×
19.01.2018
218.016.02d7

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА БОКОВОГО ЗАЗОРА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002630292
Дата охранного документа
06.09.2017
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области проведения замеров критических для вертолета величин. Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения выполнено в виде рукоятки (1), вставленной во втулку (2). Рукоятка (1) имеет сквозное осевое отверстие, в котором с двух торцов расположены резьбовые вставки (4) и (5). В резьбовую вставку (4) вкручен упорный винт (6) с маховиком (7). На боковые цилиндрические поверхности рукоятки (1) и втулки (2) электрографом нанесено по одинаковой круговой шкале (8) и (9). Втулку (2) ввинчивают во втулку (10) рулевого винта вертолета. Далее рукоятку (1) с упорным винтом (6) вставляют во втулку (2) и навинчивают резьбовой вставкой (4) на свободную резьбовую часть штока (11) рулевого винта. Вращая маховик (7), вкручивают упорный винт (6) в рукоятку (1) и тем самым поджимают упорный винт (6) в торец штока (11) хвостового редуктора. Затем производят совмещение шкал (8) и (9) по всей длине их окружности. Технический результат заключается в расширении технологических возможностей устройства за счет возможности проведения замеров в труднодоступных местах. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в области проведения замеров критических для вертолета величин, изменяющихся в процессе эксплуатации вертолета, в частности, для замера бокового зазора в шлицевом узле штока хвостового редуктора с целью установления степени износа шлиц стакана и гильзы узла штока.

Известно устройство для замера зазора в труднодоступном месте (заявка US 20140299040, G01B 5/16, опубл. 09.10.2014 г.), которое предназначено для замера износа гайки штока клапана. Устройство состоит из основания, неподвижного стрелочного указателя и цепочки адаптеров, служащих для адаптации приспособления к различным узлам, где проводят замеры. Адаптеры связаны с гайкой штока и чувствительны к ее вращению. Дополнительно на основании под стрелочным указателем установлена подвижная (вращающаяся) кольцевая шкала, указывающая степень износа гайки штока. На основании также установлен штатив, в котором неподвижно укреплен измеритель, который касается верхней части штока и замеряет его осевое смещение. В процессе использования устройства круговая шкала вращается относительно неподвижного стрелочного указателя, по мере того, как вращается гайка штока (на величину зазора) и, таким образом, указывает степень износа гайки штока.

Данное устройство имеет похожий принцип действия с заявляемым изобретением, однако возможности его применения ограничены использованием в конкретном узле.

Известно устройство для определения зазоров (авт. свид. SU 1232926, G01B 5/14, опубл. 23.05.1986 г.) в агрегатах силовой передачи машин при их диагностировании, которое включает индикатор измерений, механизм нагружения (храповой механизм и штанга с подвижным грузом), корпус с подвижной в осевом направлении зубчатой рейкой, которая сцеплена с шестерней и взаимодействует с индикатором. К шестерне прикреплен груз с нижней маятниковостью. Измерения проводят следующим образом: закрепляют корпус на фланце редуктора, устанавливают груз в механизме нагружения и обнуляют показания индикатора. Затем перемещают груз по штанге и останавливают его в момент резкого изменения показаний индикатора. Фиксируют новые показания индикатора, по которым судят о величине зазора в главной передаче ведущего моста.

Недостатками данного устройства являются его сложность, громоздкость, большой вес из-за наличия грузов в конструкции.

Известно приспособление для замера бокового зазора в шлицевых соединениях фиксированных и опорных муфт хвостового вала, наиболее близкое к заявляемому техническому решению («МИ-26Т. Руководство по технической эксплуатации», 1987 г., стр. 625-626, рис. 607), которое включает подвижный и неподвижный элементы (хомуты), а также индикатор замера (ИЧ-2/ИЧ-10), снабженный подвижной шкалой. Измерения осуществляют следующим образом: неподвижно закрепляют хомут с индикатором на наконечнике муфты хвостового вала. Потом закрепляют другой хомут на стакане муфты. Поворотом циферблата (подвижной шкалы) устанавливают отметку "0" против стрелки индикатора. Проворачивая рулевой винт против часовой стрелки, выбирают зазор в шлицевом соединении и фиксируют показания индикатора.

Недостатком данного устройства являются ограниченные технологические возможности и громоздкая конструкция в связи с наличием индикатора, вынесенного за основные габариты устройства.

Целями предлагаемого технического решения является расширение технологических возможностей путем создания компактного и эффективного устройства для измерения бокового зазора в шлицевой паре штока хвостового редуктора, возможность проведения замеров в труднодоступных местах, а также повышение его эргономичности.

Технический результат достигается благодаря тому, что устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения содержит подвижный, неподвижный элементы, а также средство индикации замера, а в соответствии с заявляемым изобретением, - устройство выполнено в виде рукоятки, соосно вставленной во втулку, при этом в сквозном осевом отверстии рукоятка с двух торцов содержит резьбовые вставки, причем в резьбовую вставку рукоятки с наружного торца вставлен упорный винт с маховиком, а средство индикации замера выполнено в виде круговых шкал на примыкающих цилиндрических поверхностях втулки и рукоятки.

Причем рукоятка выполнена из композиционного материала.

Общая компоновка устройства и его небольшие размеры, а также взаимное соосное расположение втулки и рукоятки с нанесенными на них шкалами обеспечивают его компактность и эргономичность, а также позволяют проводить замеры в труднодоступном месте.

Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения изображено на чертежах, где показаны:

на фиг. 1 - устройство в сборе, вид сбоку, разрез,

на фиг. 2 - вид А фиг. 1,

на фиг. 3 - устройство, установленное на редуктор, вид сбоку, разрез,

на фиг. 4 - разрез шлицевого узла штока хвостового редуктора,

на фиг. 5 - вид Б фиг. 4.

Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения (фиг. 1, 2) содержит подвижный элемент, выполненный в виде рукоятки 1, который вставлен в неподвижный элемент - втулку 2, с возможностью соосного вращения посредством снижающего трение элемента, например подшипника 3.

Рукоятка 1 имеет сквозное осевое отверстие, в котором с двух торцов расположены резьбовые вставки 4 и 5. С наружного торца рукоятки 1 в резьбовую вставку 4 вкручен упорный винт 6 с маховиком 7 таким образом, чтобы без заеданий прокручиваться в осевом отверстии и не касаться второй резьбовой вставки 5.

На примыкающие цилиндрические поверхности рукоятки 1 и втулки 2 электрографом нанесено по одинаковой круговой шкале 8 и 9, которые в собранном устройстве прилегают друг к другу и выполняют функцию индикатора.

Рукоятка 1 выполнена из композиционного материала, например стеклотекстолита, что позволяет снизить массу устройства и тем самым повысить его эргономичность.

Устройство имеет компактные размеры, его длина вдоль оси 104,5 мм; диаметр рукоятки 80 мм.

Устройство для замера бокового зазора шлицевого соединения применяется следующим образом.

Сначала втулку 2 усилием руки ввинчивают во втулку 10 рулевого винта вертолета (фиг. 3) до конца резьбы, но без затяжки так, чтобы внутри втулки 2 оказалась свободная резьбовая часть штока 11 хвостового редуктора. Затем упорный винт 6 выкручивают из рукоятки 1, пока хватает резьбы.

Далее рукоятку 1 с упорным винтом 6 вставляют во втулку 2 и навинчивают резьбовой вставкой 5 на свободную резьбовую часть штока 11 рулевого винта до упора в гайку 12 крепления внутреннего кольца подшипника штока (примерно на 3-4 витка).

Вращая маховик 7, вкручивают упорный винт 6 в рукоятку 1 и тем самым поджимают упорный винт 6 в торец штока 11 хвостового редуктора, создав рукой момент затяжки до 16±0,2 Н*м. Это позволяет разъемно соединить рукоятку с обслуживаемым шлицевым узлом, в котором, в порядке его подготовки к проведению замера, необходимо осуществить выборку бокового зазора. Это осуществляется путем вращения рукоятки 1 до упора в произвольном направлении.

