×
16.05.2019
219.017.528f

Результат интеллектуальной деятельности: Способ внепечной обработки высоколегированного чугуна для валков

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при внепечной обработке высоколегированного чугуна для рабочего слоя центробежнолитых валков весом до 20 тонн и более. Изобретение включает обработку высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, в разливочном ковше, в котором его предварительно очищают от неметаллических включений путем введения компактированного реагента, состоящего из карбида кальция 20-30%, кальцинированной соды 10-15%, плавикового шпата 15-30% и остальное магниевая лигатура в виде железо-кремний-кальций-магниевого сплава, содержащего 50% кремния, 10% кальция, 10% магния, железо - остальное, и проводят последующее усреднение упомянутого чугуна принудительным перемешиванием газообразным азотом. Изобретение позволяет снизить в чугуне показатели содержания серы в 3 раза и неметаллических включений в 1,45 раза, что гарантирует повышение эксплуатационных показателей валков в 1,77 раза. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к литейному производству, в частности к способам внепечной обработки высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, для рабочего слоя центробежнолитых валков весом до 20 тонн и более.

Известен способ модифицирования чугуна (SU 1271884 А1, 23.11.1986), используемого для получения крупных отливок весом до 40 тонн и более. Предлагаемый способ предназначен для повышения степени сфероидизации графитных включений и механических свойств чугуна.

Недостатком данного способа является то, что для приготовления чугуна используется пламенная печь, что неприемлемо для плавления высоколегированного сплава рабочего слоя.

Известен способ внутриформенного модифицирования чугуна (SU 1588790 A1, C1, С1/10, 30.08.1990), используемого для получения отливок из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом и повышенными показателями прочности и пластичности.

Недостатком предлагаемого способа является то, что он осуществляется загрузкой брикетированного модификатора внутрь формы, что затрудняет процесс обработки высоколегированного чугуна при центробежном литье, так как под действием сил вращения брикет, характеризующийся меньшей плотностью по сравнению с чугуном, будет всплывать на свободную поверхность движущегося расплава. Недостатком предлагаемого способа является то, что содержание плавикового шпата более 4% снижает прессуемость и механическую прочность брикетируемого модификатора, а, следовательно, способствует образованию засоров в отливке, наличие которых недопустимо в рабочем слое валков.

Известен способ продувки газами (аргон, азот) черных сплавов (Каблуковский А.Ф. Производство электростали и ферросплавов. - М: ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2003, с. 423-424). Предлагаемый способ предназначен для дегазации расплава и доводки сталей по химическому составу, а также ее обработки оболочковой порошковой проволокой с разным составом наполнителей.

Недостатком предлагаемого способа является то, что обработка расплава в ковше осуществляется только путем продувки газом без предварительного его очищения от неметаллических включений, что неприемлемо для высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, характеризующегося по сравнению со сталями повышенной вязкостью, нетехнологичностью в литье, гетерогенностью и неоднородностью в структуре.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к заявляемому является способ обработки чугуна (SU 1360892 А1, 23.12.1987), используемого для литья прокатных валков. Обработку чугуна предлагается проводить вне печи, что способствует повышению степени его очищения от серы и усвоения модификатора.

Недостатком предлагаемого способа является то, что он осуществляется загрузкой гранулированного модификатора в полость литейной формы, что неприемлемо при центробежном литье крупногабаритных валков.

В основу изобретения поставлена задача разработки внепечной обработки высоколегированного чугуна, для валков, заключающаяся в предварительном очищении его расплава от неметаллических включений с помощью компактированного реагента и последующем его принудительном перемешивании газообразным азотом в разливочном ковше. Это обеспечит снижение неметаллических включений в высоколегированном чугуне для валков, однородность его состава и структуры, а, следовательно, повышение уровня механических и эксплуатационных свойств.

