×
23.05.2023
223.018.6c6c

Результат интеллектуальной деятельности: ШВАРТОВОЕ ПРИЧАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на верхней горизонтальной плоскости устройства и включающий связанные между собой АИС-транспондер, RTK-базовую станцию, радиомодем УКВ, предназначенный для беспроводной передачи данных от RTK-базовой станции, и ЭВМ, выход которой подсоединен к управляемому реле. Дополнительно содержит на боковой вертикальной плоскости направляющую ось со скользящим в зависимости от уровня воды по ней устройством, объединяющем поплавок и электрическое контактное устройство. Технический результат заключается в подключении безэкипажных или автономных надводных судов к электрической сети для питания или подзарядки судовых источников тока во время стоянки. Осуществляется автоматическая швартовка в условиях колебания уровня воды. 2 ил.

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их стоянке на швартовых.

Известно швартовное устройство по патенту RU №2492100, МПК B63B 21/02, опубл. 10.09.2013, содержащее приемную часть судна, которая является колодцем, геостационарную часть - турелью, расположенную с возможностью поворота в указанной приемной части судна, и главный подшипниковый узел, соединяющий геостационарную часть с приемной частью судна. Главный подшипниковый узел содержит, по меньшей мере, два отдельных подшипника, выполненных с возможностью осуществления с ними действий таким образом, что один или другой, или оба указанных подшипника находятся в рабочем положении с обеспечением возможности замены, осмотра и ремонта нерабочего подшипника на месте.

Известно также швартовное устройство для судов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов, по патенту RU №2547327, МПК B63B 21/50, опубл. 10.04.2015. Устройство содержит расположенную в судне буровую шахту, турель, установленную в буровой шахте с возможностью вращения посредством верхнего основного подшипника и нижнего дополнительного подшипника, и швартовы, прикрепленные к нижней области турели. Турель в своей нижней области содержит несколько расположенных по окружности на расстоянии друг от друга коробчатых торсионных элементов, каждый из которых проходит по существу вертикально между верхним концом, прикрепленным к турели, и нижним свободным концом.

Недостатками данных устройств является сложность изготовления и дальнейшей эксплуатации, а также отсутствие возможности электроснабжения судна при швартовке.

Известно швартовое устройство, обеспечивающее автоматическое подключение судна к береговой электрической сети при швартовке по патенту RU №40286 МПК B63B 21/02, опубл. 10.09.2004. Сущность полезной модели заключается в выполнении устройства швартовки в виде трансформатора, сердечник которого состоит из двух частей, заключенных в отдельные корпуса и несущих первичную и вторичную обмотки. Одна часть трансформатора с первичной обмоткой закреплена с помощью амортизаторов на колонке причала, а другая прикреплена к станине, установленной на носовой или кормовой оконечности судна. Первичная обмотка трансформатора подключена к береговой электросети, а вторичная - к судовой. На боковой поверхности концов стержней обеих частей сердечника и корпусов установлены элементы для наведения и стыковки сердечника. При подходе судна к причалу корпус швартового устройства судна, обладая свободой перемещения благодаря штанге, пружинам и шарнирам, с помощью направляющих и роликов сближается с корпусом швартового устройства причала, где размещена первичная обмотка. Насадки на стержнях сердечника обеспечивают точное сочленение двух его частей и соответственно точную швартовку судна. Недостатком данного аналога является невозможность автоматической швартовки и обеспечение питания или подзарядки источников тока (аккумуляторов) безэкипажных или автономных надводных судов. Также, недостатком конструкции является угроза навала судна на причал в случае существенного изменения уровня воды.

Известно швартовое устройство по патенту US 5762016, опубл. 09.06.1998, обеспечивающее автоматическое подключение судов к береговой сети при швартовке. Устройство имеет неподвижную часть, которая прикреплена к свайному устройству и образует дорожку, по которой перемещается скользящая часть. Подвижная часть имеет жесткую часть и гибкую деформируемую часть. Жесткая часть снабжена направляющим каналом для зацепления неподвижной части во время использования блока бампера. Упругая деформируемая часть имеет контактную поверхность, воспринимающую удар, и не контактирующие противоположные боковые стенки. Швартовные утюги установлены на боковых стенках жесткого элемента, чтобы обеспечить возможность закрепления на них швартовной линии лодки. В направляющем канале установлена вставка из материала, устойчивого к трению, для облегчения перемещения подвижной части вдоль неподвижной дорожки. Недостатком аналога является невозможность автоматической швартовки и обеспечение питания или подзарядки источников тока (аккумуляторов) безэкипажных или автономных надводных судов при существенных изменениях уровня воды.

Известно швартовое причальное устройство по патенту RU №2723697, опубл. 17.06.2020, выбранное в качестве прототипа заявляемого изобретения. Известное устройство решает проблему автоматизированной швартовки безэкипажных судов без непосредственного участия человека и включает: электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке, выполненный с возможностью стыковки с ответной частью, размещенной на корпусе безэкипажного судна. На причале установлены блок управления швартовкой, АИС-транспондер, RTK-базовая станция, УКВ-радиомодем. Устройство обеспечивает швартовку безэкипажных или автономных надводных судов, у которых ориентация на местности осуществляется посредством систем глобального геопозиционирования и навигации - (GPS/ГЛОНАСС). Недостатком прототипа является невозможность обеспечения электрического питания или подзарядки источников тока (аккумуляторов) безэкипажных или автономных надводных судов во время стоянки, в том числе, при существенных изменениях (колебаниях) уровня воды, когда приемный швартовый магнит находится ниже или выше уровня ответной части, расположенной на судне.

Предлагаемое устройство решает проблему подключения безэкипажных или автономных надводных судов к электрической сети для питания или подзарядки судовых источников тока (аккумуляторов) во время стоянки в условиях колебания уровня воды.

Для решения проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: в швартовом причальном устройстве для безэкипажных или автономных надводных судов, (содержащем также, как и прототип, электромагнит, размещенный на вертикальной поверхности причального устройства и подключенный через управляемое реле к источнику электроснабжения, блок управления, расположенный на горизонтальной поверхности устройства и включающий связанные между собой АИС-транспондер (автоматическую идентификационную систему), RTK-базовую станцию (Real Time Kinematic) на основе приемника спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС), радиомодем УКВ, предназначенный для беспроводной передачи данных от RTK-базовой станции, и ЭВМ, выход которой подсоединен к управляемому реле), в отличие от прототипа, электромагнит закреплен на поплавке, выполненном с возможностью перемещения по вертикальной оси, установленной на вертикальной поверхности причального устройства, при этом на верхней части поплавка закреплено на кронштейне электрическое контактное устройство, соединенное через управляемое реле с источником электроснабжения и установленное с возможностью контактирования с ответной частью, установленной на судне.

Сущность изобретения заключается в обеспечении возможности автоматического обеспечения электропитания или подзарядки аккумуляторов безэкипажных или автономных надводных судов во время их швартовки или стоянки в условиях колебания уровня воды. Указанный результат достигается за счет изменения конструкции причального устройства в части крепления электромагнита и дополнения его электрическим контактным устройством: в прототипе электромагнит закреплен на причальной поверхности швартового устройства через амортизатор, в предлагаемом - через подвижную поплавковую систему, которая по вертикальной штанге перемещается вместе с уровнем воды и таким образом компенсирует разницу уровней элементов стыковки судна и причала и позволяет при стоянке судна обеспечивать его электроснабжение.

Сопоставление предлагаемого устройства и прототипа показало, что поставленная задача - подключение безэкипажных или автономных надводных судов к электрической сети для питания или подзарядки судовых источников тока (аккумуляторов) во время стоянки, в том числе в условиях колебания уровня воды при автоматической швартовке без непосредственного участия человека – решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

Сущность заявляемого изобретения поясняется графическими материалами, где:

на фиг. 1 дано схематическое изображение швартовного устройства;

на фиг. 2 изображена схема блока управления.

Предлагаемое устройство (фиг. 1) содержит: электромагнит 1 для швартовки судна, электроконтактное устройство 2 на кронштейне 3 для передачи электрического питания на судно, закрепленные на поплавке 4 с кареткой 5, скользящие по направляющей 6, что позволяет поплавку 4 свободно перемещаться в соответствии с текущим уровнем воды. Электромагнит 1 и электроконтактное устройство подключены электрическим кабелем 7 к блоку управления 8, который подключен к источнику электроснабжения 9. Блок управления (фиг. 2) содержит ЭВМ 10, АИС-транспондер 11, RTK-базовую станцию 12 и УКВ-радиомодем 13. ЭВМ через реле 14, осуществляет управление электромагнитом 1 и электроконтактным устройством 2. Предлагаемое устройство закреплено на швартовой стенке (пале) 15 в воде (акватории) 16.

Электромагнит 1 выполнен с возможностью стыковки с ответной частью, размещенной на корпусе безэкипажного судна, а размеры кронштейна 3 соответствуют расположению приемного электроконтактного устройства на судне, что позволяет точно подключать электрическое питание от электроконтактного устройства 2 на поплавке 4 и осуществлять электрическое соединение с судном при любом изменении уровня воды.

При швартовке безэкипажных судов ориентация на местности осуществляется посредством систем глобального геопозиционирования и навигации (GPS/ГЛОНАСС). Для функционирования в радиокомандном или в автономном режимах такие суда оснащаются средствами управления, навигации и приема-передачи радиосигналов, в том числе: бортовой ЭВМ, АИС - транспондером, предназначенным для приема и передачи данных о текущем местоположении судов и сооружений, и радиомодемом УКВ (на рис. 1 не показаны), предназначенным для приема и передачи уточненных данных геопозиционирования и навигации при использования RTK-базовой станции 12, установленной на швартовом пале (причале). Как, указывалось выше, для соединения безэкипажного судна с береговой электросетью на его корпусе установлена ответная часть электромагнита и ответная часть электроконтактного устройства для соединения электрических проводников. Для обеспечения максимального эффективного примыкания электромагнит и ответная часть могут быть выполнены в любой форме, например, с зеркальным отражением друг друга относительно плоскости их примыкания, как и электроконтактное устройство.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При возникновении необходимости в швартовке судна, бортовые средства управления, навигации и приема-передачи радиосигналов определяют координаты причала путем обработки информации от АИС-транспондера 11. По полученным данным судно следует в направлении расположения швартовного причального устройства. При вхождении в заданный район безэкипажное судно получает уточненные данные о расположении швартового пала (причала). Для этого, на швартовом пале функционирует ЭВМ 10, с помощью RTK-базовой станции 12 и через УКВ-радиомодем (13) безэкипажное судно получает точную информацию и навигационно-временное обеспечение, необходимые для следования в направлении расположении швартового пала, что позволяет с сантиметровой точностью подойти к месту швартовки. В непосредственной близости судна от швартового устройства ЭВМ 10 включает электромагнит 1 через реле 14 и под действием магнитного поля осуществляется стыковка узлов 1 и 2 с ответными частями судна. Это в свою очередь обеспечивает автоматическое подключение судна к электроснабжению, позволяющее осуществлять его питание или подзарядку аккумуляторов, предназначенных для накопления энергии и автономного электропитания электротехнических устройств и оборудования (17), которые получают электрическую энергии от фотоэлектрических или тепловых преобразователей солнечной энергии (18).

Дополнительным эффектом от наличия полой и герметичной поплавковой системы, постоянно находящейся на поверхности воды, является уменьшение вероятности навала судна на причал при изменении уровня воды.

Изобретение было создано специалистами Научного центра ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы и была успешно апробирована на макетах и цифровых моделях с использованием навигационного тренажера. Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».

Швартовое причальное устройство для швартовки безэкипажных или автономных надводных судов, содержащее блок управления, расположенный на верхней горизонтальной плоскости устройства и включающий связанные между собой АИС-транспондер (автоматическую идентификационную систему), RTK-базовую станцию (Real Time Kinematic) на основе приемника спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, радиомодем УКВ, предназначенный для беспроводной передачи данных от RTK-базовой станции, и ЭВМ, выход которой подсоединен к управляемому реле, отличающееся тем, что дополнительно содержит на боковой вертикальной плоскости направляющую ось со скользящим в зависимости от уровня воды по ней устройством, объединяющим поплавок для магнитной швартовки безэкипажного или автономного надводного судна и электрическое контактное устройство для подключения питания на судно.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
25.03.2020
№220.018.0f8e

Каскадный преобразователь частоты

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники, в частности к статическим каскадным электрическим преобразователям частоты и может быть использовано в высоковольтных частотно-регулируемых электроприводах переменного тока большой мощности с высокими показателями качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717338
Дата охранного документа: 23.03.2020
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
24.07.2020
№220.018.3733

Ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы

Предложен ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы. Ограничитель содержит магнитоанизотропный датчик усилия, обмотка возбуждения которого получает питание от источника переменного напряжения, а измерительная обмотка через усилитель и блок фильтров подключена к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727638
Дата охранного документа: 22.07.2020
29.07.2020
№220.018.38ac

Бесколлекторный электродвигатель

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в расширении рабочих диапазонов мощности и упрощении конструкции. Бесколлекторный электродвигатель содержит корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор и датчик положения ротора. Ротор связан с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727934
Дата охранного документа: 27.07.2020
16.05.2023
№223.018.6070

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности диагностирования. Согласно способу определения неработоспособного ГА при параллельной работе нескольких ГА определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740300
Дата охранного документа: 13.01.2021
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
23.05.2023
№223.018.6bf1

Лабораторная установка для моделирования речного потока

Изобретение относится к области гидравлических испытаний и касается лабораторных исследований речного потока. Установка содержит открытый гидролоток, регулируемый водослив, водосбросную емкость и измерительную аппаратуру. При этом гидролоток выполнен с возможностью размещения в нем модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737238
Дата охранного документа: 26.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c07

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности определения неработоспособного ГА при его параллельной работе с другими агрегатами. Согласно способу при параллельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735951
Дата охранного документа: 11.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c74

Индикатор напряжения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам индикации наличия высоковольтного напряжения в сети. Технический результат: повышение электробезопасностью за счет обеспечения гальванической развязки между измерительной и индикаторной цепями, упрощение схемы. Сущность:...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734583
Дата охранного документа: 20.10.2020
Showing 1-8 of 8 items.
02.03.2019
№219.016.d19b

Способ определения осадки судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для определения осадки судна. Предложен способ определения осадки судна, заключающийся в замерах в нескольких точках судна параметров для определения высоты подводного борта судна, при этом замеры осуществляют с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680944
Дата охранного документа: 28.02.2019
11.07.2019
№219.017.b253

Способ разведки ледовой обстановки на северном морском пути

Изобретение относится к способам определения ледовой обстановки. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки, а также текущую и прогнозную информацию о ледовой обстановке, включающую основные характеристики ледового покрытия с учетом гидрометеорологической ситуации в регионе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694085
Дата охранного документа: 09.07.2019
19.07.2019
№219.017.b6a2

Система определения отметок донной и водной поверхности при мониторинге водных объектов

Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии, используется при мониторинге береговой полосы водных объектов. Система содержит высотную сеть в виде спутниковой системы навигации, антенну приемника спутниковой системы навигации, устройство определения отметок дна в виде параметрического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694702
Дата охранного документа: 16.07.2019
19.06.2020
№220.018.2816

Швартовое причальное устройство

Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002723697
Дата охранного документа: 17.06.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
23.05.2023
№223.018.6cea

Способ натурных испытаний безэкипажных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ заключается в задании маршрута движения судна и сравнении его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775813
Дата охранного документа: 11.07.2022
23.05.2023
№223.018.6cff

Система мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002774400
Дата охранного документа: 21.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d1f

Способ мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773048
Дата охранного документа: 30.05.2022
+ добавить свой РИД