×
29.05.2018
218.016.5288

Результат интеллектуальной деятельности: Способ изготовления встроенных баков в пустотелых аэродинамических профилях (варианты)

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002653942
Дата охранного документа
15.05.2018
Аннотация: Изобретение относится к изготовлению топливных баков. Способ изготовления встроенных баков в пустотелых аэродинамических профилях заключается в укладке в пресс-форму нескольких слоев пропитанного связующим веществом армирующего материала с достаточным количеством длины с противоположных краев. Затем укладываются одна или несколько эластичных емкостей. Оставленные с краев слои пропитанного армирующего материала укладываются так, чтобы перехлесты армирующего материала приходились на разные места будущего изделия. Пресс-форма закрывается, и емкости надуваются избыточным давлением воздуха. Изобретение снижает вес изделия. 2 н. и 3 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к способам изготовления баков, например топливных, в изделиях из композитных материалов, таких как стеклопластик, углепластик и т.п.

Известны способы изготовления внутрикрыльевых топливных баков, заключающиеся в покрытии внутренней поверхности отсека крыла составом, стойким к воздействию авиационного топлива, см., например, пат. № RU 010793. Известен также способ формования аэродинамических поверхностей путем вставления внутрь пропитанного связующим веществом армирующего материала эластичных емкостей с последующим их надуванием в закрытой разборной пресс-форме, см.заявку № RU 94036876. Затем эластичную емкость из готового изделия извлекают.

Недостатком этого способа является то, что одна из кромок лопасти при этом получается отформована из нескольких слоев внахлест, что уменьшает прочность изделия и повышает его массу.

Задача и технический результат изобретения - уменьшение веса при равной прочности изделия, второй технический результат - расширение арсенала технических средств, а именно получение внутрикрыльевых топливных баков.

Для этого надо прежде всего исключить расположение слоев армирующего материала внахлест в одном месте будущего профиля, что уменьшает прочность и увеличивает вес изделия.

ВАРИАНТ 1. Для этого в пресс-форму укладывается несколько слоев пропитанного связующим веществом армирующего материала, оставляя с двух противоположных краев (например, спереди и сзади аэродинамического профиля) достаточное количество длины упомянутого материала (достаточное для соединения с некоторым перехлестом), укладываются одна или несколько эластичных емкостей, затем укладываются оставленные с краев слои пропитанного армирующего материала, причем так, чтобы перехлесты армирующего материала приходились на разные места будущего изделия, пресс-форма закрывается, и емкость/емкости надуваются избыточным давлением воздуха.

Для удобства укладывания оставленных с краев слоев армирующего материала эластичные емкости могут быть слегка (частично) надуты.

Если нижняя или верхняя сторона профиля должна иметь прочность, то при формовании на них укладываются дополнительные листы армирующего материала.

ВАРИАНТ 2. Такой способ изготовления аэродинамических профилей можно использовать и для второй цели - для образования внутрикрыльевых топливных баков. Для этого в пресс-форму укладывается несколько слоев пропитанного связующим веществом армирующего материала, оставляя с двух противоположных краев (например, спереди и сзади аэродинамического профиля) достаточное количество длины упомянутого материала, укладываются одна или несколько эластичных емкостей, затем укладываются оставленные с краев слои пропитанного армирующего материала, причем емкость/емкости выполнены из эластичного материала, стойкого к авиационному топливу, и остаются в изделии, затем пресс-форма закрывается, и емкость/емкости надуваются избыточным давлением воздуха.

Нужным материалом для эластичных емкостей может быть маслонаполненная резиновая смесь (в быту ее называют «бензостойкой резиной»).

По окончании процесса емкости из готового изделия не извлекаются, а остаются в нем в виде внутренних топливных баков. Эластичные емкости при этом приклеиваются к стенкам изделия за счет адгезионных свойств связующего вещества композитного материала. Эту адгезию можно улучшить, если эластичные емкости предварительно покрыть улучшающим адгезию составом, например грунтовкой по пластмассовым или резиновым изделиям. Разумеется, грунтовка в готовом виде должна быть маслобензостойкой, иначе она отклеится от стенок изделия.

Повышение давления в емкостях следует производить плавно.

