×
20.08.2016
216.015.4a7e

Результат интеллектуальной деятельности: УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Устройство защиты ворот шлюза от навала судов состоит из двух узлов формирования встречной волны, расположенных перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости движения судна, установленного на стенке камеры шлюза. Узлы формирования встречной волны выполнены в виде ориентированных навстречу движению судна винторулевых механизмов, включающих трубчатые конусные насадки и гребные винты, установленные на валах, приводимых во вращение двигателями. Узлы смонтированы на подвижных тележках с возможностью подъема и опускания в камеру шлюза ниже уровня воды, а тележки установлены на рельсовых путях, проложенных вдоль стен камеры шлюза в зоне остановки судна перед воротами. Технический результат заключается в обеспечении возможности постепенного торможения судна при одновременном упрощении процесса. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов.

Известны устройства защиты ворот судоходного шлюза от навала судов, включающие гибкий заградительный элемент, перекрывающий судоходный пролет шлюза и амортизаторы, установленные на стенах камеры шлюза (см. а.с. СССР №872635, МПК Е02С 1/10, опубл. 1981 г.; а.с. СССР №1079745, МПК Е02С 1/10, опубл. 1984 г.; пат. РФ №2425922, МПК Е02С 1/00, опубл. 2011). Недостатком устройств является сложность управления заградительным элементом, который при установке в судоходный пролет специальными механизмами опускается в воду ниже осадки судов или поднимается вверх портальным подъемником выше надводных габаритов судна. Работа таких механизмов приводит к частым отказам и к остановке шлюза.

Известны системы защиты ворот судоходного шлюза в виде поворотных рам, которые шарнирно закреплены на стенах шлюза и перекрывают только часть судоходного пролета шлюза, удерживая судно за скуловые обводы (см. Rudolf Kuhn, Binnen-werkehrwasserbau, Berlin. 1984, стр. 298). Однако такие системы недостаточно надежны, т.к. требуют маневрирования поворотными рамами перед каждым входом судна в камеру, что удлиняет цикл судопропуска, и, кроме того, требуют наладки механизмов поворота.

Известны также устройства защиты ворот, основанные на формировании в камере шлюза встречной волны, останавливающей судно перед воротами шлюза без перекрытия судоходного пролета во время шлюзования судна. В устройстве, являющемся наиболее близким аналогом заявляемого изобретения (пат. РФ №2335599, МПК Е02С 1/00, опубл. 2008), образование встречной волны обеспечивается пуском воды из двух емкостей, установленных на нижней голове шлюза. При этом волна образуется в камере шлюза в том случае, если датчик, установленный на стенке камеры шлюза, зафиксирует превышение скорости движения судна на расстоянии 100-150 м от ворот. Для быстрого опорожнения емкостей с водой в водоводах камеры устанавливаются быстропадающие затворы, срабатывающие по команде датчиков, контролирующих движение судна в камере.

Достоинством прототипа является то, что гидравлическая система защиты ворот шлюза исключает необходимость перекрытия судоходного пролета шлюза механическими средствами, как это осуществляется в указанных выше аналогах. Однако создание водяной «подушки безопасности» в устройстве-прототипе требует необходимости накопления значительных объемов воды и соответственно монтажа на стенах камеры шлюза достаточно объемных резервуаров. Кроме того, в известной гидравлической системе опорожнение резервуаров и возникновение встречной волны происходит практически мгновенно, за счет чего остановка судна осуществляется в начальный момент его приближения к воротам.

Предлагаемое устройство сохраняет достоинства прототипа - исключает необходимость перекрытия судоходного пролета шлюза заградительными элементами, но при этом, для создания водяной «подушки безопасности», обеспечиваемой встречной волной, не требует объемных накопительных резервуаров с водой и устройств их опорожнения, и кроме того осуществляет не мгновенное, а постепенное торможение судна на всем пути его приближения к воротам. Таким образом, технический результат от использования изобретения заключается в обеспечении возможности постепенного торможения судна при одновременном упрощении процесса за счет создания встречной волны без применения устройств накопления и пропуска воды.

