20.03.2019
219.016.e454

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ВЛАГИ ИЗ ТОЛЩИ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ МОСТОВОГО СООРУЖЕНИЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
02205913
Дата охранного документа
10.06.2003
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Устройство содержит установленные в плите пролетного строения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, расположенных в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащей непосредственно на гидроизоляционном слое. Новым является то, что дренирующие ниши образуют, как минимум, продольный дренажный канал, заполненный дренажной смесью из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры, а дренажные трубки расположены под дренажными каналами. Технический результат изобретения состоит в удалении влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения и, как следствие, повышении срока службы дорожной одежды. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части железобетонных, металлических и сталежелезобетонных пролетных мостовых сооружений.

Известно устройство для удаления влаги с проезжей части мостового сооружения в виде системы водоотвода, которая включает водосборную площадь покрытия моста, выполненного с уклонами разных знаков навстречу друг к другу, где вдоль линии изменения знака уклонов предусмотрен зазор с водопринимающим лотком, причем водосборная площадь включает поверхность парапетных ограждений, выполненных со стороны фасадов моста. Между ездовым полотном и пространством над водопринимающим лотком установлено по плите проезжей части барьерное ограждающее устройство (см. RU 2121542, МПК6 Е 01 D 1/00, опубл. 1998 г.).

Недостатком известного устройства является то, что водоотводная система не обеспечивает удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения.

Наиболее близким к изобретению является устройство для удаления влаги с проезжей части и из толщи дорожной одежды мостового сооружения, включающее установленные в плите пролетного строения мостового сооружения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, которые расположены в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащего непосредственно на гидроизоляционном слое (см. SU 414354, МПК3 Е 01 D 19/08, опубл. 1974 г.).

Недостатком известного устройства является ненадежность сбора из толщи дорожной одежды и отвода воды, проникающей через конструкцию дорожной одежды до слоя гидроизоляции, что отрицательно сказывается на долговечности дорожной одежды и мостового сооружения в целом, безопасности движения по нему, а также на экологии окружающей среды.

Технической задачей настоящего изобретения является удаление влаги из толщи дорожкой одежды мостового сооружения и, как следствие, повышение срока службы дорожной одежды и обеспечение безопасности движения по мостовому сооружению за счет улучшения состояния проезжей части пролетного строения, а также облегчение эксплуатации и улучшение экологической обстановки.

Технический результат достигается за счет того, что устройство для удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения содержит установленные в плите пролетного строения дренажные трубки с образованием над каждой из них дренирующих ниш, расположенных в толще нижнего слоя дорожной одежды, лежащей непосредственно на гидроизоляционном слое. Согласно изобретению дренирующие ниши образуют, как минимум, продольный дренажный канал, заполненный дренажной смесью из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры, а дренажные трубки расположены под дренажными каналами.

Щебень использован одномерный, а в качестве связующего использован эпоксидный компаунд в весовом соотношении в мас.ч. (10-15):1.

Дренажные каналы расположены в пониженных местах водосбора плиты пролетного строения.

Верх дренажных трубок совпадает с уровнем гидроизоляционного слоя, а шаг S дренажных трубок равен 3-9 м, причем дренажные трубки выполнены диаметром D, равным 20-60 мм, и их нижний торец находится на расстоянии h, не менее чем на 25-50 мм ниже уровня нижней поверхности плиты пролетного строения.

Продольные и поперечные дренажные каналы с дренажными трубками объединены в дренажную систему, расположенную в нижнем слое дорожной одежды.

При укладке дренажной смеси на влажную поверхность в состав эпоксидного компаунда в качестве пластификатора вводят фурфуриловый спирт в количестве 10-15 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной смолы, а одномерный щебень выполнен с размером фракций равным от 5 до 20 мм.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 изображен фрагмент пролетного строения в поперечном разрезе;
на фиг. 2 - план расположения дренажных каналов с дренажными трубками в пролетном строении, сечение по А-А фиг. 1;
на фиг. 3 - разрез конструкции пролетного строения, сечение по Б-Б фиг. 2;
на фиг. 4 -разрез конструкции пролетного строения, сечение по В-В фиг. 2.

Предлагаемое устройство служит для удаления влаги из толщи дорожной одежды 1 пролетного строения мостового сооружения и содержит установленные в плите пролетного строения 2 дренажные трубки 3. Дорожная одежда 1 состоит из верхнего слоя 4, нижнего слоя 5 и гидроизоляционного слоя 6, лежащего непосредственно на плите пролетного строения 2. В нижнем слое 5 дорожной одежды 1 над каждой дренажной трубкой 3 расположена ниша 7, образующая, как минимум, продольный дренажный канал 8. Дренажные трубки 3 могут быть объединены в дренажную систему не только продольными 8, но и поперечными 9 дренажными каналами. Дренажные каналы 8 и 9 расположены в пониженных местах водосбора плиты пролетного строения 2. Все дренажные каналы 8 и 9 заполнены дренажной смесью 10, состоящей из щебня и связующего с образованием сквозной пористой структуры.

В качестве щебня используют мытый сухой щебень по ГОСТ 8267-93. Щебень берут одномерный с целью получения пористой структуры, т.е. образования в ней сквозных отверстий для прохождения влаги, поступающей из толщи дорожной одежды 1. Из неодномерного щебня такой структуры получить невозможно, т.к. между крупными фракциями щебня размещаются мелкие и образуют плотную структуру. Разброс фракций одномерного щебня для получения дренажной смеси берут в следующих пределах, например 5-10 мм, 10-15 мм, 15-20 мм.

Верх дренажных трубок 3 совпадает с уровнем гидроизоляционного слоя 6, а края гидроизоляционного слоя 6 герметично вклеены (на фиг. не показано) внутрь дренажной трубки 3. Шаг S дренажных трубок 3 равен 3-9 м, а сами дренажные трубки 3 выполнены диаметром D, равным 20-60 мм. Причем шаг S и диаметр D выбираются в зависимости от водосборной площади плиты пролетного строения 2. Указанные пределы выведены экспериментальным путем.

Расстояние h зависит от типа мостового сооружения и уменьшается в следующем порядке: максимальное значение для железобетонного мостового сооружения, среднее для сталежелезобетонного, минимальное для металлического.

Дренажные каналы (продольный 8 и поперечный 9) расположены в пониженных местах водосбора 11 направления поперечных уклонов I1 плиты пролетного строения 2. То есть, поперечные дренажные каналы 9 могут быть расположены перед приливами 12 плиты пролетного строения 2, у верховой по уклону их стороны 13, и/или в местах нахождения перелома продольного и поперечного профиля 14 плиты пролетного строения 2. Продольные каналы 8 (направления продольных уклонов I2) могут быть расположены перед монолитными ограждениями или цоколями барьерных или перильных ограждений 15 (на чертежах не показаны). В поперечном направлении должно быть установлено не менее двух дренажных трубок 3 с каждой стороны от продольной оси 16 плиты пролетного строения 2 (при наличии в устройстве поперечного дренажного канала 9).

Поперечные дренажные каналы 9 расположены у деформационных швов 17.

Поверху каждой дренажной трубки 3 расположена сетка 18 с размерами ячеек, соответствующими размерам фракции одномерного щебня. Дренажные трубки 3 выполнены из долговечного материала, например из нержавеющей стали или латуни или из полиэтилена или полипропилена с температурой стеклования не ниже минус 40oС.

Нижний торец 19 дренажных трубок 3 может быть срезан под углом 30-40o. Причем нижний торец 19 дренажной трубки 3 находится на расстоянии h, не менее чем на 25-50 мм ниже уровня нижней поверхности плиты пролетного строения 2.

В качестве связующего для одномерного щебня используют эпоксидный компаунд в весовом соотношении в мас.ч. (10-15):1.

Для приготовления эпоксидного компаунда смешивают эпоксидную смолу, пластификатор и отвердитель в соотношениях, мас.ч.: эпоксидная смола - 100, пластификатор - 8-15, отвердитель - 9-20. В качестве эпоксидной смолы может быть использована, например, эпоксидная смола ЭД-20 по ГОСТ 10587-84. В случае укладки дренажной смеси 10 на сухую поверхность гидроизоляции 6 в состав эпоксидного компаунда вводится в качестве пластификатора дибутилфталат по ГОСТ 8728-88. При укладке дренажной смеси 10 на влажную поверхность гидроизоляции 6 в состав эпоксидного компаунда вводят в качестве пластификатора фурфуриловый спирт в количестве 10-15 мас.ч. на 100 мас.ч. эпоксидной смолы. Может быть использован фурфуриловый спирт по ГОСТ 8728-88. Данное соотношение определено экспериментальным путем.

В качестве отвердителя используют полиэтиленполиамин по ТУ 6-02-594-85-9 или УП-0633М по ТУ 6-05-1863-85-18.

В качестве примеров приведены следующие соотношения одномерного щебня и эпоксидного компаунда.

При использовании более крупных фракций одномерного щебня, например, размером 10 -15 мм берут на 100 мас.ч. эпоксидного компаунда 1500 мас.ч. одномерного щебня.

