×
13.12.2018
218.016.a664

Результат интеллектуальной деятельности: СИСТЕМА ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002674729
Дата охранного документа
12.12.2018
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание насоса управления соединено с входным патрубком распределительного трехходового клапана. Первый выходной патрубок указанного клапана соединен с управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением, а второй его выходной патрубок соединен с масляным картером. Маслопровод между распределительным трехходовым клапаном и управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением соединен с нижней частью масляной полости аккумулятора масла маслопроводом. В указанном маслопроводе установлен с возможностью открытия в сторону аккумулятора масла перепускной клапан и выполнен в обвод перепускного клапана другой маслопровод с обратным клапаном в нем. Клапан установлен с возможностью открытия в сторону маслопровода к управляющей полости фрикционной муфты с гидравлическим управлением. Достигается повышение надежности. 2 ил.

Предлагаемое изобретение относится к области редукторостроения, в частности, к системам включения фрикционных муфт с гидравлическим управлением для соединения валов (в том числе с колесами и шестернями) зубчатых редукторов, применяемых, например, при передаче крутящего момента на судах от главной энергетической установки к гребному винту.

Известны рычажно-шарнирные механизмы включения-выключения фрикционных муфт с использованием пружин (или без), в частности, для более плавного включения (сцепления), а также с регулировочными устройствами для компенсации износа фрикционных поверхностей дисков и для первоначальной регулировки (см., например, книгу: Поляков B.C. и др. «Справочник по муфтам». Ленинград, изд. «Машиностроение», ЛО, 1979, стр. 158…160).

Известна фрикционная многодисковая муфта с гидравлической системой для включения и выключения с двумя полостями, одна из которых - включающая - сообщается либо с трубопроводом высокого давления (включение муфты), либо со сливом (выключение муфты), в другой непрерывно поддерживается слабое давление, причем при соединении первой из полостей с трубопроводом высокого давления (включение муфты) - из другой масло вытесняется через дроссель к фрикционным дискам и охлаждает их (см., например, книгу: С.Н. Кожевников и др. «Механизмы». Москва, изд. «Машиностроение», 1976, стр. 405, рис. 6.55).

Известна система включения фрикционной муфты зубчатого редуктора с масляным картером, с насосом управления с редукционным клапаном, с фрикционной муфтой с гидравлическим управлением, с магистралью смазки с фильтром масла и маслоохладителем в ней, с электроприводным запорно-регулирующим клапаном, с блоком управления и трубопроводами, где нагнетание насоса управления соединено с включающей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением трубопроводом с установленным в нем запорно-регулирующим клапаном, и где всасывающий патрубок насоса управления соединен трубопроводом с магистралью смазки между фильтром масла и маслоохладителем, а редукционный клапан выходным трубопроводом соединен с масляным картером (см., например, патент RU 2472047 С1, опубл. 10.01.2013 г.) - прототип.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности зубчатых редукторов с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением в них и потребителей передаваемой ими мощности за счет плавного повышения давления управляющей жидкости (масла) во фрикционной муфте, воздействующего на исполнительный орган в виде поршня и, соответственно, более плавного включения муфты путем установки в системе управления муфты распределительного трехходового клапана и аккумулятора масла с перепускным и обратным клапанами.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемой системе плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора, содержащей исполнительный орган в виде поршня, расположенного в управляющей полости фрикционной муфты, которая предназначена для соединения валов зубчатого редуктора, соединенный всасывающим маслопроводом с масляным картером насос управления с редукционным клапаном, распределительный трехходовой клапан с входным и первым и вторым выходными патрубками, выполненный с возможностью разновременного соединения в нем между собой входного и первого выходного или первого и второго выходных патрубков, аккумулятор масла, перепускной и обратный клапаны и маслопроводы, согласно изобретению нагнетание насоса управления соединено маслопроводом с входным патрубком распределительного трехходового клапана, первый выходной патрубок которого соединен маслопроводом с управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением, а второй его выходной патрубок соединен маслопроводом с масляным картером, при этом маслопровод между распределительным трехходовым клапаном и управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением соединен с нижней частью масляной полости аккумулятора масла маслопроводом с установленным в нем с возможностью открытия в сторону аккумулятора масла перепускным клапаном и выполненным в обвод перепускного клапана маслопроводом с обратным клапаном в нем, установленным с возможностью его открытия в сторону маслопровода к управляющей полости фрикционной муфты с гидравлическим управлением.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что нагнетание насоса управления соединено маслопроводом с входным патрубком распределительного трехходового клапана, первый выходной патрубок которого соединен маслопроводом с управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением, а второй его выходной патрубок соединен маслопроводом с масляным картером, при этом маслопровод между распределительным трехходовым клапаном и управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением соединен с нижней частью масляной полости аккумулятора масла маслопроводом с установленным в нем с возможностью открытия в сторону аккумулятора масла перепускным клапаном и выполненным в обвод перепускного клапана маслопроводом с обратным клапаном в нем, установленным с возможностью его открытия в сторону маслопровода к управляющей полости фрикционной муфты с гидравлическим управлением.

На фиг. 1 схематично представлена предлагаемая система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора, на фиг. 2 - график изменения величины давления масла управления в управляющей полости фрикционной муфты с гидравлическим управлением при включении, работе и выключении этой фрикционной муфты в координатах время (X, абсцисса) и давление масла управления в управляющей полости муфты (У, ордината).

На корпусе зубчатого редуктора 1 с масляным картером 2 в нем (см. фиг. 1) размещен насос управления 3 (например, с приводом от ведущего вала редуктора, на фиг. 1 корпус редуктора, ведущий вал редуктора и привод насоса не показаны), всасывающий патрубок которого соединен маслопроводом 4 с масляной полостью картера 2. Нагнетание насоса управления 3 соединено маслопроводом 5 масла управления с входным патрубком 6 распределительного трехходового клапана 7, первый выходной патрубок 8 которого соединен маслопроводом 9 с управляющей полостью 10 фрикционной муфты 11 с гидравлическим управлением (ФМ с ГУ). В управляющей полости 10 ФМ с ГУ 11 выполнен исполнительный орган в виде поршня 12. Второй выходной патрубок 13 клапана 7 соединен маслопроводом 14 с воздушной полостью масляного картера 2. Насос управления 3 оснащен редукционным клапаном 15, вход которого соединен с нагнетанием насоса 3, а выход клапана 15 соединен с всасывающим маслопроводом 4. Из маслопровода 9 выполнен маслопровод (отвод) 16 в нижнюю часть масляной полости аккумулятора масла 17. В маслопроводе 16 размещен с возможностью открытия в сторону аккумулятора масла 17 перепускной клапан 18. В обвод клапана 18 выполнен маслопровод 19, в котором размещен с возможностью открытия в сторону маслопровода 9 обратный клапан 20.

Работает предлагаемая система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора, установленного, например, на судне для передачи крутящего момента от главной энергетической установки (например, газотурбинного двигателя) к судовому валопроводу и далее к гребному винту, следующим образом (см. фиг. 1, 2).

