Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к медицине, к нехирургическим методам лечения опорно-двигательного аппарата, а именно к восстановительному лечению неврологических нарушений опорно-двигательного аппарата и может быть использовано для формирования двигательных функций ребенка со сниженным мышечным тонусом.
Успешность терапии нарушений развития двигательных функций у детей зависит не только от тяжести поражения центральной нервной системы (ЦНС) ребенка, но и от своевременной диагностики и правильной организации реабилитационного процесса, от активности непосредственного участия родителей. Основной задачей реабилитационной терапии является моторное переобучение и выработка «правильного» двигательного стереотипа. Доказано, что за счет непострадавших отделов центральной нервной системы возможна перестройка иннервации между мышцами-антагонистами. При этом необходимо соблюдать этапность в формировании двигательного онтогенеза, т.е. индивидуального развития, ребенка, особенно на первом году жизни.
Известен способ восстановления нормального мышечного тонуса у детей, основанный на проведении механических манипуляций с мышцами ребенка, согласно которому для каждой мышцы, с выраженным высоким тонусом, диагностируют наличие ее отклика на силовое воздействие руками реабилитолога, выражающегося в возникновении резкого механического сопротивления при определенной величине воздействия и тактильно ощущаемого реабилитологом, принимают установленную величину в качестве верхнего предела воздействия, далее в процессе проведения манипуляций осуществляют многократные, случайные по направлению силовые воздействия, по величине не превосходящие ранее установленного упомянутого верхнего предела воздействия (Патент РФ №2214209, 2003). Способ позволяет снять спазм с сохранением эффекта на ближайшие 30 мин. с постепенным увеличением продолжительности лечебного эффекта.
Известен способ стимуляции двигательных навыков у детей по методике Б .Бобат и К. Бобат, описанной в книге (М. Вейсс, А. Зембатый. Физиотерапия. М.: Медицина, 1986, с. 114-131), согласно которой, используя мяч большого диаметра и манипулируя телом ребенка, переводят его из исходных положений на спине и животе в положения на четвереньках, сидя, с опорой на руки, тренируя при этом опору на руки, на ноги, повороты тела ребенка. Недостатком способа является отсутствие комплексного воздействия на миофасциальные структуры.
Известен способ восстановления нормального мышечного тонуса у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы, который включает проведение в воде гимнастических упражнений в форме индивидуальных или мало групповых занятий не менее 3 раз в неделю, по 45-50 мин. Перед водными процедурами в помещении при 24-26°С проводят массаж ребенка. (Патент РФ №2489127. Б.И.№22 от 10.08.2013 г.).
Известен способ восстановления мышечного тонуса у детей со спастическими формами церебрального паралича, включающий комплекс лечебной гимнастики, согласно которому, с помощью методиста-реабилитолога проводят комплекс упражнений в рефлексподавляющих позах с одновременным приданием туловищу и конечностям физиологичных положений, согласно 10 упражнениям, представленным в формуле изобретения. В процессе всего занятия ребенок находится в позах, подавляющих патологические рефлексы, и проходит всю последовательность моторного онтогенеза, на фоне постоянной стимуляции вестибулотонических реакций за счет придания ребенку изначально «нестабильных», «неудобных» для него поз. Воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет специальных поз, которые представляют собой базовые элементы индийской йоги, переработанные и адаптированные в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детского организма и имеющейся неврологической и нейроортопедической патологией. (Патент РФ №2482827. Бюл. №15 от 27.05.2013 г. В.М. Пленников). Этот комплекс назван «Статодинамические адаптивные нагрузки» - СТАН.
Известен способ формирования двигательных функций у младенцев при неврологических или ортопедических патологиях, включающий подавление патологических моторных реакций и развитие двигательной активности, соответствующей здоровому младенцу, посредством положений и поз, стимуляцией постуральных и локомоторных рефлексов, массаж, согласно которому дополнительно стимулируют рефлексы: ориентировочный, вестибулотонические и орального автоматизма, очередность формирования двигательных функций соответствует порядку двигательного развития здорового ребенка в последовательности: контроль положения головы, переворачивание, подъем на четвереньки и ползание, вставание. 1 этап. Формирование контроля положения головы. Контроль положения головы подразумевает удержание головы в вертикальном положении и произвольное движение в нужном направлении. 10 упражнений. 2 этап. Формирование переворота. Для того чтобы перевернуться, ребенку нужно иметь достаточную силу мышц туловища, верхних и нижних конечностей, координацию движений, сформированные вестибулотонические рефлексы. 11 упражнений. 3 этап. Формирование функций подъема на четвереньки, ползание. Ползание начинают тренировать раньше, чем ребенок хорошо научится переворачиваться. 5 упражнений. 4 этап. Формирование функции вставания с колен - стимуляция постуральных рефлексов. (Патент РФ №2309720, Б.И. №31 от 10.11.2007 г.). Способ выбран нами в качестве прототипа.
