×
09.05.2019
219.017.4bb4

Результат интеллектуальной деятельности: РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ТУРБИНЫ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002224894
Дата охранного документа
27.02.2004
Аннотация: Рабочая лопатка турбины, относящаяся к охлаждаемым рабочим лопаткам турбины газотурбинного двигателя наземного или авиационного применения, включает в себя перо с входной и выходной кромками, с корытом и спинкой, с охлаждаемой внутренней полостью. Внутренняя полость пера соединена каналами с карманом, расположенным на выходной кромке пера со стороны корыта. Отношение величины хорды профиля лопатки к ширине кармана вдоль средней линии профиля лопатки равно 6...20. Изобретение позволяет обеспечить эффективность охлаждения выходной кромки лопатки и повысить КПД турбины. 2 ил.

Изобретение относится к охлаждаемым рабочим лопаткам турбины газотурбинного двигателя наземного или авиационного применения.

Известна охлаждаемая рабочая лопатка турбины, охлаждающий воздух в которой из каналов в пере лопатки через перфорацию выпускается на входную кромку, корыто и спинку, осуществляя конвективно-пленочное охлаждение пера лопатки [1].

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность из-за слабого охлаждения выходной кромки.

Наиболее близкой к заявляемой конструкции является рабочая лопатка, в которой внутренняя полость пера каналами соединена с торцом выходной кромки [2].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, являются большие гидравлические потери пера лопатки при его обтекании газом из-за увеличенного донного сопротивления выходной кромки, так как для размещения каналов, выходящих на торец выходной кромки, сама выходная кромка выполнена увеличенной толщины.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в обеспечении эффективности охлаждения выходной кромки лопатки, в повышении КПД турбины.

Сущность технического решения заключается в том, что в рабочей лопатке турбины, включающей перо с входной и выходной кромками, с корытом и спинкой, с охлаждаемой внутренней полостью, согласно изобретению внутренняя полость пера соединена каналами с карманом, расположенным на выходной кромке пера со стороны корыта, причем отношение величины хорды профиля лопатки к ширине кармана вдоль средней линии профиля лопатки B/L=6...20.

Соединение внутренней полости пера каналами с карманом, расположенным на выходной кромке пера со стороны корыта, позволяет уменьшить гидравлические потери на смешение газа и воздуха, которое происходит до зоны максимальных скоростей, последние реализуются на выходной кромке. Кроме того, в кармане образуется зона повышенного давления за счет увеличенного давления вытекающего холодного воздуха, что увеличивает подъемную силу профиля пера лопатки, повышая КПД турбины и ее мощности.

Отношение величины хорды профиля лопатки к ширине кармана вдоль средней линии профиля лопатки B/L=6...20 позволяет обеспечить эффективное охлаждение выходной кромки лопатки при повышенном КПД турбины. При B/L <6 увеличивается ширина кармана, что может привести к пластинчатым колебаниям выходной кромки и к ее поломке. При B/L > 20 увеличивается донное сопротивление выходной кромки и потери на смешение газа и воздуха, что приводит к ухудшению КПД турбины.

На фиг.1 изображен вид сбоку на охлаждаемую рабочую лопатку турбины.

На фиг.2 - сечение А-А на фиг.1 в увеличенном виде.

Рабочая охлаждаемая лопатка 1 турбины состоит из охлаждаемого пера 2, нижней полки 3, удлиненной ножки 4 и хвостовика с елочным замком 5. Перо 2 лопатки 1 состоит из входной кромки 6 с перфорацией 7, спинки 8, корыта 9 и выходной кромки 10, вдоль которой со стороны корыта 9 выполнен карман 11, соединенный каналами 12 с внутренней полостью 13 охлаждаемой рабочей лопатки 1. Профиль пера 2 лопатки 1 обозначен цифрой 14, а его средняя линия - цифрой 15.

Работает устройство следующим образом.

При работе двигателя горячий газ обтекает перо 2 рабочей лопатки 1, нагревая его. Охлаждающий воздух из внутренней полости 13 пера 2 вытекает через перфорацию 7 на входной кромке 6, осуществляя конвективно-пленочное охлаждение входной кромки 6, спинки 8 и корыта 9 лопатки 1. Выходная кромка 10 охлаждается за счет вытекания охлаждающего воздуха из внутренней полости 13 через каналы 12 в карман 11 выходной кромки 10, где на длине L происходит смешение вытекающего охлаждающего воздуха с газом. Так как это смешение происходит до зоны максимальных скоростей, которые реализуются на выходной кромке 10, т.е. в "горле", то гидравлические потери на смешение газа и воздуха уменьшаются. Кроме того, в кармане 11 образуется зона повышенного давления за счет увеличенного давления вытекающего холодного воздуха, что увеличивает подъемную силу профиля пера лопатки, повышая КПД турбины и ее мощность. Выходная кромка 10 при этом выполняется минимальной толщины, что уменьшает донное сопротивление профиля пера лопатки и повышает КПД турбины. Рабочая лопатка при работе двигателя обтекается неравномерным потоком газа, например, из-за неравномерного поля давлений и температур на выходе из соплового аппарата перед рабочей лопаткой. Указанное соотношение B/L=6...20 позволяет избежать пластинчатых колебаний выходной кромки из-за неравномерного обтекания газом и одновременно обеспечить эффективное охлаждение выходной кромки при повышенном КПД турбины.

Источники информации

1. С.А. Вьюнов. "Конструкция и проектирование авиационных ГТД". - М.: Машиностроение, с.165, рис.4.24в.

2. С.А. Вьюнов, с.159, рис.4.196 - прототип.

Рабочаялопаткатурбины,включающаяперосвходнойивыходнойкромками,скорытомиспинкой,сохлаждаемойвнутреннейполостью,отличающаясятем,чтовнутренняяполостьперасоединенаканаламискарманом,расположеннымнавыходнойкромкеперасостороныкорыта,причемотношениевеличиныхордыпрофилялопаткикширинекарманавдольсреднейлиниипрофилялопаткиB/L=6-20.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 56.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД