×
09.08.2018
218.016.78bc

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата заключается в уточнении углов пространственного положения ЛА после отделения его от носителя с целью исключения отклонения управляемого автономного ЛА от заданной траектории. Способ включает в себя начальную выставку БИНС, счисление углов пространственной ориентации, скоростей, координат ЛА и формирование текущей траектории полета, осуществляет уточнение текущего значения угла крена, для чего выполняется проверка выхода угловой скорости относительно продольной оси (ω) за ограничение пределов измерений датчика ДУС, автономное уточнение угла крена после устранения вращения ЛА, нахождения «площадки» для определения крена и вычисления крена методом скользящего среднего, при выполнении конкретных приведенных условий. Техническим результатом является уточнение траектории автономно управляемого ЛА путем определения его угла крена после отделения от носителя, используя сигналы своих же бортовых инерциальных датчиков. Способ позволяет повысить точность формирования текущей траектории ЛА без усложнения конструкции и увеличения трудозатрат. 1 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области авиации, а именно к области способов помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата. Изобретение предназначено для применения в области авиационного приборостроения в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА).

Способ помощи в навигации заключается в уточнении углов пространственного положения ЛА после отделения его от носителя с целью исключения отклонения управляемого автономного ЛА от заданной траектории. По причине воздействия вихревых потоков, создаваемых носителем, неравномерного срабатывания замков подвеса и из-за воздействия набегающего потока на несимметричную аэродинамику отделяемый ЛА может получить большие крутящие моменты. Как показывает практика, угловая скорость вращения может превысить максимальный порог измерения датчиков угловых скоростей (ДУС). В результате чего, после остановки вращения стабилизированный угол крена может отличаться от нуля на десятки градусов, что приводит к сильному отклонению ЛА от заданной траектории. Актуальной задачей является повышение точности управления за счет автономного уточнения угла крена после устранения вращения ЛА. Во многих ЛА используются инерциальные системы управления, а спутниковые корректоры отсутствуют. Даже при наличии спутниковых приемников относительно большое время захвата сигналов от спутников или помехи не позволяют их использовать на начальном этапе полета. Случай, приведенный выше, имеет вероятностный характер и используется единожды после отделения носимого ЛА от носителя. По этой причине установка на ЛА нескольких ДУС с разными диапазонами измерений сопряжена с необходимостью значительных финансовых затрат и в ряде случаев нецелесообразна.

Существует способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата, патент №RU 2523183, МКП G08G 5/02, G05D 1/06, приоритет от 28.04.2009 г. FR 09/02066, опубликован 20.07.2014 г, бюл. №20.

Способ помощи в навигации заключается в определении будущей траектории захода на посадку с помощью произведения оценки прогнозируемых безопасных радиусов на будущей траектории, основанной на вычислении предельного момента, начиная с которого прогнозируемый безопасный радиус превышает или равен пределу выдачи тревожного сигнала и вычисления предельного момента ухода, который соответствует максимальному моменту, в который летательный аппарат должен покинуть заранее определенную траекторию, по которой он двигался, чтобы иметь возможность выйти на безопасную высоту.

В приведенном выше способе отсутствует режим автономной коррекции углов ориентации бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) при потере сигнала от спутниковых систем коррекции, что может привести к отклонению ЛА от заданной траектории, за счет снижения точности.

Целью данного изобретения является повышение точности формирования текущей траектории ЛА путем автономной коррекции угла крена.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно заявляемому способу помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата, осуществляют начальную выставку БИНС, счисление углов пространственной ориентации, скоростей, координат ЛА и формирование текущей траектории полета, дополнительно осуществляют уточнение текущего значения угла крена, для чего выполняют проверку выхода ωx за ограничение пределов измерений датчика ДУС, если модуль ωx превысил ограничение, устанавливают признак , вычисляют мгновенное значение статической оценки крена , где: nz - показания акселерометра по оси z, ϑ - текущее значение тангажа, вычисляют скользящее среднее статической оценки крена и скользящее СКО крена σ(γ), выполняют сдвиг буфера для скользящего СКО крена σ(γ) и буфера для скользящего среднего статической оценки крена , на массивах этих буферов вычисляют скользящее СКО крена σ(γ) и скользящее среднее статической оценки крена , если скользящее СКО крена σ(γ) меньше порога «П», и текущее время от момента команды на отделение больше tl, тогда устанавливают признак обнаружения «площадки» крена γi=1; запоминают номер отсчета обнаружения «площадки» крена ; запоминают корректирующее значение крена равное скользящему среднему статической оценки крена на момент обнаружения «площадки», если скользящее СКО крена σ(γ) меньше порога «П», и номер текущего отсчета равен , и признак выхода на ограничение установлен в единицу , тогда в алгоритме ориентации СПО изделия выполняют замену текущей оценки крена ЛА γ на корректирующее значение .

