×
10.04.2019
219.017.00e9

ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002204043
Дата охранного документа
10.05.2003
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Газотурбинный двигатель включает компрессор, камеру сгорания и турбину, а также промежуточный корпус с закрепленными на нем наружным корпусом двигателя и корпусом турбокомпрессора. Над камерой сгорания наружный корпус двигателя и корпус турбокомпрессора соединены стойками. На выходе из компрессора установлен радиально-упорный шарикоподшипник. На входном промежуточном корпусе закреплен входной поворотный направляющий аппарат, наружное кольцо которого охватывает рабочее кольцо над первой рабочей лопаткой компрессора. Крепление наружного и рабочего колец выполнено с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора. Изобретение повышает кпд и диапазон устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя за счет повышения жесткости корпуса турбокомпрессора на изгиб. 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения.

Известен газотурбинный двигатель, наружный корпус которого связан с внутренним корпусом камеры сгорания через выходной спрямляющий аппарат компрессора и силовые стержни в сопловых лопатках 1-й ступени турбины [1].

Недостатком такой конструкции является ее низкая надежность из-за замкнутой схемы силовых корпусов.

Известна также конструкция газотурбинного двигателя с внутренним корпусом статора компрессора, внутри которого образована полость, сообщающаяся с помощью перфорации с проточной частью над рабочим колесом этого компрессора [2] . Однако такая конструкция имеет низкий кпд компрессора, т.к. его статор выполнен с малым диаметром и обладает недостаточной жесткостью на изгиб.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является газотурбинный двигатель, включающий промежуточный корпус, к которому крепятся наружный корпус и силовой корпус турбокомпрессора, на котором также расположен задний узел крепления двигателя [3].

Недостатком такой конструкции является низкий кпд компрессора из-за недостаточной жесткости силового корпуса турбокомпрессора, имеющего меньший, чем у наружного корпуса, диаметр и соответственно меньшую жесткость на изгиб. При работе двигателя под давлением веса и вибраций двигателя корпус турбокомпрессора изгибается, что вызывает задевание ротора о статор, увеличение радиальных зазоров, снижение кпд и диапазона устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении кпд и диапазона устойчивой работы компрессора газотурбинного двигателя за счет повышения жесткости корпуса турбокомпрессора на изгиб.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинном двигателе, включающем компрессор, камеру сгорания и турбину, а также входной промежуточный корпус с закрепленными на нем наружным корпусом двигателя и корпусом турбокомпрессора, согласно изобретению над камерой сгорания наружный корпус двигателя и корпус турбокомпрессора соединены стойками, на выходе из компрессора установлен радиально-упорный шарикоподшипник, при этом на входном промежуточном корпусе закреплен входной поворотный направляющий аппарат, наружное кольцо которого охватывает рабочее кольцо над первой рабочей лопаткой компрессора, причем крепление наружного и рабочего колец выполнено с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора.

В процессе работы двигателя на наружный корпус газотурбинного двигателя от системы подвески действуют усилия, стремящиеся изогнуть его. Однако заявляемая конструкция позволит минимизировать упругие деформации корпуса, т.к. его жесткость на изгиб в несколько раз будет превышать жесткость корпуса турбокомпрессора, что уменьшит радиальные зазоры между статором и ротором и повысит кпд компрессора.

Выполнение крепления наружного и рабочего колец с возможностью взаимного осевого перемещения по двум разнесенным в осевом направлении цилиндрическим поверхностям позволяет парировать температурные деформации корпусов.

Кольцевая замкнутая полость, связанная через множество каналов с проточной частью компрессора, позволяет повышать запасы газодинамической устойчивости компрессора.

Соединение стойками наружного корпуса двигателя и корпуса турбокомпрессора над камерой сгорания и установка радиально-упорного шарикоподшипника на выходе из компрессора способствует сохранению высокого кпд компрессора, т.к. температурные деформации ротора и статора компрессора относительно друг друга в данной конструкции направлены в одну сторону.

Изобретение проиллюстрировано следующими фигурами.

На фиг. 1 показан продольный разрез газотурбинного двигателя заявляемой конструкции.

На фиг.2 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Газотурбинный двигатель 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3, турбины высокого давления 4, соединенной валом 5 с компрессором 2, и силовой турбины 6, полезная мощность с которой "снимается" с помощью вала 7 со стороны входа 8 в двигатель 1.