При запуске и прогреве двигателя, крутящий момент которого передается посредством зубчатого редуктора 1 с фрикционной муфтой 11 с гидравлическим управлением (ФМ с ГУ) в нем к потребителю мощности (крутящего момента), например, на судовой валопровод к гребному винту, нагрузка (потребитель мощности) должна быть отключена, то есть ФМ с ГУ 11 должна быть выключена. Для этого распределительный трехходовой клапан 7 должен быть закрыт, то есть в нем закрыт проход из входного патрубка 6 к первому выходному патрубку 8, а проход из первого выходного патрубка 8 во второй выходной патрубок 13 открыт. Таким образом, при закрытом проходе в клапане 7 для масла управления от насоса управления 3 управляющая полость 10 ФМ с ГУ 11 через маслопровод 9, первый 8 и второй 13 выходные патрубки клапана 7 и маслопровод 14 соединена с воздушной полостью картера 2. Аккумулятор масла 17 через маслопровод 19, обратный клапан 20, маслопровод 9, через клапан 7 и маслопровод 14 также соединен с воздушной полостью картера 2. При этом масло из маслопровода 5 из нагнетания насоса 3 (который работает с приводом от ведущего вала редуктора) сбрасывается редукционным клапаном 15 назад в маслопровод 4. После прогрева двигателя для подключения к нему потребителя мощности включают ФМ с ГУ 11. Для этого распределительный трехходовой клапан 7 открывают, при этом в нем закрывается проход во второй выходной патрубок 13 и открывается проход из входного патрубка 6 в первый выходной патрубок 8, то есть на подачу масла управления от насоса 3 в маслопровод 9 к управляющей полости 10 ФМ с ГУ 11. Под действием давления масла управления в ФМ с ГУ 11, размещенный в полости 10 исполнительный орган в виде поршня 12 сжимает фрикционные диски, которые сходятся, преодолевая усилия разжимающих их пружин (поз. дисков и пружин на фиг. 1 не обозначены). Как только эти диски сомкнутся, то при отсутствии аккумулятора масла 17 с перепускным клапаном 18, давление масла управления сразу бы выросло (несжимаемость жидкости) до рабочей величины давления масла управления (Р2 на фиг. 2, обычно 15…25 кг/см2), а в предлагаемой системе при этом начинает открываться размещенный в маслопроводе 16 перепускной клапан 18, настроенный на срабатывание при давлении смыкания дисков (Р1 на фиг. 2, обычно 2…3 кг/см2), и, соответственно, начинает заполняться маслом аккумулятор масла 17. При заполнении аккумулятора масла 17 одновременно происходит повышение давления масла управления. После заполнения аккумулятора 17 и достижения рабочей величины давления масла управления начинается рабочий режим передачи ФМ с ГУ 11 крутящего момента от ведущего вала (приводимого двигателем) редуктора 1 через промежуточный вал (поз на фиг. 1 не обозначена), на котором смонтирована фрикционная муфта 11 с гидравлическим управлением, к выходному валу редуктора 1 с присоединенным к нему потребителем мощности (на фиг. 1 не показаны). Благодаря такому выполнению системы плавного включения ФМ с ГУ 11 зубчатого редуктора 1 в управляющую полость 10 ФМ с ГУ 11 масло управления поступает с плавным повышением давления и, соответственно, происходит плавное включение ФМ с ГУ 11 (с пробуксовыванием фрикционных дисков). Резкое включение ФМ с ГУ 11 (и соответственно, мгновенное ударное увеличение передаваемого крутящего момента) негативно сказывается на работоспособности зубчатого редуктора и потребителя мощности (особенно, если это длинный судовой валопровод и гребной винт с большими моментами инерции), поэтому плавное включение ФМ с ГУ 11 весьма актуально, особенно, в случае применения редуктора на судне, при реверсировании хода судна. Для выключения ФМ с ГУ 11 необходимо закрыть клапан 7. При этом после мгновенного падения величины давления масла управления до давления начала размыкания дисков и закрытия перепускного клапана 15 фрикционные диски в ФМ с ГУ 11 начинают (под действием пружин) размыкаться, выдавливая масло из управляющей полости 10. Открывается обратный клапан 20 (так как упало давление в маслопроводе 9) и через него сливается также масло из аккумулятора 17. Следует отметить, что из-за наличия аккумулятора масла 17 несколько увеличивается время опорожнения управляющей полости 10 ФМ с ГУ от масла.

Процесс изменения величины давления масла управления, воздействующего на исполнительный орган в виде поршня 12, в управляющей полости 10 ФМ с ГУ 11 при ее включении, работе и выключении проиллюстрирован графиком фиг. 2. На оси ординат (У) указаны значения давлений масла управления в управляющей полости 10 ФМ с ГУ 11 - Рм., а по оси абсцисс (X) - время. В отрезке времени 0 - X1 идет заполнение маслом полости 10 с одновременным ростом давления масла управления и сжатием фрикционных дисков до смыкания их в точке А (при Р1) - линия 1. (В отсутствии аккумулятора 17 с перепускным клапаном 15 в момент времени X1 был бы скачок давления масла управления до Р2). Затем в отрезке времени X1-Х2 - открытие перепускного клапана 15 и заполнение маслом аккумулятора 17 с одновременным ростом давления масла управления до рабочей величины Р2 (линия 2 - от точки А до точки В). В отрезке времени Х2-Х3 - ФМ с ГУ 11 в работе по передаче крутящего момента от двигателя к потребителю (линия 3 - от точки В до точки С). При закрытии клапана 7 (для выключения ФМ с ГУ 11) в момент времени Х3 - резкое падение давления масла управления до Р1 (линия 4 - от точки С до точки D). Далее, в отрезке времени Х3-Х4 - процесс опорожнения аккумулятора 17 и полости 10 ФМ с ГУ 11 (линия 5 - от точки D до точки Е).

Предлагаемая система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора применена в разрабатываемом в настоящее время проекте судового двухступенчатого реверсивного редуктора.