Движения ребенка первых месяцев жизни, прежде всего, направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих положение позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком. Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно - на протяжении многих месяцев и лет. Все движения сначала проявляются как врожденные и лишь в ходе развития ребенка они приобретают условно-рефлекторный характер, т.е. приводятся в связь с раздражителями, с которыми ранее они были связаны, или вырабатываются новые комбинации из нескольких движений.
Моторный онтогенез - это процесс развития движений, процесс перехода от горизонтального положения к вертикальному, в ходе которого реализуются природные антигравитационные механизмы. На каждом этапе маме или специалисту очень важно оказать правильную помощь. Выделяют шесть ключевых поз моторного онтогенеза, которые играют главную роль в процессе уменьшения площади опоры и вертикализации ребенка: 1. Положение на спине с согнутыми ногами 90° (3-5 месяцев).
2. Устойчивое положение на боку (5-8 месяцев).
3. Упор на коленях или четвереньки (8-10 месяцев).
4. Опора на одно колено, при этом руки держатся за опору (9-10 месяцев).
5. Вертикализация у опоры (10-11 месяцев).
6. Самостоятельная ходьба (12-16 месяцев).
(https://gechtalttver.ru/metod-zameshhayushhego-ontogeneza-gruppovye-zanyatiya; http://in-movement.info/).
Задачей изобретения является разработка способа стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом в онтогенетической последовательности.
Технический результат изобретения состоит в получении устойчивого реабилитационного эффекта за счет восстановления подвижности суставов.
Поставленная задача решается тем, что методист-реабилитолог проводит с ребенком комплекс лечебной гимнастики из 6 упражнений, направленных на стимуляцию двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом в онтогенетической последовательности. Сущность изобретения заключается в том, что с помощью методиста ребенок проходит естественную последовательность двигательного развития с уменьшением площади опоры. Выраженное воздействие на рецепторный аппарат двигательных структур, мышц, суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника осуществляют за счет шести ключевых позиций, которые представляют собой процесс развития движений, процесс перехода от горизонтального положения к вертикальному, в ходе которого реализуется природные антигравитационные механизмы.
Способ осуществляется проведением комплекса из 6 упражнений, выполняемых с помощью методиста.
Порядок формирования у больного ребенка рефлекторных движений соответствует развитию здорового ребенка в младенческом возрасте: контроль положения головы, перевороты, ползание, подъем на четвереньки, подъем с колен.
1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист отслеживает симметричное положение оси голова - позвоночник - таз, затем методист помогает ребенку захватить свои ноги руками и удерживает ребенка в этой позе 30 сек.
2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, опираясь на плечо, бедро и наружную часть стопы. Голову ребенок держит на весу, при этом методист следит за тем, чтобы голова ребенка находилась на одной линии с позвоночником, соблюдая ось тела, и фиксирует таз ребенка, затем ребенок поднимает верхнюю ногу и покачивает ею из стороны в сторону в течение 1 минуты, лежа на боку. Упражнение повторяют, лежа на левом боку.
3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь на кисти рук, локти прямые и находятся под плечевыми суставами. Методист сгибает левую ногу в коленном суставе, отводит ее в сторону, так чтобы пятка находилась на уровне колена правой ноги, фиксирует таз и удерживает ребенка в этой позе 1 минуту. Повторяют упражнение с другой ногой.
4 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях, опираясь на кисти рук. Методист, поддерживая ребенка одной рукой под грудь, другой стабилизирует таз, сохраняя ось тела. Затем методист отпускает руки, а ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты.
5 упражнение: и.п. - ребенок встает на колено правой ноги, левую ногу ребенка методист выставляет вперед с опорой стопу, пятка находится строго под коленом. Руками ребенок держится за опору перед собой. Методист удерживает ребенка за таз, сохраняя ось голова-позвоночник-таз. Ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты. Повторяют упражнение с другой ногой.
6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на полу, ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, держится левой рукой за опору. Голова-позвоночник-таз находятся на одной линии, перпендикулярно полу. Методист, находится справа от ребенка и привлекает внимание ребенка его с помощью игрушки, в ответ на это ребенок поворачивает глаза и голову вправо и тянется к игрушке правой рукой, при этом происходит ротация позвоночника. Повороты повторяют 3 раза. Затем ребенок меняет руку на опоре на правую и повторяет упражнение, поворачиваясь влево.
