Вид РИД
Изобретение
Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации детей с несовершенным остеогенезом (НО), и может быть использовано для реабилитации детей с НО первого года жизни.
(НО) (лат. osteogenesis imperfecta; иначе «несовершенное костеобразование», болезнь «хрустального человека» - группа генетических нарушений, одно из заболеваний, характеризующееся повышенной ломкостью костей.
Известен комплекс реабилитационных упражнений с использованием эластичной ленты для детей с несовершенным остеогенезом (Батышева Т.Т., Кудрявцева О.И., Мойзыкевич Е.Р., Буханов В.В. тезисы доклада на VII Междисциплинарном научно-практическом конгрессе «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей», Москва 30-31 октября 2017 г., стр. 35).
Известен комплекс коррекционно-развивающей гимнастики для детей с диагнозом несовершенный остеогенез (Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д., «Лечебная физическая культура в детском возрасте», Издательство «Речь», 2007, учебно-методическое пособие для студентов медицинских и педагогических вузов). В книге представлен перечень программ, которые прошли апробацию в ведущих научных и медицинских центрах, например, в реабилитационном центре «Без Границ» Волгоградской Академии физической культуры. (https://www.youtube.com/watch?v=2sYgww_ySQA).
Известен способ проведения гимнастики для коррекции двигательного стереотипа у детей, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием эластичной ленты, согласно которому, методист - реабилитолог проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений в физиологичных позах с выстраиванием сводов стоп и осанки, используя гимнастическую ленту как предмет, взаимодействуя с которым, ребенок выполняет упражнение в режиме с отягощением. Комплекс упражнений предназначен для детей старше 7 лет с несовершенным остеогенезом, способных к самостоятельному передвижению без вспомогательных средств и направлен на коррекцию положения таза и позвоночника, стимуляция сводов стоп. Комплекс включает в себя последовательное выполнение пяти упражнений: выстраивание оси тела, в положении стоя, присед с сохранением оси тела, упражнение с лентой в положении стоя, упражнение с лентой в положении сидя, выстраивание свода стопы в положении сидя. В процессе занятия ребенок выполняет коплекс упражнений в позициях, корригирующих функциональные изменения опорно-двигательного аппарата и сохраняет эти позиции при применении отягощения. При этом в работу вовлекаются мышцы - стабилизаторы позвоночника и длинные миофасциальные цепи, не вовлеченные в работу при повседневной нагрузке, что позволяет равномерно распределять осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, снижая нагрузку на кости, и уменьшая риск переломов (Патент РФ №2682813, 2019 г.).
Этот способ выбран нами в качестве прототипа. Недостатком прототипа является то, что он разработан для реабилитации детей старше 7 лет и не применим для детей с НО первого года жизни.
Ребенку с несовершенным остеогенезом, особенно первого года жизни, показан щадящий режим, курсы лечебной гимнастики, массажа, гидротерапии, физиотерапии.
Реабилитация детей, страдающих несовершенным остеогенезом, проводится группой специалистов: педиатром, детским ортопедом, физиотерапевтом, специалистом ЛФК, детским психологом. Хорошо себя зарекомендовали физиотерапевтические методы, например, электрофорез с минералами, массаж и даже специальный комплекс упражнения для укрепления мышечного каркаса.
(https://detstrana.ru/service/disease/childreri/nesoversheimyj-osteogenez/).
Задачей изобретения является разработка способа стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом первого года жизни.
Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации детей с несовершенным остеогенезом путем укрепления мышечного корсета и формирования у ребенка осознания физиологичных положений осанки.
Поставленная задача решается тем, что с помощью методиста - реабилитолога ежедневно с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 10 занятий по пять упражнений в каждом, в физиологичных позах с выстраиванием стоп и осанки, продолжительностью 10-15 минут.
Способ осуществляют проведением комплекса лечебной гимнастики из пяти упражнений, выполняемых с ребенком с помощью методиста ежедневно, продолжительностью 10-15 минут.
1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 сек.;
2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;
3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;
4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;
5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой.
Клинический пример 1. Мальчик Н., 10 месяцев, диагноз: Несовершенный остео-генез. С ребенком проведен комплекс лечебной гимнастики из 10 занятий по 5 упражнений в каждом, в физиологичных позах с выстраиванием стоп и осанки, продолжительностью 10-15 минут. 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 сек.; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфез, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой. В результате проведенного комплекса лечебной гимнастики из 10 занятий у ребенка улучшился мышечный тонус, ребенок самостоятельно встал на четвереньки. Во время проведения комплекса мама ребенка была обучена комплексу упражнений и продолжала занятия дома.
Способ позволяет сформировать двигательные навыки у младенца, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, скорректировать подвижность в крупных суставах, играющих важную роль в формировании физиологичного патерна шага, а также активировать процессы «мышечной памяти».
Способ позволяет укрепить мышечный корсет детей с несовершенным остеогенезом и корректировать особенности их осанки за счет выполнения упражнений в положениях, приближенных к физиологичным и снизить риск возможных переломов.
Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для увеличения мышечной силы и коррекции имеющихся деформаций осанки у детей с несовершенным остеогенезом первого года жизни.
Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни, включающий комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета детей и корректировки их осанки, отличающийся тем, что с помощью методиста с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики продолжительностью 10-15 минут, состоящий из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение - и.п. - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 с; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: и.п. - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: и.п. - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой.