×
11.03.2019
219.016.d7ca

ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002218483
Дата охранного документа
10.12.2003
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении веса и осевой длины компрессора, а также в повышении его надежности за счет предотвращения резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток. Данная техническая задача решается за счет того, что в осевом компрессоре газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, согласно изобретению вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем С/С=1,1-1,2; C/C=1,1-1,2; C/C= 1,2-1,3; C/C= 1,2-1,3, где С - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении; С - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении; С - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении; С - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении; С - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении; С - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении. 3 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен осевой 17-ступенчатый компрессор газотурбинного двигателя с семью поворотными направляющими лопатками [1]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность и увеличенный вес из-за большого количества ступеней и большого количества поворотных направляющих аппаратов.

Наиболее близким к заявляемому по конструкции является осевой компрессор газотурбинного двигателя, ротор которого выполнен с первой полочной рабочей лопаткой, второй рабочей лопаткой с шарнирным замком и последующими бесполочными рабочими лопатками, установленными на дисках с помощью замкового соединения типа "ласточкин хвост" [2].

Недостатком такой конструкции является увеличенный вес и осевая длина компрессора, а также его низкая надежность, так как вторая рабочая лопатка имеет увеличенный вес и ширину из-за шарнирного соединения с диском, а последующие за ней рабочие лопатки имеют низкую степень сжатия и уменьшенную максимальную толщину профиля в периферийных и корневых сечениях, что ведет к возникновению резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток и снижает надежность работы компрессора.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении веса и осевой длины компрессора, а также в повышении его надежности за счет предотвращения резонансных, крутильных и пластинчатых форм колебаний рабочих лопаток.

Данная техническая задача решается за счет того, что в осевом компрессоре газотурбинного двигателя, в котором первая от входа рабочая лопатка выполнена с бандажной полкой, согласно изобретению вторая рабочая лопатка также выполнена с бандажной полкой, а третья и четвертая - с утолщенным в периферийном и корневом сечениях профилем пера, причем
Сmах.кор.3mах.кор.1=1,1...1,2;
Cmax.кор.3/Cmax.кор.2=1,1...1,2;
Cmax.пер.4/Cmax.nep.1=1,2...1,3;
Cmax.nep.4/Cmax.пер.2=1,2...1,3,
где Cmax.nep.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в периферийном сечении;
Cmax.кор.1 - максимальная толщина профиля пера первой рабочей лопатки в корневом сечении;
Cmax.пер.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в периферийном сечении;
Cmax.кор.2 - максимальная толщина профиля пера второй рабочей лопатки в корневом сечении;
Cmax.кор.3 - максимальная толщина профиля пера третьей рабочей лопатки в корневом сечении;
Cmax.пер.4 - максимальная толщина профиля пера четвертой рабочей лопатки в периферийном сечении.

При Cmax.кор.3mах.кор.1<1,1 возможна поломка третьей рабочей лопатки в результате возникновения резонансных колебаний по первой изгибной форме.

При Cmax.кор.3mах.кор.1>1,2 увеличивается вес и снижается КПД компрессора.

При Cmax.пер.4/Cmax.пер.1<1,2 возможна поломка четвертой рабочей лопатки в результате колебаний пластинчатой формы.

При Cmax.пep.4/Cmax.пep.1>1,3 увеличивается вес и снижается КПД четвертой ступени компрессора.

При Cmax.пер.4/Cmax.пер.2<1,2 снижается КПД и увеличивается вес второй ступени компрессора.

При Cmax.пep.4/Cmax.пер.2>1,3 возможна поломка второй рабочей лопатки в результате колебаний пластинчатой формы.

При Cmax.кор.3mах.кор.2<1,1 снижается КПД и увеличивается вес второй ступени компрессора.

При Cmax.кор.3mах.кор.2>1,2 возможна поломка второй рабочей лопатки в корневом сечении.

Выполнение второй рабочей лопатки с бандажной полкой позволяет сократить осевую длину и вес компрессора, так как в этом случае лопатка выполняется с увеличенной длиной и соответственно малой ширины, а полка предотвращает возникновение резонансных колебаний профильной части лопатки. При этом для парирования снижения КПД от гидравлических потерь на полке профили пера лопатки выполняются с минимальной Cmax. Сокращению длины и веса компрессора способствует также повышение напорности (степени сжатия) рабочих лопаток третьей и четвертой ступеней. Увеличенная аэродинамическая нагрузка на эти лопатки парируется в этом случае увеличенной толщиной профилей по сравнению с первой рабочей лопаткой.

Увеличенная толщина профиля в периферийном сечении четвертой рабочей лопатки позволяет также исключить возникновение пластинчатых форм колебаний профильной части как наиболее нагруженной аэродинамическими силами части лопатки.

