерона 1 установлены верхняя 9 и нижняя 10 металлические накладки, имеющие соответствующие ответные отверстия под конические головки опорных штифтов 5 и винтов 11 (фиг. 2, 3, 4).

Для свободного подхода к балансировочным пластинам 4 при их установке и снятии в носке концевой части лонжерона 1 выполнена прорезь, по длине которой установлена и прикреплена к лонжерону с помощью винтов 12 профильная вставка 13 и концевая оковка 14 (фиг. 5). Форма в плане и размеры верхней и нижней накладок 9, 10 в общем случае могут быть различными. В данном случае размер нижней накладки 10 обусловлен наличием узла швартовки 15. Расположение балансировочного узла в максимально удаленной от оси вращения винта зоне ограничено требуемой высотой профиля.

Установку и крепление балансировочных пластин производят следующим образом. При снятых концевой оковке 14 и профильной вставке 13 через прорезь в носке лонжерона 1 необходимое число балансировочных пластин 4 помещают во внутреннюю полость лонжерона 1. Через отверстия в верхней и нижней металлических накладках 9 и 10 и отверстия в нижней и верхней стенках лонжерона 1, а также и отверстия в балансировочных пластинах 4, устанавливают соответственно опорные штифты 5 и прижимные втулки 8 так, что балансировочные пластины 4 лежат на опорном поясе 6 штифтов 5. Количество пластин 4 может варьироваться от нуля до максимального, определяемого размером внутренней полости лонжерона 1. Фиксация балансировочных пластин 4 от перемещения под действием инерционных сил осуществляется с помощью прижимных втулок 8, устанавливаемых на резьбовом участке 7 опорных штифтов 5. С помощью накладок 9 и 10 и винтов 11 прижимные втулки 8 и опорные штифты 5 крепятся к лонжерону 1. После установки балансировочных пластин 4 в прорезь в носке лонжерона 1 устанавливают профильную вставку 13, прикрепляют ее с помощью винтов 12 и устанавливают концевую оковку. 14.

Лопастьнесущеговинтавертолета,содержащаялонжеронизслоистыхкомпозиционныхматериалов,абразивостойкийпрофиль,расположенныйпоноскулонжерона,хвостовуючастьипакетбалансировочныхпластин,установленныйвконцевойчастилопасти,отличающаясятем,чтопакетбалансировочныхпластинустановленвполостилонжеронаспомощьюопорныхштифтов,прижимныхвтулокинакладок,расположенныхсостороныверхнейинижнейнаружныхповерхностейлопасти,аконцевойучастоклонжеронаимеетпрорезьсостороныноскалопасти,предназначеннуюдляустановкибалансировочныхпластин,исъемнуюпрофильнуювставку,прикрепленнуюподлинепрорезиклонжерону.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 10.
13.01.2017
№217.015.864d

Лопасть винта винтокрылого летательного аппарата

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям лопастей несущего и рулевого винтов винтокрылых летательных аппаратов. Лопасть винта состоит из комлевой части с узлом крепления, средней части и концевой части, состоящей из первого участка, имеющего переднюю кромку обратной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002603710
Дата охранного документа: 27.11.2016
11.03.2019
№219.016.de1f

Лопасть воздушного винта летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов. Лопасть воздушного винта летательного аппарата содержит лонжерон и хвостовую часть. В комле лонжерона выполнены стыковочные отверстия. Со стороны торца комель охватывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148527
Дата охранного документа: 10.05.2000
10.04.2019
№219.017.0042

Бортовое загрузочное устройство для вертолета

Бортовое загрузочное устройство для вертолета содержит поворотную стойку со средствами для шарнирного вертикального закрепления ее между полом и потолком внутри фюзеляжа в зоне проема двери, стрелу, жестко закрепленную на стойке, и лебедку, установленную на стойке, канат, который проходит к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245819
Дата охранного документа: 10.02.2005
10.04.2019
№219.017.017a

Насадок к выхлопному патрубку газотурбинного двигателя двухдвигательной силовой установки вертолета

Изобретение относится к конструкции и размещению на вертолете элементов силовой установки, в частности выхлопных устройств газотурбинных двигателей двухдвигательной силовой установки вертолета. Насадок выполнен в виде трубчатого элемента, примыкающего к выходу выхлопного патрубка. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230005
Дата охранного документа: 10.06.2004
10.04.2019
№219.017.07f5

Беспилотный авиационный комплекс

Изобретение относится к области авиационной техники. Беспилотный авиационный комплекс (БАК) безаэродромного базирования содержит беспилотный летательный аппарат (БПЛА) и стартовую наземную станцию, содержащую мобильную платформу и установленные на ней энергетическую установку и блок управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002403182
Дата охранного документа: 10.11.2010
18.05.2019
№219.017.55c2

Система внешней подвески груза к вертолету

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к оборудованию для транспортировки грузов вертолетом на внешней подвеске. Система внешней подвески груза к вертолету содержит грузонесущий элемент, вертикальный стержень которого снабжен наконечником, соединяющим грузонесущий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02213028
Дата охранного документа: 27.09.2003
09.06.2019
№219.017.76d5

Система спасения людей вертолетом

Изобретение относится к оборудованию грузоподъемной системы вертолета для спасения людей. Система спасения содержит цилиндрический контейнер, установленные на вертолете фиксаторы контейнера, лебедку и средства связи спасателей. Контейнер выполнен с дверным проемом, поворотными створками и с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002268764
Дата охранного документа: 27.01.2006
09.06.2019
№219.017.7716

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкциям трансмиссий вертолетов. Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета содержит пару конических зубчатых колес, ведущий и ведомый вал, картер с внутренними перегородками, стакан, конусную крышку, маслозаборник и механизм изменения шага рулевого винта. Между...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280594
Дата охранного документа: 27.07.2006
09.06.2019
№219.017.7718

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкциям трансмиссий вертолетов. Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета содержит ведущее и ведомое конические зубчатые колеса, картер, стаканы ведомого и ведущего зубчатых колес, закрепленные фланцами в расточках картера, для установки наружных колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002280593
Дата охранного документа: 27.07.2006
09.06.2019
№219.017.7885

Транспортный вертолет

Изобретение относится к конструкциям одновинтовых вертолетов с грузовой кабиной. Предлагаемый вертолет содержит фюзеляж с кабиной экипажа в носовой части, с грузовой кабиной в центральной части, с хвостовой и концевой балками, а также несущий и хвостовой винты. Плоскость проема заднего люка...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02232695
Дата охранного документа: 20.07.2004
Показаны записи 1-2 из 2.
23.02.2019
№219.016.c631

Лопасть рулевого винта вертолета

Изобретение относится к конструкции лопастей воздушных винтов летательных аппаратов, в частности лопасти рулевого винта вертолета, выполненной из композиционных материалов. Лопасть содержит полый лонжерон, выполненный из слоистых композиционных материалов, в комлевой части которого установлены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02230003
Дата охранного документа: 10.06.2004
11.03.2019
№219.016.de1f

Лопасть воздушного винта летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационной техники и касается лопастей воздушного винта из композиционных материалов. Лопасть воздушного винта летательного аппарата содержит лонжерон и хвостовую часть. В комле лонжерона выполнены стыковочные отверстия. Со стороны торца комель охватывают...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02148527
Дата охранного документа: 10.05.2000
+ добавить свой РИД