×
20.03.2019
219.016.e30e

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ РОТОРНОЙ МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002682294
Дата охранного документа
18.03.2019
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например в опорах роторов турбомашин с консистентной смазкой. Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник, установленный внутренним кольцом на полый вал, а наружным кольцом контактирующий с корпусом, активаторы, симметрично установленные с двух сторон от подшипника. Между каждым активатором и подшипником имеется резервуар с консистентной смазкой. Каждый активатор содержит подвижную в осевом направлении втулку, которая зафиксирована в окружном направлении относительно неподвижной крышки корпуса направляющими штифтами, на которых установлены пружины, контактирующие с одной стороны с торцом неподвижной втулки, с другой стороны с подвижной втулкой. В неподвижной крышке корпуса расположен осевой активный магнит, контактирующий свободным торцом с подвижной втулкой, расположенной в свою очередь с минимальным зазором относительно вращающегося уплотнительного кольца, установленного на валу и контактирующего с внутренним кольцом подшипника. В корпусе между подвижной втулкой и уплотнительным кольцом установлена уплотнительная крышка. В полом валу и корпусе выполнены охлаждающие отверстия, сообщенные с воздушной полостью. Технический результат: повышение эксплуатационного ресурса подшипниковых узлов роторных машин с консистентной смазкой за счет повышения надежности, связанного со снижением тепловыделений между контактирующими элементами и за счет дополнительного охлаждения элементов конструкции. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области машиностроения и двигателестроения, и может быть использовано в подшипниковых узлах с консистентной смазкой, например, в опорах роторах турбомашин с консистентной смазкой.

Известно устройство для смазки подшипника опоры вала, содержащей корпус, подшипник и вал, включающее основную полость смазки, образованную торцем подшипника и перегородкой, и полость охлаждения, расположенную между корпусом и валом, при этом полость охлаждения сообщена с полостями сброса отработавшего охладителя с одинаковым давлением среды (Патент РФ №85588; МПК F16C 37/00, опубл.10.08.2009 бюл. №22).

Недостатком описанной конструкции является малоэффективная смазка элементов подшипника за счет того, что нет механизма подачи консистентной смазки на подшипник, т.е. мала вероятность ее попадания в зоны контактов элементов подшипника. Это делает невозможным циркуляцию консистентной смазки внутри подшипника, что снижает эксплуатационный ресурс опоры в целом.

Наиболее близким является устройство для смазки подшипников роторной машины, включающее подшипник, установленный внутренним кольцом на полый вал, а наружным кольцом контактирующий с корпусом, активаторы, симметрично установленные с двух сторон от подшипника, между каждым активатором и подшипником имеется резервуар с консистентной смазкой (Авторское свидетельство №1428856 от 02.07.86, МПК F16C 33/66, опубл. 07.10.88 бюл. №37)

Недостатком описанной конструкции является невысокий эксплуатационный ресурс ввиду быстрого износа гибкой диафрагмы, а также повышенного тепловыделения при контакте с активатором, без возможности дополнительного охлаждения в области трения, что ограничивает частоту вращения вала и область ее применения.

Техническим результатом, достигаемым в заявленном изобретении, является повышение эксплуатационного ресурса подшипниковых узлов роторных машин с консистентной смазкой за счет повышения надежности, связанного со снижением тепловыделений между контактирующими элементами и за счет дополнительного охлаждения элементов конструкции.

Технический результат достигается тем, что в устройстве для смазки подшипников роторной машины, включающем подшипник, установленный внутренним кольцом на полый вал, а наружным кольцом контактирующий с корпусом, активаторы, симметрично установленные с двух сторон от подшипника, между каждым активатором и подшипником имеется резервуар с консистентной смазкой, в отличие от известного каждый активатор содержит подвижную в осевом направлении втулку, которая зафиксирована в окружном направлении относительно неподвижной крышки корпуса направляющими штифтами, на которых установлены пружины, контактирующие с одной стороны с торцем неподвижной втулки, с другой стороны с подвижной втулкой, в неподвижной крышке корпуса расположен осевой активный магнит, контактирующий свободным торцем с подвижной втулкой, расположенной в свою очередь с минимальным зазором относительно вращающегося уплотнительного кольца, установленного на валу и контактирующего с внутренним кольцом подшипника, в корпусе между подвижной втулкой и уплотнительным кольцом установлена уплотнительная крышка, в полом валу и корпусе выполнены охлаждающие отверстия, сообщенные с воздушной полостью.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами:

