×
10.07.2015
216.013.604a

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ ТЕРМОРЕЛАКСАЦИОННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЛЕГИРОВАННОГО ЧУГУНА.

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002556191
Дата охранного документа
10.07.2015
Аннотация: Изобретение относится к области термической обработки деталей из легированного чугуна с различной формой графита. Способ включает контроль исходной структуры, термическую обработку, азотирование, механическую обработку, при этом исходную структуру детали контролируют на содержание графита, цементита и феррита, термообработку для деталей из чугуна, содержащего в структуре графит шаровидной формы, до 10% графита нешаровидной формы и до 20% феррита, проводят путем высокого отпуска и старения, при содержании в структуре от 10 до 80% графита нешаровидной формы и от 20 до 85% феррита путем аустенизации, охлаждения со скоростью 5-15°С в секунду до температуры верхнего бейнита, изотермической выдержки, высокого отпуска и старения, а при содержании в структуре от 10 до 80% графита нешаровидной формы, от 20 до 85% феррита и до 80 % цементита путем предварительного диффузионного отжига, аустенизации, охлаждения со скоростью 5-15°С в секунду до температуры верхнего бейнита, изотермической выдержки, высокого отпуска и старения, после термообработки контролируют структуру деталей, осуществляют механическую обработку поверхности детали с припуском, обеспечивающим при последующей после азотирования механической обработке удаление слоя ε-фазы, после чего участки детали с наименьшей толщиной стенки подвергают деформационному наклепу, затем детали фосфатируют, проводят низкотемпературное азотирование, рабочую поверхность детали подвергают электрохимическому травлению, хонингуют и фосфатируют. Изобретение позволяет получить в деталях из легированного чугуна с сечением различной жесткости и графитом различной формы, с повышенным количеством феррита и цементита минимальную деформацию при азотировании. 6 з.п. ф-лы, 1 пр.

Изобретение относится к области термической обработки деталей из легированного чугуна с различной формой графита.

Известен способ предварительной термической обработки азотируемых деталей из легированного чугуна с шаровидным графитом (патент на изобретение Российской Федерации №232 1645 МПК С21D 1/78, С21D 5/00, С23С 8/02, G01R 33/12,2006).

Недостатком данного способа является то, что в деталях, имеющих в исходной структуре графит не только шаровидный формы, но и вермикулярной и пластинчатой формы и соответственно большое количество феррита, не обеспечивается минимальная деформация при азотировании и приходится компенсировать ее большой глубиной азотированного слоя и значительным припуском на механическую обработку азотированной поверхности.

Задачей изобретения является получение в деталях из легированного чугуна с графитом различной формы и повышенным количеством феррита и цементита минимальной деформации при азотировании.

Это достигается тем, что для деталей из чугуна, содержащего в структуре в исходном состоянии графит шаровидной формы, до 10% графита нешаровидной формы и до 20% феррита, термообработку проводят путем высокого отпуска при 560-580°С в течение 5-6 часов и старения при 520-540°С в течение максимально до 40 часов.

При содержании в структуре от 10 до 80% графита нешаровидной формы и от 20 до 85% феррита термообработку проводят путем аустенизации при 930-950°С в течение 5-8 часов, охлаждения со скоростью 5-15°С в секунду до температуры верхнего бейнита (500-600°С), изотермической выдержки при температуре 610-630°С не менее 30 минут, высокого отпуска при 560-580°С в течение 3-6 часов, старения при 520-540°С в течение максимально до 20 часов.

При содержании в структуре от 10 до 80% графита нешаровидной формы, от 20 до 85% феррита и до 80% цементита термообработку проводят путем диффузионного отжига при 930-950°С в течение 3-5 часов, подстуживания в печи до 760-770°С, охлаждения на воздухе до 500-600°С, изотермической выдержки при 600-610°С в течение не менее 3 часов, а затем их подвергают термообработке по режиму для деталей, содержащих в структуре от 10 до 80% графита нешаровидной формы и от 20 до 85% феррита, а цементит отсутствует.

