×
10.09.2015
216.013.7863

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ ОБЛИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО ВЕЛИЧИНЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
№ охранного документа
0002562408
Дата охранного документа
10.09.2015
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области авиации и может быть использовано для проведения мероприятий по скрытию летательных аппаратов (ЛА) военного назначения от средств радиолокационной разведки. Техническим результатом является снижение радиолокационной заметности ЛА при минимальном влиянии на массу и летно-технические характеристики. Способ включает формирование виртуальной 3D-модели ЛА, для которой задают допустимые значения средней и максимальной эффективной поверхности рассеяния и коэффициенты, определяющие радиотехнические характеристики материалов конструктивных элементов ЛА. Методом трассировки лучей осуществляют математическое моделирование электромагнитного облучения виртуальной 3D-модели ЛА и объекта, принятого за эталон. По результатам данного электромагнитного облучения получают лучевую картину, рассчитывают количество лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью ЛА и эталонным объектом, относительный показатель мощности лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью ЛА, эффективную поверхность рассеяния виртуальной 3D-модели ЛА и эталонного объекта. Далее строят диаграмму обратного отражения, вычисляют среднее и максимальное значения эффективной поверхности рассеяния 3D-модели ЛА и сравнивают их с заданными допустимыми значениями. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиации, а именно к способам снижения радиолокационной заметности летательных аппаратов (ЛА), и может быть использовано для проведения мероприятий по скрытию ЛА военного назначения от средств радиолокационной разведки.

Известны способы снижения радиолокационной заметности ЛА, основанные на использовании поглощающих материалов и покрытий, рассеивающих энергию облучения в направлении, отличающемся от направления облучения радара (см., например, RU 2362110 C1, F41H 3/00, опубл. 20.07.2009 г., US №6441771 B1, H01Q 17/00, опубл. 27.08.2002 г., RU 2363714 С2, C09D 5/32, опубл. 10.08.2009 г.).

Основными недостатками таких технических решений является сложность их изготовления и нанесения на защищаемый объект.

Другими известными способами снижения радиолокационной заметности ЛА является установка специальных радиопоглощающих экранов вокруг конструктивных частей ЛА (воздухозаборников, сопел, кабин, антенных отсеков и т.д.), вносящих основной вклад в ЭПР отражения (см., например, RU 2413161 C1, F41H 3/00, опубл. 27.02.2011 г., RU 2369530 С1, B64D 33/02, опубл. 10.10.2009 г.).

Недостатками данных известных технических решений является увеличение веса летательных аппаратов и низкая эффективность снижения радиолокационной заметности ЛА.

Все приведенные выше способы снижения радиолокационной заметности ЛА основаны на проведении мероприятий, не предусматривающих изменение изменений в конструктивный облик самого ЛА.

В отличие от известных аналогов, заявленное изобретение направлено на создание облика ЛА, обладающего минимальным показателем радиолокационной заметности и формируемого на начальных стадиях конструирования ЛА.

Техническим результатом заявленного способа является снижение радиолокационной заметности летательного аппарата при минимальном влиянии на массу и летно-технические характеристики летательного аппарата.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе корректировки облика летательного аппарата по величине радиолокационной заметности формируют виртуальную 3D-модель летательного аппарата, задают для виртуальной 3D-модели летательного аппарата допустимые значения средней и максимальной эффективной поверхности рассеяния, а также коэффициенты, определяющие радиотехнические характеристики материалов конструктивных элементов летательного аппарата, методом трассировки лучей осуществляют математическое моделирование электромагнитного облучения виртуальной 3D-модели летательного аппарата при разных углах падения электромагнитного излучения, по результатам которого получают лучевую картину, рассчитывают количество лучей и относительный показатель мощности лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью летательного аппарата, далее проводят коррекцию ошибок, возникших при моделировании электромагнитного облучения виртуальной 3D-модели летательного аппарата, после чего методом трассировки лучей осуществляют математическое моделирование электромагнитного облучения эталонного объекта, определяют количество лучей, отраженных эталонным объектом, и рассчитывают эффективную поверхность рассеяния эталонного объекта, после этого вычисляют эффективную поверхность рассеяния виртуальной 3D-модели летательного аппарата в каждой точке по формуле:

,

где σэт - эффективная поверхность рассеяния эталонного объекта,

Nэт - количество лучей, отраженных эталонным объектом,

Pi - относительный показатель мощности луча, отраженного виртуальной 3D-моделью летательного аппарата,

далее строят диаграмму обратного отражения на основании полученных значений эффективной поверхности рассеяния виртуальной 3D-модели летательного аппарата в точках, вычисляют среднее и максимальное значения эффективной поверхности рассеяния 3D-модели летательного аппарата и сравнивают их с заданными допустимыми значениями, и по результатам сравнения судят о радиолокационной заметности летательного аппарата и осуществляют корректировку облика летательного аппарата.

При этом виртуальную 3D-модель летательного аппарата формируют с учетом геометрии уязвимых для электромагнитного облучения конструктивных элементов летательного аппарата.

В качестве коэффициентов, определяющих радиотехнические характеристики материалов, используют коэффициент отражения, коэффициент преломления и коэффициент поглощения электромагнитной энергии. Причем задают угловую зависимость коэффициентов поглощения материалов конструктивных элементов ЛА от угла падения электромагнитного излучения.

Расчет количества лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью летательного аппарата и количества лучей, отраженных эталонным объектом, осуществляют с помощью метода трассировки лучей.

В качестве эталонного объекта используют сферу.

Расчет эффективной поверхности рассеяния 3D-модели летательного аппарата в каждой точке и эффективной поверхности рассеяния эталонного объекта осуществляют с использованием табличного редактора.

На чертеже приведен схематичный алгоритм осуществления операций способа.

Способ корректировки облика летательного аппарата по величине радиолокационной заметности осуществляется следующим образом.

Посредством программы 3D-моделирования формируют виртуальную 3D-модель летательного аппарата.

При формировании виртуальной 3D-модели ЛА учитываются все элементы ЛА, облучаемые электромагнитным излучением радиолокационной станции. Особое внимание при этом уделяют геометрии уязвимых для электромагнитного облучения конструктивных элементов летательного аппарата, таких как канал воздухозаборника (или сопла), первых двух ступеней вентилятора (или турбины) двигателя и т.д.

Для сформированной виртуальной 3D-модели ЛА задают допустимые значения средней (σcp) и максимальной (σmax) эффективной поверхности рассеяния, а также коэффициенты, определяющие радиотехнические характеристики материалов конструктивных элементов летательного аппарата: коэффициент отражения, коэффициент преломления и коэффициент поглощения электромагнитной энергии.

Допустимые значения средней σcp и максимальной σmax эффективной поверхности рассеяния задают исходя из общих технических требований военно-воздушных сил к изделиям авиатехники или используя результаты научных изысканий по вопросам тактики и характеристик средств поражения вероятного противника.

После этого с помощью известного метода трассировки лучей осуществляют математическое моделирование электромагнитного облучения виртуальной 3D-модели ЛА, устанавливая различные углы падения электромагнитного излучения (электромагнитных лучей).

В случае использования радиопоглощающих материалов при изготовлении конструктивных элементов ЛА, учитывают угловую зависимость коэффициентов поглощения материалов конструктивных элементов ЛА от угла падения электромагнитного излучения (вносят данные значения в программу расчета).

По результатам математического моделирования электромагнитного облучения получают лучевую картину (графическое изображение электромагнитных лучей), рассчитывают количество электромагнитных лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью ЛА и относительный показатель мощности Pi электромагнитных лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью ЛА.

Проводят коррекцию ошибок, возникших при моделировании электромагнитного облучения виртуальной 3D-модели ЛА. Полученная лучевая картина позволяет наглядно увидеть ход лучей электромагнитного излучения (электромагнитной волны) и провести возможную коррекцию. В случае если произошла ошибка в расчетах (некорректное поведение лучей из-за ошибок построения виртуальной 3D-модели ЛА), с помощью лучевой картины можно исключить неправильно рассчитанные лучи. Если же лучи рассчитаны правильно, но обнаружены нежелательные эффекты переотражений (объемные уголковые отражатели), то данные ошибки также учитывают при доработке виртуальной 3Д-модели ЛА.