Фиг. 1 - Устройство для смазки подшипников с активным «левым» магнитом;

Фиг. 2 - Устройство для смазки подшипников с активным «правым» магнитом.

Устройство для смазки подшипников роторной машины включает подшипник 1 с наружным 2 и внутренним 3 кольцами (Фиг. 1, 2).

Внутреннее кольцо 3 установлено на полый вал 4, а наружное кольцо 2 контактирует с корпусом 5.

Устройство содержит активаторы, симметрично установленные с двух сторон от подшипника 1, между каждым активатором и подшипником имеется резервуар 6 с консистентной смазкой.

Каждый активатор содержит подвижную в осевом направлении втулку 7, которая зафиксирована в окружном направлении относительно неподвижной крышки 8 корпуса 5 направляющими штифтами 9, на которых установлены пружины 10, контактирующие с нижним торцем 11 неподвижной крышки 8 и подвижной втулкой 7 (Фиг. 1, 2).

В неподвижной крышке 8 корпуса 5 установлен осевой активный магнит 12, контактирующий свободным торцем с подвижной втулкой 7. Подвижная втулка 7, в свою очередь, расположена с минимальным зазором относительно вращающегося уплотнительного кольца 13, установленного на валу 4 и контактирующего с внутренним кольцом 3 подшипника 1. А внешний диаметр подвижной втулки 7 контактирует с уплотнительной крышкой 14, установленной в корпусе 5 и контактирующей с наружным кольцом 2 подшипника 1.

В полом валу 4 и корпусе 5 выполнены охлаждающие отверстия 15, сообщенные с воздушной полостью 16.

Устройство работает следующим образом.

При сборке подшипникового узла заполняются консистентной смазкой резервуары 6 для смазки и подшипник 1.

Охлаждение наружного 2 и внутреннего 3 колец подшипника 1 осуществляется воздухом, проходящим через отверстия 15 вала 4, корпуса 5 и уплотнительной крышки 14 и сбрасывается в полость 16 (Фиг. 1, 2).

Уменьшение объема резервуара 6 способствует подаче консистентной смазки в подшипник 1, например, в сепаратор 17, внутренняя часть которого захватывает смазку и подает ее на тела качения 18 и кольца 2, 3 подшипника 1. Уменьшение объема происходит за счет отключения активатора, то есть отключения активного магнита 12 с последующим смещением за счет пружин 10 по направляющим штифтам 9 подвижной втулки 7. Для того чтобы излишки смазки не покидали пределы объема через минимальный зазор между подвижной втулкой 7 и вращающимся уплотнительным кольцом 13 другой активатор работает на увеличение объема со смазкой. То есть активный магнит 12 работает, и подвижная втулка 7 находится на максимальном удалении от подшипника 1.

Таким образом, происходит перераспределение смазки из одной полости в другую относительно подшипника 1. Такое перераспределение происходит через определенные промежутки времени, связанные с конкретным назначением опоры и ресурсом.

Применение данной конструкции позволяет повысить эксплуатационный ресурс подшипников роторных машин с консистентной смазкой за счет повышения надежности работы, а также расширить эксплуатационные возможности путем применения конструкции на высокооборотных опорах ротора в области авиации.

