×
24.07.2020
220.018.361d

Результат интеллектуальной деятельности: Гибридный датчик измерения углового положения

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к измерительной технике, автоматике и может быть использовано при создании высокоточных аналого-цифровых преобразователей, датчиков перемещений и систем контроля параметров изделий электронной техники. Техническим результатом является уменьшение погрешности измерения углового положения. Устройство содержит аналоговый датчик углового положения, цифровой датчик углового положения, расположенный на одном валу с аналоговым датчиком углового положения, аналого-цифровой преобразователь и вычислитель. 4 ил., 2 табл.

Изобретение относится к измерительной технике, автоматике, и может быть использовано при создании высокоточных аналого-цифровых преобразователей и систем контроля параметров изделий электронной техники. Техническим результатом является то, что гибридные датчики позволяют значительно уменьшить погрешность измерения углового положения даже при использовании в своем составе относительно грубых цифровых и аналоговых датчиков. Это также позволяет применять датчики меньших габаритных размеров и цифровые датчики углового положения меньшей разрядности.

При разработке систем автоматического управления летательным аппаратом неизбежно возникает вопрос выбора датчиков углового положения различных объектов: органов управления, рулевых поверхностей и т.п. В настоящее время существует устойчивая тенденция перехода от аналоговых к цифровым датчикам, при этом одной из основных проблем остается необходимость обеспечения заданной точности датчика.

В системах автоматики аналоговые датчики (АД) углового положения в чистом виде применяются относительно редко, чаще они применяются в комплексе с аналого-цифровым преобразователем выходного сигнала. Такое комплексирование позволяет значительно упростить обработку выходного сигнала в современных цифровых вычислительных системах. При этом основным недостатком аналоговых датчиков углового положения остается относительно высокая зависимость выходного сигнала от внешних воздействий: температуры, влажности, давления и т.д.

Цифровые датчики (ЦД) углового положения значительно меньше подвержены влиянию внешней окружающей среды, но имеют свои характерные недостатки:

- инкрементные датчики углового положения пока не нашли применения в авиации, т.к. при пропадании и последующем восстановлении электропитания невозможно определить текущее угловое положение объекта;

- абсолютные датчики углового положения при повышенной разрядности (точности) имеют относительно большие габариты, в силу чего возникают сложности при организации резервирования каналов получения информации о текущем угловом положении.

В изобретении предлагается гибридный датчик измерения углового положения, имеющий в своем составе и аналоговый и цифровой датчики углового положения, связанные определенным образом как конструктивно, так и алгоритмически с целью получения единого выходного сигнала.

Известны датчики преобразования угла поворота вала в код по а.с. 1181135 (СССР) и по а.с. 1786662 (СССР), основанные на том, что вал датчика поворачивают на равномерно расположенные углы в диапазоне преобразования, преобразуют угол поворота вала в сигналы, определяют амплитуды и фазы пространственных гармоник погрешности преобразования, формируют поправки и затем формируют выходной код угла.

Известно устройство для измерения угловых перемещений RU 2313764 С1, 27.12.2007, МПК: G01B 7/30, содержащее формирователь синусоиды, трансформаторный датчик угла, дифференциальный усилитель, устройство выборки-хранения, аналого-цифровой преобразователь регистр данных, блок управления и синхронизации и генератор.

Недостатком этих устройств является погрешность, обусловленная напряжением смещения измеряемого напряжения.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является преобразователь угла поворота вала в код, патент РФ 2310984, МПК Н03М 1/64, опубликован 20.11.2007 г., принятый за прототип и содержащий три синусно-косинусных трансформаторных датчика, коммутатор, интеграторы, функциональный преобразователь отношения напряжений в код, пороговые элементы, элементы И-НЕ, формирователь времени интегрирования, счетчик, триггер и формирователь сигнала исходного состояния, причем формирователь времени интегрирования содержит элемент НЕ, генератор импульсов, счетчик-распределитель и триггер.

Недостатком известного преобразователя является низкое быстродействие, обусловленное тем, что на преобразование (интегрирование, кодирование и подготовку (обнуление) интеграторов к следующему циклу интегрирования) каждого из входных параметров затрачивается время, равное периоду входных сигнальных напряжений.

Целью изобретения является уменьшение погрешности измерения углового положения объекта при использовании в своем составе относительно грубых цифровых и аналоговых датчиков углового положения, и как следствие, уменьшение массогабаритных параметров датчика.

Гибридный датчик измерения углового положения, включающий в себя аналоговый датчик углового положения, дополнительно содержит цифровой датчик углового положения, расположенный на одном валу с аналоговым датчиком углового положения, аналого-цифровой преобразователь и вычислитель; выход аналогового датчика углового положения соединен с входом аналого-цифрового преобразователя, выход аналого-цифрового преобразователя соединен с первым входом вычислителя; выход цифрового датчика углового положения соединен со вторым входом вычислителя; вычислитель производит расчет углового положения вала используя значения сигнала от аналогового датчика углового положения поступающего через аналого-цифровой преобразователь и значение сигнала цифрового датчика углового положения по формуле

где γ - угловое положение вала;

βа, βц, - сигналы аналогового и цифрового датчиков углового положения соответственно; b1i, ki - поправочные коэффициенты для каждого i-го кванта цифрового датчика углового положения определяемые в процессе предварительной тарировки гибридного датчика углового положения и хранимые в памяти вычислителя; с выхода вычислителя снимают значение углового положения вала.

Сущность изобретения поясняется четырьмя рисунками, при помощи которых поясняется принцип работы заявляемого устройства. На Фиг. 1. - представлена структурная схема гибридного датчика измерения углового положения, на Фиг. 2 - представлены выходные характеристики ЦД и АД, наФиг.2 - приведены параметры калибровки первого кванта ЦД, на Фиг. 4 - представлены результаты математического моделирования.

Устройство содержит аналоговый датчик углового положения 1, цифровой датчик углового положения 2, аналогово-цифровой преобразователь 3, вычислитель 4.

Описание принципа работы гибридного датчика углового положения приведем ниже.

Основной принцип при создании гибридного датчика углового положения заключается в использовании различных подходов к измерению углового положения и «жесткой» синхронизации аналогового и цифрового датчиков в диапазоне измерения. В качестве варианта «жесткой» синхронизации можно рассмотреть конструкцию гибрида, в которой кодовый диск цифрового датчика и аналоговый датчик размещены на одном валу и их диапазоны измерения совмещены (Фиг. 1).

Датчики, входящие в состав гибрида, имеют различные подходы к измерению углового положения, поэтому моделирование и анализ выходных характеристик датчиков удобно производить в прямоугольной декартовой системе координат «заданное угловое положение - измеренное угловое положение». Это позволяет уйти от рассмотрения физических явлений, происходящих в датчиках и параметров их описывающих.

К датчикам углового положения из состава гибрида предъявляются следующие требования:

- выходная характеристика АД должна быть монотонно возрастающей пропорционально угловому положению;

- выходная характеристика АД не должна иметь разрывов в пределах диапазона определения углового положения;

- выходная характеристика АД может иметь разрыв на границах измерения, например, в точке 0 (2π);

- максимальная точность ЦД в точках изменения кода.

Для примера рассмотрим гибридный датчик углового положения, имеющий в своем составе цифровой и аналоговый датчики углового положения с выходными характеристиками, соответственно, βц(α) и βа(α) (Фиг. 2). Выходные характеристики совмещены в диапазоне измерения (0 - 2π).

Как видно из Фиг. 2, выходная характеристика βа(α) аналогового датчика углового положения удовлетворяет ранее предъявленным требованиям. При этом заметим, что характеристика имеет следующие недостатки:

- разная степень кривизны на различных участках характеристики;

- имеются разрывы (смещение характеристики) при α=0 и α=2π;

- величины смещений характеристики при α=0 и α=2π не равны.

Цифровой датчик углового положения - двоичный, имеет минимально требуемую разрядность nр=2 и следовательно имеет число угловых положений (квантов) N равное

В качестве прототипа использовалась математическая модель однодорожечного двоичного цифрового датчика на основе Т-последовательности T(2,2)={0011}[1]. Информация о кодах датчика углового положения представлена в Таблице 1.

Рассмотрим фрагмент алгоритма калибровки на примере первого кванта цифрового датчика углового положения (Фиг. 3).

В процессе вращения вала гибридного датчика углового положения, при появлении сигнала о смене кода цифрового датчика углового положения, вычислитель фиксирует значение угла βа аналогового датчика. Т.е. фиксируются значения аналогового датчика углового положения (b11, b21) на границах кванта ЦД.

По известным значениям b11, b21 вычислитель рассчитывает коэффициент угла наклона хорды [b11, b21] выходной характеристики аналогового датчика для текущего кванта цифрового датчика углового положения

где - угловая величина кванта цифрового датчика.

Выполняя вращение вала гибридного датчика во всем диапазоне измерения α∈[0, 2π], получаем массив значений поправочных коэффициентов (b1i, ki) для каждого i-го кванта Полученный массив заносится в память вычислителя. Процесс калибровки завершен.

Роль поправочных коэффициентов, полученных в процессе калибровки, заключается в следующем.

Параметр b1i позволяет привести начало участка выходной характеристики аналогового датчика в диапазоне i-кванта к значению цифрового датчика в данном кванте (смещение участка выходной характеристики АД).

Коэффициент ki учитывает поправку требуемого наклона хорды выходной характеристики аналогового датчика для приведения к углу наклона, равному единице, что соответствует углу наклона идеального датчика углового положения (Фиг. 3).

Следовательно, поправочные коэффициенты b1i, ki позволяют синхронизировать показания аналогового датчика и цифрового датчика в точках смены кода ЦД.

В общем случае, для любого i-го кванта цифрового датчика можно определить значение углового положения вала γ

где - коэффициент наклона хорды выходной характеристики АД.

Таким образом, в процессе работы гибридный датчик углового положения используя значения сигналов βц, βа цифрового и аналогового датчиков соответственно, с учетом поправочных коэффициентов b1i, ki, вычисляет значение текущего углового положения γ.

Для исходных данных (Фиг. 3) полученные поправочные коэффициенты приведены в Таблице 2, результаты математического моделирования работы гибридного датчика углового положения представлены на Фиг. 4.

На Фиг. 4 представлены результаты математического моделирования работы гибридного датчика углового положения с исходными выходными характеристиками аналогового датчика углового положения (Фиг. 2).

В процессе моделирования вычислялась абсолютная погрешность для выходной характеристики аналогового датчика до выполнения калибровки, а также абсолютная погрешность для выходной характеристики гибридного датчика. Погрешность вычислялась относительно характеристики идеального датчика (Фиг. 4).

Анализ результатов моделирования, показывает, что, если выходная характеристика аналогового датчика удовлетворяет описанным ранее требованиям, то независимо от ее кривизны и формы выходная характеристика гибридного датчика имеет значительно меньшую абсолютную погрешность. Что подтверждает правильность выбранного подхода к гибридизации датчиков углового положения.

Таким образом, гибридные датчики позволяют значительно уменьшить погрешность измерения углового положения даже при использовании в своем составе относительно грубых цифровых и аналоговых датчиков. А это в свою очередь позволяет уменьшить размеры гибридного датчика, применяя аналоговые и цифровые датчики углового положения меньших габаритных размеров.

Процесс калибровки гибридного датчика углового положения не требует сложного стендового оборудования, так как необходимо выполнить только синхронизацию диапазонов измерения цифрового и аналогового датчиков. Отпадает необходимость использования внешнего эталонного датчика углового положения, т.к. роль калибрующего устройства выполняет цифровой датчик углового положения. Дополнительным преимуществом является возможность снижения разрядности цифрового датчика для обеспечения требуемой точности считывания угла.

Устройство может быть использовано при решении инженерно-технических задач, связанных с необходимостью измерения углов отклонения ручек управления и рулевых органов изменения аэродинамики летательных аппаратов.

Литература

1. Цацин А.А. Метод формирования Т-последовательностей для однокоординатных цифровых датчиков перемещений // Материалы IV научно-практической конференции памяти О.В. Успенского [Тескт] / Сборник докладов, - М.: Издательский дом Академии Н.Е. Жуковского, 2017. С. 54-60.

Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
29.05.2018
№218.016.56e5

Способ определения коэффициентов калибровки интегрированного блока датчиков

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применения при калибровке интегрированных систем навигации и позиционирования подвижных объектов различной физической природы. Технический результат – повышение точности. Для этого способ определения коэффициентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655053
Дата охранного документа: 23.05.2018
09.08.2018
№218.016.78bc

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата заключается в уточнении углов пространственного положения ЛА после отделения его от носителя с целью исключения отклонения управляемого автономного ЛА от заданной траектории. Способ включает в себя начальную выставку БИНС,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663251
Дата охранного документа: 03.08.2018
01.11.2018
№218.016.9827

Способ определения углов ориентации ла на вертикальных траекториях полета

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671291
Дата охранного документа: 30.10.2018
08.11.2018
№218.016.9aa0

Электромеханический привод поступательного действия

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к преобразованию вращательного движения в поступательное. Электромеханический привод поступательного действия содержит винт и гайку. Гайка состоит из сепаратора, в гнездах которого расположены тела качения, и корпуса с гладкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671662
Дата охранного документа: 06.11.2018
14.11.2018
№218.016.9cc7

Способ контроля исправности интегрированных блоков датчиков

Заявленное изобретение относится к способу контроля исправности интегрированных блоков датчиков (ИБД). Способ заключается в том, что сравнивают назначенные пороговые величины, после включения бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) осуществляют ускоренную проверку исправности навигационных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672311
Дата охранного документа: 13.11.2018
11.03.2019
№219.016.d620

