×
09.06.2019
219.017.76a0

Результат интеллектуальной деятельности: НАПРАВЛЯЮЩИЙ АППАРАТ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей, преимущественно, конструированию узла статора осевого компрессора. Направляющий аппарат содержит полукольца, выполненные с заплечиками, и консольные лопатки. Полки лопаток зафиксированы с помощью полуколец, на внутренней стороне которых выполнены пазы, образующие с полками лопаток соединение типа "ласточкин хвост". Направляющий аппарат закреплен в корпусе осевого компрессора, снабженного кольцевым Т-образным пазом и продольным разъемом. Полукольца установлены заплечиками в кольцевом Т-образном пазу корпуса. Продольная ось каждого соединения типа "ласточкин хвост" расположена по отношению к продольной оси корпуса под углом α, который составляет более 30°. По меньшей мере, для одной ступени компрессора угол α составляет более 45°. Технический результат данного изобретения - повышение технологичности сборки и разборки направляющего аппарата, оптимизация работы направляющего аппарата за счет организации направления течения газового потока на рабочее колесо компрессора посредством обеспечения необходимого угла установки продольной оси соединения типа "ласточкин хвост" по отношению к продольной оси корпуса. 3 ил.

Изобретение относится к области конструирования газотурбинных двигателей, преимущественно конструированию узла статора осевого компрессора.

Известен направляющий аппарат осевого компрессора, содержащий корпус с продольным разъемом и консольными лопатками, полки которых размещены в пазах элемента крепления. Элемент крепления выполнен таким образом, что в каждом его пазу установлены лопатки одной ступени направляющего аппарата. [1]

Недостатком данного устройства является низкая технологичность сборки и ремонта, связанная со значительным количеством операций при сборке (разборке) направляющего аппарата и необходимостью строгого соблюдения их последовательности, а также низкая избирательность ремонта, связанная с необходимостью съема всего элемента крепления и вывода из паза значительного количества исправных лопаток для замены одной дефектной лопатки.

Известен также направляющий аппарат осевого компрессора, содержащий, по меньшей мере, два полукольца, выполненные с заплечиками, и консольные лопатки, полки которых зафиксированы с помощью полуколец, на внутренней стороне которых выполнены пазы, образующие с полками лопаток соединение типа «ласточкин хвост», продольная ось каждого соединения направлена вдоль продольной оси корпуса [2] - прототип.

Недостатком этой конструкции является низкая технологичность сборки и ремонта направляющего аппарата, а также снижение КПД из-за неточности направления газового потока на рабочее колесо компрессора, связанная с недостаточным обеспечением необходимого угла установки продольной оси соединения типа «ласточкин хвост» по отношению к продольной оси корпуса.

Задачей заявленного технического решения является повышение технологичности сборки и разборки направляющего аппарата, оптимизация работы направляющего аппарата за счет организации направления течения газового потока на рабочее колесо компрессора посредством обеспечения необходимого угла установки продольной оси соединения типа «ласточкин хвост» по отношению к продольной оси корпуса.

Поставленная задача достигается тем, что направляющий аппарат осевого компрессора, содержащий, по меньшей мере, два полукольца, выполненные с заплечиками, и консольные лопатки, полки которых зафиксированы с помощью полуколец, на внутренней стороне которых выполнены пазы, образующие с полками лопаток соединение типа «ласточкин хвост», направляющий аппарат закреплен в корпусе осевого компрессора, снабженного кольцевым Т-образным пазом и продольным разъемом, при этом полукольца установлены в кольцевом Т-образном пазу корпуса, а продольная ось каждого соединения расположена по отношению к продольной оси корпуса под углом α, который составляет 30°, причем, по меньшей мере, для одной ступени компрессора угол α составляет более 45°.

Новым здесь является то, что направляющий аппарат закреплен в корпусе осевого компрессора, снабженного кольцевым Т-образным пазом и продольным разъемом, при этом полукольца установлены в кольцевом Т-образном пазу корпуса, а продольная ось каждого соединения расположена по отношению к продольной оси корпуса под углом α, который составляет 30°, причем, по меньшей мере, для одной ступени компрессора угол α составляет более 45°.

Закрепление направляющего аппарата в корпусе осевого компрессора, снабженного кольцевым Т-образным пазом и продольным разъемом, а также установка полуколец заплечиками в кольцевом пазе корпуса компрессора позволяют снять часть корпуса компрессора, не производя полную разборку двигателя и не снимая ротор, выдвинуть из кольцевого Т-образного паза одно из полуколец, а затем вставлять или извлекать лопатки из пазов полуколец.

Выполнение продольных осей соединений типа «ласточкин хвост» по отношению к продольной оси корпуса компрессора под углом α позволяет обеспечить необходимый угол установки лопатки. В том случае, если угол α между продольной осью каждого соединения типа «ласточкин хвост» и продольной осью корпуса будет менее 30°, то направляющий аппарат не будет выполнять свои функции по направлению газового потока на рабочее колесо. При этом, если угол α будет больше 70°, лопатки практически перекроют проточную часть и создадут большое сопротивление на пути потока. Так, для III ступени КВД (компрессора высокого давления) угол α составляет 47°, для VII ступени КВД - 38°, для VIII ступени КВД - 39°.

На фиг.1 показан продольный разрез направляющего аппарата осевого компрессора.

На фиг.2 показан поперечный разрез по оси А-А направляющего аппарата осевого компрессора.

На фиг.3 показан вид кольца в радиальном направлении.

Направляющий аппарат содержит полукольца 1, выполненные с заплечиками 2, и консольные лопатки 3, полки 4 консольных лопаток 3 зафиксированы с помощью полуколец 1, на внутренней стороне которых выполнены пазы 5, образующие с полками 4 консольных лопаток 3 соединение типа «ласточкин хвост». Направляющий аппарат закреплен в корпусе осевого компрессора 6, снабженного кольцевым Т-образным пазом 7 и продольным разъемом 8. Полукольца 1 установлены заплечиками 2 в кольцевом Т-образном пазу корпуса 7, продольная ось 9 каждого соединения типа «ласточкин хвост» расположена по отношению к продольной оси 10 корпуса 6 под углом α, который составляет более 30°, причем, по меньшей мере, для одной ступени компрессора угол α составляет более 45°. Полукольца 1 застопорены в корпусе 6 радиальными фиксаторами (на фиг.2 не показаны), исключающими поворот полуколец в окружном направлении.

Сборка направляющего аппарата осуществляется следующим образом. Консольные лопатки 3 устанавливаются полками 4 в пазах 5 полуколец 1, образуя между собой соединение типа «ласточкин хвост», при этом угол α между продольной осью 9 каждого соединения и продольной осью 10 корпуса при изготовлении выбирается исходя из расчетного интервала (более 30°) на основе аэродинамического расчета угла установки лопаток для каждой ступени. Затем полукольца 1 вдвигаются в кольцевой Т-образный паз 7 части корпуса 6. Вставляются стопорные фиксаторы (на фиг.2 не показаны) полуколец 1. Далее корпус 6 соединяется по местам разъемов 8.

При замене поврежденных лопаток производятся обратные операции. Сначала производят разборку корпуса 6 по местам разъемов 8, снимая его верхнюю половину. Вынимаются стопорные фиксаторы (на фиг.2 не показаны) полуколец 1. Затем из кольцевого Т-образного паза 7 избирательно выдвигается то полукольцо 1 с закрепленными в нем лопатками 3, в котором установлена дефектная лопатка. После этого дефектная лопатка выдвигается вдоль продольной оси паза 5 и заменяется исправной.

Источники информации

1. Патент США №3597106; опубл. 03.08.1971 г., НКИ 415-144.

2. Патент РФ №2184879, опубл. 10.07.2002, F 04 D 29/40 - прототип.

Направляющийаппаратосевогокомпрессора,содержащий,поменьшеймере,дваполукольца,выполненныхсзаплечиками,иконсольныелопатки,полкикоторыхзафиксированыспомощьюполуколец,навнутреннейсторонекоторыхвыполненыпазы,образующиесполкамилопатоксоединениетипа"ласточкинхвост",отличающийсятем,чтонаправляющийаппаратзакрепленвкорпусеосевогокомпрессора,снабженногокольцевымТ-образнымпазомипродольнымразъемом,приэтомполукольцаустановленызаплечикамивкольцевомТ-образномпазукорпуса,апродольнаяоськаждогосоединениярасположенапоотношениюкпродольнойосикорпусаподугломα,которыйсоставляетболее30°,причем,поменьшеймере,дляоднойступеникомпрессорауголαсоставляетболее45°.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-10 из 12.
20.02.2015
№216.013.2a05

Способ раскатывания деталей шаровым инструментом

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке деталей методами поверхностного пластического деформирования. Осуществляют внедрение деформирующего элемента в обрабатываемую поверхность и его перемещение по обрабатываемой поверхности. Внедрение деформирующего элемента осуществляют с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542214
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.02.2016
№216.014.c57b

Способ черновой обработки деталей в виде тел вращения

Способ включает внедрение режущего инструмента в поверхность обрабатываемой детали на заданную ширину резания, резание и удаление отходов обработки. Для упрощения, снижения трудоемкости и расширения области применения внедрение в поверхность обрабатываемой детали резание и отделение отходов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002574570
Дата охранного документа: 10.02.2016
10.05.2016
№216.015.3c14

Способ шаржирования металлорежущего инструмента

Способ включает внедрение абразивного материала в поверхность металлорежущего инструмента под действием нагрузки. При этом внедрение абразивного материала в тело осуществляют путем подачи режущего инструмента в емкость с незакрепленным абразивным материалом, последующего перемещения емкости с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002583565
Дата охранного документа: 10.05.2016
10.05.2018
№218.016.4f3d

Пневматическое устройство для испытания конструкции двигателя летательного аппарата на ударное воздействие

Изобретение относится к области технической физики, а именно к пневматическим устройствам для испытания конструкции двигателя летательного аппарата на ударное воздействие и может быть использовано при экспериментальных исследованиях и стендовых испытаниях на устойчивость элементов конструкции...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002652658
Дата охранного документа: 28.04.2018
29.05.2018
№218.016.5293

Устройство для диагностирования авиационного двигателя в наземных условиях

Изобретение относится к контрольно-диагностическому оборудованию и может быть использовано для наземного контроля состояния авиационных газотурбинных двигателей в составе самолета, а также двигателей вертолетов, беспилотных летательных аппаратов. Устройство оснащено подключенными к входам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653645
Дата охранного документа: 11.05.2018
03.07.2018
№218.016.6a21

Газотурбинная силовая установка летательного аппарата

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, в частности к малоразмерным газотурбинным двигателям летательных аппаратов. Газотурбинная силовая установка летательного аппарата содержит расположенные в корпусе воздухозаборный канал с полым центральным обтекателем, стойками и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002659426
Дата охранного документа: 02.07.2018
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d6fc

Узел опоры газотурбинного двигателя

Изобретение относится к энергетическому и транспортному машиностроению, в частности к системам смазки подшипниковых опор газотурбинных двигателей, и может быть использовано для подачи масла в подшипники, например межроторные подшипники высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002293193
Дата охранного документа: 10.02.2007
29.04.2019
№219.017.3e32

Способ обработки поверхности детали

Изобретение относится к обработке материалов и может быть использовано для легирования и упрочнения различных деталей машин и инструментов. Способ включает нанесение легирующего покрытия и упрочнение обкаткой поверхностного слоя детали, которые осуществляют одновременно путем обкатки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686422
Дата охранного документа: 25.04.2019
29.04.2019
№219.017.40f9

Способ изготовления блинга газотурбинного двигателя электронно-лучевой сваркой

Изобретение относится к области электронно-лучевой сварки, в частности к способу изготовления блинга газотурбинного двигателя электронно-лучевой сваркой. Способ изготовления блинга газотурбинного двигателя электронно-лучевой сваркой из заготовок в виде лопаток с хвостовиками и с элементами...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002395376
Дата охранного документа: 27.07.2010
+ добавить свой РИД