Решение поставленной задачи заключается в том, что высоколегированный чугун, содержащий более 15% Cr, в разливочном ковше предварительно очищают от неметаллических включений путем введения в него компактированного реагента, состоящего из карбида кальция (20-30%), кальцинированной соды (10-15%), плавикового шпата (15-30%) и магниевой лигатуры (остальное) в виде железо-кремний-кальций-магниевого сплава, содержащего 50% кремния, 10% кальция, 10% магния, остальное железо, и проводят последующее усреднение высоколегированного чугуна принудительным перемешиванием газообразным азотом. В результате коэффициент усвоения магния η достигает 0,8, снижается доля серы в составе высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, в 3 раза, загрязненность неметаллическими включениями в 1,45 раза, а эксплуатационные показатели возрастают в 1,77 раза.

Использование в качестве компактированного реагента смеси карбида кальция (20-30%), кальцинированной соды (10-15%), плавикового шпата (15-30%) и магниевой лигатуры (остальное) в виде железо-кремний-кальций-магниевого сплава, содержащего 50% кремния, 10% кальция, 10% магния, остальное железо, позволяет снизить содержание серы в составе высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, менее 0,02%, загрязненность неметаллическими включениями в 1,45 раза по сравнению с неочищенным расплавом (таблица 1-2).

Принудительное перемешивание в разливочном ковше газообразным азотом расплава, предварительно обработанного компактированным реагентом, позволяет усреднить состав высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, по всему объему рабочего слоя: разница в показаниях содержания химических компонентов составила 0,5-0,7%, что не превышает погрешности измерений (см. таблицу 1).

При перемешивании расплава газообразный азот, обладая повышенной химической активностью, растворяется в железе, что повышает стабильность карбидов, образуемых в высоколегированном чугуне, содержащем более 15% Cr. Вследствие этого рабочий слой характеризуется более стабильным уровнем твердости, что оказывает положительное влияние на эксплуатационные показатели центробежнолитых валков. С другой стороны, образуемые нитриды магния могут служить дополнительными центрами кристаллизации (см. таблицу 2).

Заявляемый способ внепечной обработки высоколегированного чугуна для центробежнолитых валков осуществляли следующим образом. В подогретый разливочный ковш с помещенным в специальное углубление компактированным реагентом выпускали из печи металл при температуре не ниже 1450°C. После окончания реакции растворения компактированного реагента в высоколегированном чугуне, содержащем более 15% Cr, счищали шлак с поверхности его расплава, контролировали его температуру контактной термопарой. Затем устанавливали над разливочным ковшом устройство, разработанное для внепечной обработки расплава газообразным азотом. С его помощью путем принудительного перемешивания проводили усреднение состава расплава в объеме разливочного ковша.

После продувки газообразным азотом счищали оставшийся шлак с поверхности расплава, отбирали пробы на химический анализ и замеряли его температуру. Затем заливали металл в песчано-глинистые формы, после кристаллизации которых изготавливали образцы для оценивания качества высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, для рабочего слоя центробежнолитых валков.

В результате использования заявляемого способа внепечной обработки высоколегированного чугуна, содержащего более 15% Cr, для рабочего слоя центробежнолитых валков снизилась доля серы в его составе в 3 раза, загрязненность неметаллическими включениями в 1,45 раза по сравнению с неочищенным чугуном, повысилась однородность его химического состава и структуры. Это гарантировало повышение эксплуатационных показателей центробежнолитых валков: наработки в 1,77 раза.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №1271884 А1, опубликовано 23.11.1986.

2. Авторское свидетельство СССР №1360892 А1, опубликовано 23.12.1987.

3. Авторское свидетельство СССР №1588790 Al, C1, С1/10, опубликовано 30.08.1990.

4. Каблуковский А.Ф. Производство электростали и ферросплавов. М, ИКЦ «АКАДЕМКНИГА», 2003, с. 423-424.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 32.
25.08.2017
№217.015.ca12

Колесо зубчатое упругое

Изобретение относится к зубчатым колесам. Колесо зубчатое упругое содержит ступицу, венец с диском, смонтированный с возможностью поворота относительно ступицы, цилиндрические упругие элементы, установленные без зазора в гнездах, выполненных равномерно по окружности колеса. В диске венца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619880
Дата охранного документа: 19.05.2017
17.02.2018
№218.016.2a30