Боковая ручка управления (варианты)

Изобретение относится к средствам управления самолетом по тангажу и крену. Боковая ручка управления самолетом с двумя вращательными степенями свободы включает рукоятку 11, основание 2 с двумя электроприводами (1а) поперечного канала и (1б) продольного канала, имеющими форму цилиндров и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681462
Дата охранного документа: 06.03.2019
20.06.2019
№219.017.8d3d

Способ оценки маловысотного контура управления ла

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки качественных характеристик контура управления маловысотным полетом. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого способ включает моделирование виртуального рельефа местности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691984
Дата охранного документа: 19.06.2019
01.08.2019
№219.017.bb1a

Способ построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне

Изобретение относится к способу построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне. Для построения маршрута производят моделирование виртуальной карты рельефа местности, используют динамическую модель испытуемого ЛА, производят полет по заданному маршруту, производят разложение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696047
Дата охранного документа: 30.07.2019
04.02.2020
№220.017.fd5d

Способ формирования псевдослучайной двоичной последовательности для однокоординатных датчиков перемещений

Изобретение относится к областям информатики и вычислительной техники и может быть использовано для генерации псевдослучайной двоичной последовательности. Техническим результатом является повышение эффективности составления двоичного кода псевдослучайной кодовой шкалы. Генерируют двоичные коды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712827
Дата охранного документа: 31.01.2020
13.02.2020
№220.018.01f1

Система для разработки интеллектуального датчика

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к автоматическим и автоматизированным системам разработки интеллектуальных датчиков путем «обучения» в процессе калибровки, и может быть использовано в приборостроении при разработке, изготовлении и диагностике...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714039
Дата охранного документа: 11.02.2020
Showing 1-10 of 51 items.
10.05.2015
№216.013.4b43

Способ определения и компенсации девиации магнитометрических датчиков и устройство для его осуществления

Изобретение относится к магнитному курсоуказанию и навигации и может быть использовано на летательных аппаратах для определения коэффициентов девиации, описывающих изменения напряженности магнитного поля земли (МПЗ), вносимые летательным аппаратом (ЛА) непосредственно в полете, и компенсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550774
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.06.2015
№216.013.56e6

Способ определения углового положения управляемого аппарата, подвешенного к самолету-носителю

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА). Способ включает в себя предварительную обработку сигналов, соответствующих угловым скоростям, измеренным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553776
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.07.2015
№216.013.5d93

Устройство для определения углов пространственной ориентации подвижного объекта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации, в частности, для определения углов пространственной ориентации летательных аппаратов (ЛА). Устройство для определения углового положения подвижного объекта содержит два трехкомпонентных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555496
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.09.2015
№216.013.800a

Способ определения центра масс летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение для определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Технический результат - повышение точности. Для этого осуществляют измерение текущих углов тангажа, кажущегося линейного ускорения, угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564375
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.800e

Бесплатформенная инерциальная курсовертикаль

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в навигационных системах морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство содержит трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564379
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.800f

Способ коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для непрерывной коррекции углов крена и тангажа подвижных объектов, в частности беспилотных летательных аппаратов. Изобретение предусматривает использование сигналов, соответствующих угловой скорости объекта, и сигнала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564380
Дата охранного документа: 27.09.2015
10.12.2015
№216.013.973f

Способ определения координат центра масс самолета в полете и устройство для его осуществления

Заявляемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам и устройствам определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Способ основан на измерении параметров полета летательного аппарата. Сущность способа определения координат центра масс самолета состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570339
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.04.2016
№216.015.2b7b

Способ определения тяги двигателей самолета

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения эффективной тяги двигателей самолета. Способ основан на измерении скоростного напора воздушного потока, включает в себя измерение угла атаки самолета и перегрузку вдоль продольной оси самолета. На основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579796
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e0f

Устройство определения погрешностей измерения углов атаки и скольжения

Изобретение относится к технике определения параметров движения и к области оценки и компенсации погрешностей измерения углового положения летательного аппарата (ЛА). Устройство определения погрешностей измерения угла атаки и угла скольжения содержит блок измерения угла скольжения, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579551
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e48

Способ определения погрешности измерения воздушной скорости и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерениям воздушной скорости, и может быть использовано для определения и компенсации погрешности измерения воздушной скорости и определения скорости ветра на высоте полета летательного аппарата. Сущность изобретения по определению и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579550
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД