×
20.05.2014
216.012.c743

Результат интеллектуальной деятельности: СУДОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002516770
Дата охранного документа
20.05.2014
Аннотация: Изобретение относится к редукторостроению, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением для соединения валов. В судовом зубчатом реверсивном редукторе между двумя соосно установленными ведомыми валами (5, 7) выполнено находящееся в зацеплении с шестерней (3) ведущего вала ((2) зубчатое колесо (4), внутри которого размещены фрикционные муфты (17, 18) с гидравлическим управлением переднего и заднего хода. Ведущий вал (2) посредством этого зубчатого колеса (4) и этих муфт (17, 18) через ведомые валы (5, 7) переднего и заднего хода, а для переднего хода также через промежуточные валы (13, 14) с разделением мощности, соединяется с выходным валом (9). Изобретение направлено на повышение надежности и компактности судового зубчатого реверсивного редуктора. 2 ил.
Основные результаты: Судовой зубчатый реверсивный редуктор, содержащий корпус с установленными в подшипниках валами, в том числе ведущим, ведомыми переднего и заднего хода, промежуточными переднего хода с разделением мощности и выходным, с зубчатыми колесами, шестернями и фрикционными муфтами с гидравлическим управлением, и маслосистему с насосом управления для фрикционных муфт, с запорными клапанами и трубопроводами, отличающийся тем, что между соосно установленными ведомыми валами переднего и заднего хода выполнено с возможностью соединения с ними находящееся в зацеплении с шестерней ведущего вала зубчатое колесо, внутри которого размещены фрикционные муфты с гидравлическим управлением переднего и заднего хода с возможностью попеременного соединения ведущего вала посредством этого зубчатого колеса и этих муфт через ведомые валы переднего и заднего хода соответственно, а для переднего хода также через промежуточные валы с разделением мощности, с выходным валом.

Изобретение относится к области редукторостроения, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением.

Известна фрикционная многодисковая муфта, размещенная в зубчатом колесе, с гидравлической системой для включения и выключения с двумя полостями, одна из которых - включающая - сообщается либо с трубопроводом высокого давления (включение муфты), либо со сливом (выключение муфты), в другой непрерывно поддерживается слабое давление, причем при соединении первой из полостей с трубопроводом высокого давления (включение муфты) из другой масло вытесняется через дроссель к фрикционным дискам и охлаждает их (см., например, книгу: С.Н. Кожевников и др. «Механизмы». Москва, изд. «Машиностроение», 1976 г., стр.405, рис.6.55).

Известны зубчатые редукторы большой мощности для судовых дизельных энергетических установок с внутренним раздвоением мощности и последующим суммированием ее на выходном вале (см., например, кн.: В.К.Румб и др. «Судовые энергетические установки». С.-Петербургский ГМТУ, С.-Пб., 2007 г., стр. 151…153, рис. 3.32).

Известны зубчатые реверсивные редукторы (реверсредукторные передачи - РРП) для изменения направления вращения гребного винта без реверсирования двигателя, где реверсирование ведомого (выходного) вала в РРП с внешними цилиндрическими зацеплениями достигается применением двух переборов шестерен: одного - для переднего хода, другого - для заднего, включаемых в работу посредством дисковых фрикционных муфт (там же, стр.154…160, рис.3.40) - прототип.

Предлагаемое изобретение решает задачу повышения надежности и компактности судового зубчатого реверсивного редуктора путем размещения фрикционных муфт с гидравлическим управлением переднего и заднего хода в одном зубчатом колесе, установленном между соосными ведомыми валами переднего и заднего хода.

Для достижения указанного технического результата в предлагаемом судовом зубчатом реверсивном редукторе, содержащем корпус с установленными в подшипниках валами, в том числе ведущим, ведомыми переднего и заднего хода, промежуточными переднего хода с разделением мощности и выходным, с зубчатыми колесами, шестернями и фрикционными муфтами с гидравлическим управлением, и маслосистему с насосом управления для фрикционных муфт, с запорными клапанами и трубопроводами, согласно изобретению между соосно установленными ведомыми валами переднего и заднего хода выполнено, с возможностью соединения с ними, находящееся в зацеплении с шестерней ведущего вала зубчатое колесо, внутри которого размещены фрикционные муфты с гидравлическим управлением переднего и заднего хода с возможностью попеременного соединения ведущего вала посредством этого зубчатого колеса и этих муфт через ведомые валы переднего и заднего хода соответственно, а для переднего хода также через промежуточные валы с разделением мощности, с выходным валом.

Отличительным признаком предлагаемого изобретения является то, что между соосно установленными ведомыми валами переднего и заднего хода выполнено, с возможностью соединения с ними, находящееся в зацеплении с шестерней ведущего вала зубчатое колесо, внутри которого размещены фрикционные муфты с гидравлическим управлением переднего и заднего хода с возможностью попеременного соединения ведущего вала посредством этого зубчатого колеса и этих муфт через ведомые валы переднего и заднего хода соответственно, а для переднего хода также через промежуточные валы с разделением мощности, с выходным валом.

На фиг.1 схематично представлен в развертке предлагаемый судовой зубчатый реверсивный редуктор и его маслосистема (часть ее) с насосом управления фрикционными муфтами (основная часть маслосистемы (смазки) редуктора не показана), на фиг. 2 схематично показано пространственное положение осей валов и зубчатых шестерен и колес этого редуктора (кинематическая схема).

В корпусе 1 судового зубчатого реверсивного редуктора (см. фиг. 1, 2) установлены в подшипниках (на фиг. 1 показаны условно) ведущий вал 2 (соединяемый с двигателем) с шестерней 3, находящейся в зацеплении с зубчатым колесом 4, выполненном между соосно размещенными ведомыми валами (с возможностью соединения с ними) переднего хода 5 с шестерней 6 на нем и заднего хода 7 с шестерней 8 на нем, находящейся в зацеплении с выполненным на выходном вале 9 (соединяемом с винтом фиксированного шага) зубчатым колесом 10, находящемся в зацеплении также с шестернями 11 и 12, установленными на промежуточных валах переднего хода 13 и 14, на которых выполнены также зубчатые колеса 15 и 16, находящиеся в зацеплении с шестерней 6, установленной на ведомом вале переднего хода 5. Внутри зубчатого колеса 4 размещены фрикционные муфты переднего хода 17 с возможностью соединения его (колеса 4) с валом 5 и заднего хода 18 с возможностью соединения его (колеса 4) с валом 7. В маслосистеме предлагаемого редуктора (основная часть маслосистемы на фиг. 1 не показана) выполнены насос управления 19 (к всасыванию которого подведен трубопровод масла смазки из маслосистемы) с редукционным клапаном 20, трубопроводом масла управления 21 и запорными клапанами 22 и 23, установленными в трубопроводах масла управления 24 и 25 к фрикционным муфтам 17 и 18, соответственно.

Работает предлагаемый судовой зубчатый реверсивный редуктор следующим образом (см. фиг. 1 и 2).

При запуске двигателя (например, газотурбинного или иного), с силовым валом которого соединен ведущий вал 2 с шестерней 3 на нем, запорные клапаны 22 и 23 (с приводами) должны быть закрыты, все масло от насоса управления 19 (установленного, например, на корпусе редуктора 1 с приводом от ведущего вала 2 через шестерню 3 - на фиг.1 это не показано) по трубопроводу 21 через редукционный клапан 20 сбрасывается в маслосистему и, соответственно, фрикционные муфты 17 и 18 выключены (нет жесткой связи между колесом 4 и промежуточными валами 5 и 7). Двигатель прогревают, при этом вместе с его силовым валом вращаются только вал 2 и шестерня 3 вместе с находящимся с ней в зацеплении зубчатым колесом 4. Так как фрикционные муфты 17 и 18 выключены (масло от насоса управления 19 к ним не поступает - клапаны 22 и 23 закрыты), то, соответственно, валы 5, 13, 14, 7, 9 вместе с размещенными на них шестернями 6, 8, 11, 12 и колесами 15, 16, 10 не вращаются (не происходит передачи крутящего момента от двигателя на выходной вал 9, соединенный, например, с винтом фиксированного шага).

После прогрева двигателя, при необходимости переднего хода, открывают запорный клапан 22 и масло управления от насоса управления 19 по трубопроводу 21 и трубопроводу 24 поступает в управляющую полость (на фиг. 1 не показана) фрикционной муфты 17 переднего хода, происходит включение муфты 17 и вместе с зубчатым колесом 4, которому крутящий момент от силового вала двигателя передается через ведущий вал 2 и шестерню 3, начинает вращаться ведомый вал 5 переднего хода с шестерней 6. Через шестерню 6 крутящий момент передается зубчатым колесам 15,16 (с разделением мощности между ними), промежуточным валам 13, 14, шестерням 11, 12 и далее зубчатому колесу 10 (объединение мощности) и выходному валу 9, соединенному с винтом фиксированного шага. Таким образом происходит передача крутящего момента от силового вала двигателя к винту фиксированного шага на переднем ходе с разделением мощности на два потока в промежуточной ступени. При этом запорный клапан 23 должен быть закрыт, следовательно, фрикционная муфта 18 выключена и ведомый вал 7 заднего хода и его шестерня 8, находящаяся в постоянном зацеплении с колесом 10, вращаются вхолостую.

