×
18.05.2019
219.017.58b7

СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ АЗОТИРУЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ЛЕГИРОВАННОГО ЧУГУНА С ШАРОВИДНЫМ ГРАФИТОМ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области термической обработки деталей из чугуна с шаровидным графитом. Проводят контроль исходной структуры коэрцитиметром, на основании его результатов выбирают режимы термообработки. Детали подвергают аустенизации при 880-930°С, подстуживают в печи до температуры в интервале Ar-Ar, охлаждают со скоростью 5-10 градусов в минуту до температуры в интервале между температурой начала А→П превращения и температурой на 50°С выше температуры максимальной устойчивости аустенита при превращении его в верхний бейнит или троостит. Проводят изотермическую выдержку детали при этой температуре до максимально возможной степени А→П превращения. После охлаждения проводят контроль структуры коэрцитиметром на склонность перлита и отпущенного бейнита к изменениям при последующем азотировании. В зависимости от результатов контроля выбирают режим отпуска, после проведения которого проводят окончательный контроль структуры коэрцитиметром. Контроль структуры деталей коэрцитиметром осуществляют по значениям шкалы, разработанной на основании исследований зависимости показаний коэрцитиметра от исходной структуры и ее изменений при азотировании, а также от роста и коробления деталей при азотировании. В азотированных деталях получают структуру, устойчивую к изменениям при азотировании. 1 з.п. ф-лы.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области термической обработки деталей из чугуна с шаровидным графитом.

Известен способ термической обработки азотируемых деталей из чугуна с шаровидным графитом (авторское свидетельство СССР №286734, кл.2 C21D 5/00, C21D 1/78, 1977).

Недостатком данного способа является то, что после такой термической обработки в деталях может получаться структура, недостаточно устойчивая к изменениям при азотировании, которые сопровождаются значительным и в ряде случаев недопустимым ростом и короблением деталей.

Если у азотированных деталей типа коленвалов коробление может быть уменьшено до допустимой величины за счет правки, например термической, то азотированные втулки цилиндров, имеющие коробление, поправить не представляется возможным.

Исследованиями установлено, что структурные изменения при азотировании обусловлены распадом перлита и отпуском бейнита.

Задачей изобретения является получение в деталях из легированного чугуна с шаровидным графитом, подвергаемых азотированию, структуры, устойчивой к изменениям при азотировании.

Это достигается тем, что детали из легированного чугуна с шаровидным графитом перед азотированием подвергают термической обработке по режимам, выбираемым на основании результатов контроля структуры деталей коэрцитиметром в исходном состоянии, а также на разных стадиях их изготовления.

Термическая обработка включает аустенизацию при 880-930°С, подстуживание до температур в интервале Ar3-Ar1 (критические точки соответственно начала выделения феррита из аустенита и превращения аустенита в перлит), охлаждение со скоростью 5-10 градусов в минуту до температур в интервале между температурой начала А→П (аустенито-перлитного) превращения и температурой на 50°С выше температуры максимальной устойчивости аустенита при превращении его в верхний бейнит или троостит, изотермическую выдержку деталей при этих температурах до максимально возможной степени А→П превращения, а после охлаждения структуру деталей проверяют коэрцитиметром, по показаниям которого выбирают режим последующего отпуска, после проведения которого проводят окончательную оценку структуры коэрцитиметром.

При этом чем больше в исходной структуре феррита, тем выше температуры аустенизации и подстуживания, выше скорость охлаждения и ниже температура отпуска.

Контроль структуры деталей в исходном состоянии после термической обработки с изотермической выдержкой и после отпуска производят коэрцитиметром по шкале, разработанной на основании исследований зависимости показаний коэрцитиметра от структуры и ее изменений при азотировании, а также от роста и коробления деталей при азотировании.

Примером применения предложенного способа является проведение предварительной термической обработки втулок цилиндров дизелей из чугуна с шаровидным графитом, легированного 0,4-0,6% меди и 0,25-0,45% молибдена, имеющих размеры: диаметр наружной поверхности - 350 мм, внутренней - 255 мм; высота 525 мм; в верхней части имеется утолщение.

Учитывая размеры втулок и их количество, термическую обработку втулок производили в печи с выкатной подиной. На подину устанавливали 21 втулку с зазором между ними не менее 250 мм.

Перед термической обработкой втулки проконтролированы коэрцитиметром, по показаниям которого их разделили на 2 группы: 1-я группа - втулки с преимущественно перлитной структурой (феррита до 20%); 2-я группа - втулки с перлитно-ферритной структурой (феррита 25-60%).

Режим термической обработки втулок 1-й группы: аустенизация при 880-900°С, выдержка 5-6 часов, подстуживание в печи до 750°С, затем подину с втулками выкатили из печи, охлаждали, пока температура в печи не опустилась до 600°С. Затем подину с втулками закатили в печь, а после того как температура поднялась до 650°С, подину с втулками выкатили и охладили их до 500°С. Далее втулки выдерживали в печи при температуре 550-580°С в течение 4-5 часов. Для обеспечения изотермической выдержки производили подогрев и подстуживание деталей.

Втулки 2-й группы подвергли аустенизации при 900-930°С, подстудили до 850°С, а затем подину с втулками выкатили из печи и охладили их до 500°С, после чего подвергли втулки изотермической выдержке по аналогии с втулками с перлитной структурой.

