×
23.05.2023
223.018.6d5c

Результат интеллектуальной деятельности: ЛЕДОВЫЙ ПРИЧАЛ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным сооружениям, возводимым преимущественно в районах Крайнего Севера. Сооружение предназначено для швартовки судов, курсирующих по трассе Северного морского пути, в побережье которого расположены грунты с вечной мерзлотой. Ледовый причал включает, так же как и прототип, бетонную причальную кромку, связанную через ледовый массив с мерзлым берегом, и охлаждающие трубы, горизонтально расположенные в верхней части ледового массива, при этом в отличие от прототипа ледовый массив выполнен с выступом в сторону акватории, торцевая поверхность которого ограничена указанной бетонной причальной кромкой, а опорная часть оснащена вертикальными трубами, нижними концами заглубленными в дно акватории, а верхними – выведенными в горизонтальные охлаждающие трубы и снабженными задвижками. Горизонтальные охлаждающие трубы уложены на всю длину ледового массива с армированием ледового выступа. Для увеличения прочности причала ледовый выступ армирован стекловолокном. При этом покрытие причала выполнено из теплоизолирующего и износостойкого материала. Для подачи хладагента в горизонтальные охлаждающие трубы причал оснащен станцией формирования хладагента. Техническим результатом от использования предлагаемого причала является возможность приема судов с большой осадкой при экономии затрат на проведение строительных работ. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к причальным сооружениям, возводимым преимущественно в районах Крайнего Севера. Сооружение предназначено для швартовки большегрузных судов, курсирующих по трассе Северного морского пути, в побережье которого расположены грунты с вечной мерзлотой.

Известны ледяные сооружения (причалы, дороги, взлетно-посадочные полосы), возводимые на мелководном шельфе арктических морей (пат. РФ 1635621, E02B 17/00, опубл. 1991; пат. №2493324 МПК E02B 17/00, опубл. 2013). Сооружения представляют собой ледяную площадку, сформированную из послойно расположенных снежных валиков с емкостями, заполненными морской водой. Под ледяным покровом причалов установлены опирающиеся на дно ледяные опоры, внутри которых размещены термосифоны, создающие отрицательные температуры в опорах и донных отложениях.

К недостаткам сооружений относятся: недостаточная устойчивость и надежность при подвижках на них смерзшихся ледяных полей, ограниченная (не более 2 лет) эксплуатация объектов.

Известно ледяное сооружение (пат. РФ №2715034, E02B 17/00, опубл. 2020), представляющее собой искусственно намороженный массив из льда с добавкой волокон. Намораживание массива по его наружному контуру производится с использованием опалубки, которая включает слои тепло- и гидроизоляции. Опалубкой для устройства полости могут служить трубы, изготавливаемые из различных материалов - металла, композита, гибких оболочек и др. Использование высокопрочных материалов, например, металла, обеспечивает повышение жесткости и увеличение прочности конструкции плавучего причала. Полости в теле причала обеспечивают его необходимую плавучесть и термическую устойчивость намороженного массива при циркуляции по ним воздуха с отрицательными температурами. В зимний период охлаждение производят за счет циркуляции в полостях наружного воздуха. При необходимости в теплый период применяют искусственное охлаждение подаваемого в полости воздуха. Это позволяет намораживать массив причала высотою больше, чем высота естественного промороженного покрова, но при этом исключается его оттаивание снизу. Таким образом, данные причалы могут быть использованы как временные, так и постоянные сооружения.

Недостатком сооружения является невозможность приема судов с большой осадкой ввиду особенностей конструкции, также увеличение сроков возведения причала при посадке его на большие глубины и увеличения материалоёмкости для пригруза причала. При возведении данного сооружения на большие глубины, необходимо увеличивать объем намораживаемого льда. Таким образом, для равномерного распределения отрицательных температур в теле сооружения необходимо увеличить объем полостей, что приведет к уменьшению несущей способности сооружения или увеличению материалоёмкости путем вставки металлических труб. Кроме того, при необходимости посадки сооружения на дно требуется большее количество грунтового материала, чтобы ограничить всплытие сооружения. При применении данного сооружения как плавучего объекта возникают трудности разгрузки судов и переправе материалов с причала на берег.

