×
25.08.2017
217.015.a425

Результат интеллектуальной деятельности: Гидромеханическая муфта

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области машиностроения, в частности к предохранительным упруго-демпфирующим муфтам. Гидромеханическая муфта содержит две полумуфты. Полумуфты кинематически связаны посредством зубчатого дифференциального передаточного механизма и обращаемого гидравлического насоса. Насос связан с одной из степеней свободы передаточного механизма и гидравлически соединен с гидродемпфером и сливной емкостью. Управляемый кран соединяет напорную линию обращаемого гидравлического насоса и гидравлическую полость гидродемпфера со сливной емкостью. Передаточный механизм может быть выполнен в виде конического дифференциала. Достигается исключение гидроудара при восстановлении муфты. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к предохранительным упруго-демпфирующим муфтам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах тяжело нагруженного технологического оборудования и в составе транспортных средств, работающих в тяжелых условиях.

Известна планетарная муфта сцепления по патенту РФ №2422297 от 2010 года, В60K 17/10, F15B 1/02, В60K 23/00, F16D 43/28, содержащая связанный с двигателем планетарный редуктор, пневмогидравлический аккумулятор, гидронасос, механически связанный с солнечной шестерней редуктора, и гидронасос, кинематически связанный с коронной шестерней, гидрораспределитель.

К основному недостатку этой муфты можно отнести отсутствие функции предохранения привода от перегрузок и большие радиальные габаритные размеры.

За прототип выбрана гидромеханическая муфта по патенту РФ на изобретение №2536035 от 2012 года, F16D 25/06, F16D 3/34, F16D 31/00, содержащая две полумуфты, кинематически связанные посредством дифференциального планетарного передаточного механизма и обращаемого гидравлического насоса, связанного с одной из степеней свободы передаточного механизма и гидравлически соединенного с гидродемпфером и сливной емкостью через управляемый гидрораспределитель, с системой управления по моменту на муфте. Эта муфта обладает предохранительной функцией и возможностью автоматического (или по команде оператора) восстановления после срабатывания. Муфта также обеспечивает упругое демпфирование импульсных нагрузок в диапазоне, определяемом объемом гидродемпфера. Кроме того, гидродемпфер накапливает энергию (выполняет роль гидроаккумулятора), что позволяет накопленную электроэнергию вернуть в систему.

К основному недостатку прототипа можно отнести возникновение гидроудара в процессе восстановления муфты из-за большой разницы давлений в напорной линии гидромотора и в гидропневмодемпфере.

Целью изобретения является исключение гидроудара в гидросистеме при восстановлении муфты путем снижения давления в гидропневмодепфере при срабатывании.

Указанная цель достигается тем, что в гидромеханической муфте, содержащей две полумуфты, кинематически связанные посредством зубчатого дифференциального передаточного механизма и обращаемого гидравлического насоса, который связан с одной из степеней свободы передаточного механизма и гидравлически связан с гидродемпфером и сливом, с системой управления по моменту на муфте, согласно изобретению вводится управляемый кран, соединяющий напорную линию обращаемого гидравлического насоса и гидравлическую полость гидродемпфера со сливной емкостью.

Кроме того, согласно изобретению, передаточный механизм может быть выполнен в виде конического зубчатого дифференциала. Такое техническое решение позволяет существенно снизить габаритные размеры муфты.

Кроме того, согласно изобретению, гидравлический мотор-насос может быть выполнен управляемым. Такое техническое решение дает дополнительные возможности управлять переходными процессами технологической машины (например, осуществлять разгон технологической машины до рабочих параметров без дополнительного электропривода), выбирая наиболее рациональные параметры муфты для разных этапов работы или изменяющихся условий работы механизма.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема гидромеханической муфты; на фиг. 2 и 3 - возможные варианты зубчатого конического дифференциального передаточного механизма.

Гидромеханическая муфта содержит ведущую 1 (фиг. 1) и ведомую 2 полумуфты, которые через дифференциальный передаточный механизм 3 кинематически связаны с обращаемым гидравлическим насосом (мотором-насосом) 4. Обращаемый гидронасос 4 гидравлически связан напорной линией 5 с гидродемпфером 6 и, через управляемый кран 7, связан со сливной емкостью 8. Управляемый кран 7 связан с системой управления 9 по моменту на муфте. Момент на муфте определяется давлением в напорной линии 5, которое измеряется манометром (датчиком давления) 10, сигнал с которого передается системе управления 9.