Благодаря тому, что в устройстве для смазки подшипников роторной машины, включающем подшипник, установленный внутренним кольцом на полый вал, а наружным кольцом контактирующий с корпусом, активаторы, симметрично установленные с двух сторон от подшипника, между каждым активатором и подшипником имеется резервуар с консистентной смазкой, в отличие от известного каждый активатор содержит подвижную в осевом направлении втулку, которая зафиксирована в окружном направлении относительно неподвижной крышки корпуса направляющими штифтами, на которых установлены пружины, контактирующие с одной стороны с торцем неподвижной втулки, с другой стороны с подвижной втулкой, в неподвижной крышке корпуса расположен осевой активный магнит, контактирующий свободным торцем с подвижной втулкой, расположенной в свою очередь с минимальным зазором относительно вращающегося уплотнительного кольца, установленного на валу и контактирующего с внутренним кольцом подшипника, в полом валу и корпусе выполнены охлаждающие отверстия, сообщенные с воздушной полостью, в корпусе между подвижной втулкой и уплотнительным кольцом установлена уплотнительная крышка, достигается повышение эксплуатационного ресурса подшипниковых узлов роторных машин с консистентной смазкой за счет повышения надежности, связанного со снижением тепловыделений между контактирующими элементами и за счет дополнительного охлаждения элементов конструкции.


УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКОВ РОТОРНОЙ МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 27.
25.08.2018
№218.016.7f36

Способ диагностики технического состояния подшипника качения ротора газотурбинного двигателя

Изобретение относится к способам технической диагностики дефектов подшипников качения газотурбинного двигателя при испытаниях и в эксплуатации и может найти применение в двигателестроении для выявления наличия дефекта недостаточной смазки подшипника качения. Технический результат изобретения -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002664748
Дата охранного документа: 22.08.2018
13.10.2018
№218.016.919d

Способ определения периодичности контроля деталей газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области эксплуатации и диагностики авиационных газотурбинных двигателей и может найти применение в способах определения периодичности контроля деталей авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) с помощью вихретокового метода обнаружения подповерхностных дефектов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002669432
Дата охранного документа: 11.10.2018
30.11.2018
№218.016.a251

Способ измерения сил, действующих на подшипник качения при статическом и динамическом нагружении с использованием тензодатчиков сопротивления

Изобретение относится к способам измерения осевых и радиальных сил, воздействующих на работающий подшипник качения, и может найти применение во всех узлах, имеющих подшипники качения. При реализации способа тензодатчики установлены на наружной посадочной поверхности неподвижного кольца...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002673503
Дата охранного документа: 27.11.2018
13.12.2018
№218.016.a664

Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к системам включения фрикционных муфт. Система плавного включения фрикционной муфты зубчатого редуктора содержит поршень в управляющей полости, масляный картер, насос управления, клапаны, аккумулятор масла и маслопроводы. Нагнетание...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674729
Дата охранного документа: 12.12.2018
26.01.2019
№219.016.b4a6

Способ изготовления крупногабаритных лопаток газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано на операциях шлифования, фрезерования лопаток газотурбинных двигателей. Изготовление лопатки осуществляют путем механической обработки заготовки по разработанной управляющей программе, которую ведут в несколько...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678222
Дата охранного документа: 24.01.2019
31.01.2019
№219.016.b559

Способ проведения резонансных испытаний рабочих лопаток в составе турбомашины

Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при прочностной доводке осевых турбомашин, преимущественно турбореактивных двухконтурных двигателей, а также при создании систем диагностики. При реализации способа устанавливают на неподвижных частях турбомашины...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002678511
Дата охранного документа: 29.01.2019
13.03.2019
№219.016.dea2

Комбинированный способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов

Изобретение относится к области электрохимической обработки металлов и сплавов и может быть использовано для получения сложнофасонных поверхностей деталей авиационных газотурбинных двигателей. Способ электрохимической обработки деталей из титановых сплавов включает импульсно-циклическую...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681590
Дата охранного документа: 11.03.2019
16.03.2019
№219.016.e188

Главная судовая энергетическая установка

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, в частности к главным энергетическим установкам судов. Главная судовая энергетическая установка содержит судовые энергетические установки левого и правого бортов, включающие в себя каждая состоящую из двух двигателей и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002682029
Дата охранного документа: 14.03.2019
27.04.2019
№219.017.3d2d

Главный судовой газотурбинный агрегат с реверсивным двигателем

Изобретение относится к области главных судовых энергетических установок, в частности к главным судовым газотурбинным агрегатам с реверсивным двигателем и зубчатым редуктором с шестеренными насосами на его корпусе, приводимых от одного из валов редуктора. Главный судовой газотурбинный агрегат с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002686258
Дата охранного документа: 24.04.2019
16.05.2019
№219.017.520f

Устройство для электроэрозионной обработки отверстий полым электрод-инструментом

Изобретение относится к электроэрозионной обработке отверстий полым электрод-инструментом. Устройство содержит блок коммутации с электромагнитными клапанами, электронно-вычислительную машину, датчики межэлектродного промежутка, гидравлическую магистраль низкого давления смазочно-охлаждающего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002687525
Дата охранного документа: 14.05.2019
Показаны записи 1-10 из 68.
27.04.2013
№216.012.3b40

Установка для испытания вращающихся элементов конструкции машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к лабораторно-иснытательной технике, а именно к установкам для исследования и доводки вращающихся элементов конструкции машин, преимущественно, газотурбинных двигателей. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480729
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.415d

Передняя опора ротора турбины низкого давления двухвального газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, а именно к размещению опор для вращающихся с большой частотой вращения роторов турбомашин, и может использоваться в наиболее напряженных опорах. Технический результат, достигаемый при использовании данного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002482303
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.08.2013
№216.012.64d5

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя

Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя содержит цапфу компрессора, вал турбины и контровочную трубу, зафиксированную в осевом и окружном направлениях. Цапфа компрессора и вал турбины соединены в осевом направлении посредством промежуточного вала, стяжной втулки и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491450
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.09.2013
№216.012.709e

Ядерная энергетическая установка космического аппарата

Изобретение относится к источникам электроснабжения космического аппарата. Ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) космического аппарата содержит энергетический блок, который включает газоохлаждаемый ядерный реактор, машинные преобразователи энергии, радиационную защиту, агрегаты системы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002494481
Дата охранного документа: 27.09.2013
10.04.2014
№216.012.b451

Устройство для регулировки угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора

Изобретение относится к области газотурбостроения судового и промышленного назначения и может найти применение при проектировании промышленных и судовых компрессоров с поворотными направляющими аппаратами. Устройство регулировки угла поворота лопаток направляющего аппарата компрессора содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511880
Дата охранного документа: 10.04.2014
20.05.2014
№216.012.c71a

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является повышение ресурса графитового уплотнения за счет проскальзывания в зоне контакта графитовых колец...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002516729
Дата охранного документа: 20.05.2014
10.07.2014
№216.012.dc87

Узел отсоединения валов в роторе низкого давления газотурбинного двигателя

Изобретение относится к газотурбинным двигателям (ГТД) авиационного применения, а именно к конструкции узла соединения роторов компрессора и турбины. Техническим результатом, достигаемым при использовании настоящего изобретения, является сохранение соосности роторов компрессора и турбины при их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522233
Дата охранного документа: 10.07.2014
10.08.2014
№216.012.e8b9

Радиально-торцевое контактное уплотнение опоры турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение трения и износа элементов уплотнения за счет снижения нагрузки на графитовые кольца на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525370
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.08.2014
№216.012.e8c1

Торцевое уплотнение ротора турбомашины

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является упрощение конструкции уплотнения и повышение его надежности при работе за счет снижения степени износа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002525378
Дата охранного документа: 10.08.2014
27.09.2014
№216.012.f7d1

Межвальное радиально-торцевое контактное уплотнение

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к уплотнениям масляных полостей газотурбинных двигателей и энергетических установок. Техническим результатом является снижение степени износа графитовых колец, упрощение конструкции уплотнения, повышение его надежности при...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529278
Дата охранного документа: 27.09.2014
+ добавить свой РИД