Суть способа помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата излагается ниже.

Коррекцию выполняют при стабилизации изделия в положении близкому к невозмущенному полету, после отделения от носителя.

Момент коррекции определяют по СКО оценки крена на скользящем интервале наблюдения с заданной длительностью.

По истечении tl после отделения, и при условии того, что СКО оценки крена на скользящем интервале меньше «П», корректирующее значение определяют соотношением:

Черта сверху означает усреднение на скользящем интервале.

Учитывают интервал времени, на котором происходит интенсивное вращение изделия после его отделения от носителя. Для этого задают время tl, отсчитываемое от момента команды на отделение изделия, в течение которого происходит основное вращение изделия:

- в течение tl определяют наличие выхода ωx на ограничение;

- по истечении tl находят «площадку» крена, на которой он достаточно стабилен для использования статической оценки крена ;

- поскольку поиск «площадки» необходимо выполнять в процессе счисления ориентации, то данный алгоритм коррекции должен быть включен в «Быстрый цикл» решения навигационного алгоритма БИНС по Δt.

Момент обнаружения «площадки» крена фиксируют по величине скользящего СКО крена - σ(γ), которое вычисляют на скользящем интервале длиной в 1 секунду. Момент обнаружения «площадки» заранее не определен, и может варьироваться в зависимости от продолжительности и интенсивности вращения, но этот момент всегда больше tl.

Конкретное значение момента времени обнаружения «площадки» фиксируют в виде номера отсчета измерений от команды на отделение до убывания скользящего СКО крена σ(γ) ниже заданного порога «П».

Обнаружение «площадки» свидетельствует о достаточно стабильном положении изделия по крену, при этом само значение крена может быть различным, в зависимости от того, насколько удачно оно стабилизировалось в данном полете.

Параллельно с вычислением скользящего СКО крена σ(γ) вычисляют скользящее среднее статической оценки крена . Для этого мгновенные значения статической оценки крена усредняют на текущем положении скользящего интервала.

Для коррекции используют скользящее среднее статической оценки крена на отсчете момента обнаружения «площадки», которое обозначают как .

Заметим, что успех использования формулы обеспечивается только совместно с правильным обнаружением «площадки» и при усреднении мгновенных статических оценок на заданном интервале.

По мере решения шагов Δt, как только скользящее СКО крена σ(γ) становится меньше порога «П» фиксируют корректирующее значение крена , которое присваивают текущей оценке крена γ в алгоритме ориентации БИНС при условии, что за время tl был зафиксирован выход ωx на ограничение.

Таким образом, коррекцию выполняют на «площадке» установившегося углового положения по крену. Само угловое положение по крену при этом может быть произвольным. Важно, что определяют момент времени обнаружения «площадки» по скользящему СКО крена - σ(γ), где γ - оценка крена, вычисляемая в СПО изделия. «Площадка» характеризуется тремя величинами:

- номером отсчета ее обнаружения - ;

- величиной скользящего СКО крена - σ(γ) < «П»;

- величиной скользящего среднего статической оценки крена на момент обнаружения «площадки» - .

Коррекция крена заключается в присваивании оценке крена в алгоритме ориентации значения при условии, что в течение tl имел место выход угловой скорости ωx на ограничение.

Если же «площадка» крена не обнаруживается, то это означает, что изделие постоянно вращается и коррекция крена по ДЛУ невозможна.

Данный способ коррекции включают в общий цикл шагов «Быстрого цикла» БИНС по Δt.