Аналогично методом трассировки лучей осуществляют математическое моделирование электромагнитного облучения эталонного объекта, в качестве которого используют сферу, обладающую известным показателем эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). Определяют количество Nэт лучей, отраженных эталонным объектом, и рассчитывают эффективную поверхность рассеяния σэт эталонного объекта (шара) по известной формуле:

.

Далее вычисляют эффективную поверхность рассеяния виртуальной 3D-модели ЛА в каждой точке по формуле:

,

где σэт - эффективная поверхность рассеяния эталонного объекта,

Nэт - количество лучей, отраженных эталонным объектом,

Pi - относительный показатель мощности луча, отраженного виртуальной 3D-моделью летательного аппарата,

Количество n точек i зависит от углового сектора, в который попадает получаемый график. Оптимальным для расчета является шаг в 1° (i=1). Такой шаг позволяет не пропустить узкие пиковые значения ЭПР. Так, если график попадает в сектор ±45°, соответственно берут 90 точек.

Расчет количества лучей, отраженных виртуальной 3D-моделью ЛА и количество Nэт лучей, отраженных эталонным объектом, осуществляют с помощью метода трассировки лучей.

Расчет эффективной поверхности рассеяния σ 3D-модели летательного аппарата в точках и эффективной поверхности рассеяния σэт эталонного объекта (сферы) осуществляют с использованием любого табличного редактора, например, Microsoft Office Excel.

На основании полученных значений эффективной поверхности рассеяния σ виртуальной 3D-модели ЛА в точках строят диаграмму обратного отражения. Вычисляют среднее и максимальное значения эффективной поверхности рассеяния 3D-модели ЛА и сравнивают их с заданными допустимыми значениями σcp и σmax. По результатам сравнения судят о радиолокационной заметности летательного аппарата и осуществляют корректировку (доработку) облика летательного аппарата. Если полученные среднее и максимальное значения эффективной поверхности рассеяния 3D-модели ЛА превышают заданные σcp и σmax, то виртуальная 3D-модель облика самолета отправляется на доработку и цикл приведенных выше операций повторяется до тех пор, пока не получат облик летательного аппарата с оптимальной величиной радиолокационной заметности. Оптимальная величина радиолокационной заметности определяется типом летательного аппарата, тактикой применения, характеристиками оружия вероятного противника и/или общими техническими требованиями военно-воздушных сил к изделиям авиатехники.

Таким образом, заявленное изобретение позволяет получить летательный аппарат с требуемым уровнем радиолокационной заметности без значительного влияния на его массу и летно-технические характеристики.


СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ ОБЛИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО ВЕЛИЧИНЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ
СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ ОБЛИКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО ВЕЛИЧИНЕ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ЗАМЕТНОСТИ
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 20.
10.02.2015
№216.013.234b

Система объективного контроля

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения и может найти применение на летательных аппаратах (ЛА) для обработки, обобщения и хранения полетной информации (ПИ). Технический результат - повышение надежности. Для этого осуществляют запись ПИ в катапультируемый бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540488
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2bdd

Система автоматического управления самолетом при снижении

Система автоматического управления самолетом при снижении содержит навигационно-измерительный комплекс, первый и второй масштабные блоки, четыре сумматора, два нелинейных блока, интегратор, блок перемножения сигналов, перегрузочный автомат продольного управления (АПУ), руль высоты, рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542686
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.10.2015
№216.013.888d

Универсальный имитатор авиационных средств поражения и способ проверки работы бортовых систем авиационного вооружения с помощью универсального имитатора авиационных средств поражения

Группа изобретений относится к области проверки работы бортовых систем авиационного вооружения при помощи имитаторов авиационных средств поражения (АСП). Универсальный имитатор АСП содержит передний обтекатель, балку с передним и задним узлами подвески, задний обтекатель в виде двух створок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566560
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.08.2016
№216.015.51bb

Электромагнитный клапан

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к электромагнитным клапанам управления выработкой топлива из баков летательных аппаратов. Электромагнитный клапан включает корпус, выполненный с электроразъемом и верхней крышкой. В корпусе расположены катушка, клапан-сердечник и пружина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596085
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.5369

Струйный датчик уровня

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593933
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.cce1