В линии, связывающей гидродемпфер 6 с обращаемым гидронасосом 4, установлен управляемый дроссель 11. Параллельно дросселю 11 установлен обратный клапан 12 с возможностью перетекания рабочей жидкости из гидродемпфера 6 в обращаемый гидронасос 4.

Система управления получает данные о текущем давлении в газовой полости гидродемпфера с манометра (датчика давления) 13, осуществляет управление открытием и закрытием вентилей 14 и 15, через которые осуществляется регулировка давления в газовой полости гидродемпфера (сброс через вентиль 14, подкачка через вентиль 15 от источника газа высокого давления 16).

Передаточный механизм может быть выполнен в виде конического дифференциала (фиг. 2, 3), который включает шестерню 17 (на фиг. 2 - коническую, на фиг. 3 - цилиндрическую), являющуюся элементом ведущей полумуфты 1 и входящую в зацепление с колесом 18 (на фиг. 2 - коническим, на фиг. 3 - цилиндрическим), являющимся водилом, закрепленным на неподвижном основании посредством подшипникового узла 19 и связанным с сателлитами 20, входящими в зацепление с коническим колесом 21, связанным с валом ведомой полумуфты 2, и коническим колесом 22, связанным с обращаемым гидронасосом 4. Конические колеса 21 и 22 закреплены на неподвижном основании посредством подшипниковых узлов 23.

Муфта работает следующим образом.

На установившемся режиме работы технологической машины момент от ведущей полумуфты 1 через коническую шестерню 17 (фиг. 2, 3), водило 18, сателлиты 20 и колесо 21 передается на ведомую полумуфту 2. При этом колесо 22 удерживается от поворота обращаемым гидронасосом 4, т.к. момент, действующий на обращаемый гидронасос со стороны передаточного механизма, уравновешивается моментом, который создает давление в напорной линии 5, связанной с гидродемпфером 6. В этом состоянии управляемый кран 7 закрыт.

При возрастании момента на полумуфте 2 коническое колесо 22 проворачивается, и обращаемый гидронасос 4, демпфируя нагрузку, начинает работать в режиме насоса, закачивая жидкость через дроссель 11 в гидродемпфер 6, до тех пор, пока давление в обращаемом гидронасосе 4 не уравновесится давлением в гидродемпфере 6. При этом накапливается в гидродемпфере 6 часть энергии. Степень дросселирования в дросселе 11 можно регулировать, что позволяет изменять демпфирующие свойства муфты при наладке и в процессе ее работы.

В случае снижения момента на полумуфте 2, обращаемый гидронасос 4 начинает работать в режиме мотора, проворачивая колесо 22 в обратную сторону и возвращая энергию, накопленную в гидродемпфере 6, в привод до тех пор, пока не установится равновесное состояние. Ускоренное возвращение жидкости в обращаемый гидронасос 4 обеспечивается обратным клапаном 12. При этом в линии 5 создается давление пропорциональное передаваемому моменту.

При кратковременном (ударном) возрастании рабочей нагрузки, выше допустимой, возрастает давление в напорной линии 5, но дроссель 11 создает определенную задержку времени перетекания части жидкости в гидродемпфер 6, сжимающей в нем рабочее тело. При этом из-за гидравлических сопротивлений в системе и в дросселе 11 происходит рассеивание части энергии и быстрое затухание возможного колебательного процесса. Кроме того, дроссель 11 обеспечивает временную задержку перетекания рабочей жидкости из обращаемого гидронасоса 4 в гидродемпфер 6, что увеличивает время срабатывания муфты, не перегружая привод, и позволяет исключить «ложное» срабатывание муфты. Быстрый возврат жидкости из гидродемпфера 6 осуществляется через обратный клапан 12, что позволяет уменьшить время возврата полумуфт в равновесное рабочее состояние после снижения импульсной кратковременной пиковой нагрузки до номинальной. Это особенно важно в тех случаях, когда пиковые нагрузки могут следовать небольшой серией. Тогда замедление возврата полумуфт в рабочее положение может привести к наложению относительных поворотов полумуфт (за счет временной задержки), что может привести к «ложному» срабатыванию муфты. Введение обратного клапана 12 параллельно дросселю 11 такое развитие событий исключает.