Результаты моделирования коррекции угла крена при выходе ωx на «площадку» представлены на фиг. 1, где: ряд 1 - угловая скорость ωx; ряд 2 - оценка крена по СПО изделия; ряд 3 - оценка крена, вычисленная по данным мультиплексного канала информационного обмена (МКИО) с учетом коррекции; ряд 4 - СКО оценки крена по СПО изделия на скользящем интервале.

По истечении 5 секунд СКО оценки крена убывает и в момент времени 9,6 секунды становится меньше 0,5 градуса. Корректирующее значение, вычисленное по (1) равно - 8,88 градуса. Без коррекции оценка крена в этот момент равна 2,60 градуса. Коррекция компенсирует ограничение отрицательной полуволны угловой скорости ωx.

Заявляемый способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата может быть использован как на высокоманевренных, так и на маломаневренных ЛА.

Техническим результатом является уточнение траектории автономно управляемого ЛА путем определения его угла крена после отделения от носителя, используя сигналы своих же бортовых инерциальных датчиков.

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата (ЛА), включающий начальную выставку БИНС, счисление углов пространственной ориентации, скоростей, координат ЛА и формирование текущей траектории полета, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют уточнение текущего значения угла крена, для чего выполняют проверку выхода угловой скорости относительно продольной оси (ω) за ограничение пределов измерений датчика ДУС, если модуль ω превысил ограничение, устанавливают признак вычисляют мгновенное значение статической оценки крена где: n - показания акселерометра по оси z, ϑ - текущее значение тангажа, вычисляют скользящее среднее статической оценки крена и скользящее СКО крена σ(γ), выполняют сдвиг буфера для скользящего СКО крена σ(γ) и буфера для скользящего среднего статической оценки крена на массивах этих буферов вычисляют скользящее СКО крена σ(γ) и скользящее среднее статической оценки крена если скользящее СКО крена σ(γ) меньше порога «П», и текущее время от момента команды на отделение больше t1, тогда устанавливают признак обнаружения «площадки» крена γ=1; запоминают номер отсчета обнаружения «площадки» крена запоминают корректирующее значение крена , равное скользящему среднему статической оценки крена на момент обнаружения «площадки», если скользящее СКО крена σ(γ) меньше порога «П», и номер текущего отсчета равен и признак выхода на ограничение установлен в единицу тогда в алгоритме ориентации СПО изделия выполняют замену текущей оценки крена ЛА γ на корректирующее значение
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
29.05.2018
№218.016.56e5

Способ определения коэффициентов калибровки интегрированного блока датчиков

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применения при калибровке интегрированных систем навигации и позиционирования подвижных объектов различной физической природы. Технический результат – повышение точности. Для этого способ определения коэффициентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655053
Дата охранного документа: 23.05.2018
01.11.2018
№218.016.9827

Способ определения углов ориентации ла на вертикальных траекториях полета

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671291
Дата охранного документа: 30.10.2018
08.11.2018
№218.016.9aa0

Электромеханический привод поступательного действия

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к преобразованию вращательного движения в поступательное. Электромеханический привод поступательного действия содержит винт и гайку. Гайка состоит из сепаратора, в гнездах которого расположены тела качения, и корпуса с гладкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671662
Дата охранного документа: 06.11.2018
14.11.2018
№218.016.9cc7

Способ контроля исправности интегрированных блоков датчиков

Заявленное изобретение относится к способу контроля исправности интегрированных блоков датчиков (ИБД). Способ заключается в том, что сравнивают назначенные пороговые величины, после включения бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) осуществляют ускоренную проверку исправности навигационных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672311
Дата охранного документа: 13.11.2018
11.03.2019
№219.016.d620

Боковая ручка управления (варианты)

Изобретение относится к средствам управления самолетом по тангажу и крену. Боковая ручка управления самолетом с двумя вращательными степенями свободы включает рукоятку 11, основание 2 с двумя электроприводами (1а) поперечного канала и (1б) продольного канала, имеющими форму цилиндров и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681462
Дата охранного документа: 06.03.2019
20.06.2019
№219.017.8d3d

