×
20.02.2019
219.016.bd0b

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ПОДДЕРЖКИ ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002240587
Дата охранного документа
20.11.2004
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов. Способ определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства заключается в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора транспортного средства, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, в случае если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства. Технический результат - обеспечение управления транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов.

Известен выбранный в качестве ближайшего аналога способ поддержки оператора летательного аппарата в опасных ситуациях, заключающийся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ полета, а также по результатам анализа и опыта исследований авиационных катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность бортового оборудования летательного аппарата и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий полета, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу летательного аппарата из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление летательным аппаратом системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении летательного аппарата от возможных программ полета управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления (Патент РФ №2205442, МПК G 05 D 1/00, опубл. 27.05.2003. Бюл. №15).

Недостатком данного способа является то, что в нем непредусмотрены действия в случае невозможности парирования опасной ситуации и перерастания ее в катастрофическую.

Технической задачей предложенного способа является обеспечение управления транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Поставленная задача достигается тем, что в способе определения местоположения терпящего бедствие транспортного средства и поддержки оператора транспортного средства, заключающемся в том, что формируют базу знаний по набору возможных программ, а также по результатам анализа и опыта исследований аварий и катастроф, с помощью экспертной системы оценивают работоспособность оператора, бортового оборудования транспортного средства и работу оператора, прогнозируют аварийные ситуации и своевременно информируют оператора о возникших отклонениях от нормы в работе бортового оборудования и об изменении условий движения, оценивают класс и степень сложности опасной ситуации, на основе базы знаний выдают оператору рекомендации и формируют решения по минимизации тяжести последствий, предотвращению перехода аварийной ситуации в катастрофическую и, если оператор по любым причинам не выполняет рекомендаций по выводу транспортного средства из опасной ситуации, передают управление им системе автоматического управления, так же при необходимости незамедлительного реагирования на опасную ситуацию передают управление транспортным средством системе автоматического управления, а при несанкционированном отклонении транспортного средства от возможных программ движения по вине оператора управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам и системам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления, в случае если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, то при помощи экспертной системы передают в эфир с определенной частотой радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, на наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и в зависимости от местоположения транспортного средства с наземных пунктов управления вносят корректировки в рекомендации и команды экспертной системы и принимают меры по спасению экипажа, пассажиров и груза, находящихся на борту транспортного средства.

Предложенное изобретение реализуется следующим образом. Перед началом движения формируют базу знаний, на основании которой при помощи экспертной системы производят:

- оценку работоспособности бортового оборудования транспортного средства,

- оценку обстановки в закабинном пространстве (например, грозовая угроза, сейсмологическая опасность, приближение урагана, магнитные и электромагнитные возмущения и др.),

- оценку физико-механических характеристик окружающей среды в закабинном пространстве (например, давление, влажность, температура, скорость и направление ветра и т.д.),

- оценку обстановки в кабине транспортного средства (например, наличие задымленности, наличие возгорания, давление, влажность, температура и т.д.),

оценку работоспособности оператора транспортного средства

и прогнозируют аварийные ситуации.

Во время движения, проходящего в нормальных условиях, при помощи систем контроля (системы контроля представляют собой совокупность датчиков, реостатов, оптических датчиков, систем видеонаблюдения, или в качестве системы контроля может быть использована бортовая активная система безопасности полетов, в случае если транспортным средством является летательный аппарат) ведут наблюдение за работой оператора, за режимами работы органов управления, за режимами работы бортового радиоэлектронного оборудования, за режимами работы бортового оборудования, за обстановкой в закабинном пространстве, за параметрами среды внутри транспортного средства и в закабинном пространстве, производят сравнение заданных параметров движения транспортного средства с истинными (параметры движения транспортного средства контролируют при помощи навигационных систем, систем GPS, ГЛОНАСС и т.п.).

При возникновении опасной ситуации оценивают ее класс и степень сложности. Опасные ситуации подразделяют на три класса:

- опасная ситуация, не требующая быстрого реагирования,

- опасная ситуация, требующая незамедлительного реагирования.