На входе в двигатель размещен промежуточный корпус 9 двигателя 1, соединенный своим периферийным задним фланцем с наружным корпусом 10, который в свою очередь через профилированные стойки 11 над камерой сгорания 3 соединен с корпусом 12 турбокомпрессора 13.

На промежуточном корпусе 9 закреплен также входной направляющий аппарат 14 компрессора 2, поворотные обогреваемые лопатки 15 которого своими периферийными хвостовиками 16 установлены в наружном кольце 17 и поворачиваются с помощью рычагов 18, которые управляются с помощью поворотного механизма 19, ролики 20 которого катаются по наружной поверхности 21 наружного кольца 17 входного направляющего аппарата 14 компрессора 2. Поворот механизма 19 осуществляют с помощью гидроцилиндра 34, установленного на наружном корпусе 10.

Наружное кольцо 17 направляющего аппарата 14 охватывает рабочее кольцо 22, размещенное над первой рабочей лопаткой 23 ротора компрессора 2 и закрепленное на корпусе 12 турбокомпрессора 13. Наружное кольцо 17 и рабочее кольцо 22 соединены между собой телескопически в осевом направлении с помощью разнесенных между собой в осевом направлении передней 24 и задней 25 цилиндрических поверхностей, между которыми выполнена кольцевая замкнутая полость 26, связанная множеством каналов 27 с проточной частью 28 над первой рабочей лопаткой 23 компрессора 2.

Ротор 29 компрессора 2 установлен в промежуточном корпусе 9 с помощью роликового радиального подшипника 30 и в опоре 31 камеры сгорания 3 с помощью радиально-упорного шарикоподшипника 32.

Крепление двигателя к раме осуществляется за промежуточный корпус 9 (передняя подвеска) и за корпус подвески 33 (задняя подвеска).

Заявляемое устройство работает следующим образом.

При работе двигателя 1 на наружный корпус 10 от системы подвески действуют усилия, стремящиеся изогнуть корпус 10. Однако упругие деформации корпуса 10 от этих усилий минимальны, т.к. жесткость корпуса 10 на изгиб, имеющего увеличенный диаметр, в несколько раз выше, чем корпуса 12 турбокомпрессора 13, что позволяет уменьшить радиальные зазоры между статором и ротором и обеспечить высокий кпд компрессора 2.

Так как радиально-упорный шарикоподшипник установлен на выходе из компрессора, то направления температурных деформаций ротора и статора компрессора 2 совпадают, что также способствует сохранению высокого кпд компрессора 2 при работе двигателя 1.

Т. к. гидроцилиндр 34, управляющий поворотом лопаток 15 входного направляющего аппарата 14, расположен на наружном корпусе 10, закрепленном на промежуточном корпусе 9, на котором также установлен аппарат 14 с механизмом поворота лопаток 19, то взаимная осевая неподвижность гидроцилиндра 34 и механизма 19 также способствует повышению надежности работы компрессора 2. Кольцевая замкнутая полость, связанная множеством каналов с проточной частью компрессора, уменьшает неравномерность потока воздуха на входе в компрессор, повышая тем самым запасы его газодинамической устойчивости.

Источники информации
1. С. А. Вьюнов и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1989, стр. 34, рис. 2.1а.

2. Патент РФ 2036333, МКИ F 04 D 29/54, 27/02, 1995 г.

3. С. А. Вьюнов и др. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей, М.: Машиностроение, 1989, стр. 24, рис. 2.1б.

Газотурбинныйдвигатель,включающийкомпрессор,камерусгоранияитурбину,атакжепромежуточныйкорпуссзакрепленныминанемнаружнымкорпусомдвигателяикорпусомтурбокомпрессора,отличающийсятем,чтонадкамеройсгораниянаружныйкорпусдвигателяикорпустурбокомпрессорасоединеныстойками,навыходеизкомпрессораустановленрадиально-упорныйшарикоподшипник,приэтомнавходномпромежуточномкорпусезакрепленвходнойповоротныйнаправляющийаппарат,наружноекольцокоторогоохватываетрабочеекольцонадпервойрабочейлопаткойкомпрессора,причемкреплениенаружногоирабочегоколецвыполненосвозможностьювзаимногоосевогоперемещенияподвумразнесеннымвосевомнаправлениицилиндрическимповерхностям,междукоторымивыполненакольцеваязамкнутаяполость,связаннаячерезмножествоканаловспроточнойчастьюкомпрессора.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 47.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД