×
22.04.2019
219.017.3663

Результат интеллектуальной деятельности: ЦЕНТРОБЕЖНО-ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС (ВАРИАНТЫ)

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретения относятся к гидравлическим насосам объемного вытеснения с вращающимися внешними рабочими органами и могут быть использованы в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла. Центробежно-шестеренный насос по первому варианту содержит корпус, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки, попарно установленные разделители полостей всасывания и нагнетания, и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних. Шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью осевого смещения. Элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних. Разделители выполнены в виде втулок с буртами, жестко закрепленными в корпусе с помощью резьбовых заглушек. Бурты втулок выполнены в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания - ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°. Достигается оптимизация работы насоса за счет фиксации разделителей полостей всасывания и нагнетания в корпусе насоса с одновременным повышением ресурса и надежности работы насоса. 2 н.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретения относятся к гидравлическим насосам объемного вытеснения с вращающимися внешними рабочими органами и могут быть использованы в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла.

Известен центробежно-шестеренный насос, содержащий корпус, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки, попарно установленные разделители полостей всасывания и нагнетания, и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних, шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних (см. Патент РФ №2143592, опубл. 27.12.1999 г., F 04 D 13/12). Данный центробежно-шестеренный насос является наиболее близким к предложенному шестеренно-центробежному насосу по первому варианту.

Недостатки данной конструкции насоса заключаются в том, что разделители полостей всасывания и нагнетания выполнены с возможностью их смещения относительно корпуса насоса, что усложняет подбор гарантированных диаметральных и торцевых зазоров между разделителями и шестерней. Это может привести к увеличению диаметральных и торцевых зазоров, что снижает производительность центробежно-шестеренного насоса.

Кроме того, поскольку разделители полостей всасывания и нагнетания не четко зафиксированы в корпусе насоса, при разных давлениях на входе (зона всасывания) и выходе (зона нагнетания) при работе насоса может произойти смещение разделителей полостей всасывания и нагнетания.

Данное смещение разделителей полостей всасывания и нагнетания может привести к уменьшению гарантированного зазора между ними и шестерней, что в свою очередь приведет к выработке разделителей полостей всасывания и нагнетания и заклиниванию насоса. Указанные недостатки приводят к снижению надежности и ресурса работы центробежно-шестеренного насоса и двигателя в целом.

Известен центробежно-шестеренный насос, содержащий корпус, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки, попарно установленные разделители полостей всасывания и нагнетания, и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних, шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних (см. Патент РФ №2143592, опубл. 27.12.1999 г., F 04 D 13/12). Данный центробежно-шестеренный насос является наиболее близким к предложенному шестеренно-центробежному насосу по второму варианту.

Недостатки данной конструкции насоса заключаются в том, что разделители полостей всасывания и нагнетания выполнены с возможностью их смещения относительно корпуса насоса, что усложняет подбор гарантированных диаметральных и торцевых зазоров между разделителями и шестерней. Это может привести к увеличению диаметральных и торцевых зазоров, что снижает производительность центробежно-шестеренного насоса.

Кроме того, поскольку разделители полостей всасывания и нагнетания не четко зафиксированы в корпусе насоса, при разных давлениях на входе (зона всасывания) и выходе (зона нагнетания) при работе насоса может произойти смещение разделителей полостей всасывания и нагнетания. Данное смещение разделителей полостей всасывания и нагнетания может привести к уменьшению гарантированного зазора между ними и шестерней, что, в свою очередь, приведет к выработке разделителей полостей всасывания и нагнетания и заклиниванию насоса. Указанные недостатки приводят к снижению надежности и ресурса работы центробежно-шестеренного насоса и двигателя в целом.

Технический результат по первому варианту - оптимизация работы насоса за счет фиксации разделителей полостей всасывания и нагнетания в корпусе насоса при одновременном повышении ресурса и надежности работы насоса.

Технический результат по второму варианту - оптимизация работы насоса за счет фиксации разделителей полостей всасывания и нагнетания в корпусе насоса при одновременном повышении ресурса и надежности работы насоса.

Указанный технический результат по первому варианту достигается тем, что в центробежно-шестеренном насосе, содержащем корпус, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток и установленные в расточках корпуса шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки, попарно установленные разделители полостей всасывания и нагнетания, и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних, шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних, согласно изобретению разделители полостей всасывания и нагнетания выполнены в виде втулок с буртами, жестко закрепленными в корпусе с помощью резьбовых заглушек, при этом бурты втулок выполнены в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания - ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°.