При необходимости заднего хода закрывают запорный клапан 22, поступление масла управления к муфте 17 прекращается (при этом давление масла в управляющей полости фрикционной муфты 17 переднего хода стравливается через внутренний, встроенный в этой полости, клапан (на фиг. 1 не показан) и муфта расцепляется), затем открывают запорный клапан 23, масло управления от насоса управления 19 по трубопроводам 21 и 25 поступает в управляющую полость (на фиг. 1 не показана, в ней также есть встроенный клапан) фрикционной муфты 18 заднего хода, муфта 18 включается и вместе с зубчатым колесом 4 крутящий момент от силового вала двигателя к выходному валу 9 начинает передавать ведомый вал 7 заднего хода через шестерню 8 и зубчатое колесо 10. При этом клапан 22 должен быть закрыт, следовательно, фрикционная муфта 17 выключена, но так как шестерни 11 и 12 находятся в зацеплении (постоянном) с колесом 10, то шестерни 11, 12, а вместе с ними и валы 13, 14, 5, колеса 15, 16 и шестерня 6 вращаются при заднем ходе вхолостую.

Судовой зубчатый реверсивный редуктор, содержащий корпус с установленными в подшипниках валами, в том числе ведущим, ведомыми переднего и заднего хода, промежуточными переднего хода с разделением мощности и выходным, с зубчатыми колесами, шестернями и фрикционными муфтами с гидравлическим управлением, и маслосистему с насосом управления для фрикционных муфт, с запорными клапанами и трубопроводами, отличающийся тем, что между соосно установленными ведомыми валами переднего и заднего хода выполнено с возможностью соединения с ними находящееся в зацеплении с шестерней ведущего вала зубчатое колесо, внутри которого размещены фрикционные муфты с гидравлическим управлением переднего и заднего хода с возможностью попеременного соединения ведущего вала посредством этого зубчатого колеса и этих муфт через ведомые валы переднего и заднего хода соответственно, а для переднего хода также через промежуточные валы с разделением мощности, с выходным валом.
СУДОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР
СУДОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 100.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.199b

Система включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к системам включения фрикционных муфт зубчатого редуктора. Система включения фрикционной муфты содержит фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов зубчатого редуктора, масляный картер, шестеренные насос смазки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472047
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
Показаны записи 1-10 из 66.
10.01.2013
№216.012.17d7

Электролит для электрохимической обработки

Изобретение относится к электрохимическим и электрофизическим способам обработки материалов, а именно - к электролитам для электрохимической обработки острых кромок после слесарной зачистки в изделиях, преимущественно из нержавеющих и жаропрочных сплавов. Электролит для электрохимической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002471595
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.199b

Система включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области редукторостроения, а именно к системам включения фрикционных муфт зубчатого редуктора. Система включения фрикционной муфты содержит фрикционную муфту с гидравлическим управлением для соединения валов зубчатого редуктора, масляный картер, шестеренные насос смазки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472047
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2456

Способ доводки двигателя

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474804
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.284a

Способ обеспечения вибрационной прочности деталей

Изобретение относится к способам обеспечения вибрационной прочности деталей сложной геометрической формы. Техническим результатом является корректировка вибрационных характеристик детали путем изменения геометрии конкретного места на детали для обеспечения ее вибрационной прочности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475834
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.05.2013
№216.012.3fe6

Способ изготовления электрода-инструмента при объемной электрохимической обработке (эхо)

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки. При изготовлении электрода-инструмента для объемной электрохимической обработки к его двум деталям подключают положительный полюс источника постоянного импульсно-циклического тока и источник импульсного тока с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481928
Дата охранного документа: 20.05.2013
10.06.2013
№216.012.4748

Приспособление для поддержки заклепок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройству для клепки крупногабаритных деталей цилиндрическими заклепками. Приспособление содержит упор и рукоятку. Также содержит зафиксированный на основании посредством ребер жесткости стержень с вмонтированной в него при помощи...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002483828
Дата охранного документа: 10.06.2013
20.07.2013
№216.012.57db

Способ рентгеноструктурного контроля детали

Использование: для рентгеноструктурного контроля детали. Сущность: заключается в том, что осуществляют снятие рентгенограммы с контролируемой детали, выполняют определение параметра, зависящего от наработки детали, при этом снятие рентгенограммы с контролируемой детали на предполагаемой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002488099
Дата охранного документа: 20.07.2013
10.10.2013
№216.012.7208

Способ изготовления направляющего аппарата

Изобретение относится к способу изготовления направляющего аппарата газотурбинного двигателя, представляющего собой кольцевые наборы неподвижных или поворотных профилированных лопаток, образующих расширяющиеся каналы, и может быть использовано в авиастроении, машиностроении и других областях...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494849
Дата охранного документа: 10.10.2013
20.11.2013
№216.012.81b7

Способ изготовления лопатки компрессора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве лопаток газотурбинных двигателей. Способ включает фрезерование пера лопатки на пятикоординатном станке с числовым программным управлением. Вращающейся фрезе сообщают перемещение и периодическую подачу на строчку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002498883
Дата охранного документа: 20.11.2013
27.01.2014
№216.012.9c9d

Способ оценки технического состояния деталей

Изобретение относится к неразрушающим способам контроля и может быть использовано для оценки технического состояния деталей авиационной техники. Способ включает снятие с детали рентгенограммы, по которой определяют остаточные напряжения сжатия, определение управляющего критерия и сравнение его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002505799
Дата охранного документа: 27.01.2014
+ добавить свой РИД