×
20.04.2014
216.012.ba9d

СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002513501
Дата охранного документа
20.04.2014
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ уширения туннеля относится к горному делу, а именно: проходка туннелей, туннели или выработки с креплением или без него; способы или устройства для их проходки, планировка туннелей или выработок с дополнительными бурильными или режущими устройствами. Технический результат направлен на повышение производительности и безопасности работ, особенно в сейсмически неустойчивых зонах, и сохранение прочности туннеля. Способ включает в себя бурение жестким инструментом шпуров, формирование хребтов путем последовательного вырезания как минимум двух полос и срезание хребтов. Вырезание полос, формирующих хребты и срезание хребтов производят алмазным канатом, который надевают на вращательный инструмент и ролики, которые затем закрепляют внутри предварительно пробуренных по проектному контуру шпуров. Вращательный инструмент закрепляют в противоположной от роликов стороне, после чего вращательный инструмент приводят в движение. Шпуры пробуривают по проектному контуру, состоящему из точек, расположенных попарно, сверху и снизу с последовательным смещением в сторону на определенный шаг. Для вырезания полос используют как минимум два шпура, расположенных на одном уровне или на разных уровнях. Для срезания хребтов используют как минимум две вырезанные полосы, расположенные перпендикулярно или под некоторым углом друг к другу. 5 з.п. ф-лы, 12 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к горному делу, а именно: проходка туннелей, туннели или выработки с креплением или без него; способы или устройства для их проходки, планировка туннелей или выработок с дополнительными бурильными или режущими устройствами.

Традиционно уширение туннеля проводится несколькими способами, например бурением ряда шпуров по проектному контуру, закладкой в шпуры взрывчатых веществ, локальными взрывами и цикличной отбойкой пород до проектного сечения; использованием тяжелого бурового инструмента, который циклично срезает породу ударным способом.

Известен патент на изобретение США №4206947, МПК E21C 27/02 «Ударный резак». Ударное бурение производят с использованием удлиненного бурового инструмента с жестким наконечником, где силу удара уравновешивают. Бурение включает в себя несколько этапов: бурение инструментом с тупым углом атаки, перемещение бурового инструмента осуществляют по дуге с изменением угла атаки и возвращение бурового инструмента в исходное положение.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению является заявка на изобретение ЕР 0066156, МПК E21D 9/10 «Способ вырезания туннеля в твердой породе с использованием механизма для бурения». Способ резки туннеля в скале с помощью машины, включающей в себя жесткий инструмент для бурения, устройство для передачи ударов на него, поворотное устройство, где порода выбирается с внутренней стороны туннеля путем вырезания полос глубиной от 0 до 30 мм в виде полуцилиндров посредством вращения и ударов жестким инструментом. Для формирования следующей полосы инструмент перемещают на определенный шаг, где расстояние между полосами равно диаметру инструмента, а если расстояние между полосами больше диаметра инструмента, то образующийся между ними хребет разрушают с помощью отдельного инструмента. Каждый последующий вырубленный слой определяет внутреннюю поверхность туннеля, формирующуюся параллельно предыдущему слою.

Недостатками данного способа являются: большие трудозатраты и сроки выполнения работ по уширению туннеля, а главное - опасность возникновения трещин и обрушений как в самом туннеле, так и на поверхности из-за воздействия ударным инструментом на породу или стены туннеля.

Задачей предлагаемого изобретения является уменьшение сроков проведения работ и соответственно повышение производительности, а также безопасности работ, особенно в сейсмически неустойчивых зонах, и сохранение прочности туннеля.

Поставленная задача решается за счет того, что способ уширения туннеля включает в себя бурение жестким инструментом шпуров, формирование хребтов путем последовательного вырезания как минимум двух полос и срезание хребтов, при этом вырезание полос, формирующих хребты, и срезание хребтов производят алмазным канатом, который надевают на вращательный инструмент и ролики, которые затем закрепляют внутри предварительно пробуренных по проектному контуру шпуров, при этом вращательный инструмент закрепляют в противоположной от роликов стороне, после чего вращательный инструмент приводят в движение, за счет которого движется алмазный канат, вырезая полосы и после этого срезая хребты. Шпуры пробуривают по проектному контуру, состоящему из точек, расположенных попарно, сверху и снизу с последовательным смещением в сторону на определенный шаг. Для вырезания полос используют как минимум два шпура, расположенных на одном уровне или на разных уровнях. Для срезания хребтов используют как минимум две вырезанные полосы, расположенные перпендикулярно или под некоторым углом друг к другу.

Суть заявляемого изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображен туннель в сечении.

На фиг.2 - туннель с нанесенным на внутреннюю стену проектным контуром.

На фиг.3 - туннель с проектным контуром, двумя вырубленными шпурами, расположенными в перпендикулярной плоскости, и вращательным инструментом.

На фиг.4 - туннель с проектным контуром, четырьмя вырубленными шпурами, вырезанной полосой, расположенной в перпендикулярной плоскости, и вращательным инструментом.

На фиг.5 - туннель с проектным контуром, четырьмя вырубленными шпурами, двумя параллельными вырезанными полосами, расположенными в перпендикулярной плоскости, и вращательным инструментом.

На фиг.6 - туннель с проектным контуром, четырьмя вырубленными шпурами, двумя параллельными вырезанными полосами, расположенными в перпендикулярной плоскости, одной вырезанной полосой, расположенной в параллельной плоскости, и вращательным инструментом.

На фиг.7 - туннель с четырьмя вырезанными полосами, образующими проем по периметру вырезанных полос.

На фиг.8 - туннель с расположением роликов и алмазного каната для срезания части хребта.

На фиг.9 - туннель с расположением роликов и алмазного каната для срезания оставшейся части хребта.

На фиг.10 - туннель с вырезанным хребтом.

На фиг.11 - крепление ролика в шпуре.

На фиг.12 - рейка с каретками и вращательным инструментом.

Способ уширения туннеля 1 включает в себя бурение жестким инструментом шпуров 2, последовательное вырезание полос 3, которые формируют хребты 4, и срезание хребтов 4 (см. фиг.1, 8, 9, 10).

Вырезание полос 3, формирующих хребты 4, и срезание хребтов 4 производят алмазным канатом 5, который надевают на вращательный инструмент 6 и ролики 7, которые закрепляют внутри предварительно пробуренных шпуров 2. Вращательный инструмент 6 закрепляют в противоположной от роликов 7 стороне, после чего вращательный инструмент 6 приводят в движение, за счет которого движется алмазный канат 5, вырезая полосы 3 и срезая хребты 4 (см. фиг.3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

Шпуры 2 пробуривают по проектному контуру 8, состоящему из точек, расположенных попарно, сверху и снизу с последовательным смещением в сторону на определенный шаг Н (см. фиг.2).

Для закрепления в шпурах 2 ролики 7 предварительно закрепляют на трубки 10 меньшего диаметра, чем диаметр шпура 2. Трубки 10 удерживают ролики 7 внутри шпура 2 посредством, например, распорки 11, расположенной на стороне ролика 7, а на противоположной от ролика 7 стороне, снаружи, трубку 10 закрепляют на рейке 12, а рейку 12, в свою очередь, крепят к внутренней стене 13 туннеля 1, например, анкерным креплением 14 с клинощелевым замком 15. Для вырезания полос 3 используют как минимум два шпура 2, расположенных на одном уровне или на разных уровнях. Для срезания хребтов 4 используют как минимум две вырезанные полосы 3, расположенные перпендикулярно или под некоторым углом друг к другу (см. фиг.11).