После охлаждения верх и низ втулок, а также контрольные кольца, из которых вырезают образцы для исследования структуры, механические свойства и твердость контролировали коэрцитиметром.

Втулки с показаниями от 30 до 40 единиц шкалы коэрцитиметра, на которой точка "10" соответствует 80% феррита, а точка "70" - 70% бейнита, подвергли отпуску при 550-580°С, а при показаниях выше 40 единиц - отпуску при 590-610°С в течение 4-5 часов. В структуре втулок следов распада перлита и недостаточно отпущенного бейнита не обнаружено.

Механические свойства втулок: σв=55-70 кгс/мм2, δ≥1,5%, НВ 241-285. После азотирования при температуре 550-580°С в течение 115 часов заметных изменений в структуре не обнаружено. Увеличение внутреннего диаметра втулок не превышало 0,1 мм. Все втулки прошли окончательную механическую обработку, признаны годными и прошли успешно испытания на дизелях.

Экономический эффект от использования данного изобретения получается за счет исключения повторных термообработок и брака втулок из-за коробления при азотировании.

Предложенный способ термообработки может быть использован для деталей из серого легированного чугуна.

1.Способпредварительнойтермическойобработкипередазотированиемдеталейизлегированногочугунасшаровиднымграфитом,включающийаустенизацию,охлаждениеиотпуск,отличающийсятем,чтоосуществляютконтрольисходнойструктурыкоэрцитиметром,наоснованииегорезультатоввыбираютрежимытермообработки,прикоторойдеталиподвергаютаустенизациипри880-930°С,подстуживаютвпечидотемпературывинтервалеAr-Ar,охлаждаютсоскоростью5-10°вминутудотемпературывинтервалемеждутемпературойначалаА→Ппревращенияитемпературойна50°Свышетемпературымаксимальнойустойчивостиаустенитаприпревращенииеговверхнийбейнитилитроостит,изотермическивыдерживаютдеталиприэтойтемпературедомаксимальновозможнойстепениА→Ппревращения,апослеохлажденияпроводятконтрольструктурыкоэрцитиметромнасклонностьперлитаиотпущенногобейнитакизменениямприпоследующемазотированииивзависимостиотрезультатовконтролявыбираютрежимотпуска,послепроведениякоторогопроводятокончательныйконтрольструктурыкоэрцитиметром.12.Способпоп.1,отличающийсятем,чтоконтрольструктурыдеталейкоэрцитиметромосуществляютпозначениямшкалы,разработаннойнаоснованииисследованийзависимостипоказанийкоэрцитиметраотисходнойструктурыиееизмененийприазотировании,атакжеотростаикороблениядеталейприазотировании.2
Источник поступления информации: Роспатент

Показаны записи 1-3 из 3.
27.02.2013
№216.012.2ba2

Двигатель внутреннего сгорания с высокой ограничительной характеристикой и высокой скоростью приема нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Двигатель внутреннего сгорания содержит два турбокомпрессора (2) и (3) с различной настройкой, один из которых (2) имеет большее сечение соплового аппарата. Подвод выпускных газов к каждому турбокомпрессору (2) и (3)...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002476697
Дата охранного документа: 27.02.2013
09.06.2019
№219.017.77e0

Токоотводящее устройство рельсового подвижного состава

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой, а именно к токосъемным устройствам рельсового подвижного состава. Технический результат - повышение надежности работы, увеличение долговечности и упрощение изготовления контактирующих элементов. Устройство содержит...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02207277
Дата охранного документа: 27.06.2003
06.07.2019
№219.017.a7d5

Гидропневматический демпфер

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для гашения механических колебаний. Сущность изобретения: гидропневматический демпфер содержит полый цилиндр с крышками по его торцам. В цилиндре размещен полый шток с внешним концом. Со штоком жестко связан поршень....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02216665
Дата охранного документа: 20.11.2003
Показаны записи 1-3 из 3.
10.07.2015
№216.013.604a

Способ терморелаксационной обработки деталей из легированного чугуна.

Изобретение относится к области термической обработки деталей из легированного чугуна с различной формой графита. Способ включает контроль исходной структуры, термическую обработку, азотирование, механическую обработку, при этом исходную структуру детали контролируют на содержание графита,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002556191
Дата охранного документа: 10.07.2015
10.05.2018
№218.016.4a6f

Способ изготовления тонкого теплостойкого электрического проводника

Изобретение относится к электротехнике, в частности к кабельной технике, и может быть использовано при изготовлении теплостойких проводов и кабелей с защитным покрытием из серебра. Способ изготовления тонкого теплостойкого электрического проводника включает нанесение на медную проволоку...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002651801
Дата охранного документа: 24.04.2018
18.05.2019
№219.017.54c0

Способ восстановления работоспособности коленчатого вала с применением закалки твч

Изобретение относится к области индукционного нагрева и может быть использовано для восстановления работоспособности, например, крупногабаритных азотированных коленчатых валов, получивших при эксплуатации задиры шеек. Техническим результатом изобретения является восстановление твердости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002296169
Дата охранного документа: 27.03.2007
+ добавить свой РИД