Предлагаемый комплекс упражнений подавляет патологические моторные реакции у ребенка, стимулирует рефлексы: ориентировочные, вестибулотонические, локомоторные, постуральные. Происходит формирование двигательных функций в соответствии с порядком двигательного развития здорового ребенка в онтогенетической последовательности: контроль положения головы, переворачивание, подъем на четвереньки и ползание, вставание.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для восстановления мышечного тонуса, улучшения трофики мышц и становления двигательных навыков в физиологических рамках у больных со сниженным мышечным тонусом. Примеры конкретного осуществления способа.
Пример 1. Больной А., 9 месяцев, диагноз: нейродегенеративное заболевание, мышечный тонус снижен. Навыки: самостоятельно поворачивается на бок, лежа на животе, удерживая голову кратковременно. С целью реализации двигательного потенциала на фоне выраженного сниженного тонуса мышц конечностей с ребенком был проведен курс из 10 занятий по 6 упражнений.
1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист отслеживает симметричное положение оси голова - позвоночник - таз, затем методист помогает ребенку захватить свои ноги руками и удерживает ребенка в этой позе 30 сек. 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, опираясь на плечо, бедро и наружную часть стопы. Голову ребенок держит на весу, при этом методист следит за тем, чтобы голова ребенка находилась на одной линии с позвоночником, соблюдая ось тела, и фиксирует таз ребенка, затем ребенок поднимает верхнюю ногу и покачивает ею из стороны в сторону в течение 1 минуты, лежа на боку. Затем упражнение повторяют, лежа на левом боку. 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь на кисти рук, локти прямые и находятся под плечевыми суставами. Методист сгибает левую ногу в коленном суставе, отводит ее в сторону, так чтобы пятка находилась на уровне колена правой ноги, фиксирует таз. Удерживает ребенка в этой позе 1 минуту. Повторяют упражнение с другой ногой. 4 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях, опираясь на кисти рук. Методист, поддерживая ребенка одной рукой под грудь, другой стабилизирует таз, сохраняя ось тела. Затем методист отпускает руки, а ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты. 5 упражнение: и.п. - ребенок встает на колено правой ноги, левую ногу ребенка методист выставляет вперед с опорой стопу, пятка находится строго под коленом. Руками ребенок держится за опору перед собой. Методист удерживает ребенка за таз, сохраняя ось голова-позвоночник-таз. Ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты. Повторяют упражнение с другой ногой. 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на полу, ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, держится левой рукой за опору. Голова-позвоночник-таз находятся на одной линии, перпендикулярно полу. Методист, находится справа от ребенка и привлекает внимание ребенка его с помощью игрушки, в ответ на это ребенок поворачивает глаза и голову вправо и тянется к игрушке правой рукой, при этом происходит ротация позвоночника. Повороты повторяют 3 раза. Затем ребенок меняет руку на опоре на правую и повторяет упражнение, поворачиваясь влево. По необходимости курс лечебной гимнастики повторяют еще дважды. Мама была обучена упражнениям и продолжала заниматься дома. В результате лечения у ребенка улучшилась трофика мышц, появились навыки самостоятельных поворотов на живот, опора на выпрямленные руки.
Пример 2. Больной М., 1 год 2 месяца, диагноз: нейродегенеративное заболевание, мышечный тонус снижен. Навыки: самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно, опирается на прямые руки, ползает по-пластунски. С целью реализации двигательного потенциала на фоне выраженного сниженного тонуса мышц конечностей ребенок получил 3 курса по 10 занятий. 1 упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист отслеживает симметричное положение оси голова - позвоночник - таз. Методист помогает ребенку захватить свои ноги руками и удерживает ребенка в этой позе 30 сек. 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на боку, опираясь на плечо, бедро и наружную часть стопы. Голову ребенок держит на весу, при этом методист следит за тем, чтобы голова ребенка находилась на одной линии с позвоночником, соблюдая ось тела. Поднимая верхнюю ногу, лежа на боку, ребенок совершает ее покачивание из стороны в сторону в течение 1 минуты, методист при этом фиксирует таз, помогая ребенку. 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь на кисти рук, локти прямые и находятся под плечевыми суставами. Методист сгибает левую ногу в коленном суставе, отводит ее в сторону, так чтобы пятка находилась на уровне колена правой ноги, фиксирует таз. Удерживает ребенка в этой позе 1 минуту. Повторяют упражнение с другой ногой. 4 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях, опираясь на кисти рук. Методист, поддерживая ребенка одной рукой под грудь, другой стабилизирует таз, сохраняя ось тела. Затем методист отпускает руки, а ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты. 5 упражнение: и.п. - ребенок встает на колено правой ноги, левую ногу ребенка методист выставляет вперед с опорой стопу, пятка находится строго под коленом. Руками ребенок держится за опору перед собой. Методист удерживает ребенка за таз, сохраняя ось голова-позвоночник-таз. Ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты. Повторяют упражнение с другой ногой. 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на полу, ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, держится левой рукой за опору. Голова-позвоночник-таз находятся на одной линии, перпендикулярно полу. Методист, находится справа от ребенка и привлекает внимание ребенка его с помощью игрушки, в ответ на это ребенок поворачивает глаза и голову вправо и тянется к игрушке правой рукой, при этом происходит ротация позвоночника. Повороты повторяют 3 раза. Затем ребенок меняет руку на опоре на правую и повторяет упражнение, поворачиваясь влево.
В результате выполнения комплекса упражнений у ребенка улучшился мышечный тонус, ребенок самостоятельно встал на четвереньки, появилась опора на одно колено возле опоры, вертикализация у опоры, сделал первый самостоятельный шаг. Мама была обучена упражнениям и продолжала заниматься дома.
Использование предлагаемого способа позволяет добиться устойчивого реабилитационного эффекта за счет восстановления подвижности суставов. При этом у ребенка правильно формируются постуральные и локомоторные функции, осознанное выполнение движений в сроки, близкие к физиологическим. Улучшить координацию выполняемых на занятиях движений в усложненных и нестандартных исходных положениях.
Способ прост в исполнении, им могут пользоваться как мамы в домашних условиях, так и методисты в стационаре.
Способ стимуляции двигательных навыков у детей со сниженным мышечным тонусом, включающий формирование двигательных функций в соответствии с порядком двигательного развития здорового ребенка в последовательности: контроль положения головы, переворачивание, подъем на четвереньки и ползание, вставание, отличающийся тем, что с помощью методиста проводят комплекс лечебной гимнастики из 6 упражнений: 1 упражнение: исходное положение - и.п. - ребенок лежит на спине, методист отслеживает симметричное положение оси голова-позвоночник-таз ребенка, затем помогает ребенку захватить свои ноги руками и удерживает ребенка в этой позе 30 сек.; 2 упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, опираясь на плечо, бедро и наружную часть стопы, голову ребенок держит на весу, при этом методист следит за тем, чтобы голова ребенка находилась на одной линии с позвоночником, соблюдая ось тела, и фиксирует таз ребенка, затем ребенок поднимает верхнюю левую ногу и покачивает ею из стороны в сторону в течение 1 минуты лежа на боку, затем ребенок повторяет упражнение лежа на левом боку; 3 упражнение: и.п. - ребенок лежит на животе, опираясь на кисти рук, локти выпрямлены и находятся под плечевыми суставами, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и отводит ее в сторону, так чтобы пятка левой ноги находилась на уровне колена правой ноги, фиксирует таз ребенка и удерживает его в этой позе 1 минуту, затем упражнение повторяют с другой ногой; 4 упражнение: и.п. - ребенок стоит на коленях, опираясь на кисти рук, методист, одной рукой поддерживая ребенка под грудь, другой стабилизирует таз ребенка, помогая ребенку удерживать спину параллельно полу, затем методист отпускает руки, а ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты; 5 упражнение: и.п. - ребенок встает на колено правой ноги, левую ногу ребенка методист выставляет вперед с опорой на всю стопу, пятка находится строго под коленом, руками ребенок держится за опору перед собой, методист стабилизирует таз ребенка, сохраняя ось голова-позвоночник-таз, ребенок находится в фиксированном состоянии в течение 1 минуты, затем упражнение повторяют с другой ногой; 6 упражнение: и.п. - ребенок стоит на полу, ноги врозь на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, и держится левой рукой за опору, голова, позвоночник, таз находятся на одной линии, перпендикулярно полу, методист находится справа от ребенка и привлекает его внимание с помощью игрушки, в ответ на это ребенок поворачивает глаза и голову вправо и тянется к игрушке правой рукой, при этом происходит ротация позвоночника, повороты повторяют 3 раза, затем ребенок меняет руку на опоре на правую и повторяет упражнение, поворачиваясь влево, повороты повторяют 3 раза.