Суть заявляемого изобретения состоит в том, что в существующей внутренней стене 13 уширяемого туннеля 1 пробуривают шпуры 2 по проектному контуру 8 снизу и сверху внутренней стены 13 туннеля 1 вдоль всей ее длины, между которыми вырезают полосы 3 алмазным канатом 5. Алмазный канат 5 состоит из звеньев, соединенных между собой шарнирно, например, посредством кардана (на фиг. не показано). Резание осуществляется за счет трения алмазного каната 5 о стену туннеля 1. Трение возникает за счет движения плотно посаженного и натянутого алмазного каната 5 в последовательности: ролик 7, ролик 7 и вращательный инструмент 6, который приводят в действие двигателем вращательной системы (на фиг. не показано), при этом на вращательном инструменте 6 алмазный канат 5 намотан, например, спирально, что способствует лучшему натяжению (на фиг. не показано). Вращательный инструмент 6 в заявляемом способе всегда располагают на противоположной стороне от роликов 7. Ролики 7 закрепляют в пробуренных шпурах 2. Для закрепления в шпурах 2 ролики 7 предварительно закрепляют на трубки 10 меньшего диаметра, чем диаметр шпура 2. Трубки 10 удерживают ролики 7 внутри шпура 2 посредством, например, распорки 11, расположенной на стороне ролика 7, а на противоположной от ролика 7 стороне, снаружи, трубку 10 закрепляют на рейке 12, а рейку 12, в свою очередь, крепят к внутренней стене 13 туннеля 1, например, анкерным креплением 14 с клинощелевым замком 15.

Для эффективной работы вращательного инструмента 6 он может быть закреплен, например, на каретках 16 с подвижными и неподвижными обоймами блоков 10 - полиспастом, для выигрыша в силе, скорости и запасе длины алмазного каната 5, что необходимо для работы со следующим проектным контуром 8. Каретки 16, в свою очередь, закреплены на рейке 18 и осуществляют поступательное линейное перемещение по ней для натяжения алмазного каната 5. Движение кареток 16 по рейке 18 осуществляется посредством двигателя. Рейку 18 крепят либо ко дну, либо к стене туннеля посредством, например, анкерного крепления (на фиг. не показано).

Для вырезания полос 3 вдоль стены туннеля 1 ролики 7 с надетым на них алмазным канатом 5 закрепляют в двух шпурах 2, расположенных в параллельной плоскости, а для вырезания полос 3 поперек стены туннеля 1 один из роликов 7 закрепляют в шпуре 2, находящимся в перпендикулярной плоскости относительно предыдущего шпура 2, и т.д. Вырезанные полосы 3 образуют прямоугольный проем 9 по периметру, при этом внутри проема образуется объемный хребет 4, по форме напоминающий параллелепипед.

После этого ролики 7 закрепляют в шпурах 2, расположенных диагонально, на разных уровнях, по отношению друг к другу, при этом алмазный канат 5 проходит таким образом, что он огибает один из углов образованного хребта 4 внутри проема 9, образованного вырезанными полосами 3. Вращательный инструмент 6 располагают в противоположной стороне со смещением вправо или влево на определенный расчетный шаг относительно шпуров 2, в которых закреплены ролики 7 для обеспечения правильного направления натяжения алмазного каната 5. В процессе движения алмазный канат 5 начинает срезать хребет 4 с угла, свободного от ролика 7. Срезав часть объема 4 примерно до диагонали параллелепипеда, не меняя расположения роликов 7, алмазный канат 5 располагают так, чтобы он огибал угол, противоположный срезанному углу внутри вырезанных полос 3. При этом вращательный инструмент 6 переносят на определенное, расчетное расстояние в противоположную сторону для обеспечения правильного направления натяжения алмазного каната 5. После чего начинают срезать оставшуюся часть хребта 4.

Когда хребет 4 полностью срезан, ролики 7 закрепляют в следующих шпурах 2, пробуренных в соответствии с проектным контуром 8. Затем повторяют все вышеописанные операции способа уширения туннеля.

Промышленная применимость заключается в том, что для осуществления заявляемого способа используют известное оборудование, применяемое в различных областях и не требующее дополнительного изготовления и доработки.