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета содержит датчики заданной и текущей скорости самолета, семь сумматоров, шесть масштабных блоков, интегратор, рулевой привод, руль высоты, датчик продольной перегрузки, датчик нормальной перегрузки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619793
Дата охранного документа: 18.05.2017
10.07.2018
№218.016.6f35

Клапан обратный

Изобретение относится к системам регулирования. Клапан обратный содержит корпус, выполненный в виде цилиндрической втулки, состоящей из двух ступеней различного диаметра, связанных между собой перемычками, седло клапана с рабочим выходным каналом, подпружиненный тарельчатый затвор конической...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002660745
Дата охранного документа: 09.07.2018
13.07.2018
№218.016.70dc

Сливной кран

Изобретение относится к топливной системе летательного аппарата. Сливной кран состоит из цилиндрического корпуса (1) с входным патрубком (2) с наружной резьбой и выходным патрубком (3), штока (7), клапана (4) с уплотнительным элементом (5). Входной (2) и выходной (3) патрубки выполнены на одной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002661188
Дата охранного документа: 12.07.2018
28.07.2018
№218.016.75f8

Система автоматического управления боковым движением самолета при заходе на посадку

Система автоматического управления боковым движением самолета при заходе на посадку содержит датчик углового отклонения самолета от оси ВПП, датчик текущего курса самолета, датчик курсового угла ВПП, шесть масштабных блоков, четыре интегратора, девять сумматоров, комплексную систему управления...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002662576
Дата охранного документа: 26.07.2018
01.11.2018
№218.016.986d

Система дистанционного управления самолетом в боковом движении

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к системам дистанционного управления самолетом в боковом движении. Применяют астатический (интегральный) контур отработки заданных значений угловой скорости крена и управляют сигналом с интегратора элеронами и рулем направления....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671063
Дата охранного документа: 29.10.2018
Показаны записи 1-6 из 6.
10.02.2015
№216.013.234b

Система объективного контроля

Изобретение относится к области измерительной техники и приборостроения и может найти применение на летательных аппаратах (ЛА) для обработки, обобщения и хранения полетной информации (ПИ). Технический результат - повышение надежности. Для этого осуществляют запись ПИ в катапультируемый бортовой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002540488
Дата охранного документа: 10.02.2015
20.02.2015
№216.013.2bdd

Система автоматического управления самолетом при снижении

Система автоматического управления самолетом при снижении содержит навигационно-измерительный комплекс, первый и второй масштабные блоки, четыре сумматора, два нелинейных блока, интегратор, блок перемножения сигналов, перегрузочный автомат продольного управления (АПУ), руль высоты, рулевой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002542686
Дата охранного документа: 20.02.2015
27.10.2015
№216.013.888d

Универсальный имитатор авиационных средств поражения и способ проверки работы бортовых систем авиационного вооружения с помощью универсального имитатора авиационных средств поражения

Группа изобретений относится к области проверки работы бортовых систем авиационного вооружения при помощи имитаторов авиационных средств поражения (АСП). Универсальный имитатор АСП содержит передний обтекатель, балку с передним и задним узлами подвески, задний обтекатель в виде двух створок,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002566560
Дата охранного документа: 27.10.2015
27.08.2016
№216.015.51bb

Электромагнитный клапан

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к электромагнитным клапанам управления выработкой топлива из баков летательных аппаратов. Электромагнитный клапан включает корпус, выполненный с электроразъемом и верхней крышкой. В корпусе расположены катушка, клапан-сердечник и пружина для...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596085
Дата охранного документа: 27.08.2016
10.08.2016
№216.015.5369

Струйный датчик уровня

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к струйным датчикам уровня, управляющим порядком выработки топлива из баков летательных аппаратов. Струйный датчик уровня содержит корпус и головку, при этом в корпусе расположены штуцер для подвода топлива и штуцер для отвода топлива, а в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002593933
Дата охранного документа: 10.08.2016
25.08.2017
№217.015.cce1

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета

Система автоматического управления самолетом при наборе и стабилизации заданной высоты полета содержит датчики заданной и текущей скорости самолета, семь сумматоров, шесть масштабных блоков, интегратор, рулевой привод, руль высоты, датчик продольной перегрузки, датчик нормальной перегрузки,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619793
Дата охранного документа: 18.05.2017
+ добавить свой РИД