Вагон для перевозки автомобилей

Изобретение относится к железнодорожным транспортным средствам для перевозки легковых автомобилей. Вагон для перевозки легковых автомобилей включает смонтированный на раме в зоне между опорными тележками поворотный на горизонтальной оси (3) настил (2) нижнего яруса погрузки и настил (7)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002643017
Дата охранного документа: 29.01.2018
04.04.2018
№218.016.301f

Периферийное устройство для снижения утечек теплоносителя

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано в необандаженных ступенях паровых и газовых турбин. Периферийное уплотнение необандаженных турбинных ступеней, содержащее на внешнем обводе винтовые канавки в области радиального зазора необандаженной турбинной ступени. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645100
Дата охранного документа: 15.02.2018
10.05.2018
№218.016.4614

Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора и способ его осуществления

Изобретение относится к области турбостроения и может быть использовано во входных ступенях осевых компрессоров турбомашин. Устройство для снижения аэродинамического шума осевого компрессора содержит рабочее колесо первой ступени, а на внутренней поверхности корпуса осевого компрессора в зоне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002650241
Дата охранного документа: 11.04.2018
29.05.2018
№218.016.5407

Способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход - корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении

Использование: для измерения тепловых параметров силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении. Сущность изобретения заключается в том, что способ автоматизированного определения теплового сопротивления переход-корпус силовых полупроводниковых приборов в корпусном исполнении для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653962
Дата охранного документа: 15.05.2018
09.06.2018
№218.016.5b08

Подвеска осевого редуктора локомотива

Осевой редуктор одной стороной опирается на ось колесной пары, а другой стороной связан с рамой тележки посредством вертикальной тяги с резинометаллическими шарнирами на концах, причем вертикальная тяга связана с рамой тележки через балансир с резинометаллическим шарниром с осью, а конец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655593
Дата охранного документа: 28.05.2018
09.06.2018
№218.016.5e75

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающих средств. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые цистерны 1 левого и правого борта, частично заполненные жидкостью 2, соединенные между собой жидкостным 3 и воздушным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656745
Дата охранного документа: 06.06.2018
09.06.2018
№218.016.5e82

Пассивный успокоитель качки плавающего средства

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам уменьшения бортовой качки плавающего средства. Пассивный успокоитель качки плавающего средства содержит бортовые резервуары 1, частично заполненные ферромагнитной жидкостью 2 и связанные между собой жидкостным 3 и воздушным 4...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002656744
Дата охранного документа: 06.06.2018
07.12.2018
№218.016.a490

Камера сгорания дизеля

Изобретение относится к двигателестроению. Камера сгорания двигателя внутреннего сгорания, ограниченная днищем поршня, головкой цилиндра и снабженная теплоизолирующим керамическим покрытием, на которое нанесен теплоаккумулирующий и теплопередающий слой, выполненный из высокотемпературного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674170
Дата охранного документа: 05.12.2018
26.12.2018
№218.016.ab69

Поршень форсированного дизельного двигателя

Изобретение относится к двигателестроению. Поршень форсированного дизельного двигателя состоит из нижнего (1) и верхнего (2) фрагментов, соединенных между собой. Фрагменты (1) и (2) образуют периферийную (3) и центральную (4) полости охлаждения поршня. Полости (3) и (4) сообщены основными (5) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002675974
Дата охранного документа: 25.12.2018
Показаны записи 1-2 из 2.
13.01.2017
№217.015.8e04

Чугун для изготовления сердцевины двухслойных валков

Изобретение относится к отрасли металлургии, в частности к составам чугунов, и может быть использована для изготовления сердцевины двухслойных валков. Чугун для сердцевины двухслойных валков содержит, мас.%: углерод 3,0-3,3, кремний 1,3-1,8, марганец 0,3-0,6, фосфор до 0,12, сера до 0,05, хром...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605048
Дата охранного документа: 20.12.2016
26.08.2017
№217.015.e061

Компактированный реагент для обработки валкового расплава

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для внепечной обработки высоколегированного чугуна для рабочего слоя центробежнолитых валков. Компактированный реагент содержит, мас. %: карбид кальция 20-30, кальцинированную соду 10-15, плавиковый шпат 15-30, магниевую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002625379
Дата охранного документа: 13.07.2017
+ добавить свой РИД