Затем производят совмещение шкал 8 и 9 по всей длине их окружности, причем соответственные риски должны быть друг напротив друга, а расстояние между шкалами 8 и 9 - в диапазоне 0,5±0,5 мм.

Таким образом, возможность взаимного соосного вращения втулки 2 и рукоятки 1 позволяет нанести на них шкалы 8 и 9. В результате средства индикации расположены непосредственно на неподвижном и подвижном элементах устройства, что позволяет отказаться от применения громоздкого выносного индикатора.

Замер бокового зазора осуществляется следующим образом: при заторможенной хвостовой трансмиссии вертолета рукоятку 1 вращают до упора в направлении, противоположном направлению выборки, и визуально оценивают, насколько сместилась шкала 8 подвижного элемента относительно шкалы 9 неподвижного элемента.

Разряд шкал 8 и 9 (шаг рисок) выбирают, исходя из граничного значения Lmax. Величина Lmax определяется расчетным путем, зависит от параметров шлицевого соединения (фиг. 4, 5) и вычисляется по формуле (1):

где Lmax - величина граничного значения шага рисок шкал 8 и 9,

R - радиус окружности цилиндрической части втулки 2,

r - радиус делительной окружности шлицевого соединения,

Δтехн - величина технологического зазора, обусловленного методикой нарезания шлиц,

Δ - величина максимально допустимого износа шлиц,

где Dприв - диаметр цилиндрической части рукоятки 1,

где Dдел. - делительный диаметр соединения.

Формула (1) получена в результате анализа конструктивных особенностей исследуемого узла и предлагаемого устройства для замера бокового зазора шлицевого соединения, что поясняется следующими рассуждениями.

Шлицевой узел представляет собой два соосных последовательных соединения, из которых изнашивается только одно, в силу особенностей конструкции редуктора. На фиг. 4 представлена схема узла, рассеченного в том месте, где он подвергается износу (соотношения размеров сохранены). Узел состоит из гильзы 13 с зубьями и стакана 14 с пазами, которые сопряжены по делительной окружности. Пунктиром, для наглядности, показана окружность, на которую нанесены шкалы (окружность приведения).

Для каждого шлицевого соединения существует допустимая величина ∆ износа контактной поверхности шлицов (в данном соединении - боковой поверхности), зависящая в общем случае от нагрузки на каждый зуб соединения, материала соединения, толщины зубьев, нарезанных на шлицевом наконечнике, ширины пазов, вырезанных в шлицевой втулке и количества z этих зубьев или пазов в шлицевом соединении.

Чтобы сделать вывод о пригодности узла к дальнейшей эксплуатации необходимо оценить степень износа шлиц. Перемещения в любом шлицевом узле обусловлены технологическом зазором и износом в процессе эксплуатации. Таким образом, после измерения этих перемещений и учитывая наличие технологического зазора, можно судить об износе шлиц. Для того чтобы сделать процесс замера перемещений более наглядным, шаг рисок шкал подобран так, что перемещение одной шкалы относительно другой более чем на одну риску, говорит о том, что узел изношен и к дальнейшей эксплуатации не пригоден.

Фактическая величина зазора lддо (фиг. 5) определяется по формуле:

где lддо - величина фактического зазора на диаметре делительной окружности Dдел,

Δ - величина максимально допустимого износа шлиц,

Δтехн - величина технологического зазора, обусловленного методикой нарезания шлиц,

где Smax - ширина шлицевого паза 16,

Smin - толщина шлицевого зуба 15.

Значения Δ, Δтехн, Smin, Smax полагаются известными, т.к. они определены в нормативной и конструкторской документации.

Известно, что при изготовлении шлицевого соединения из полной окружности втулки фрезой изымается материал пазов, затем (при сборке соединения) в пазы втулки с зазором (за счет технологического зазора Δтехн) вставляется материал зубьев наконечника. Износ Δ появляется в процессе эксплуатации из-за взаимного истирания материала зубьев и пазов.

Таким образом, остаток материала по окружности соединения изношенного узла определяется выражением (6):

где 2πr - полная окружность втулки,

ΣzSmax - сумма толщин пазов по количеству зубьев z,

ΣzSmin - сумма толщин зубьев наконечника по количеству зубьев z,

ΣzΔ - суммарный износ по количеству зубьев z.

Учтем, что: Δтехн=Smax-Smin, то есть величина технологического зазора уже включена в данное выражение.

Чтобы получить величину зазора, вычтем остаток материала из материала полной окружности:

где

Σzlддо - суммарный зазор изношенного узла по количеству зубьев z,

Из геометрии сечения узла (см. фиг. 4, 5) составим пропорцию (10) и проведем дальнейшие преобразования:

Таким образом, из выражения (13) получаем искомую формулу (1) расчета граничного значения Lmax:

При проведении замеров величина граничного значения Lmax не должна быть превышена в целях дальнейшей безопасной эксплуатации исследуемого узла и всего редуктора. Следовательно, при повороте рукоятки 1 относительно втулки 2 во время проведения замера бокового зазора на величину, превышающую одну риску, узел считается изношенным и к дальнейшей эксплуатации не допускается.


УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА БОКОВОГО ЗАЗОРА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА БОКОВОГО ЗАЗОРА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА БОКОВОГО ЗАЗОРА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА БОКОВОГО ЗАЗОРА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕРА БОКОВОГО ЗАЗОРА ШЛИЦЕВОГО СОЕДИНЕНИЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 23.
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.07.2014
№216.012.df0e

Способ получения белковой кормовой добавки

Изобретение относится к комбикормовой промышленности, а именно к способу получения белковой кормовой добавки. Способ заключается в том, что остаточные мокрые пивные дрожжи гомогенизируют при перепаде давлений 200-220 атм, гидролизуют щелочью NаOH при рН 8,5-9,0; нагревают до температуры...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522888
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.10.2014
№216.012.fbc6

Способ повышения качества структурного изображения биообъекта в оптической когерентной томографии

Изобретение относится к технологиям кодирования изображений. Техническим результатом является повышение качества структурного изображения биообъекта в оптической когерентной томографии, а именно значения отношения сигнал/шум за счет растровых усреднений. Заявлен способ получения структурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530300
Дата охранного документа: 10.10.2014
20.11.2014
№216.013.0664

Способ получения белкового стимулятора роста и развития растений

Предлагаемое изобретение относится к производству стимуляторов роста и развития растений. Способ получения белкового стимулятора роста и развития растений предусматривает обработку спилка крупного рогатого скота (КРС) соляной кислотой и промывку его проточной водой до pH (6,5±0,5). Далее спилок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533037
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.09.2015
№216.013.7a75

Одновинтовой вертолет и способ управления им

Вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, рулевой винт с управлением общим и циклическим шагом, силовую установку, элементы трансмиссии и систему управления. Вал рулевого винта установлен под постоянным углом в горизонтальной плоскости вертолета в диапазоне 50-70 градусов относительно продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562938
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.08.2016
№216.015.4d79

Способ определения обводненности продукции нефтяной скважины

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при определении обводненности продукции нефтяной скважины. Способ включает подачу непрерывного потока нефтегазоводяной смеси поочередно в одинаковые мерные камеры счетчика жидкости и их циклическую разгрузку путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595103
Дата охранного документа: 20.08.2016
12.01.2017
№217.015.581e

Одновинтовой вертолет

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для создания вертолетов одновинтовой схемы без рулевого винта. Одновинтовой вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, силовую установку с двигателями и главным редуктором. Вал несущего винта расположен наклонно относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588277
Дата охранного документа: 27.06.2016
25.08.2017
№217.015.a822

Стенд для проведения наземных испытаний вертолета

Изобретение относится к испытательной технике для проведения комплекса испытаний систем в составе вертолета. Стенд для проведения наземных испытаний вертолета содержит неподвижное железобетонное основание (1) с двумя опорными фермами (2), установленными параллельно друг другу, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611446
Дата охранного документа: 22.02.2017
25.08.2017
№217.015.ac37

Топливная система летательного аппарата

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система содержит расходные баки (1, 2) с установленными в них насосами (3, 4), трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны (9,10) и противопожарные краны (13, 14), а также краны перекрестного питания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612314
Дата охранного документа: 06.03.2017
Показаны записи 1-10 из 34.
27.01.2014
№216.012.9b49

Хвостовой редуктор трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции зубчатой передачи хвостового редуктора трансмиссии вертолета. Хвостовой редуктор содержит установленные в картере ведущее и ведомое конические зубчатые колеса и подшипниковые опоры валов зубчатых колес. Вал рулевого винта выполнен двухопорным с хвостовым...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505459
Дата охранного документа: 27.01.2014
20.07.2014
№216.012.e0e6

Промежуточный редуктор хвостовой трансмиссии вертолета

Изобретение относится к конструкции промежуточного редуктора хвостовой трансмиссии вертолета. Ведущее (4) и ведомое (5) конические зубчатые колеса выполнены заодно со своими валиками и установлены между собой с изменением направления вращения. В картере (1) каждое из зубчатых колес установлено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002523360
Дата охранного документа: 20.07.2014
10.10.2014
№216.012.fbc6

Способ повышения качества структурного изображения биообъекта в оптической когерентной томографии

Изобретение относится к технологиям кодирования изображений. Техническим результатом является повышение качества структурного изображения биообъекта в оптической когерентной томографии, а именно значения отношения сигнал/шум за счет растровых усреднений. Заявлен способ получения структурного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530300
Дата охранного документа: 10.10.2014
20.11.2014
№216.013.0664

Способ получения белкового стимулятора роста и развития растений

Предлагаемое изобретение относится к производству стимуляторов роста и развития растений. Способ получения белкового стимулятора роста и развития растений предусматривает обработку спилка крупного рогатого скота (КРС) соляной кислотой и промывку его проточной водой до pH (6,5±0,5). Далее спилок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002533037
Дата охранного документа: 20.11.2014
10.09.2015
№216.013.7a75

Одновинтовой вертолет и способ управления им

Вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, рулевой винт с управлением общим и циклическим шагом, силовую установку, элементы трансмиссии и систему управления. Вал рулевого винта установлен под постоянным углом в горизонтальной плоскости вертолета в диапазоне 50-70 градусов относительно продольной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002562938
Дата охранного документа: 10.09.2015
20.08.2016
№216.015.4d79

Способ определения обводненности продукции нефтяной скважины

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при определении обводненности продукции нефтяной скважины. Способ включает подачу непрерывного потока нефтегазоводяной смеси поочередно в одинаковые мерные камеры счетчика жидкости и их циклическую разгрузку путем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002595103
Дата охранного документа: 20.08.2016
12.01.2017
№217.015.581e

Одновинтовой вертолет

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для создания вертолетов одновинтовой схемы без рулевого винта. Одновинтовой вертолет содержит фюзеляж, несущий винт, силовую установку с двигателями и главным редуктором. Вал несущего винта расположен наклонно относительно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588277
Дата охранного документа: 27.06.2016
25.08.2017
№217.015.a822

Стенд для проведения наземных испытаний вертолета

Изобретение относится к испытательной технике для проведения комплекса испытаний систем в составе вертолета. Стенд для проведения наземных испытаний вертолета содержит неподвижное железобетонное основание (1) с двумя опорными фермами (2), установленными параллельно друг другу, и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002611446
Дата охранного документа: 22.02.2017
25.08.2017
№217.015.ac37

Топливная система летательного аппарата

Изобретение относится к топливным системам летательных аппаратов. Топливная система содержит расходные баки (1, 2) с установленными в них насосами (3, 4), трубопроводы подачи топлива, где установлены обратные клапаны (9,10) и противопожарные краны (13, 14), а также краны перекрестного питания...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002612314
Дата охранного документа: 06.03.2017
25.08.2017
№217.015.cd34

Способ управления вертолетом

Изобретение относится к способу управления вертолетом. Для управления вертолетом подают управляющие сигналы, соответствующие отклонениям автомата перекоса по циклическому шагу и общему шагу, значения амплитуд управляющих сигналов преобразуют в соответствии с определенными зависимостями, после...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619679
Дата охранного документа: 17.05.2017
+ добавить свой РИД