Дополнительно участки детали с наименьшей толщиной стенки подвергают деформационному наклепу накаткой роликами. Степень наклепа контролируют по изменению диаметров наружной и внутренней поверхностей. Оно должно достигать 0,03%. При азотировании вследствие терморелаксации остаточных напряжений от наклепа и их взаимодействия с напряжениями, образующимися в азотированном слое, обеспечиваются условия для уменьшения деформации детали.

Перед азотированием деталь фосфатируют для повышения абсорбционной способности азотируемой поверхности.

Азотирование деталей из легированного чугуна с различной формой графита для уменьшения их деформации проводят при температуре 480-530°С в течение 30-4- часов, а затем при 510-530°С в течение 80-110 часов.

После азотирования на рабочей поверхности детали механической обработкой удаляют слой ε-фазы, одновременно обеспечивая требуемую чистоту поверхности и ее геометрию, а если она больше 0,03 мм, то применяют электрохимическое травление. После хонингования втулку фосфатируют, обеспечивая растравливание азотированной поверхности до 0,025 мм и способствуя тем самым проявлению высокой антизадирности и износостойкости гетерогенной структуры чугуна.

Примером применения предложенного способа является изготовление втулок цилиндров дизелей из чугуна с различной формой графита, легированного медью (0,4-0,6%) и молибденом (0,25-0,40%), имеющих размеры: диаметр внутренний 260 мм, диаметр наружный 285-339 мм, высота 520 мм.

Структура чугуна в литом состоянии перлитно-ферритная с включениями фосфидной эвтектики на стыках дендритов, а в ряде случаев имеются включения цементита.

Перед термической обработкой структуру верха и низа втулок контролировали металлографически и коэрцитиметром на количество графита нешаровидной формы, феррита и цементита.

Втулки с шаровидным графитом и до 10% вермикулярным графитом и до 20% феррита после предварительной механической обработки подвергали высокому отпуску при 560-580°С в течение 5-6 часов, а перед азотированием - старению при 520-540°С в течение 20-40 часов.

Втулки с шаровидным графитом и с 10-80% вермикулярного графита и с 20-85% феррита после предварительной механической обработки подвергали аустенизации при 930-950°С в течение 5-8 часов, охлаждению со скоростью 5-15°С в секунду всей втулки в масле в течение 10 секунд и дополнительное охлаждение в масле в течение 45 секунд бурта втулки (бурт располагается в подприбыльной части отливки, и количество графита нешаровидной формы и феррита в нем до 40% больше, чем в остальной части втулки). После охлаждения температура втулки достигала 500-600°С и ее переносили в печь с температурой 610-630°С и выдерживали не менее 30 минут, а после охлаждения до температуры цеха или сразу после изотермической выдержки втулки отпускали при 560-580°С в течение 3-6 часов.

Перед азотированием втулки с припуском 1-2 мм подвергали старению при 520-540°С в течение 10-20 часов. Под азотирование механическую обработку поверхности детали осуществляли с припуском, обеспечивающим при последующей после азотирования механической обработке удаление слоя ε-фазы.

Втулки с шаровидным графитом и с 10-80% графита нешаровидной формы, с 20-85% феррита и цементитом до 80% (втулки отливались не в форму, а центробежным способом) вначале подвергали диффузионному отжигу при 930-950°С в течение 5-6 часов, подстуживали с печью до 760-770°С, охлаждали на воздухе до 500-600°С, изотермически выдерживали при 600-610°С не менее 3-х часов, а затем их подвергали термической обработке по режиму для втулок с 10-80% графита нешаровидной формы и от 20 до 85% феррита.

Втулки с 50-80% графита нешаровидной формы и с 40-85% феррита подвергали деформационному наклепу накаткой роликами. Наклепу подвергались участки наружной поверхности с минимальной толщиной стенки (20-25 мм при максимальной толщине 45 мм).

Степень наклепа определяли по величине изменения диаметров наружной и внутренней поверхности, которое достигало 0,03%.

Перед азотированием втулки фосфатировали в растворе солей «Мажеф» при 95-98°С в течение времени, обеспечивающем растравливание поверхности до 0,015 мм и небольшой слой фосфатов, что обеспечивает ей высокую абсорбционную способность при насыщении азотом.

Азотирование втулок проводилось кругом, благодаря чему обеспечиваются высокие антизадирные свойства и износостойкость внутренней рабочей поверхности и высокая коррозионно-кавитационная стойкость наружной поверхности, омываемой водой при эксплуатации втулки.

На основании выполненных исследований применен следующий режим низкотемпературного азотирования в среде диссоциированного аммиака:

1-я ступень - 480-490°С, выдержка 30-40 часов. 2-я ступень - 510-530°С, выдержка 80-110 часов. Глубина азотированного слоя не менее 0,4 мм, твердость HV 520-600. Толщина ε-фазы - 0,015-0,05 мм. В зонах, расположенных вокруг включений фосфидной эвтектики (стыки дендритов), имеются нитриды, обеспечивающие максимальную твердость азотированного слоя. Увеличение внутреннего диаметра не превышало 0,03 мм, что позволило не шлифовать «зеркало» втулок, а подвергать только хонингованию.

Механические свойства втулок: σв=55-70 кгс/мм2, δ≥1,5%, твердость НВ 229-285.

После азотирования изменений в структуре не обнаружено.

После окончательной механической обработки втулки фосфатировали, что обеспечило «зеркалу» втулки высокую адгезионную способность к впитыванию и сохранению смазки и лучшее использование особенностей гетерогенной структуры азотированного чугуна при трении и износе.

Экономический эффект от применения данного изобретения получается за счет уменьшения расходов на термическую обработку, снижения трудоемкости механической обработки и увеличения ресурса работы втулок.

Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-10 из 15.
20.01.2013
№216.012.1bfd

Экипажная часть локомотива

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Экипажная часть локомотива содержит кузов, тележки с колесными парами, тяговыми электродвигателями, рамами, опирающимися на буксы колесных пар через пружины и состоящими из продольных боковин и поперечных балок, опоры кузова и устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472659
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.10.2014
№216.012.fee5

Втулка цилиндра

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Втулка (1) цилиндра двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением содержит полость (2) охлаждения, выполненную в верхней части втулки, и канал (3) подвода охлаждающей жидкости. Полость (2) охлаждения выполнена в верхней части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531109
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.10.2014
№216.013.02a9

Клапанное устройство с заслонкой

Клапанное устройство содержит заслонку с двумя диаметрально расположенными наконечниками, имеющими гарантированный боковой зазор с корпусом и опирающимися с регламентированным натягом через шаровые элементы в гнезда упоров, по крайней мере один из которых закреплен на упругом элементе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532079
Дата охранного документа: 27.10.2014
13.01.2017
№217.015.89a0

Уплотнение камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано для уплотнения газового стыка между втулкой и крышкой цилиндра со стороны камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания. Уплотнение камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания содержит кольцевую уплотнительную прокладку (3), установленную в проточки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602325
Дата охранного документа: 20.11.2016
20.01.2018
№218.016.12c3

Способ работы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению. Техническим результатом является максимальное снижение удельных выбросов оксидов азота NOx при заданном расходе топлива. Сущность изобретения заключается в том, что снижение выбросов NOx обеспечивается за счет позднего впрыска топлива и совмещения фазы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634343
Дата охранного документа: 25.10.2017
22.09.2018
№218.016.88d2

Двигатель с управляемой системой турбонаддува

Изобретение может быть использовано в системах наддува дизельных двигателей. Судовой двигатель (1) снабжен управляемой системой турбонаддува с изменением положения лопаток направляющего соплового аппарата турбины. Двигатель (1) содержит турбокомпрессоры (2), (3), системы воздухоснабжения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002667205
Дата охранного документа: 17.09.2018
14.12.2018
№218.016.a6f8

Отметчик оборотов коленчатого вала судового двигателя внутреннего сгорания

Отметчик оборотов относится к области техники дизелестроения, а именно к устройствам контроля проворота коленчатого вала главного судового дизельного двигателя с воздушной системой пуска и может использоваться в машиностроении для повышения надежности пуска дизеля. Контроль проворота...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002674817
Дата охранного документа: 13.12.2018
20.03.2019
№219.016.e5cc

Способ диагностирования топливного насоса высокого давления с электрогидравлическим управлением

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и диагностированию топливной аппаратуры двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет повысить точность диагностирования насоса. Способ диагностирования топливного насоса высокого давления с электрогидравлическим...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002386850
Дата охранного документа: 20.04.2010
20.03.2019
№219.016.e8bf

Тележка рельсового транспортного средства

Тележка содержит колесные пары (3) с тяговыми электродвигателями (4), раму (1), которая опирается на буксы (2) колесных пар через пружины (5), опоры кузова (13), устройство связи кузова с рамой. Рама состоит из продольных боковин (6) и (7) и поперечных балок (8), (9), (10), (11). Устройство...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002438898
Дата охранного документа: 10.01.2012
10.04.2019
№219.017.03e5

Привод колесной пары рельсового транспортного средства

Привод содержит тяговый электродвигатель с полым валом якоря, внутри которого расположен карданный вал (4), соединенный муфтами с валом якоря и с валом (7) шестерни (8) редуктора, которая находится в зацеплении с зубчатым колесом, жестко связанным с осью колесной пары. Корпус редуктора с одного...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002359852
Дата охранного документа: 27.06.2009
Показаны записи 1-8 из 8.
20.01.2013
№216.012.1bfd

Экипажная часть локомотива

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Экипажная часть локомотива содержит кузов, тележки с колесными парами, тяговыми электродвигателями, рамами, опирающимися на буксы колесных пар через пружины и состоящими из продольных боковин и поперечных балок, опоры кузова и устройства...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472659
Дата охранного документа: 20.01.2013
20.10.2014
№216.012.fee5

Втулка цилиндра

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Втулка (1) цилиндра двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением содержит полость (2) охлаждения, выполненную в верхней части втулки, и канал (3) подвода охлаждающей жидкости. Полость (2) охлаждения выполнена в верхней части...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002531109
Дата охранного документа: 20.10.2014
27.10.2014
№216.013.02a9

Клапанное устройство с заслонкой

Клапанное устройство содержит заслонку с двумя диаметрально расположенными наконечниками, имеющими гарантированный боковой зазор с корпусом и опирающимися с регламентированным натягом через шаровые элементы в гнезда упоров, по крайней мере один из которых закреплен на упругом элементе,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532079
Дата охранного документа: 27.10.2014
13.01.2017
№217.015.89a0

Уплотнение камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано для уплотнения газового стыка между втулкой и крышкой цилиндра со стороны камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания. Уплотнение камеры сгорания двигателя внутреннего сгорания содержит кольцевую уплотнительную прокладку (3), установленную в проточки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002602325
Дата охранного документа: 20.11.2016
20.01.2018
№218.016.12c3

Способ работы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению. Техническим результатом является максимальное снижение удельных выбросов оксидов азота NOx при заданном расходе топлива. Сущность изобретения заключается в том, что снижение выбросов NOx обеспечивается за счет позднего впрыска топлива и совмещения фазы...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002634343
Дата охранного документа: 25.10.2017
10.05.2018
№218.016.4a6f

Способ изготовления тонкого теплостойкого электрического проводника

Изобретение относится к электротехнике, в частности к кабельной технике, и может быть использовано при изготовлении теплостойких проводов и кабелей с защитным покрытием из серебра. Способ изготовления тонкого теплостойкого электрического проводника включает нанесение на медную проволоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651801
Дата охранного документа: 24.04.2018
18.05.2019
№219.017.54c0

Способ восстановления работоспособности коленчатого вала с применением закалки твч

Изобретение относится к области индукционного нагрева и может быть использовано для восстановления работоспособности, например, крупногабаритных азотированных коленчатых валов, получивших при эксплуатации задиры шеек. Техническим результатом изобретения является восстановление твердости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002296169
Дата охранного документа: 27.03.2007
18.05.2019
№219.017.58b7

Способ предварительной термической обработки азотируемых деталей из легированного чугуна с шаровидным графитом

Изобретение относится к области термической обработки деталей из чугуна с шаровидным графитом. Проводят контроль исходной структуры коэрцитиметром, на основании его результатов выбирают режимы термообработки. Детали подвергают аустенизации при 880-930°С, подстуживают в печи до температуры в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002321645
Дата охранного документа: 10.04.2008
+ добавить свой РИД