Из известных решений наиболее близким аналогом предлагаемого сооружения по технической сущности и назначению является ледовый причал по пат. РФ №2739801, МПК E02B 3/06, опубл. 2020. Сооружение включает промороженный ледяной массив, ограниченный внешними железобетонными элементами, образующими подпорную стенку уголкового профиля, и грунтовое тело, выполненное из грунта, заполняющего внутреннее пространство, огражденное железобетонными стенами. На стадии устройства грунтовой засыпки она послойно промораживается, в том числе с помощью системы горизонтально расположенных охлаждающих труб, концы которых выведены в охлаждающие вентиляционные полости, контактирующие с боковыми стенками причала. Промороженный грунтовый массив ежегодно охлаждается в течение всего периода эксплуатации. Система работает в наиболее холодный зимний период и отключается в теплый период года и зимой во время оттепелей, для чего на ней предусмотрены задвижки. При необходимости эффективность системы может быть усилена вентиляторами. Прототип обладает достаточно высокой надежностью и эксплуатационной безопасностью.

Недостатком сооружения является невозможность приема судов с большой осадкой, что вызвано недостаточной глубиной у причальной стенки прототипа. Увеличение глубины для приема большегрузных судов потребует значительного объема как грунтовых, так и бетонных работ, выполнение которых приведет к росту сроков проводимых строительных работ и объема используемых строительных материалов, и кроме того к созданию дополнительных условий для прогрева бетона в зимнее время.

По сравнению с прототипом предлагаемый ледовый причал позволит решить задачу приема судов с большей осадкой и при этом сэкономить затраты на проведение строительных работ.

Для решения проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: в ледовом причале, (включающем так же как и прототип, бетонную причальную кромку, связанную через ледовый массив с мерзлым берегом, и охлаждающие трубы, горизонтально расположенные в верхней части ледового массива) в отличие от прототипа ледовый массив выполнен с выступом в сторону акватории, торцевая поверхность которого ограничена указанной бетонной причальной кромкой, а опорная часть оснащена вертикальными трубами, нижними концами заглубленными в дно акватории, а верхними - выведенными в горизонтальные охлаждающие трубы и снабженными задвижками. При этом горизонтальные охлаждающие трубы уложены на всю длину ледового массива с армированием ледового выступа. Для увеличения прочности причала ледовый массив армирован стекловолокном. При этом горизонтальная поверхность причала выполнена из теплоизолирующего и износостойкого материала. Для подачи хладагента в горизонтальные охлаждающие трубы причал оснащен станцией для формирования хладагента.

Сущность изобретения заключается в создании надежной конструкции причального сооружения для швартовки большегрузных судов, курсирующих по трассе Северного морского пути. Поставленная задача решается тем, что причальная кромка сооружения выносится в море на глубину, достаточную для приема судов с большой осадкой, для чего ледовый массив выполнен с выступом, направленным в сторону акватории. При этом для обеспечения высокой несущей способности выступающей части и поддержания в ней отрицательных температур, на всю длину горизонтальной поверхности ледового массива укладывают (вмораживают) горизонтальные трубы с хладагентом. В свою очередь, в опорную часть ледового массива внедряют (вворачивают) вертикальные трубы с заглублением в мерзлый грунт. При этом вертикальные трубы выполняют функцию охладителей, передавая в горизонтальные трубы дополнительную порцию холодного воздуха из зоны вечной мерзлоты, и конструктивного элемента: арматуры и опоры (сваи).

Сопоставление предлагаемого изобретения и прототипа показало, что поставленная задача - возможность приема большегрузных судов решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь, проведенный информационный поиск в области гидротехнических сооружений не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии установки критерию «изобретательский уровень».

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - представлено схематическое изображение причала в поперечном разрезе;

на фиг. 2 - изображение причала в плане.

Заявляемый ледовый причал включает: ледовый массив 1, расположенный у береговой полосы и связанный с грунтовым мерзлым основанием вертикальными трубами-сваями 2, обеспечивающими кроме основной функции - опоры, функцию теплообмена основания 3 с горизонтальной поверхностью причала. К ледовому массиву примыкает ледовый выступ 4, направленный в сторону акватории и армированный горизонтальными трубами 5 (продольной арматурой). (Для возможности одновременной швартовки нескольких судов ледовый массив может иметь несколько выступов 4). Так как лед имеет достаточно высокую прочность на сжатие от 4 до 6 МПа при температуре минус 24°C, а арматура (металл, стекловолокно) - высокую прочность на растяжение, это позволяет выполнить прочную конструкцию из льда (ледовый массив) и металла (горизонтальные трубы). Для дополнительного увеличения прочности выступа 4 в ледяной массив добавляют стекловолокно. Полученный результат объясняется тем, что фиброледяной массив обладает высокой прочностью на сжатие. Причальная кромка 6 ледового выступа, контактирующая с бортом судна 7, облицована защитной бетонной полосой. Для швартовки судна на выступе 4 установлены швартовные тумбы 8. Анкерная арматура (горизонтальные трубы 5) соединена с кромкой 6 и вертикальной стойкой 9, расположенной в ледовом массиве 1. На причале установлена хладообразующая станция 10, которая в летний период подает хладагент в горизонтальные трубы 5. Вертикальные трубы 2 в зимний период открыты. В летний период - закрыты задвижками, что изолирует трубы от внешней среды и позволяет сохранить режим воздухообмена в системе, что обеспечивает дополнительную подачу холодного воздуха из зоны вечной мерзлоты в горизонтальные трубы.

Изобретение было создано специалистами кафедры гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в ходе научно-исследовательских работ. Были произведены расчеты, показавшие возможность использования предлагаемого технического решения для швартовки большегрузных судов, курсирующих по трассе Северного морского пути, в побережье которого расположены грунты с вечной мерзлотой.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии заявляемой полезной модели критерию «промышленная применимость».

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
25.03.2020
№220.018.0f8e

Каскадный преобразователь частоты

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники, в частности к статическим каскадным электрическим преобразователям частоты и может быть использовано в высоковольтных частотно-регулируемых электроприводах переменного тока большой мощности с высокими показателями качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717338
Дата охранного документа: 23.03.2020
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
24.07.2020
№220.018.3733

Ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы

Предложен ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы. Ограничитель содержит магнитоанизотропный датчик усилия, обмотка возбуждения которого получает питание от источника переменного напряжения, а измерительная обмотка через усилитель и блок фильтров подключена к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727638
Дата охранного документа: 22.07.2020
29.07.2020
№220.018.38ac

Бесколлекторный электродвигатель

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в расширении рабочих диапазонов мощности и упрощении конструкции. Бесколлекторный электродвигатель содержит корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор и датчик положения ротора. Ротор связан с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727934
Дата охранного документа: 27.07.2020
16.05.2023
№223.018.6070

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности диагностирования. Согласно способу определения неработоспособного ГА при параллельной работе нескольких ГА определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740300
Дата охранного документа: 13.01.2021
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
23.05.2023
№223.018.6bf1

Лабораторная установка для моделирования речного потока

Изобретение относится к области гидравлических испытаний и касается лабораторных исследований речного потока. Установка содержит открытый гидролоток, регулируемый водослив, водосбросную емкость и измерительную аппаратуру. При этом гидролоток выполнен с возможностью размещения в нем модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737238
Дата охранного документа: 26.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c07

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности определения неработоспособного ГА при его параллельной работе с другими агрегатами. Согласно способу при параллельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735951
Дата охранного документа: 11.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
Showing 1-10 of 12 items.
10.10.2013
№216.012.7364

Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к строительству причалов, подводных ограждающих конструкций, искусственных островов, подводных защитных сооружений на шельфе. Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495197
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
20.08.2016
№216.015.4a7e

Устройство защиты ворот судоходного шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002594536
Дата охранного документа: 20.08.2016
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
28.02.2019
№219.016.c837

Грунтовая плотина

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, предназначенным для удержания подпора воды в створе водотока и для защиты территорий от наводнений при паводках. Грунтовая плотина выполнена из песчаного грунта и включает порог, верховой и низовой откосы и дренажную систему. Песчаный грунт...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680696
Дата охранного документа: 25.02.2019
30.03.2019
№219.016.f953

Устройство защиты ворот шлюза

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к устройствам защиты ворот шлюзов от навала судов. Устройство включает узел формирования встречной волны, расположенный перед воротами шлюза и подключенный к датчику измерения скорости движения судна, установленному в камере шлюза....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002683527
Дата охранного документа: 28.03.2019
29.04.2019
№219.017.4450

Способ отгона льда от причальных сооружений

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано для улучшения навигационных условий в акваториях портов в зимний период навигации. Способ включает установку на причале насоса и создание струйных потоков, направленных от сооружения в сторону акватории. Для этого на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002453656
Дата охранного документа: 20.06.2012
17.04.2020
№220.018.154e

Противопаводковая грунтовая дамба

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и предназначено для защиты населенных пунктов от паводковых наводнений при разливе рек. Противопаводковая грунтовая дамба содержит защитный экран, водосборник с обратным фильтром и гибкий водонепроницаемый материал, прижатый к верхней кромке...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002718836
Дата охранного документа: 14.04.2020
18.07.2020
№220.018.33f8

Предохранительное устройство защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для защиты ворот шлюза при шлюзовании судов. Предохранительное устройство содержит гибкий заградительный орган 5 в виде троса или цепи, перекинутый через судоходный пролет камеры шлюза, при этом концы заградительного органа 5...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002726893
Дата охранного документа: 16.07.2020
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
+ добавить свой РИД