Эти конструктивные особенности позволили получить высокоэффективный и надежный компрессор со степенью сжатия π

*
кΣ
= 16,5-19, малым весом и высоким политропическим КПД ηпол = 89%. Наработка без ремонта этого компрессора на двигателе ПС-90А составляет до 7000 часов, а на газотурбинных установках - до 25000 часов.

На фиг. 1 показан продольный разрез осевого компрессора газотурбинного двигателя заявляемой конструкции; на фиг. 2 показан элемент I на фиг.1 в увеличенном виде; на фиг.3 представлено сечение А-А на фиг.2.

Осевой компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из ротора 2 с дисками 3, установленными шлицами на валу 4. На дисках 5 и 6 первой и второй ступени установлены лопатки 7 и 8 первой и второй ступени с антивибрационными бандажными полками 9.

Рабочие лопатки 10 и 11 третьей и четвертой ступеней выполнены бесполочными, с утолщенными профилями 12 пера 13, 14 в периферийных 15, 16 и корневых 17, 18 сечениях. Статор 19 компрессора 1 выполнен как с поворотными, так и с фиксированными 21 направляющими аппаратами.

Толщина профиля 12 лопаток 7, 8, 10 и 11 однозначно определяется максимальной толщиной профиля Сmах.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе осевого компрессора 1 газотурбинного двигателя воздух сжимается, перемещаясь от рабочих лопаток первой ступени двигателя 7 к рабочим лопаткам четвертой ступени 11.

Вторая рабочая лопатка 8 выполнена с полкой 9 на промежуточном радиусе, что позволило выполнить ее с увеличенной длиной, т.е. малой ширины, что позволило уменьшить осевую длину и вес компрессора 1. Сокращению длины компрессора также способствует выполнение рабочих лопаток 10 и 11 третьей и четвертой ступени с большой степенью сжатия (высоконапорными), для чего эти лопатки выполнены с утолщенным профилем 12 пера 13 и 14 в корневом и периферийном сечениях, что исключает появление резонансных колебаний по первой изгибной форме, а также крутильных и пластинчатых форм колебаний.

Источники информации
1. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкции и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981, стр.74, рис.3.09.

2. Г.С. Скубачевский. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкции и расчет деталей. М.: Машиностроение, 1981, стр.87, рис.3.23а.

Осевойкомпрессоргазотурбинногодвигателя,вкоторомперваяотвходарабочаялопаткавыполненасбандажнойполкой,отличающийсятем,чтовтораярабочаялопаткатакжевыполненасбандажнойполкой,атретьяичетвертая-сутолщеннымвпериферийномикорневомсеченияхпрофилемпера,причемС/С=1,1...1,2;С/С=1,1...1,2;С/С=1,2...1,3;С/С=1,2...1,3;гдеС-максимальнаятолщинапрофиляперапервойрабочейлопаткивпериферийномсечении;С-максимальнаятолщинапрофиляперапервойрабочейлопаткивкорневомсечении;С-максимальнаятолщинапрофиляперавторойрабочейлопаткивпериферийномсечении;С-максимальнаятолщинапрофиляперавторойрабочейлопаткивкорневомсечении;С-максимальнаятолщинапрофиляператретьейрабочейлопаткивкорневомсечении;С-максимальнаятолщинапрофиляперачетвертойрабочейлопаткивпериферийномсечении.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 66.
20.01.2013
№216.012.1d3f

Болтовое соединение вращающихся деталей

Изобретение относится к области машиностроения и авиадвигателестроения и может быть использовано для соединения вращающихся деталей ротора газотурбинного двигателя авиационного и наземного применения. Болтовое соединение вращающихся деталей, объединенных в пакет, с расположенными по окружности...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472981
Дата охранного документа: 20.01.2013
10.03.2013
№216.012.2d8c

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение может быть использовано в авиационном двигателестроении при изготовлении полой лопатки вентилятора газотурбинного двигателя, состоящей из выполненных из титанового сплава обшивок и заполнителя. Способ предполагает использование диффузионной сварки для соединения обшивок и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477191
Дата охранного документа: 10.03.2013
20.04.2015
№216.013.43b8

Способ изготовления полого изделия типа вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, более конкретно к способам изготовления с использованием диффузионной сварки полого изделия. Изготавливают заготовки обшивок и заполнителя, при этом на внешней поверхности одной или обеих заготовок обшивок выполняют отдельные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548834
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.07.2015
№216.013.5cb5

Способ изготовления полой вентиляторной лопатки

Изобретение относится к области обработки металлов давлением. С использованием диффузионной сварки и сверхпластической формовки собирают заготовки обшивок и заполнителя в пакет. Предварительно на участки контактирующих поверхностей заготовок обшивок и заполнителя по заданному трафаретному...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555274
Дата охранного документа: 10.07.2015
20.02.2019
№219.016.bcac

Осевой компрессор турбомашины

Изобретение относится к компрессорам газотурбинных двигателей турбомашин преимущественно наземного применения. Техническая задача заключается в повышении надежности и к.п.д. компрессора за счет снижения погрешности установки углов поворотных направляющих лопаток на всех режимах работы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267656
Дата охранного документа: 10.01.2006
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
11.03.2019
№219.016.d638

Свеча зажигания

Изобретение относится к системам зажигания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Свеча зажигания содержит корпус с центральным электродом и боковой электрод в виде втулки с центральным цилиндрическим каналом, а также кожух, охватывающий корпус с образованием охлаждающей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002277278
Дата охранного документа: 27.05.2006
Показаны записи 1-10 из 46.
20.02.2019
№219.016.c46f

Компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений. Технический результат заключается в повышении надежности за счет исключения сварных и клепаных соединений фланцев клапанов перепуска с наружным корпусом компрессора, а также снижения вибро- и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02175405
Дата охранного документа: 27.10.2001
20.02.2019
№219.016.c4ca

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя

Высокотемпературная турбина газотурбинного двигателя содержит ротор с промежуточным элементов между дисками ротора. Промежуточный элемент выполнен из двух закрепленных на валу ротора с помощью фланца промежуточных дисков. Промежуточные диски установлены с упругой деформацией полотен в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002193091
Дата охранного документа: 20.11.2002
01.03.2019
№219.016.ca23

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель включает входной кок, вал двигателя и вал привода внешней нагрузки со стороны входного корпуса двигателя. Во внутренней полости кока между валами двигателя и привода внешней нагрузки размещена гибкая муфта. Отношение наружного диаметра гибкой муфты к расстоянию от муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204036
Дата охранного документа: 10.05.2003
01.03.2019
№219.016.d0ff

Лабиринтное уплотнение

Изобретение относится к области машиностроения. Лабиринтное уплотнение между статором и ротором турбомашины включает лабиринтные гребешки и ответную им цилиндрическую поверхность. Лабиринтные гребешки выполнены на фланце статора, а на цилиндрическую поверхность лабиринта ротора нанесено...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02168089
Дата охранного документа: 27.05.2001
01.03.2019
№219.016.d119

Ротор двухступенчатой турбины

Ротор двухступенчатой турбины содержит два промежуточных диска, размещенных между рабочими дисками и имеющих полотна и ободы с опорной и консольными частями. Отношение длины опорной части обода промежуточного диска между полотном диска и торцом соседнего рабочего диска к длине консольной части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02163669
Дата охранного документа: 27.02.2001
08.03.2019
№219.016.d5bd

Электромагнитный трал

Изобретение относится к области военно-инженерного дела, в частности к устройствам для траления мин. Трал позволяет уменьшить шунтирующее влияние на магнитное поле оболочки электромагнитов и корпуса базовой машины, улучшить защищенность электромагнитов от воздействия взрыва, обеспечить контроль...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02167382
Дата охранного документа: 20.05.2001
11.03.2019
№219.016.d6be

Камера сгорания газотурбинного двигателя

Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Камера сгорания содержит, по меньшей мере, в двух головках жаровых труб две свечи зажигания. При этом жаровые трубы со свечами расположены выше оси камеры сгорания под углом α=15...85° к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002247282
Дата охранного документа: 27.02.2005
11.03.2019
№219.016.d73d

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания, турбину низкого давления и турбину высокого давления. Ротор турбины высокого давления соединен межвальным соединением с ротором компрессора и установлен консольно на радиальном роликоподшипнике. Внутреннее кольцо радиального...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002204042
Дата охранного документа: 10.05.2003
11.03.2019
№219.016.d79a

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит диск турбины, на котором установлен покрывной дефлектор диска, состоящий из ступицы и полотна. Полотно дефлектора выполнено с радиальной внешней и наклонной от диска внутренней стенками. Наклон внутренней стенки выполнен от ступицы дефлектора к его периферии....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002224893
Дата охранного документа: 27.02.2004
11.03.2019
№219.016.d7b8

Газотурбинный двигатель

Газотурбинный двигатель содержит компрессор, камеру сгорания и турбину привода компрессора, консольный ротор которого установлен в переднем радиально-упорном и заднем радиальном подшипниках. Опоры подшипников закреплены на внутреннем корпусе камеры сгорания. Между валами компрессора и турбины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002225523
Дата охранного документа: 10.03.2004
+ добавить свой РИД