Способ оценки маловысотного контура управления ла

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки качественных характеристик контура управления маловысотным полетом. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого способ включает моделирование виртуального рельефа местности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691984
Дата охранного документа: 19.06.2019
01.08.2019
№219.017.bb1a

Способ построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне

Изобретение относится к способу построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне. Для построения маршрута производят моделирование виртуальной карты рельефа местности, используют динамическую модель испытуемого ЛА, производят полет по заданному маршруту, производят разложение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696047
Дата охранного документа: 30.07.2019
04.02.2020
№220.017.fd5d

Способ формирования псевдослучайной двоичной последовательности для однокоординатных датчиков перемещений

Изобретение относится к областям информатики и вычислительной техники и может быть использовано для генерации псевдослучайной двоичной последовательности. Техническим результатом является повышение эффективности составления двоичного кода псевдослучайной кодовой шкалы. Генерируют двоичные коды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712827
Дата охранного документа: 31.01.2020
13.02.2020
№220.018.01f1

Система для разработки интеллектуального датчика

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к автоматическим и автоматизированным системам разработки интеллектуальных датчиков путем «обучения» в процессе калибровки, и может быть использовано в приборостроении при разработке, изготовлении и диагностике...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714039
Дата охранного документа: 11.02.2020
13.02.2020
№220.018.0216

Корректор угла крена для уточнения траектории летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к области устройств помощи в навигации для уточнения траектории летательного, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Устройство содержит датчик угловой скорости (ДУС), датчик линейных ускорений (ДЛУ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713997
Дата охранного документа: 11.02.2020
Showing 1-10 of 51 items.
10.05.2015
№216.013.4b43

Способ определения и компенсации девиации магнитометрических датчиков и устройство для его осуществления

Изобретение относится к магнитному курсоуказанию и навигации и может быть использовано на летательных аппаратах для определения коэффициентов девиации, описывающих изменения напряженности магнитного поля земли (МПЗ), вносимые летательным аппаратом (ЛА) непосредственно в полете, и компенсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550774
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.06.2015
№216.013.56e6

Способ определения углового положения управляемого аппарата, подвешенного к самолету-носителю

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА). Способ включает в себя предварительную обработку сигналов, соответствующих угловым скоростям, измеренным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553776
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.07.2015
№216.013.5d93

Устройство для определения углов пространственной ориентации подвижного объекта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации, в частности, для определения углов пространственной ориентации летательных аппаратов (ЛА). Устройство для определения углового положения подвижного объекта содержит два трехкомпонентных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555496
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.09.2015
№216.013.800a

Способ определения центра масс летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение для определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Технический результат - повышение точности. Для этого осуществляют измерение текущих углов тангажа, кажущегося линейного ускорения, угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564375
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.800e

Бесплатформенная инерциальная курсовертикаль

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в навигационных системах морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство содержит трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564379
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.800f

Способ коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для непрерывной коррекции углов крена и тангажа подвижных объектов, в частности беспилотных летательных аппаратов. Изобретение предусматривает использование сигналов, соответствующих угловой скорости объекта, и сигнала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564380
Дата охранного документа: 27.09.2015
10.12.2015
№216.013.973f

Способ определения координат центра масс самолета в полете и устройство для его осуществления

Заявляемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам и устройствам определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Способ основан на измерении параметров полета летательного аппарата. Сущность способа определения координат центра масс самолета состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570339
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.04.2016
№216.015.2b7b

Способ определения тяги двигателей самолета

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения эффективной тяги двигателей самолета. Способ основан на измерении скоростного напора воздушного потока, включает в себя измерение угла атаки самолета и перегрузку вдоль продольной оси самолета. На основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579796
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e0f

Устройство определения погрешностей измерения углов атаки и скольжения

Изобретение относится к технике определения параметров движения и к области оценки и компенсации погрешностей измерения углового положения летательного аппарата (ЛА). Устройство определения погрешностей измерения угла атаки и угла скольжения содержит блок измерения угла скольжения, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579551
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e48

Способ определения погрешности измерения воздушной скорости и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерениям воздушной скорости, и может быть использовано для определения и компенсации погрешности измерения воздушной скорости и определения скорости ветра на высоте полета летательного аппарата. Сущность изобретения по определению и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579550
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД