×
09.06.2019
219.017.76ff

Результат интеллектуальной деятельности: ОХЛАЖДАЕМАЯ ЛОПАТКА ТУРБОМАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Охлаждаемая лопатка турбомашины содержит перо с центральной полостью и каналом, расположенным в зоне входной кромки и сообщенным входными каналами и выполненными в пере выходными каналами с центральной полостью и внешней поверхностью выпуклой части пера. Выходные и входные каналы выполнены тангенциальными относительно канала, расположенного в зоне входной кромки. Отношение площадей проходных сечений выходных и входных каналов выбрано в интервале 4,2>Fвых/Fвхода>1,7. Ось канала, расположенного в зоне входной кромки, в меридиональной плоскости турбомашины отклонена от радиального направления на угол от 1 до 8°. В пере размещена перегородка на расстоянии h=(0,08-0,14)L от входной кромки, где L - хорда профиля пера в заданном сечении. Входные каналы выполнены в перегородке, причем число выходных каналов больше числа входных каналов. Изобретение позволяет повысить надежность турбомашины, повысить эффективность охлаждения входной кромки лопатки и упростить технологию изготовления. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к охлаждаемым лопаткам, в частности к охлаждаемым лопаткам турбомашин, и может быть использовано в газотурбостроении.

Известна охлаждаемая лопатка турбомашины, содержащая перо с центральной полостью и радиальным каналом, расположенным в зоне входной кромки и сообщенным чередующимися по высоте входными и выходными каналами с центральной полостью и внешней поверхностью выпуклой части пера, причем выходные и входные каналы выполнены тангенциальными относительно радиального канала, входные каналы направлены вдоль внутренней поверхности вогнутой части пера, а отношение площадей проходных сечений выходных и входных каналов выбрано в интервале 4,2>Fвых/Fвхода>1,7 (см. патент РФ №2117768, Кл. F 01 D 5/18, опубл. 20.08.1998).

Недостатки известной лопатки заключаются в ее низкой надежности из-за неоптимального охлаждения входной кромки и из-за дополнительных напряжений, возникающих в замковой части лопатки при выполнения канала, расположенного в зоне входной кромки, радиальным. Кроме этого, выполнение входных и выходных каналов чередующимися по высоте приводит к усложнению технологии их выполнения.

Технический результат изобретения - повышение надежности турбомашины, повышение эффективности охлаждения входной кромки лопатки и упрощение технологии изготовления.

Указанный технический результат достигается тем, что в охлаждаемой лопатке турбомашины, содержащей перо с центральной полостью и каналом, расположенным в зоне входной кромки и сообщенным входными каналами и выполненными в пере выходными каналами с центральной полостью и внешней поверхностью выпуклой части пера, причем выходные и входные каналы выполнены тангенциальными относительно канала, расположенного в зоне входной кромки, а отношение площадей проходных сечений выходных и входных каналов выбрано в интервале 4,2>Fвых/Fвхода>1,7, согласно изобретению ось канала, расположенного в зоне входной кромки, в меридиональной плоскости турбомашины отклонена от радиального направления на угол от 1 до 8°, при этом в пере на расстоянии h=(0,08-0,14)L от входной кромки,

где L - хорда профиля пера в заданном сечении,

размещена перегородка, и входные каналы выполнены в последней, причем число выходных каналов больше числа входных каналов.

Расположение перегородки на расстоянии h от наружной поверхности входной кромки, составляющем 0,08-0,14 от хорды профиля пера, обусловлено следующим. При расположении перегородки на расстоянии от наружной поверхности входной кромки, составляющем менее 0,08 от хорды профиля пера, не будет достигнуто эффективное охлаждение, так как канал для охлаждения входной кромки будет настолько мал, что в нем невозможно организовать интенсивное вихревое течение, которое интенсифицирует охлаждающую способность воздуха, при расположении перегородки на расстоянии от наружной поверхности входной кромки, составляющем более 0,14 от хорды профиля пера, также не будет достигнута необходимая эффективность охлаждения, так как в канале для охлаждения входной кромки при определенном расходе скорость течения воздуха недостаточна для организации интенсивного вихревого течения.

При наклоне оси канала на угол меньше 1° и больше 8°, например, при выполнении канала радиальным снижается надежность лопатки, так как в зоне входной кромки появляется разностенность, обусловленная тем, что сама кромка не выполняется по радиусу из-за разворота различных сечений лопатки для компенсации газовых сил за счет некоторого наклона пера.

Для упрощения технологии изготовления каналы выполняют не чередующимися по высоте, т.е. число выходных каналов больше числа входных каналов. Входные каналы выполняются литьем, а выходные каналы выполняются методом электроэрозии, т.е. для изготовления каналов используют разные технологические процессы. Поэтому для получения периодичности (чередования) каналов необходимо было бы применять специальное оборудование и специальные установки для обеспечения чередования каналов, что, следовательно, приводит к усложнению технологии их изготовления. Кроме этого, для создания сплошной заградительной пелены на выпуклой поверхности лопатки необходимо равномерное расположение выходных каналов на выпуклой поверхности с небольшим шагом и со скоростью, близкой к скорости основного потока в проточной части. При этом расход воздуха, идущего на заградительное охлаждение, который передается через каналы в перегородке, определяется диаметром и количеством этих каналов. Для получения оптимального значения интенсивности охлаждения в канале входной кромки существуют соотношения между диаметром канала входной кромки в перегородке и площадью отверстий в перегородке. Исходя из этого, необходимо иметь число выходных каналов больше числа входных каналов.

Для оптимизации интенсивности охлаждения число выходных каналов может быть, по меньшей мере, на два больше числа входных каналов.

На фиг.1 изображен продольный разрез охлаждаемой лопатки турбомашины;

на фиг.2 - сечение А-А фиг.1;

на фиг.3 - сечение Б-Б фиг.2 (повернуто).

Охлаждаемая лопатка турбомашины содержит перо 1 с центральной полостью 2, каналом 3, расположенным в зоне входной кромки 4, и системой компланарных каналов (не показаны), транспортирующих охлаждающий воздух к выходной кромке 5, выпуклую часть (спинку) 6 пера 1, вогнутую часть (корыто) 7 пера 1, замковую часть 8. В пере 1 размещена перегородка 9. В перегородке 9 выполнены входные каналы 10, в пере 1, в его выпуклой части 6, выполнены выходные каналы 11. Угол α - угол отклонения оси канала от радиального направления - равен 5°.

Н - высота пера, L - хорда пера, h - расстояние, на котором поверхность перегородки 9, образующая внутреннюю полость, расположена от наружной поверхности входной кромки 4, составляет в разных сечениях профиля пера 0,08-0,14 от хорды L профиля пера, так, например, в среднем сечении при длине хорды 32 мм расстояние h - 4 мм, т.е. расстояние h составляет 0,12 хорды профиля пера.

При работе охлаждающий воздух через замковую часть 8 поступает в центральную полость пера 1, где разделяется на два потока, один из которых поступает через систему компланарных каналов (не показаны) к выходной кромке 5, а другой поток поступает через каналы 10, выполненные в перегородке 9, в канал 3 для охлаждения входной кромки 4, внутри которого образуется интенсивное вихревое течение, обеспечивающее интенсивный отвод тепла, от горячей входной кромки 4 к охлаждающему воздуху. Далее воздух из канала 3 поступает в каналы 11, откуда выдувается на выпуклую часть (спинку) 6 пера 1, создавая на ней пленочное охлаждение.

Термины - Н - высота пера L - хорда пера являются стандартизованными (см. Лопатки авиационных осевых компрессоров и турбин. Термины и определения. ГОСТ 23537-79. Государственный комитет СССР по стандартам. Москва, 1979).

1.Охлаждаемаялопаткатурбомашины,содержащаяперосцентральнойполостьюиканалом,расположеннымвзоневходнойкромкиисообщеннымвходнымиканаламиивыполненнымивперевыходнымиканаламисцентральнойполостьюивнешнейповерхностьювыпуклойчастипера,причемвыходныеивходныеканалывыполненытангенциальнымиотносительноканала,расположенноговзоневходнойкромки,аотношениеплощадейпроходныхсеченийвыходныхивходныхканаловвыбрановинтервале4,2>Fвых/Fвхода>1,7,отличающаясятем,чтооськанала,расположенноговзоневходнойкромки,вмеридиональнойплоскоститурбомашиныотклоненаотрадиальногонаправлениянауголот1до8°,приэтомвпереразмещенаперегородканарасстоянииh=(0,08-0,14)Lотвходнойкромки,гдеL-хордапрофиляперавзаданномсечении,ивходныеканалывыполненывперегородке,причемчисловыходныхканаловбольшечиславходныхканалов.12.Охлаждаемаялопаткапоп.1,отличающаясятем,чточисловыходныхканалов,поменьшеймере,надвабольшечиславходныхканалов.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-4 из 4.
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
22.04.2019
№219.017.3662

Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области регулирования компрессоров с вращательным движением рабочих органов, в частности к системам устранения помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя содержит амортизатор и датчик с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002291323
Дата охранного документа: 10.01.2007
18.05.2019
№219.017.546b

Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области регулирования компрессоров с вращательным движением рабочих органов, в частности к системам устранения помпажа компрессора газотурбинного двигателя. Устройство для сигнализации помпажа компрессора газотурбинного двигателя содержит амортизатор и датчик с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285156
Дата охранного документа: 10.10.2006
04.07.2020
№220.018.2efb

Способ оценки технического состояния лопаток турбины газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам оценки технического состояния лопаток турбин газотурбинных двигателей в процессе их эксплуатации. Способ заключается в том, что предварительно определяют предельно допустимые значения повреждаемости лопаток турбины по результатам испытаний, рассеяние критических...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002725299
Дата охранного документа: 30.06.2020
+ добавить свой РИД