ПРИМЕР. Допустим, в профиле крыла предусмотрено 3 лонжерона, то есть они образуют в крыле четыре полости, являющиеся топливными баками. При этом самый большой отсек примем за 100%, тогда объемы будущих полостей распределятся, считая от конца профиля, допустим, так: 30:70:100:50%. Укладываем в нижнюю часть пресс-формы нужное число слоев армирующего материала, пропитанного связующим веществом, оставляя в передней и задней частях профиля запас на второй (верхний) слой. Затем вставляем в соответствующие места профиля лонжероны. Затем укладываем в образовавшиеся отсеки эластичные емкости из маслонаполненной резиновой смеси (или иного маслобензостойкого материала), примерно равные или чуть меньшие по объему расчетного объема будущих полостей. Желательна такая выкройка этих эластичных емкостей, чтобы она как можно точнее повторяла форму будущего отсека. Укладываем сверху нужное число слоев запасенного с краев армирующего материала, пропитанного связующим веществом (число слоев снизу и сверху может не совпадать), и закрываем пресс-форму, в том числе - с торца. Затем к уложенным емкостям от компрессора подводим шланги. Чтобы получить равномерное наполнение эластичных емкостей (иначе сдвинутся с нужного места лонжероны), подключаем отсеки шлангами длиной, обратно пропорциональной объему будущего бака, то есть подключаем отсек объемом 100% шлангом длиной 1 м, отсек размером 50% - шлангом длиной (100/50)=2 м, отсек объемом 70% подключаем шлангом длиной (100/70)=1,43 м и отсек объемом 30% - шлангом длиной (100/30)=3,33 м. Плавно повышаем давление компрессора до величины обжатия композитного материала. Эта величина аналогична давлению вакуумирования композитной заготовки, и в обоих случаях равна разнице атмосферных давлений внутри и снаружи заготовки. Например, 1,7 атм.

Не следует зажимать слои армирующего материала в пресс-форме слишком туго - они должны иметь возможность втягиваться в пресс-форму по мере надувания эластичных емкостей. А также излишки связующего вещества должны иметь возможность выдавиться из пресс-формы.

После горячего или холодного формования эластичные емкости остаются внутри изделия. Открываем пресс-форму, вынимаем изделие, прорезаем в нем заправочные горловины и сливные отверстия, которые герметизируем вулканизацией той же резиновой смесью. Получаем аэродинамическую поверхность со встроенными топливными баками.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 18.
20.08.2014
№216.012.eb91

Система управления вращающимся парашютом

Изобретение относится к парашютам. Система управления вращающимся парашютом содержит купол вращающегося парашюта и стропы. Стропа/стропы парашюта, соединенные с передней/передними частями купола или его нервюр, имеют два режима фиксации к спускаемой нагрузке - основной и более длинный....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526113
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.09.2014
№216.012.f173

Система парашютирования и способ её работы

Группа изобретений относится к парашютным системам летательных аппаратов. Система парашютирования содержит купол/купола основного парашюта, вытяжной парашют и капсулу, в которой расположены купол/купола основного парашюта и тормозной парашют. Фал вытяжного парашюта имеет крепление к грузу. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527633
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f734

Двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/

Изобретение относится к многоразовым космическим системам и касается аэрокосмической системы горизонтального взлета продольной компановки. Двухступенчатая аэрокосмическая система содержит первую и вторую ступень с крыльями, воздушно-реактивные двигатели на первой ступени. Первая и вторая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529121
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.03.2015
№216.013.3204

Интегрированный крыльевой топливный бак самолёта

Изобретение относится к области авиации, к крыльевым топливным бакам летательных аппаратов. Топливный бак/баки имеют вид расположенных во внутренней полости крыла герметичных цилиндров или конусов и выполняет/выполняют функцию продольного несущего элемента конструкции крыла. Внутри бака...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544279
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.11.2015
№216.013.92db

Парашют-трансформер (варианты)

Парашют состоит из двух лопастей, расположенных под углом атаки к поступающему снизу потоку, соединенных с грузом стропами, соединенных между собой постоянными гибкими креплениями и одним управляемым размыкаемым креплением. Каждая лопасть симметрична относительно своей середины, а длины ее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569213
Дата охранного документа: 20.11.2015
10.12.2015
№216.013.95e3

Вращающийся парашют с двухстадийным торможением

Изобретение относится к вращающимся парашютам. Купол парашюта состоит из центральной части, имеющей треугольную, квадратную форму или форму многогранника, к которой управляемым креплением прикреплены в сложенном состоянии три или более лопасти. Дальние от центра парашюта стропы лопастей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569991
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.12.2015
№216.013.9c54

Технология склейки /варианты/

Изобретение относится к технологии склейки, то есть к способам склейки и подготовки к склейке поверхностей, ориентированных преимущественно ортогонально и работающих преимущественно на разрыв. Технология склейки, заключающаяся в том, что в клеевом соединении приклеиваемый элемент имеет по краям...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571645
Дата охранного документа: 20.12.2015
10.03.2016
№216.014.be62

Система парашютирования - 4 и способ её работы

Группа изобретений относится к спасательным парашютным системам. Система парашютирования содержит купол/куполы основного парашюта, вытяжной и тормозной парашюты. Парашютная система расположена в хвостовой части фюзеляжа в двух последовательно расположенных управляемых обтекателях. Фалы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576852
Дата охранного документа: 10.03.2016
27.03.2016
№216.014.c65c

Стенд для испытания самолётов на прочность

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов, например крыльев самолетов. Устройство представляет собой конструкцию для крепления консоли/консолей крыла, расположенную на траверсе, на которой также расположена эластичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578512
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.05.2016
№216.015.3f58

Узел крепления крыла самолета

Изобретение относится к конструкциям крепления крыла самолета к силовым элементам фюзеляжа и касается самолетов из композиционных материалов. Узел крепления крыла самолета состоит из двух перпендикулярно скрепленных краями пластин, соединенных по другим краям двумя параллельными треугольными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584294
Дата охранного документа: 20.05.2016
Показаны записи 1-10 из 19.
20.08.2014
№216.012.eb91

Система управления вращающимся парашютом

Изобретение относится к парашютам. Система управления вращающимся парашютом содержит купол вращающегося парашюта и стропы. Стропа/стропы парашюта, соединенные с передней/передними частями купола или его нервюр, имеют два режима фиксации к спускаемой нагрузке - основной и более длинный....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526113
Дата охранного документа: 20.08.2014
10.09.2014
№216.012.f173

Система парашютирования и способ её работы

Группа изобретений относится к парашютным системам летательных аппаратов. Система парашютирования содержит купол/купола основного парашюта, вытяжной парашют и капсулу, в которой расположены купол/купола основного парашюта и тормозной парашют. Фал вытяжного парашюта имеет крепление к грузу. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002527633
Дата охранного документа: 10.09.2014
27.09.2014
№216.012.f734

Двухступенчатая аэрокосмическая система /варианты/

Изобретение относится к многоразовым космическим системам и касается аэрокосмической системы горизонтального взлета продольной компановки. Двухступенчатая аэрокосмическая система содержит первую и вторую ступень с крыльями, воздушно-реактивные двигатели на первой ступени. Первая и вторая...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002529121
Дата охранного документа: 27.09.2014
20.03.2015
№216.013.3204

Интегрированный крыльевой топливный бак самолёта

Изобретение относится к области авиации, к крыльевым топливным бакам летательных аппаратов. Топливный бак/баки имеют вид расположенных во внутренней полости крыла герметичных цилиндров или конусов и выполняет/выполняют функцию продольного несущего элемента конструкции крыла. Внутри бака...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002544279
Дата охранного документа: 20.03.2015
20.11.2015
№216.013.92db

Парашют-трансформер (варианты)

Парашют состоит из двух лопастей, расположенных под углом атаки к поступающему снизу потоку, соединенных с грузом стропами, соединенных между собой постоянными гибкими креплениями и одним управляемым размыкаемым креплением. Каждая лопасть симметрична относительно своей середины, а длины ее...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569213
Дата охранного документа: 20.11.2015
10.12.2015
№216.013.95e3

Вращающийся парашют с двухстадийным торможением

Изобретение относится к вращающимся парашютам. Купол парашюта состоит из центральной части, имеющей треугольную, квадратную форму или форму многогранника, к которой управляемым креплением прикреплены в сложенном состоянии три или более лопасти. Дальние от центра парашюта стропы лопастей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002569991
Дата охранного документа: 10.12.2015
20.12.2015
№216.013.9c54

Технология склейки /варианты/

Изобретение относится к технологии склейки, то есть к способам склейки и подготовки к склейке поверхностей, ориентированных преимущественно ортогонально и работающих преимущественно на разрыв. Технология склейки, заключающаяся в том, что в клеевом соединении приклеиваемый элемент имеет по краям...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002571645
Дата охранного документа: 20.12.2015
10.03.2016
№216.014.be62

Система парашютирования - 4 и способ её работы

Группа изобретений относится к спасательным парашютным системам. Система парашютирования содержит купол/куполы основного парашюта, вытяжной и тормозной парашюты. Парашютная система расположена в хвостовой части фюзеляжа в двух последовательно расположенных управляемых обтекателях. Фалы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002576852
Дата охранного документа: 10.03.2016
27.03.2016
№216.014.c65c

Стенд для испытания самолётов на прочность

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для прочностных испытаний летательных аппаратов, например крыльев самолетов. Устройство представляет собой конструкцию для крепления консоли/консолей крыла, расположенную на траверсе, на которой также расположена эластичная...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002578512
Дата охранного документа: 27.03.2016
20.05.2016
№216.015.3f58

Узел крепления крыла самолета

Изобретение относится к конструкциям крепления крыла самолета к силовым элементам фюзеляжа и касается самолетов из композиционных материалов. Узел крепления крыла самолета состоит из двух перпендикулярно скрепленных краями пластин, соединенных по другим краям двумя параллельными треугольными...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002584294
Дата охранного документа: 20.05.2016
+ добавить свой РИД