Если момент на муфте превышает допустимый достаточно продолжительное время, то растет давление в напорной магистрали 5, и система управления 9 открывает управляемый кран 7. При этом рабочая жидкость из обращаемого гидронасоса 4 и гидродемпфера 6 поступает в сливную емкость 8, резко падает давление в гидросистеме и обращаемый гидронасос 4 не удерживает коническое колесо 22 дифференциального передаточного механизма 3. Обращаемый гидронасос 4 работает в режиме холостого хода насоса, коническое колесо 22 вращается свободно, что обеспечивает остановку конического колеса 21, связанного с валом полумуфты 2 и находящегося под нагрузкой. Это практически означает размыкание (срабатывание) предохранительной муфты.

После снижения нагрузки до допустимой величины или после устранения причины перегрузки привода, автоматически или по команде оператора закрывается управляемый кран 7, муфта приходит в исходное состояние, то есть самовосстанавливается.

Необходимо заметить, что предлагаемая гидромеханическая муфта обладает пускозащитной функцией. При пуске двигателя управляемый кран 7 может быть закрыт. В этом случае обращаемый гидронасос 4 работает в режиме насоса, накачивая в гидродемпфер 6 жидкость до тех пор, пока давление в напорной линии 5 не станет пропорциональным моменту, необходимому для преодоления инерционности механизма, момента страгивания и начала движения вала 2. Далее нагрузочный момент снижается до номинального значения, давление в напорной магистрали 5 снижается до значения, пропорционального номинальному моменту, приводя систему к установившемуся режиму работы. При этом обращаемый гидронасос 6 работает в режиме гидромотора, отдавая часть энергии, накопленной при пуске в систему. Этим обеспечивается более плавная загрузка электродвигателя в режиме пуска.

В тяжело нагруженных машинах целесообразно электродвигатель запускать на холостом ходу, тогда управляемый кран 7 может быть открыт. В этом случае обращаемый гидронасос 4 работает в режиме насоса, а жидкость свободно циркулирует, перетекая в сливную емкость 8 до тех пор, пока не завершится пусковой режим электродвигателя. Все это время вал 2 остается неподвижным. Далее управляемый кран 7 закрывается и происходит процесс аналогичный первому случаю.

Гидродемпфер может быть выполнен гидромеханическим или гидрогазовым. В последнем случае возможности управления рабочими параметрами муфты могут быть существенно расширены, за счет изменения давления газа в гидрогазовом демпфере при настройке муфти и даже в процессе работы муфты.


Гидромеханическая муфта
Гидромеханическая муфта
Гидромеханическая муфта
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 39.
10.01.2013
№216.012.1973

Газораспределительный механизм

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Механизм газораспределения содержит распределительный вал с кулачками, взаимодействующими с регулировочными шайбами толкателей, и клапаны, состоящие из стержня и головки. В толкателях расположены клапаны, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472007
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1974

Газораспределительный механизм двс

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Газораспределительный механизм ДВС состоит из распределительного вала с кулачками, рычагов привода клапанов, и клапанов. Кулачки взаимосвязаны с опорными тарелками пружин клапанов при помощи рычагов привода клапанов....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472008
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.01.2013
№216.012.1975

Газораспределительный механизм

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Газораспределительный механизм ДВС содержит клапаны с головками и стержнями, подвижно расположенными в направляющих втулках головки блока цилиндров ДВС. В стержнях выполнены продольные вертикально расположенные каналы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472009
Дата охранного документа: 10.01.2013
20.02.2013
№216.012.268e

Адаптивная торсионная рессора

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Адаптивная торсионная рессора содержит стержень с рычагом, брус, поршень. Внутри стержня выполнен канал прямоугольного сечения с расположенным в нем подобного сечения брусом. Брус через двуплечий рычаг связан с кузовом рельсового...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475390
Дата охранного документа: 20.02.2013
20.06.2013
№216.012.4b18

Кабинет системной реабилитации женщин после радикального лечения по поводу рака молочной железы

Изобретение относится к медицине. Кабинет содержит распределенные зоны воздействий, в которых сгруппированы средства воздействия и средства коммутации. Распределенные зоны воздействий выполнены в виде обособленных помещений для осуществления обучающих воздействий на нескольких обучаемых....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002484806
Дата охранного документа: 20.06.2013
10.08.2013
№216.012.5c79