Если при помощи экспертной системы опасная ситуация классифицирована как не требующая быстрого реагирования, то экспертная система выдает оператору рекомендации по выходу из опасной ситуации и разрешает ему выполнять управление транспортным средством самостоятельно. При не выполнении оператором рекомендаций экспертной системы управление транспортным средством передают автоматической системе управления.

Если при помощи экспертной системы опасная ситуация классифицирована как требующая незамедлительного реагирования, то экспертная система передает управление транспортным средством автоматической системе управления, предварительно задав ей необходимую программу действий по выводу из опасной ситуации.

Если при помощи экспертной системы определяют, что транспортное средство отклонилось от возможных программ движения, то управление им передают системе автоматического управления или другим бортовым приборам, осуществляющим управление, либо управление осуществляют по командам с наземного пункта управления.

В том случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую, при помощи экспертной системы с транспортного средства в эфир передают радиосообщение с определенной частотой (например, одно сообщение в секунду), в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, например регистрационный номер или номер завода изготовителя, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные по решению заказчика, например: количество пассажиров, код и вид груза, место назначения и т.п. На наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства. Затем в зависимости от местоположения транспортного средства с наземного пункта управления следят за рекомендациями и командами экспертной системы и вносят в них корректировки. Например, если транспортное средство находится в или над многонаселенным пунктом, дают команду автоматической системе управления покинуть этот населенный пункт или, если транспортным средством является летательный аппарат, уйти на безопасную высоту, а оператору и пассажирам покинуть транспортное средство. После чего, зная точно географические координаты транспортного средства, на место катастрофы высылаются спасательные бригады для спасения и оказания помощи пострадавшим, а также для эвакуации груза и устранения последствий катастрофы.

Если при помощи экспертной системы выявлено, что навигационные системы неисправны или связь с ними отсутствует, то при ее помощи передают в эфир с определенной частотой (например, одно сообщение в секунду) радиосообщение, в котором указывают бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о направлении его движения и другие данные по решению заказчика, например: количество пассажиров, код и вид груза, место назначения и т.п. На наземных пунктах управления принимают радиосообщение от транспортного средства и определяют его местоположение любым известным способом, например при помощи радиолокации.

Таким образом, за счет передачи в эфир радиосообщения, в котором указывается бортовой номер транспортного средства или другие опознавательные признаки транспортного средства, время передачи сообщения, информацию о координатах транспортного средства, о направлении его движения и другие данные, и внесения соответствующих местоположению транспортного средства корректировок в рекомендации и команды экспертной системы обеспечивается управление транспортным средством в случае, если опасная ситуация может перерасти или переросла в катастрофическую.

Способопределенияместоположениятерпящегобедствиетранспортногосредстваиподдержкиоператоратранспортногосредства,заключающийсявтом,чтоформируютбазузнанийпонаборувозможныхпрограмм,атакжепорезультатаманализаиопытаисследованийаварийикатастроф,спомощьюэкспертнойсистемыоцениваютработоспособностьоператоратранспортногосредства,бортовогооборудованиятранспортногосредстваиработуоператора,прогнозируютаварийныеситуацииисвоевременноинформируютоператораовозникшихотклоненияхотнормывработебортовогооборудованияиобизмененииусловийдвижения,оцениваютклассистепеньсложностиопаснойситуации,наосновебазызнанийвыдаютоператорурекомендациииформируютрешенияпоминимизациитяжестипоследствий,предотвращениюпереходааварийнойситуациивкатастрофическуюи,еслиоператорполюбымпричинамневыполняетрекомендацийповыводутранспортногосредстваизопаснойситуации,топередаютуправлениеимсистемеавтоматическогоуправления,такжепринеобходимостинезамедлительногореагированиянаопаснуюситуациюпередаютуправлениетранспортнымсредствомсистемеавтоматическогоуправления,апринесанкционированномотклонениитранспортногосредстваотвозможныхпрограммдвиженияповинеоператора,управлениеимпередаютсистемеавтоматическогоуправленияилидругимбортовымприборам,осуществляющимуправление,либоуправлениеосуществляютпокомандамсназемногопунктауправления,отличающийсятем,чтовслучае,еслиопаснаяситуацияможетперерастиилиперерославкатастрофическую,топрипомощиэкспертнойсистемыпередаютвэфирсопределеннойчастотойрадиосообщение,вкоторомуказываютбортовойномертранспортногосредстваилидругиеопознавательныепризнакитранспортногосредства,времяпередачисообщения,информациюокоординатахтранспортногосредства,онаправленииегодвиженияидругиеданные,наназемныхпунктахуправленияпринимаютрадиосообщениеоттранспортногосредства,ивзависимостиотместоположениятранспортногосредствасназемныхпунктовуправлениявносяткорректировкиврекомендацииикомандыэкспертнойсистемыипринимаютмерыпоспасениюэкипажа,пассажировигруза,находящихсянабортутранспортногосредства.
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 14.
20.02.2019
№219.016.bc5f

