×
19.06.2020
220.018.2816

Результат интеллектуальной деятельности: ШВАРТОВОЕ ПРИЧАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к области судостроения, а именно к причальному оборудованию для магнитной швартовки безэкипажных судов. Швартовое причальное устройство содержит электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке и подключенный через управляемое реле к источнику электроснабжения. Также устройство дополнительно снабжено установленным на причале блоком управления, вход которого подключен к источнику электроснабжения, а выход - к управляемому реле. Блок управления выполнен с возможностью взаимодействия с навигационными спутниковыми системами GPS/ГЛОНАС. В свою очередь электромагнит выполнен с возможностью стыковки с ответным элементом, установленным на корпусе безэкипажного судна. Достигается возможность автоматизированной швартовки судов без вмешательства в управление удаленного оператора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно, к причальному оборудованию для автоматизированной швартовки безэкипажных судов.

Известно швартовное устройство по патенту RU №2492100, МПК B63B 21/02, опубл. 10.09.2013, содержащее приемную часть судна, которая является колодцем, геостационарную часть - турелью, расположенную с возможностью поворота в указанной приемной части судна, и главный подшипниковый узел, соединяющий геостационарную часть с приемной частью судна. Главный подшипниковый узел содержит, по меньшей мере, два отдельных подшипника, выполненных с возможностью осуществления с ними действий таким образом, что один или другой или оба указанных подшипника находятся в рабочем положении с обеспечением возможности замены, осмотра и ремонта нерабочего подшипника на месте.

Известно также швартовное устройство для судов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов, по патенту RU №2547327, МПК B63B 21/50, опубл. 10.04.2015. Устройство содержит расположенную в судне буровую шахту, турель, установленную в буровой шахте с возможностью вращения посредством верхнего основного подшипника и нижнего дополнительного подшипника, и швартовы, прикрепленные к нижней области турели. Турель в своей нижней области содержит несколько расположенных по окружности на расстоянии друг от друга коробчатых торсионных элементов, каждый из которых проходит по существу вертикально между верхним концом, прикрепленным к турели, и нижним свободным концом.

Недостатками данных устройств является сложность изготовления и дальнейшей эксплуатации, а так же отсутствие возможности электроснабжения судна при швартовке.

Из известных решений наиболее близким аналогом (прототипом) заявляемого изобретения по технической сущности и назначению является швартовое устройство, обеспечивающее автоматическое подключение судов к береговой сети при швартовке (патент RU № 40286 МПК B63B 21/02, опубл. 10.09.2004).

Сущность прототипа заключается в выполнении устройства швартовки в виде трансформатора, сердечник которого состоит из двух частей, заключенных в отдельные корпуса и несущих первичную и вторичную обмотки. Одна часть трансформатора с первичной обмоткой закреплена с помощью амортизаторов на колонке причала, а другая прикреплена к станине, установленной на носовой или кормовой оконечности судна. Первичная обмотка трансформатора подключена к береговой электросети, а вторичная – к судовой. На боковой поверхности концов стержней обеих частей сердечника и корпусов установлены элементы для наведения и стыковки сердечника. При подходе судна к причалу корпус швартового устройства судна, обладая свободой перемещения благодаря штанге, пружинам и шарнирам, с помощью направляющих и роликов сближается с корпусом швартового устройства причала, где размещена первичная обмотка. Насадки на стержнях сердечника обеспечивают точное сочленение двух его частей и соответственно точную швартовку судна.

Недостатком прототипа является невозможность самостоятельной швартовки безэкипажных судов. Кроме того для установки устройства на причале требуются существенные изменения самого причала. Недостатком конструкции также является угроза навала судна на причал при стоянке во время существенного изменения уровня воды.

Предлагаемое устройство решает проблему автоматизированной швартовки безэкипажных судов.

Для решения проблемы используется следующая совокупность существенных признаков: швартовое причальное устройство, (содержащее так же, как и прототип, электромагнит, закрепленный через амортизатор на причальной стенке, и подключенный через управляемое реле к источнику электроснабжения), в отличие от прототипа, дополнительно снабжено установленным на причале блоком управления, вход которого подключен к источнику электроснабжения, а выход к управляемому реле, при этом блок управления выполнен с возможностью взаимодействия с навигационными спутниковыми системами GPS/ГЛОНАСС, в свою очередь электромагнит выполнен с возможностью стыковки с ответным элементом, установленным на корпусе безэкипажного судна. При этом амортизатор устройства выполнен в виде полого отбойника из упругого материала. При этом блок управления содержит связанные между собой АИС-транспондер (автоматическую идентификационную систему), RTK-базовую станцию (Real Time Kinematic) на основе приемника спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС, УКВ-радиомодем, предназначенный для беспроводной передачи данных от RTK-базовой станции, и ЭВМ, выход которой подсоединен к управляемому реле, а вход к источнику электроснабжения.

Сущность изобретения заключается в возможности автоматизированной швартовки безэкипажных судов без непосредственного участия человека. Задача решается в результате обеспечения возможности самостоятельного определения безэкипажным судном точных географических координат причального сооружения, сближения с ним и последующей стыковки судна с швартовым устройством. Указанный результат достигается за счет радиосвязи между водным (судном) и наземным (причалом) объектами, осуществляемой через спутниковую навигационную систему и приемно-передающие устройства объектов. Организация радионавигационного сообщения между судном и причалом позволяет в свою очередь создать магнитное поле между ними непосредственно перед швартовкой судна.

Сопоставление предлагаемого устройства и прототипа показало, что поставленная задача – автоматизированная швартовка безэкипажного судна – решается в результате новой совокупности признаков, что доказывает соответствие предлагаемого изобретения критерию патентоспособности «новизна».

В свою очередь проведенный информационный поиск в области судостроения не выявил решений, содержащих отдельные отличительные признаки заявляемого изобретения, что позволяет сделать вывод о соответствии устройства критерию «изобретательский уровень».

Сущность заявляемого изобретения поясняется графическими материалами, где:

на фиг.1 дано схематическое изображение швартового устройства, установленного на причале;

на фиг.2 - изображена схема блока управления швартового устройства.

Предлагаемое устройство содержит (фиг.1) электромагнит 1, закрепленный через амортизатор 2 на причальной стенке 3. Электромагнит 1 выполнен с возможностью стыковки с ответной частью 4, размещенной на корпусе безэкипажного судна 5. На причале 6 установлен блок управления 7, подключенный к источнику электроснабжения 8 и соединенный 9 с электромагнитом 1 через реле 10 (фиг.2), управляемое ЭВМ 11 блока управления 7. К входам ЭВМ 11подключены АИС-транспондер 12, RTK-базовая станция 13 и УКВ-радиомодем 14. Устройство предназначено для швартовки безэкипажных судов, у которых ориентация на местности осуществляется посредством систем глобального геопозиционирования и навигации (GPS/ГЛОНАСС). Для функционирования в радиокомандном или в автономном режимах, такие суда оснащаются средствами управления, навигации и приема-передачи радиосигналов (на рис. 1 не показаны), в том числе: бортовой ЭВМ, АИС - транспондером, предназначенным для приема и передачи данных о текущем местоположении окружающих судов и сооружений, и УКВ-радиомодемом, предназначенным для приема и передачи данных геопозиционирования и навигации при использования RTK-базовой станции 13, установленной на причале. Как указывалось выше, для соединения судна 5 с береговой электросетью на его носовой, боковой или кормовой оконечности установлена ответная часть 4 электромагнита 1. Для обеспечения эффективного примыкания электромагнита и ответной части, указанные элементы могут быть выполнены любой формы, позволяющей им контактировать друг с другом по максимальной площади соприкосновения.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

При возникновении необходимости в швартовке безэкипажного судна, его бортовые средства управления, навигации и приема-передачи радиосигналов определяют координаты причала, оснащенного средствами связи с навигационными спутниковыми системами, путём обработки информации от АИС-транспондера 12. По полученным данным судно следует в направлении расположения причала. При вхождении в заданный квадрат судно 5 запрашивает уточненные данные о расположении швартового устройства причального сооружения, при этом ЭВМ 11 включает RTK-базовую станцию13 и через УКВ-радиомодем 14 судно получает информацию, необходимую для следования в направлении расположения швартового устройства, позволяющую с сантиметровой точностью подойти к месту швартовки. В непосредственной близости судна от швартового устройства, определенной с помощью RTK-базовой станции 13, ЭВМ 11 включает электромагнит 1 через реле 10 и под действием магнитного поля осуществляется стыковка узлов 1 и 4.

Предлагаемое устройство решает проблему автоматизированной швартовки безэкипажных судов без вмешательства в управление удаленного оператора. Кроме того, оно обладает простотой конструкции, что позволяет гораздо легче монтировать и демонтировать устройство на причале. Достоинством устройства также является отсутствие угрозы навала судна на причал при изменении уровня воды.

Изобретение было создано специалистами кафедры судоходства на внутренних водных путях ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» в составе научно-исследовательской работы и была успешно апробирована на модели. Изложенное позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «промышленная применимость».