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора, содержащая исполнительный орган в виде поршня, расположенного в управляющей полости фрикционной муфты, которая предназначена для соединения валов зубчатого редуктора, соединенный всасывающим маслопроводом с масляным картером насос управления с редукционным клапаном, распределительный трехходовой клапан с входным и первым и вторым выходными патрубками, выполненный с возможностью разновременного соединения в нем между собой входного и первого выходного или первого и второго выходных патрубков, аккумулятор масла, перепускной и обратный клапаны и маслопроводы, отличающаяся тем, что нагнетание насоса управления соединено маслопроводом с входным патрубком распределительного трехходового клапана, первый выходной патрубок которого соединен маслопроводом с управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением, а второй его выходной патрубок соединен маслопроводом с масляным картером, при этом маслопровод между распределительным трехходовым клапаном и управляющей полостью фрикционной муфты с гидравлическим управлением соединен с нижней частью масляной полости аккумулятора масла маслопроводом с установленным в нем с возможностью открытия в сторону аккумулятора масла перепускным клапаном и выполненным в обвод перепускного клапана маслопроводом с обратным клапаном в нем, установленным с возможностью его открытия в сторону маслопровода к управляющей полости фрикционной муфты с гидравлическим управлением.
СИСТЕМА ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА
СИСТЕМА ПЛАВНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ ЗУБЧАТОГО РЕДУКТОРА
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
20.03.2019
№219.016.e30e

Устройство для смазки подшипников роторной машины

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682294
Дата охранного документа: 18.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
16.05.2019
№219.017.520f

Устройство для электроэрозионной обработки отверстий полым электрод-инструментом

Изобретение относится к электроэрозионной обработке отверстий полым электрод-инструментом. Устройство содержит блок коммутации с электромагнитными клапанами, электронно-вычислительную машину, датчики межэлектродного промежутка, гидравлическую магистраль низкого давления смазочно-охлаждающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687525
Дата охранного документа: 14.05.2019
Показаны записи 1-10 из 15.
10.01.2013
№216.012.199b

Система включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к системам включения фрикционных муфт зубчатого редуктора. Система включения фрикционной муфты содержит фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов зубчатого редуктора, масляный картер, шестеренные насос смазки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472047
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.05.2014
№216.012.c743

Судовой зубчатый реверсивный редуктор

Изобретение относится к редукторостроению, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением для соединения валов. В судовом зубчатом реверсивном редукторе между двумя соосно установленными ведомыми валами (5, 7) выполнено находящееся в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516770
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.06.2014
№216.012.d121

Зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением

Изобретение относится к области редукторостроения. Зубчатый редуктор с системой уплотнений валов и фрикционной муфтой с гидравлическим управлением содержит корпус (1) с масляным картером (2), фрикционную муфту (8) с гидравлическим управлением, установленные на корпусе (1) насос (17) смазки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519308
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.08.2014
№216.012.f09b

Судовая силовая трансмиссия

Изобретение относится к области судовых силовых трансмиссий. Судовая трансмиссия содержит зубчатые угловые редукторные передачи для передачи крутящего момента от газотурбинного двигателя к винту фиксированного шага. На ведущем валу углового реверсивного редуктора размещены две фрикционные муфты...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527414
Дата охранного документа: 27.08.2014
27.12.2014
№216.013.1465

Стендовая редукторная установка для испытания двигателей

Изобретение относится к области редукторных установок для моторостроения, в частности, к стендовым редукторным установкам для испытания двигателей, содержащим зубчатые редукторы и нагрузочные устройства. Технический результат изобретения - повышение надежности, оптимизация и упрощение условий...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536645
Дата охранного документа: 27.12.2014
10.02.2015
№216.013.2245

Зубчатый реверсивный редуктор

Изобретение относится к судовым редукторным установкам. Зубчатый реверсивный редуктор содержит маслосистему с насосом управления в ней и соединительные муфты (4, 13) на выходных концах ведущего (2) и выходного (11) валов. В зубчатом колесе (6) промежуточного вала (5) переднего хода, в зубчатом...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540226
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.01.2018
№218.016.1942

Теплоизолирующий кожух судового газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области блочно-модульных газотурбинных установок морского базирования. Теплоизолирующий кожух судового газотурбинного двигателя содержит судовой газотурбинный двигатель с повернутым относительно оси двигателя выхлопным конфузорным патрубком с выхлопным срезом на уровне...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002636229
Дата охранного документа: 21.11.2017
27.10.2018
№218.016.9748

Суммирующий зубчатый реверсивный редуктор

Изобретение относится к редукторам. Суммирующий зубчатый реверсивный редуктор содержит два ведущих вала с зубчатыми шестернями на них, два промежуточных вала переднего хода с выполненными на них зубчатыми шестернями и находящимися в зацеплении с шестернями на ведущих валах зубчатыми колесами с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002670838
Дата охранного документа: 25.10.2018
01.03.2019
№219.016.c915

Упругая торсионная муфта

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента между вращающимися деталями, в частности, в судостроении. Упругая торсионная муфта содержит две полумуфты, соединенные между собой торсионом. Ведомая полумуфта изготовлена из композитного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002268414
Дата охранного документа: 20.01.2006
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
+ добавить свой РИД