Природная порода, либо бетон при традиционных способах резки, разрушается хрупко вследствие роста трещин. Любое ударное воздействие на породу или бетон вызывает появление растягивающихся напряжений, что генерирует и фиксирует дефекты, и в конечном итоге может привести к зарождению трещин и дальнейшему разрушению породы или бетона. Предлагаемый рациональный технологический способ с использованием алмазно-абразивной резки обеспечивает сохранение прочности туннеля, повышение производительности при минимальной энергоемкости и безопасность производимых работ.

Все вышеизложенное свидетельствует о решении поставленной задачи, а именно: снижение трудозатрат и уменьшение сроков проведения работ, а также повышение безопасности работ, особенно в сейсмически неустойчивых зонах.

Перечень позиций

1. Туннель

2. Шпур

3. Полоса

4. Хребет

5. Алмазный канат

6. Вращательный инструмент

7. Ролик

8. Проектный контур

9. Проем по периметру вырезанных полос

10. Трубка

11. Распорка

12. Рейка

13. Внутренняя стена туннеля

14. Анкерное крепление

15. Клинощелевой замок

16. Каретка

17. Обоймы блоков

18. Рейка

Н - шаг смещения точек по проектному контуру


СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
СПОСОБ УШИРЕНИЯ ТУННЕЛЯ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 24.
27.05.2013
№216.012.44a7

Способ выполнения покрытия из литого асфальтобетона с использованием брикетов асфальтобетона

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способам выполнения асфальтобетонных покрытий при строительстве, капитальном, текущем и ямочном ремонте мостовых сооружений и других транспортных сооружений, и может быть использовано для устройства покрытий на объектах, удаленных от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483152
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.7356

Способ подъема железобетонной балки мостового сооружения при ремонте ригеля опоры или замене опорных частей

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции опоры моста или замене опорных частей. Технический результат при использовании изобретения заключается в упрощении способа подъема балок мостового сооружения при снижении трудозатрат, сокращении времени проведения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495183
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7357

Способ разборки пролетного строения моста и устройство для осуществления этого способа

Способ разборки пролетного строения моста, образованного из собранных внавес блоков Т-образных рам с замыкающими элементами, состоит в предварительном демонтаже элементов мостового полотна, поочередном креплении блоков к грузоподъемному устройству и отрезанию блоков на консолях Т-образной рамы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495184
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.06.2014
№216.012.d8b3

Способ получения брикетов для дренажной системы

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Способ получения брикетов включает подготовку исходных материалов, перемешивание, высушивание и уплотнение их. При этом в качестве исходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521253
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d8b6

Способ проходки тоннеля

Способ проходки тоннеля относится к горному делу и подземному строительству, а именно к проходке тоннелей. Технический результат направлен на уменьшение трудозатрат и времени на проходку тоннеля с максимальной экономичностью, безопасностью и сохранением прочности массива вокруг сооружаемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521256
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.11.2014
№216.013.0c4c

Способ демонтажа балочного железобетонного пролетного строения моста с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу и устройству демонтажа мостов. Способ демонтажа балочного железобетонного пролетного строения моста с использованием вантовой системы позволяет максимально быстро удалить пролетное строение с места его дислокации и возможность демонтажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534556
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.11.2014
№216.013.0c4d

Способ демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы. Способ демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы включает: предварительное сооружение на нижнем поясе в тротуарной зоне пролетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534557
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.01.2015
№216.013.1f54

Способ уширения мостового сооружения с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции мостов. Изобретение обеспечивает возможность уширения и усиления мостового сооружения без прекращения его эксплуатации за счет того, что включает в себя установку дополнительных элементов: усилительных ригелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539461
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1f59

Способ уширения подмостового габарита с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу ремонта существующего мостового сооружения. Способ уширения подмостового габарита с использованием вантовой системы, в ходе которого разрезное пролетное строение переводят в неразрезное пролетное строение, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539466
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.46f0