Для достижения указанного технического результата используется следующая совокупность существенных признаков: в устройстве защиты ворот судоходного шлюза от навала судов, состоящем, так же как и прототип, из двух узлов формирования встречной волны, расположенных симметрично по обеим сторонам камеры перед воротами шлюза и подключенных к датчику измерения скорости движения судна, установленного на стенке камеры шлюза, в отличие от прототипа, узлы формирования встречной волны выполнены в виде ориентированных навстречу движению судна винторулевых механизмов, включающих трубчатые конусные насадки и гребные винты, установленные на валах, приводимых во вращение двигателем, и смонтированных на подвижных тележках с возможностью подъема и опускания в камеру шлюза ниже уровня воды, в свою очередь тележки установлены на рельсовых путях, проложенных вдоль стен камеры шлюза в зоне остановки судна перед воротами. Для обеспечения подъема и опускания в камеру шлюза винторулевых механизмов, последние установлены на штангах Г-образной формы, закрепленных на корпусах тележек и включающих поворотный круг, сопряженный с механизмом поворота, соединяющим опорно-ходовую часть и корпус тележки. Для формирования волн с направлением, перпендикулярным плоскостям скуловых отводов судна, винторулевые механизмы выполнены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости и фиксации в требуемом положении. С этой целью узел снабжен механизмом поворота, включающим редуктор, двигатель и стопор.

Сопоставление предлагаемого устройства и прототипа показало, что поставленная задача - обеспечение возможности постепенного торможения судна при одновременном упрощении устройства, решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемой полезной модели критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь проведенный информационный поиск в области водного транспорта не выявил отдельных отличительных признаков изобретения, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию «изобретательский уровень».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - схематическое изображение устройства в плане,

на фиг. 2 - схематическое изображение устройства в рабочем состоянии (вид сверху),

на фиг. 3 - схематическое изображение устройства в рабочем состоянии (вид справа),

на фиг. 4 - схематическое изображение устройства в нерабочем состоянии (вид сверху).

Предлагаемое устройство (фиг. 1) состоит из двух узлов, смонтированных на подвижных тележках 1, расположенных на рельсовых путях 2, проложенных вдоль стен камеры шлюза в зоне остановки судна перед воротами 3. На тележках 1 установлены механизмы 4, обеспечивающие подъем и опускание в камеру шлюза штанги 5, на которой установлены двигатель 6, трубчатая конусная насадка 7 и гребной винт 8 посредствам подшипников 9. Штанга имеет Г-образную форму.

Корпус тележки 1, где закреплена штанга 5, опирается на опорно-ходовую часть 10 тележки 1 через поворотный круг 11, что позволяет при движении судов в камере шлюза извлекать штангу 3 из камеры шлюза и поворотом корпуса тележки убирать за габариты камеры шлюза. На воротах камеры шлюза 3 устанавливается локатор скорости (датчик измерения скорости движения судна) 12, который предназначен для контроля скорости движения судна.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Перед входом судна в камеру шлюза тележки 1 устанавливают в начале участка пути торможения, при этом штанга 5 находится над водой в положении ожидания. При превышении скорости судна с локатора скорости 12 поступает сигнал в механизм 4, после чего штанга 5 с винторулевым устройством опускается в камеру шлюза. Гребной винт 8, закрепленный на штанге 5, ориентирован навстречу входящему судну. Угол поворота винта 8 задается таким, чтобы поток, создаваемый установкой, был направлен перпендикулярно плоскости скулового отвода судна на всем пути торможения.

По мере движения судна тележки 1 перемещаются по рельсовым путям 2 в сторону ворот 3, непрерывно создавая поток в скуловые обводы судна. Остановка тележек 1 производится после остановки судна перед воротами 3 шлюза.

Для того чтобы создаваемый навстречу входящему судну поток остановил судно перед воротами шлюза, энергия потока должна превышать энергию судна.

Расчет системы торможения судна производится по формуле:

где W - масса судна, V - скорость судна, р - коэффициент сопротивления, Е - энергия потока.

Исходный диаметр струи и исходная скорость Vo струи определяется по следующим выражениям:

В струе от гребного винта имеется сильный тангенциальный поток в форме водоворотов и общего вращения вокруг продольной оси.

Силу воздействия струи на вертикальную стенку можно определить по формуле (4):

где l - расстояние от сопла до вертикальной стенки; do - диаметр сопла; υ - выходная скорость потока из сопла; ω - площадь сопла; ρ - плотность жидкости.

Описанное устройство разработано специалистами кафедры Гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы. Были произведены расчеты, показавшие возможность использования устройства на Волго-Балтийском водном пути, в шлюзовых камерах канала имени Москвы и гидроузлов рек Камы и Волги.

Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».


УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 28 items.
10.10.2013
№216.012.7364

Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к строительству причалов, подводных ограждающих конструкций, искусственных островов, подводных защитных сооружений на шельфе. Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495197
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
27.08.2016
№216.015.5158

Устройство для магнитной обработки углеводородного топлива в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к двигателям внутреннего сгорания, газотурбинным двигателям и котлам, работающим на углеводородных топливах. Предложено устройство для магнитной обработки углеводородного топлива, содержащее источник электропитания 9, электромагнит с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596086
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.6278

Способ определения теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588891
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.73ac

Способ определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют t по графику R=ƒ(t), где по оси ординат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597936
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.9004

Электроэнергетическая установка многовального судна

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки. Согласно изобретению электроэнергетическая установка многовального судна содержит паропроизводящую установку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605449
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.c7ac

Способ очистки теплоэнергетического оборудования от отложений и накипи и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к теплоэнергетике и могут быть использованы для химической очистки систем энергетических установок и технологического оборудования, в частности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов, литейной оснастки, и предназначено для повышения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619010
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d5a8

Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки. Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов (ГА) заключается в том, что непрерывно контролируют техническое состояние каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623106
Дата охранного документа: 22.06.2017
04.04.2018
№218.016.3270

Способ распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами

Изобретение относится к области энергетики, а именно к средствам распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами. Способ позволяет оптимально загрузить агрегаты и сократить удельный расход топлива (УРТ) при их работе. Сущность указанного способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645387
Дата охранного документа: 21.02.2018
Showing 1-10 of 19 items.
10.10.2013
№216.012.7364

Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов и устройство для его осуществления

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к строительству причалов, подводных ограждающих конструкций, искусственных островов, подводных защитных сооружений на шельфе. Способ производства подводно-технических работ при монтаже крупногабаритных объектов включает...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495197
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.04.2016
№216.015.2c6f

Предохранительное устройство для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов. Предохранительное устройство состоит из гибкого заградительного органа 1 в виде цепи или каната, перекинутого через судоходный пролет камеры шлюза, и двух тележек 3, установленных с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579229
Дата охранного документа: 10.04.2016
27.08.2016
№216.015.5158

Устройство для магнитной обработки углеводородного топлива в теплоэнергетических установках

Изобретение относится к области теплоэнергетики, в частности к двигателям внутреннего сгорания, газотурбинным двигателям и котлам, работающим на углеводородных топливах. Предложено устройство для магнитной обработки углеводородного топлива, содержащее источник электропитания 9, электромагнит с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002596086
Дата охранного документа: 27.08.2016
12.01.2017
№217.015.6278

Способ определения теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к контролю теплового состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Технический результат от использования изобретения заключается в повышении точности и полноты диагностирования теплового состояния двигателя...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002588891
Дата охранного документа: 10.07.2016
13.01.2017
№217.015.73ac

Способ определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов

Изобретение относится к области исследования металлов на износ, возникающий в результате гидроэрозионного воздействия, а именно к способам определения продолжительности инкубационного периода кавитационного изнашивания металлов. Сущность: определяют t по графику R=ƒ(t), где по оси ординат...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002597936
Дата охранного документа: 20.09.2016
13.01.2017
№217.015.9004

Электроэнергетическая установка многовального судна

Использование - в области электротехники, судостроения. Технический результат - повышение надежности и КПД, расширение функциональных возможностей электроэнергетической установки. Согласно изобретению электроэнергетическая установка многовального судна содержит паропроизводящую установку с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002605449
Дата охранного документа: 20.12.2016
25.08.2017
№217.015.c7ac

Способ очистки теплоэнергетического оборудования от отложений и накипи и устройство для его осуществления

Изобретения относятся к теплоэнергетике и могут быть использованы для химической очистки систем энергетических установок и технологического оборудования, в частности систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания, теплообменных аппаратов, литейной оснастки, и предназначено для повышения их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002619010
Дата охранного документа: 11.05.2017
26.08.2017
№217.015.d53e

Паводковый водосброс для плотин и других водоподпорных сооружений

Изобретение относится к объектам гидротехнического строительства, а именно к закрытым трубчатым водосбросам, и предназначено для безопасного сброса вод при чрезвычайных паводках. Устройство содержит трубопровод, состоящий из водоприемного 3, наклонного 4 и водовыпускного 5 участков....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623047
Дата охранного документа: 21.06.2017
26.08.2017
№217.015.d5a8

Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов

Использование: в области электротехники. Техническим результат - повышение надежности защиты генераторных агрегатов (ГА) от перегрузки. Способ автоматической разгрузки параллельно работающих генераторных агрегатов (ГА) заключается в том, что непрерывно контролируют техническое состояние каждого...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002623106
Дата охранного документа: 22.06.2017
04.04.2018
№218.016.3270

Способ распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами

Изобретение относится к области энергетики, а именно к средствам распределения нагрузки между параллельно работающими судовыми дизель-генераторными агрегатами. Способ позволяет оптимально загрузить агрегаты и сократить удельный расход топлива (УРТ) при их работе. Сущность указанного способа...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002645387
Дата охранного документа: 21.02.2018
+ добавить свой РИД