Жесткая фиксация в корпусе насоса разделителей полостей всасывания и нагнетания, выполненных в виде втулок с буртами, которые закреплены в корпусе с помощью резьбовых заглушек позволяет исключить смещение разделителей полостей всасывания и нагнетания и их выработку в процессе работы насоса, а следовательно, исключить заклинивание насоса, что позволит повысить ресурс и обеспечить оптимальную и надежную работу насоса в процессе его эксплуатации и двигателя в целом.

При работе насоса, из-за возникающего перепада давления на входе (зона всасывания) и на выходе (зона нагнетания) насоса, жидкость может перетечь из зоны нагнетания в зону всасывания, что может привести к выводу насоса из строя. Выполнение буртов втулок в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания - ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°, позволяет исключить перетекание жидкости из зоны нагнетания в зону всасывания при работе насоса.

Указанный технический результат по второму варианту достигается тем, что центробежно-шестеренный насос, содержащий корпус, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток шестерни, у которых у ножек зубьев выполнены кольцевые расточки, попарно установленные разделители полостей всасывания и нагнетания и элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням и осевой фиксации последних, шестерни относительно крыльчаток установлены с возможностью осевого смещения, а элементы осевой фиксации выполнены в виде разрезных пружинных колец, расположенных между шестернями и крыльчатками в средней части последних, согласно изобретению снабжен проставкой, размещенной в корпусе, при этом шестерни установлены в полости, образованной корпусом и проставкой, а разделители полостей всасывания и нагнетания выполнены в виде подпятников с буртами и жестко зафиксированы корпусом и проставкой, примем бурты подпятников выполнены в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания - ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°.

Наличие в данной конструкции насоса дополнительной проставки, размещенной в корпусе насоса, и посредством которой осуществляется жесткая фиксация разделителей полостей всасывания и нагнетания, выполненных в виде подпятников с буртами, позволяет исключить смещение разделителей полостей всасывания и нагнетания и их выработку в процессе работы насоса, а следовательно, исключить заклинивание насоса, что позволит повысить ресурс и обеспечить оптимальную и надежную работу насоса в процессе его эксплуатации и двигателя в целом.

При работе насоса, из-за возникающего перепада давления на входе (зона всасывания) и на выходе (зона нагнетания) насоса, жидкость может перетечь из зоны нагнетания в зону всасывания, что может привести к выводу насоса из строя. Выполнение буртов подпятников в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания -ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°, позволяет исключить перетекание жидкости из зоны нагнетания в зону всасывания при работе насоса.

На фиг.1 представлен продольный разрез насоса по первому варианту;

на фиг.2 представлено конструктивное выполнение втулки с буртом по первому варианту;

на фиг.3 представлено конструктивное выполнение шестерни с крыльчаткой по первому варианту;

на фиг.4 показана фиксация разделителей полостей всасывания и нагнетания с корпусом насоса по первому варианту;

на фиг.5 представлен продольный разрез насоса по второму варианту;

на фиг.6 представлено конструктивное выполнение подпятника с буртом по второму варианту;

на фиг.7 представлено конструктивное выполнение шестерни с крыльчаткой по второму варианту;

на фиг.8 показана проставка по второму варианту;

на фиг.9 показана фиксация разделителей полостей всасывания и нагнетания корпусом и проставкой по второму варианту.

Центробежно-шестеренный насос, по первому варианту, содержит корпус 1, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток 2 и установленные в расточках корпуса 1 шестерни 3, соединенные с крыльчатками 2 с помощью элементов осевой фиксации - в виде разрезных пружинных колец 4, установленных в кольцевых радиальных канавках, расположенных напротив друг друга в средней части шестерен 3 и крыльчаток 2, элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням, выполненные в виде «Т-образных» шпонок 5, имеющих головку 6, установленную в осевую прорезь внутри шестерни 3, и ножку 7, установленную в кольцевую радиальную канавку, выполненную снаружи крыльчатки 2. Шпонка 5 помещена внутрь разреза пружинного кольца 4 так, что ее ножка 7 попадает внутрь кольцевой канавки, предназначенной под установку пружинного кольца 4, и обеспечивает осевую фиксацию шпонки при работе насоса. Разделители полостей всасывания и нагнетания 8 установлены в корпусе 1 насоса и жестко закреплены в нем. Разделители полостей всасывания и нагнетания 8 выполнены в виде втулок 9 с буртами 10, которые закреплены в корпусе 1 насоса с помощью резьбовых заглушек 11. Бурты 10 втулок 9 выполнены в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания - ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°. Крыльчатки 2 с помощью шлиц 12 соединены с валами 13 (ведущий) и 14 (ведомый).

Центробежно-шестеренный насос по первому варианту работает следующим образом.

При работе насоса крутящий момент от ведущего вала 13 через шлицы 12 передается верхней крыльчатке 2, а от нее с помощью верхней шпонки 5 верхней шестерне 3, находящейся в постоянном зацеплении с нижней шестерней 3. Далее крутящий момент опять через нижнюю шпонку 5 и нижнюю крыльчатку 2 замыкается на ведомом валу 14.

При вращении крыльчаток 2 рабочая жидкость под действием развиваемого ими напора со входа через межлопаточные каналы крыльчаток 2 и кольцевые расточки в шестернях 3 будет поступать в межзубовые впадины, а затем переноситься из зоны всасывания в зону нагнетания, осуществляя таким образом перекачку рабочей жидкости.

Центробежно-шестеренный насос, по второму варианту, содержит корпус 1, размещенные снаружи центробежных предвключенных крыльчаток 2 шестерни 3, соединенные с крыльчатками 2 с помощью элементов осевой фиксации - в виде разрезных пружинных колец 4, установленных в кольцевых радиальных канавках, расположенных напротив друг друга в средней части шестерен 3 и крыльчаток 2, элементы передачи крутящего момента от крыльчаток к шестерням, выполненные в виде «Т-образных» шпонок 5, имеющих головку 6, установленную в осевую прорезь внутри шестерни 3 и ножку 7, установленную в кольцевую радиальную канавку, выполненную снаружи крыльчатки 2. Шпонка 5 помещена внутрь разреза пружинного кольца 4 так, что ее ножка 7 попадает внутрь кольцевой канавки, предназначенной под установку пружинного кольца 4, и обеспечивает осевую фиксацию шпонки при работе насоса. Насос также содержит проставку 8 (см. фиг.6), имеющую замкнутую форму и размещенную в корпусе 1, при этом шестерни 3 установлены в полости, образованной корпусом 1 и проставкой 8. Разделители полостей всасывания и нагнетания 9 выполнены в виде подпятников 10 с буртами 11, при этом разделители полостей всасывания и нагнетания 9 жестко зафиксированы корпусом 1 и проставкой 8. Бурты 11 подпятников 10 выполнены в виде дуг, ограниченных сектором с центральным углом 160°-165°, а части буртов, находящиеся в зоне, отделяющей полости всасывания и нагнетания - ограниченных сектором с центральным углом 115°-120°. Крыльчатки 2 с помощью шлиц 12 соединены с валами 13 (ведомый) и 14 (ведущий).

Центробежно-шестеренный насос по второму варианту работает следующим образом.

При работе насоса крутящий момент от ведущего вала 14 через шлицы 12 передается нижней крыльчатке 2, а от нее с помощью нижней шпонки 5 нижней шестерне 3, находящейся в постоянном зацеплении с верхней шестерней 3. Далее крутящий момент опять через верхнюю шпонку 5 и верхнюю крыльчатку 2 замыкается на ведомом валу 13.

При вращении крыльчаток 2 рабочая жидкость под действием развиваемого ими напора со входа через межлопаточные каналы крыльчаток 2 и кольцевые расточки в шестернях 3 будет поступать в межзубовые впадины, а затем переноситься из зоны всасывания в зону нагнетания, осуществляя таким образом перекачку рабочей жидкости.

1.Центробежно-шестеренныйнасос,содержащийкорпус,размещенныеснаружицентробежныхпредвключенныхкрыльчатокиустановленныеврасточкахкорпусашестерни,укоторыхуножекзубьеввыполненыкольцевыерасточки,попарноустановленныеразделителиполостейвсасыванияинагнетанияиэлементыпередачикрутящегомоментаоткрыльчатоккшестернямиосевойфиксациипоследних,шестерниотносительнокрыльчатокустановленысвозможностьюосевогосмещения,аэлементыосевойфиксациивыполненыввидеразрезныхпружинныхколец,расположенныхмеждушестернямиикрыльчаткамивсреднейчастипоследних,отличающийсятем,чторазделителиполостейвсасыванияинагнетаниявыполненыввидевтулоксбуртами,жесткозакрепленнымивкорпусеспомощьюрезьбовыхзаглушек,приэтомбуртывтулоквыполненыввидедуг,ограниченныхсекторомсцентральнымуглом160-165°,ачастибуртов,находящиесявзоне,отделяющейполостивсасыванияинагнетания,-ограниченныхсекторомсцентральнымуглом115-120°.12.Центробежно-шестеренныйнасос,содержащийкорпус,размещенныеснаружицентробежныхпредвключенныхкрыльчатокшестерни,укоторыхуножекзубьеввыполненыкольцевыерасточки,попарноустановленныеразделителиполостейвсасыванияинагнетанияиэлементыпередачикрутящегомоментаоткрыльчатоккшестернямиосевойфиксациипоследних,шестерниотносительнокрыльчатокустановленысвозможностьюосевогосмещения,аэлементыосевойфиксациивыполненыввидеразрезныхпружинныхколец,расположенныхмеждушестернямиикрыльчаткамивсреднейчастипоследних,отличающийсятем,чтоснабженпроставкой,размещеннойвкорпусе,приэтомшестерниустановленывполости,образованнойкорпусомипроставкой,аразделителиполостейвсасыванияинагнетаниявыполненыввидеподпятниковсбуртамиижесткозафиксированыкорпусомипроставкой,причембуртыподпятниковвыполненыввидедуг,ограниченныхсекторомсцентральнымуглом160-165°,ачастибуртов,находящиесявзоне,отделяющейполостивсасыванияинагнетания,-ограниченныхсекторомсцентральнымуглом115-120°.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 86.
20.02.2019
№219.016.bcc0

Способ изготовления щеточного уплотнения

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к способам изготовления щеточных уплотнений, и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и других областях техники. Способ изготовления щеточного уплотнения, включающий намотку материала щетины на оправку из двух...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002289742
Дата охранного документа: 20.12.2006
20.02.2019
№219.016.bcd7

Способ изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к технологии изготовления многослойных изделий, в частности к способам изготовления многослойного изделия из полимерных композиционных материалов, и может быть использовано в машиностроении, энергетике, авиационной промышленности и других областях техники. Способ включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002285613
Дата охранного документа: 20.10.2006
20.02.2019
№219.016.bee6

Способ регулирования сопла с управляемым вектором тяги авиационного газотурбинного двигателя

Изобретение относится к технологиям регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам регулирования сопла с управляемым вектором тяги. Такие сопла, как правило, оснащены приводным кольцом, управляющим сверхзвуковыми створками сопла, и гидроприводами управления со...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002312244
Дата охранного документа: 10.12.2007
20.02.2019
№219.016.c081

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002305200
Дата охранного документа: 27.08.2007
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
11.03.2019
№219.016.d681

Способ монтажа двигателя летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для монтажа авиационных двигателей на летательных аппаратах. Способ монтажа двигателя 5 летательного аппарата включает расстыковку фюзеляжа на носовую 4 и хвостовую 3 части. При этом до регулировки положения оси двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002286922
Дата охранного документа: 10.11.2006
11.03.2019
№219.016.d70e

Абсорбционный способ осушки и охлаждения продуктов сгорания углеводородных топлив

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в процессах утилизации теплоты продуктов сгорания углеводородных топлив. Абсорбционный способ осушки и охлаждения дымовых газов включает абсорбцию водяного пара из дымовых газов охлажденным раствором соли металла в воде,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002290254
Дата охранного документа: 27.12.2006
11.03.2019
№219.016.d802

Осевой компрессор газотурбинного двигателя

Изобретение относится к осевым компрессорам газотурбинных двигателей, в частности к защите компрессора газотурбинного двигателя от резонансных напряжений, и может быть использовано в авиадвигателестроении, энергетике и других областях техники, в которых используются газотурбинные двигатели....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342566
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d804

Межроторная опора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в частности к опорам двухроторных газотурбинных двигателей, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники, где используют газотурбинные двигатели. Межроторная опора газотурбинного двигателя содержит вал, ротор...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002342548
Дата охранного документа: 27.12.2008
11.03.2019
№219.016.d8be

Способ управления подачей топлива в форсажную камеру газотурбинного двигателя

Изобретение относится к системам автоматического регулирования авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), в частности к способам управления подачей топлива в форсажную камеру ГТД, и может найти применение в авиадвигателестроении. Способ управления подачей топлива в форсажную камеру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002315883
Дата охранного документа: 27.01.2008
Показаны записи 1-3 из 3.
11.03.2019
№219.016.d675

Способ суфлирования масляной полости опоры ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к смазке опор ротора газотурбинного двигателя, в частности к способам суфлирования масляных полостей опор ротора газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении, машиностроении и других областях техники. В способе суфлирования масляной полости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002267625
Дата охранного документа: 10.01.2006
09.06.2019
№219.017.769b

Масляная система газотурбинного двигателя

Изобретение относится к масляным системам, в частности, к масляным системам газотурбинных двигателей, и может найти применение в авиадвигателестроении и других областях техники. В масляной системе газотурбинного двигателя, содержащей подключенную к магистралям нагнетания, откачки и суфлирования...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002273745
Дата охранного документа: 10.04.2006
09.06.2019
№219.017.7723

Устройство для суфлирования маслобака турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и, в частности, к конструкции элементов маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД), а именно к устройствам для суфлирования маслобака турбореактивного двухконтурного двигателя, устанавливаемого на сверхзвуковые самолеты....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002288368
Дата охранного документа: 27.11.2006
+ добавить свой РИД