Способы взлета и посадки летательных аппаратов и устройство для осуществления этих способов

Изобретение относится к транспортно-буксировочным авиационным средствам, взаимодействующим с летательными аппаратами (ЛА). Предлагаемый способ взлета включает соединение ЛА с тросом, выпущенным из воздушной гавани, подъем ЛА на высоту его горизонтального полета, включение двигателей ЛА, его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270786
Дата охранного документа: 27.02.2006
20.02.2019
№219.016.bd87

Способ короткого взлета летательного аппарата

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для обеспечения безопасного взлета летательных аппаратов с площадок малых площадей, в частности корабельных палуб. Способ короткого взлета летательного аппарата заключается в разгоне по взлетной площадке летательного аппарата 1,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255028
Дата охранного документа: 27.06.2005
20.02.2019
№219.016.bdaf

Охлаждающее устройство

Изобретение может быть использовано для охлаждения агрегатов летательных аппаратов. Устройство содержит корпус с рабочими полостями, к которым подсоединены трубчатые испарительные элементы, заполненные гигроскопичным материалом, и при помощи трубопроводов заправочный штуцер, воздуховод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236989
Дата охранного документа: 27.09.2004
20.02.2019
№219.016.bdb0

Способ управления воздушным движением

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления движением воздушных судов. Технический результат заключается в повышении безопасности полетов. Способ управления воздушным движением (УВД) заключается в получении информации о координатах воздушных судов (ВС) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236707
Дата охранного документа: 20.09.2004
01.03.2019
№219.016.ca00

Автоматизированная контрольно-проверочная аппаратура для проверки и регулирования цепей энергетического и информационного взаимодействия системы самолет - силовая установка

Изобретение относится к области контрольно-проверочной аппаратуры и может быть использовано для проверки работоспособности и регулирования многоканальных систем связи, в частности системы самолет - двигатель. Технический результат - расширение функциональных возможностей устройства. Для этого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002294056
Дата охранного документа: 20.02.2007
11.03.2019
№219.016.d744

Автоматическое оружие

Область применения. Предложенное изобретение относится к области стрелкового оружия. Сущность изобретения. Автоматическое оружие, содержащее рамку с соосно расположенными стволом и затвором, выполненную за одно с рукояткой, имеющей спусковой крючок, и в которой размещен магазин и его пружина,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255288
Дата охранного документа: 27.06.2005
11.03.2019
№219.016.ddf7

Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе

Способ предназначен для использования в области реактивной техники, в частности в устройствах диагностирования и ремонта газотурбинных двигательных установок, работающих на жидком топливе. Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002173451
Дата охранного документа: 10.09.2001
11.03.2019
№219.016.de5d

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, в частности к конструкции блоков пакетного типа, и может быть использовано в системах многоканальной связи, вычислительных устройствах и системах контроля. Техническим результатом является упрощение технологии изготовления пружинных контактов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191493
Дата охранного документа: 20.10.2002
11.03.2019
№219.016.de64

Устройство для спасения летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Устройство содержит парашют для стабилизации положения летательного аппарата, парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191140
Дата охранного документа: 20.10.2002
20.03.2019
№219.016.ea79

Снеготаялка

Изобретение относится к средствам очистки дорожных покрытий от снега. Снеготаялка содержит самоходное шасси, на котором размещены шнековый питатель, транспортер, баллоны с топливом, кузов. В кузове установлен водосборник со сливным патрубком. Внутри водосборника размещены горелки, соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002195526
Дата охранного документа: 27.12.2002
Показаны записи 1-10 из 12.
20.02.2019
№219.016.bd87

Способ короткого взлета летательного аппарата

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для обеспечения безопасного взлета летательных аппаратов с площадок малых площадей, в частности корабельных палуб. Способ короткого взлета летательного аппарата заключается в разгоне по взлетной площадке летательного аппарата 1,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255028
Дата охранного документа: 27.06.2005
20.02.2019
№219.016.bdaf

Охлаждающее устройство

Изобретение может быть использовано для охлаждения агрегатов летательных аппаратов. Устройство содержит корпус с рабочими полостями, к которым подсоединены трубчатые испарительные элементы, заполненные гигроскопичным материалом, и при помощи трубопроводов заправочный штуцер, воздуховод,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236989
Дата охранного документа: 27.09.2004
20.02.2019
№219.016.bdb0

Способ управления воздушным движением

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления движением воздушных судов. Технический результат заключается в повышении безопасности полетов. Способ управления воздушным движением (УВД) заключается в получении информации о координатах воздушных судов (ВС) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002236707
Дата охранного документа: 20.09.2004
11.03.2019
№219.016.d744

Автоматическое оружие

Область применения. Предложенное изобретение относится к области стрелкового оружия. Сущность изобретения. Автоматическое оружие, содержащее рамку с соосно расположенными стволом и затвором, выполненную за одно с рукояткой, имеющей спусковой крючок, и в которой размещен магазин и его пружина,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002255288
Дата охранного документа: 27.06.2005
11.03.2019
№219.016.ddf7

Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе

Способ предназначен для использования в области реактивной техники, в частности в устройствах диагностирования и ремонта газотурбинных двигательных установок, работающих на жидком топливе. Способ диагностирования и ремонта газотурбинной двигательной установки, работающей на жидком топливе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002173451
Дата охранного документа: 10.09.2001
11.03.2019
№219.016.de5d

Радиоэлектронный блок

Изобретение относится к радиоэлектронной технике, в частности к конструкции блоков пакетного типа, и может быть использовано в системах многоканальной связи, вычислительных устройствах и системах контроля. Техническим результатом является упрощение технологии изготовления пружинных контактов,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191493
Дата охранного документа: 20.10.2002
11.03.2019
№219.016.de64

Устройство для спасения летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию летательного аппарата. Устройство содержит парашют для стабилизации положения летательного аппарата, парашют для снижения горизонтальной и вертикальной составляющих скорости движения летательного аппарата, ракету, закрепленную за куполом парашюта для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002191140
Дата охранного документа: 20.10.2002
20.03.2019
№219.016.ea79

Снеготаялка

Изобретение относится к средствам очистки дорожных покрытий от снега. Снеготаялка содержит самоходное шасси, на котором размещены шнековый питатель, транспортер, баллоны с топливом, кузов. В кузове установлен водосборник со сливным патрубком. Внутри водосборника размещены горелки, соединенные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002195526
Дата охранного документа: 27.12.2002
18.05.2019
№219.017.5c38

Способ контроля и управления функциональным состоянием летчика в полете и устройство для осуществления способа

Изобретение относится к медицинской технике. Способ заключается в том, что в нем регистрируют обжатие летчиком ручки управления самолетом и его усилие, изменение траектории движения ручки управления, усилие упора ног летчика на педалях, положение головы, дыхательный процесс, давление кислорода...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002150886
Дата охранного документа: 20.06.2000
09.06.2019
№219.017.7772

Способ переработки снега и льда

Изобретение относится к области очистки дорожных покрытий от снега и льда в зимний период и может быть использовано для удаления снега с взлетно-посадочных полос аэродромов, тротуаров, площадок различного назначения, автомобильных дорог. Способ переработки снега и льда заключается в собирании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002245412
Дата охранного документа: 27.01.2005
+ добавить свой РИД