При использовании одномерного щебня среднего значения, например, размером 10 -15 мм берут на 100 мас.ч. эпоксидного компаунда 1200 мас.ч. одномерного щебня.

При использовании мелких фракций одномерного щебня, например, размером 5 -10 мм берут на 100 мас.ч. эпоксидного компаунда 1000 мас.ч. одномерного щебня.

Введение большего количества эпоксидной смолы недопустимо по причине уменьшения дренирующих свойств дренажной смеси 10 из-за образования плотной структуры.

Порядок производства работ.

На поверхности плиты пролетного строения 2 размечают места расположения дренажных трубок 3 и по разметке бурят все отверстия под них. Диаметр отверстия под дренажные трубки 3 принимают равным диаметру дренажной трубки плюс 2 мм для обеспечения плотной их посадки в отверстии. Верхний конец дренажной трубки 3 обмазывают любой полимерно-битумной мастикой и вставляют в пробуренное отверстие. После закрепления в отверстии дренажной трубки 3 производят укладку слоя гидроизоляции 6. В месте установки дренажной трубки 3 гидроизоляционный слой 6 разрезают, и рассеченные его края на мастике вклеивают внутрь дренажной трубки 3. Затем на каждую дренажную трубку 3 накладывают кусок сетки 18 размером 100•100 мм с ячейками, например, 20•20 мм по ГОСТ 19907. В зоне дренажных трубок 3 в местах, обозначенных проектом, устанавливают опалубку (не показана) для образования дренажных продольных 8 и поперечных 9 каналов и формируют их в нижнем слое 5 дорожной одежды 1 за счет укладки дренажной смеси 10 в каналы, образованные опалубкой.

Дренажную смесь 10 приготавливают путем загрузки и перемешивания в смесительной установке, например, барабанного типа одномерного щебня и связующего, а именно входящих в него составляющих эпоксидного компаунда в приведенных выше соотношениях. Приготовленная композиция дренажной смеси 10 должна быть уложена в дренажные каналы продольный 8 и поперечный 9, образованные опалубкой, в течение 40 минут. Композицию дренажной смеси 10 укладывают с легким уплотнением трамбовкой, затем поверхность заглаживают. После отверждения дренажная смесь 10 имеет прочность 0,2-0,3 МПа. Через 1,5-2 часа дренажная смесь 10 приобретает прочность, которая позволяет ходить по ней.

После этого поверх гидроизоляционного слоя 6 укладывают нижний слой 5 дорожной одежды 1, например, из асфальтобетона, а затем после набора прочности нижнего слоя 5 укладывают верхний слой 4, например, из асфальтобетона, дорожной одежды 1 плиты пролетного строения 2.

Влага с проезжей части через поры и трещины дорожной одежды 1, проникая на уровень гидроизоляции по уклону с двух сторон от продольной оси 16 мостового сооружения, попадает в продольные дренажные каналы 8, расположенные в пониженных местах водосбора, например в местах перелома профиля 14 плиты пролетного строения 2 и/или перед монолитными ограждениями или цоколями барьерных или перильных ограждений 15. Влага также стекает в поперечные каналы 9, расположенные в пониженных местах водосбора, например в местах перелома профиля 14 плиты пролетного строения 2, и перед приливами 12 плиты пролетного строения 2, у верховой по уклону их стороны 13. Затем, проходя через отверстия в дренажной смеси 10, которой заполнены продольные и поперечные дренажные каналы 8 и 9, влага устремляется к дренажным трубкам 3.

Использование изобретения повысит надежность работы всего пролетного строения за счет удаления влаги из толщи дорожной одежды мостового сооружения и его долговечность.

1.Устройстводляудалениявлагиизтолщидорожнойодеждымостовогосооружения,содержащееустановленныевплитепролетногостроениядренажныетрубкисобразованиемнадкаждойизнихдренирующихниш,расположенныхвтолщенижнегослоядорожнойодежды,лежащейнепосредственнонагидроизоляционномслое,отличающеесятем,чтодренирующиенишиобразуют,какминимум,продольныйдренажныйканал,заполненныйдренажнойсмесьюизщебняисвязующегособразованиемсквознойпористойструктуры,адренажныетрубкирасположеныподдренажнымиканалами.12.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтощебеньиспользованодномерный,авкачествесвязующегоиспользованэпоксидныйкомпаундввесовомсоотношениивмаc.ч.(10-15):1.23.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтодренажныеканалырасположенывпониженныхместахводосбораплитыпролетногостроения.34.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтоверхдренажныхтрубоксовпадаетсуровнемгидроизоляционногослоя,ашагSдренажныхтрубокравен3-9м,причемдренажныетрубкивыполненыдиаметромD,равным20-60мм,иихнижнийторецнаходитсянарасстоянииhнеменеечемна25-50ммнижеуровнянижнейповерхностиплитыпролетногостроения.45.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтопродольныеипоперечныедренажныеканалысдренажнымитрубкамиобъединенывдренажнуюсистему,расположеннуювнижнемслоедорожнойодежды.56.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтоприукладкедренажнойсмесинавлажнуюповерхностьвсоставэпоксидногокомпаундавкачествепластификаторавводятфурфуриловыйспиртвколичестве10-15мас.ч.на100мас.ч.эпоксиднойсмолы.67.Устройствопоп.1,отличающеесятем,чтоодномерныйщебеньвыполненсразмеромфракций5-20мм.7
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 24.
27.05.2013
№216.012.44a7

Способ выполнения покрытия из литого асфальтобетона с использованием брикетов асфальтобетона

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способам выполнения асфальтобетонных покрытий при строительстве, капитальном, текущем и ямочном ремонте мостовых сооружений и других транспортных сооружений, и может быть использовано для устройства покрытий на объектах, удаленных от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483152
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.7356

Способ подъема железобетонной балки мостового сооружения при ремонте ригеля опоры или замене опорных частей

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции опоры моста или замене опорных частей. Технический результат при использовании изобретения заключается в упрощении способа подъема балок мостового сооружения при снижении трудозатрат, сокращении времени проведения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495183
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7357

Способ разборки пролетного строения моста и устройство для осуществления этого способа

Способ разборки пролетного строения моста, образованного из собранных внавес блоков Т-образных рам с замыкающими элементами, состоит в предварительном демонтаже элементов мостового полотна, поочередном креплении блоков к грузоподъемному устройству и отрезанию блоков на консолях Т-образной рамы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495184
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.04.2014
№216.012.ba9d

Способ уширения туннеля

Способ уширения туннеля относится к горному делу, а именно: проходка туннелей, туннели или выработки с креплением или без него; способы или устройства для их проходки, планировка туннелей или выработок с дополнительными бурильными или режущими устройствами. Технический результат направлен на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002513501
Дата охранного документа: 20.04.2014
27.06.2014
№216.012.d8b3

Способ получения брикетов для дренажной системы

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Способ получения брикетов включает подготовку исходных материалов, перемешивание, высушивание и уплотнение их. При этом в качестве исходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521253
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d8b6

Способ проходки тоннеля

Способ проходки тоннеля относится к горному делу и подземному строительству, а именно к проходке тоннелей. Технический результат направлен на уменьшение трудозатрат и времени на проходку тоннеля с максимальной экономичностью, безопасностью и сохранением прочности массива вокруг сооружаемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521256
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.11.2014
№216.013.0c4c

Способ демонтажа балочного железобетонного пролетного строения моста с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу и устройству демонтажа мостов. Способ демонтажа балочного железобетонного пролетного строения моста с использованием вантовой системы позволяет максимально быстро удалить пролетное строение с места его дислокации и возможность демонтажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534556
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.11.2014
№216.013.0c4d

Способ демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы. Способ демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы включает: предварительное сооружение на нижнем поясе в тротуарной зоне пролетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534557
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.01.2015
№216.013.1f54

Способ уширения мостового сооружения с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции мостов. Изобретение обеспечивает возможность уширения и усиления мостового сооружения без прекращения его эксплуатации за счет того, что включает в себя установку дополнительных элементов: усилительных ригелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539461
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1f59

Способ уширения подмостового габарита с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу ремонта существующего мостового сооружения. Способ уширения подмостового габарита с использованием вантовой системы, в ходе которого разрезное пролетное строение переводят в неразрезное пролетное строение, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539466
Дата охранного документа: 20.01.2015
Показаны записи 1-2 из 2.
20.03.2019
№219.016.e442

Устройство анкерного крепления пролетного строения к опоре мостового сооружения

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для гашения колебаний пролетного строения, опертого на опоры сооружения, или как антисейсмическое устройство для предотвращения сброса пролетного строения с опор. Устройство анкерного крепления пролетного строения к опоре мостового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02209869
Дата охранного документа: 10.08.2003
20.03.2019
№219.016.e453

Способ уширения мостового сооружения

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции мостового сооружения, в частности для уширения пролетного строения и проезжей части. Новым является то, что для формирования дополнительных консольных элементов осуществляют бурение в головной части каждой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02205914
Дата охранного документа: 10.06.2003

Похожие РИД в системе