ШВАРТОВОЕ ПРИЧАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
ШВАРТОВОЕ ПРИЧАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
25.03.2020
№220.018.0f8e

Каскадный преобразователь частоты

Изобретение относится к области электротехники и силовой электроники, в частности к статическим каскадным электрическим преобразователям частоты и может быть использовано в высоковольтных частотно-регулируемых электроприводах переменного тока большой мощности с высокими показателями качества...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002717338
Дата охранного документа: 23.03.2020
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
24.07.2020
№220.018.3733

Ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы

Предложен ограничитель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелы. Ограничитель содержит магнитоанизотропный датчик усилия, обмотка возбуждения которого получает питание от источника переменного напряжения, а измерительная обмотка через усилитель и блок фильтров подключена к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727638
Дата охранного документа: 22.07.2020
29.07.2020
№220.018.38ac

Бесколлекторный электродвигатель

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат заключается в расширении рабочих диапазонов мощности и упрощении конструкции. Бесколлекторный электродвигатель содержит корпус с размещенным в нем статором с магнитными полюсами, ротор и датчик положения ротора. Ротор связан с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727934
Дата охранного документа: 27.07.2020
16.05.2023
№223.018.6070

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности диагностирования. Согласно способу определения неработоспособного ГА при параллельной работе нескольких ГА определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002740300
Дата охранного документа: 13.01.2021
16.05.2023
№223.018.642e

Габион для укрепления береговых откосов (варианты)

Изобретения относятся к гидротехническому строительству и предназначены для использования в берегоукрепительных конструкциях, сооружаемых в размываемых руслах рек, каналов и других акваториях. Габион для укрепления береговых откосов включает металлический сетчатый каркас, заполненный камнями. В...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773499
Дата охранного документа: 06.06.2022
23.05.2023
№223.018.6bf1

Лабораторная установка для моделирования речного потока

Изобретение относится к области гидравлических испытаний и касается лабораторных исследований речного потока. Установка содержит открытый гидролоток, регулируемый водослив, водосбросную емкость и измерительную аппаратуру. При этом гидролоток выполнен с возможностью размещения в нем модели...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002737238
Дата охранного документа: 26.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c07

Способ определения неработоспособного генераторного агрегата

Использование: в области электротехники для определения неработоспособного генераторного агрегата (ГА) в судовых электростанциях. Технический результат - повышение достоверности определения неработоспособного ГА при его параллельной работе с другими агрегатами. Согласно способу при параллельной...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002735951
Дата охранного документа: 11.11.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
23.05.2023
№223.018.6c74

Индикатор напряжения

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам индикации наличия высоковольтного напряжения в сети. Технический результат: повышение электробезопасностью за счет обеспечения гальванической развязки между измерительной и индикаторной цепями, упрощение схемы. Сущность:...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734583
Дата охранного документа: 20.10.2020
Showing 1-8 of 8 items.
02.03.2019
№219.016.d19b

Способ определения осадки судна

Изобретение относится к области судостроения, а именно к средствам для определения осадки судна. Предложен способ определения осадки судна, заключающийся в замерах в нескольких точках судна параметров для определения высоты подводного борта судна, при этом замеры осуществляют с помощью...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002680944
Дата охранного документа: 28.02.2019
11.07.2019
№219.017.b253

Способ разведки ледовой обстановки на северном морском пути

Изобретение относится к способам определения ледовой обстановки. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки, а также текущую и прогнозную информацию о ледовой обстановке, включающую основные характеристики ледового покрытия с учетом гидрометеорологической ситуации в регионе....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694085
Дата охранного документа: 09.07.2019
19.07.2019
№219.017.b6a2

Система определения отметок донной и водной поверхности при мониторинге водных объектов

Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии, используется при мониторинге береговой полосы водных объектов. Система содержит высотную сеть в виде спутниковой системы навигации, антенну приемника спутниковой системы навигации, устройство определения отметок дна в виде параметрического...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002694702
Дата охранного документа: 16.07.2019
24.07.2020
№220.018.36b6

Альтиметрический способ выполнения морской высотометрии с определением уклонения отвесной линии и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области радиотехнических измерений и может быть использована для определения уклонений отвесной линии (УОЛ), уточнения параметров вращения Земли и для решения других геодезических задач на акваториях. В способе, включающим этапы: приема антенной с диаграммой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002727584
Дата охранного документа: 22.07.2020
23.05.2023
№223.018.6c6c

Швартовое причальное устройство

Заявляемое изобретение относится к области судостроения, а именно к техническим средствам для электрического питания и зарядки аккумуляторных батарей безэкипажных или автономных надводных судов при их швартовой стоянке. Швартовое причальное устройство содержит блок управления, расположенный на...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002734644
Дата охранного документа: 21.10.2020
23.05.2023
№223.018.6cea

Способ натурных испытаний безэкипажных судов

Изобретение относится к судостроению, а именно к способам натурных испытаний безэкипажных и автономных судов. Способ заключается в задании маршрута движения судна и сравнении его с реальной траекторией движения, определяемой по текущему местоположению объекта с помощью установленного на нем...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002775813
Дата охранного документа: 11.07.2022
23.05.2023
№223.018.6cff

Система мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002774400
Дата охранного документа: 21.06.2022
23.05.2023
№223.018.6d1f

Способ мониторинга технического состояния средств связи и навигационного оборудования

Изобретение относится к радиотехнике и предназначено для осуществления в режиме реального времени проверок технического состояния берегового и плавучего навигационного и телекоммуникационного оборудования базовых станций (БС) автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002773048
Дата охранного документа: 30.05.2022
+ добавить свой РИД