Прицеп

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Прицеп содержит кузов и шасси с подкатной тележкой с установленным на ней поворотным кругом. Верхнее кольцо поворотного круга снабжено зубьями, взаимосвязанными с зубчатым колесом, закрепленным на упругом стержне, размещенном в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489294
Дата охранного документа: 10.08.2013
10.08.2013
№216.012.5dba

Комбинированный радиально-осевой газодинамический лепестковый подшипник скольжения

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в качестве опор высокоскоростных роторов машин и агрегатов, нагруженных радиальными и осевыми нагрузками, при необходимости обеспечить большую несущую способность при сохранении устойчивого положения ротора, в системах...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002489615
Дата охранного документа: 10.08.2013
20.08.2013
№216.012.613b

Реверсивная комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490523
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.09.2013
№216.012.6c4f

Механизм газораспределения двс

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Механизм газораспределения двигателя внутреннего сгорания содержит клапан, стержень (8) которого снабжен резьбой (9) и одним своим концом жестко присоединен к круглой формы пластине (13), взаимодействующей с поверхностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493378
Дата охранного документа: 20.09.2013
27.09.2013
№216.012.6ea2

Тягово-сцепное устройство автопоезда

(57) Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств. Тягово-сцепное устройство легкового автопоезда содержит шаровую головку, подвижно расположенную в полусферической головке, имеющейся на дышле прицепа. Полусферическая головка дышла прицепа состоит из двух частей, одна из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002493973
Дата охранного документа: 27.09.2013
Показаны записи 1-10 из 33.
20.08.2013
№216.012.613b

Реверсивная комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности, возможности многократных пусков (остановов) и возможности реверсивности движения. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002490523
Дата охранного документа: 20.08.2013
20.03.2014
№216.012.acb5

Комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов). Комбинированная опора состоит из корпуса, в котором установлены подшипник...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002509928
Дата охранного документа: 20.03.2014
27.05.2014
№216.012.cb55

Инерционный способ измерения вязкости

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения коэффициента динамической вязкости текучих сред со сложными реологическими свойствами, зависящими от скорости сдвига, давления и температуры. Способ измерения вязкости включает прокачку испытуемой среды через...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002517819
Дата охранного документа: 27.05.2014
20.07.2014
№216.012.de64

Инерционный вискозиметр

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения коэффициента динамической вязкости текучих сред со сложными реологическими свойствами, зависящими от скорости сдвига, давления и температуры. Устройство измерения вязкости состоит из частично или полностью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522718
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.07.2014
№216.012.de80

Комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная осевая опора состоит из корпуса (1), закрепленного в нем упорного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002522746
Дата охранного документа: 20.07.2014
20.08.2014
№216.012.eb21

Рабочее колесо дымососа

Изобретение относится к области промышленного оборудования. Рабочее колесо дымососа состоит из центрального диска, двух покрышек, лопаток ступицы и приводного вала. Новым является то, что на боковых сторонах покрышек закреплены пустотелые кольца различного внешнего и внутреннего диаметров, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526001
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.12.2014
№216.013.1204

Гидромеханическая муфта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к предохранительным упруго-демпфирующим муфтам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах тяжелонагруженного технологического оборудования. Гидромеханическая муфта содержит две полумуфты, кинематически связанные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002536035
Дата охранного документа: 20.12.2014
20.04.2015
№216.013.41b1

Гидромеханическая муфта

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к предохранительным упруго-демпфирующим муфтам для передачи вращения, и может быть использовано в приводах тяжелонагруженного технологического оборудования. Гидромеханическая муфта содержит две полумуфты, кинематически связанные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548315
Дата охранного документа: 20.04.2015
27.07.2015
№216.013.67f0

Комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит внешнее кольцо (1), внутреннее кольцо (2) и тела...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002558161
Дата охранного документа: 27.07.2015
27.08.2015
№216.013.749e

Комбинированная опора

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в быстроходных роторных машинах. Комбинированная опора, содержит корпус с установленными в нем подшипником скольжения, подшипником качения, внутренняя обойма которого установлена неподвижно, с концентрично расположенной в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002561429
Дата охранного документа: 27.08.2015
+ добавить свой РИД