Способ демонтажа аварийной балки пролетного строения моста

Способ демонтажа аварийной балки пролетного строения моста состоит в том, что: разрезают аварийную балку на отдельные элементы балки, затем монтируют опорные траверсы, опирая их через опорные элементы на две соседние балки, после чего монтируют подтраверсы, далее сверлят строповочные отверстия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549664
Дата охранного документа: 27.04.2015
Показаны записи 1-10 из 25.
27.05.2013
№216.012.44a7

Способ выполнения покрытия из литого асфальтобетона с использованием брикетов асфальтобетона

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к способам выполнения асфальтобетонных покрытий при строительстве, капитальном, текущем и ямочном ремонте мостовых сооружений и других транспортных сооружений, и может быть использовано для устройства покрытий на объектах, удаленных от...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483152
Дата охранного документа: 27.05.2013
10.10.2013
№216.012.7356

Способ подъема железобетонной балки мостового сооружения при ремонте ригеля опоры или замене опорных частей

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции опоры моста или замене опорных частей. Технический результат при использовании изобретения заключается в упрощении способа подъема балок мостового сооружения при снижении трудозатрат, сокращении времени проведения...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495183
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.10.2013
№216.012.7357

Способ разборки пролетного строения моста и устройство для осуществления этого способа

Способ разборки пролетного строения моста, образованного из собранных внавес блоков Т-образных рам с замыкающими элементами, состоит в предварительном демонтаже элементов мостового полотна, поочередном креплении блоков к грузоподъемному устройству и отрезанию блоков на консолях Т-образной рамы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495184
Дата охранного документа: 10.10.2013
27.06.2014
№216.012.d8b3

Способ получения брикетов для дренажной системы

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для удаления влаги из толщи дорожной одежды и с проезжей части мостовых сооружений. Способ получения брикетов включает подготовку исходных материалов, перемешивание, высушивание и уплотнение их. При этом в качестве исходных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521253
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.06.2014
№216.012.d8b6

Способ проходки тоннеля

Способ проходки тоннеля относится к горному делу и подземному строительству, а именно к проходке тоннелей. Технический результат направлен на уменьшение трудозатрат и времени на проходку тоннеля с максимальной экономичностью, безопасностью и сохранением прочности массива вокруг сооружаемого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002521256
Дата охранного документа: 27.06.2014
27.11.2014
№216.013.0c4c

Способ демонтажа балочного железобетонного пролетного строения моста с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу и устройству демонтажа мостов. Способ демонтажа балочного железобетонного пролетного строения моста с использованием вантовой системы позволяет максимально быстро удалить пролетное строение с места его дислокации и возможность демонтажа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534556
Дата охранного документа: 27.11.2014
27.11.2014
№216.013.0c4d

Способ демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы. Способ демонтажа пролетного строения моста с использованием вантовой системы включает: предварительное сооружение на нижнем поясе в тротуарной зоне пролетного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534557
Дата охранного документа: 27.11.2014
20.01.2015
№216.013.1f54

Способ уширения мостового сооружения с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при реконструкции мостов. Изобретение обеспечивает возможность уширения и усиления мостового сооружения без прекращения его эксплуатации за счет того, что включает в себя установку дополнительных элементов: усилительных ригелей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539461
Дата охранного документа: 20.01.2015
20.01.2015
№216.013.1f59

Способ уширения подмостового габарита с использованием вантовой системы

Изобретение относится к мостостроению, а именно к способу ремонта существующего мостового сооружения. Способ уширения подмостового габарита с использованием вантовой системы, в ходе которого разрезное пролетное строение переводят в неразрезное пролетное строение, характеризуется тем, что...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002539466
Дата охранного документа: 20.01.2015
27.04.2015
№216.013.46f0

Способ демонтажа аварийной балки пролетного строения моста

Способ демонтажа аварийной балки пролетного строения моста состоит в том, что: разрезают аварийную балку на отдельные элементы балки, затем монтируют опорные траверсы, опирая их через опорные элементы на две соседние балки, после чего монтируют подтраверсы, далее сверлят строповочные отверстия...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549664
Дата охранного документа: 27.04.2015
+ добавить свой РИД