×
11.03.2019
219.016.d620

Результат интеллектуальной деятельности: Боковая ручка управления (варианты)

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к средствам управления самолетом по тангажу и крену. Боковая ручка управления самолетом с двумя вращательными степенями свободы включает рукоятку 11, основание 2 с двумя электроприводами (1а) поперечного канала и (1б) продольного канала, имеющими форму цилиндров и содержащими бесколлекторный электродвигатель, редуктор и датчик положения выходного звена. Продольные оси цилиндрических поверхностей электроприводов (1а, 1б) размещены параллельно продольной оси стержня рукоятки. На выходном валу каждого электропривода установлен четырехзвенный шарнирный механизм с тремя степенями свободы, состоящий из косого кривошипа (4а, 4б), выполненного в форме конической эксцентриковой втулки (5а, 5б), центральная ось которой закреплена на выходном валу электропривода (1а, 1б), а ее эксцентриковая ось выполнена с возможностью вращения относительно эксцентриковой втулки. На наружной поверхности конической эксцентриковой втулки установлен шарнир, ось (7а, 7б) которого расположена перпендикулярно оси электропривода (1а, 1б), на которой с возможностью вращения размещена вилка, так что ось электропривода, ось конической эксцентриковой втулки и ось вилки пересекаются в одной точке. Обеспечивается уменьшение массогабаритных показателей и унификация электроприводов. 3 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам управления самолетом по тангажу (продольному каналу управления) и крену (поперечному каналу управления). Устройство предназначено для работы в составе электродистанционной системы управления.

Из области техники известно большое количество конструктивно-кинематических схем активных боковых ручек управления (БРУ), анализ которых приведен в таблице 1 стр. 10-14 статьи ʺРазработка БРУ самолетом на основе электромеханических силовых мини-приводовʺ, журнал ʺВестник московского авиационного института №4 2015. Все известные БРУ построены по принципу механизма с двумя степенями подвижности. Недостатком этих схем являются большие габариты; не идентичность характеристик люфта, жесткости и инерционность из-за различной реализации приводов по каналам управления и, как следствие, сложность изготовления и повышенная стоимость БРУ.

Известна Боковая ручка управления самолетом, где использовано два одинаковых электропривода, выполненных в форме цилиндров и содержащих бесколлекторный электродвигатель, механическую передачу и датчик положения выходного звена. Патент RU 2571992 C6 МПК В64С 13/12. Этот патент принят за прототип.

Недостатком этой БРУ является расположение электроприводов один над другим, так что их продольные оси расположены под углом 90° и образуют совместно с основанием кардан. При такой компоновке электропривод, расположенный на основании имеет больший момент инерции, чем второй, так как ему приходится вращать электропривод, расположенный над ним.

Целью изобретения является уменьшение массогабаритных показателей и унификация электроприводов.

Указанная цель достигается следующим.

В варианте 1 боковая ручка управления самолетом, с двумя вращательными степенями свободы, включающая рукоятку со стержнем, основание с электроприводами поперечного и продольного каналов управления, имеющими форму цилиндров и содержащими бесколлекторный электродвигатель, редуктор и датчик положения выходного вала, дополнительно включает оси выходных валов электроприводов, размещенные параллельно оси стержня рукоятки и на выходном валу каждого электропривода установлен четырехзвенный шарнирный механизм с тремя степенями свободы, состоящий из косого кривошипа, выполненного в форме конической эксцентриковой втулки, ось которой закреплена на выходном валу электропривода, и ее эксцентриковая ось выполнена с возможностью вращения относительно конической эксцентриковой втулки, а на наружной поверхности конической эксцентриковой втулки установлен шарнир, ось которого расположена перпендикулярно оси электропривода на которой с возможностью вращения размещена вилка, при этом оси конических эксцентриковых втулок с вилками в электроприводах продольного и поперечного каналов расположены перпендикулярно соответствующим направлениям движения рукоятки, кроме того оси выходного вала электропривода, конической эксцентриковой втулки и вилки пересекаются в одной точке, при этом вилка электропривода поперечного канала выполнена как составная часть стержня рукоятки, а вилка электропривода продольного канала соединена с вилкой электропривода поперечного канала качалкой с шарнирами с одной степенью свободы, расположенными на ее концах.

В варианте 2 боковая ручка управления самолетом дополнительно имеет продольные оси выходных валов электроприводов, размещенные перпендикулярно оси стержня рукоятки, являющиеся соосными между собой, при этом электропривод продольного канала снабжен четырехзвенным шарнирным механизмом с тремя степенями свободы к эксцентриковой втулке которого перпендикулярно осям электроприводов закреплена ось стержня рукоятки, а к выходному валу электропривода поперечного канала прикреплена вилка, соединенная шарнирно с эксцентриковой втулкой электропривода продольного канала так, что оси выходных валов электроприводов, шарнира вилки электропривода поперечного канала и стержня рукоятки пересекаются в одной точке.

В варианте 3 боковая ручка управления самолетом дополнительно включает продольные оси выходных валов электроприводов, расположенные параллельно между собой в плоскости перпендикулярной оси стержня рукоятки, а к выходному валу электропривода поперечного канала прикреплен угольник на конце которого имеется отверстие, в которое установлена деталь, внутри которой размещена крестовина, продольная ось которой соосна с осью выходного вала электропривода, на наружной поверхности детали перпендикулярно к оси вала электропривода расположен стержень рукоятки, а на выходном валу электропривода продольного канала закреплена вилка, внутри которой размещена крестовина с расположением вертикальной оси параллельно стержню рукоятки, при этом вертикальные оси крестовин соединены между собой валом и образуют карданный механизм.

Сущность изобретения поясняется чертежами, представленными на фигурах 1-4.

На фиг. 1 представлен общий вид БРУ с расположением электроприводов параллельно стержню рукоятки.

На фиг. 2 представлен общий вид БРУ с расположением электроприводов перпендикулярно стержню рукоятки и соосно между собой.

На фиг. 3 представлен общий вид БРУ с расположением электроприводов перпендикулярно валу рукоятки и параллельно между собой.

На фиг. 4 представлен вид четырехзвенного механизма поперечного канала с наклонной шайбой.

Два электропривода 1а и 1б для управления в поперечном и продольном каналах (по крену и тангажу, соответственно), каждый из которых имеет одну степень подвижности. Электроприводы 1а и 1б содержат бесколлекторный электродвигатель, редуктор и датчик положения выходного звена. Электроприводы 1а и 1б размещены в общем корпусе 2 и имеют форму цилиндров, продольные оси которых расположены параллельно продольной оси стержня рукоятки. На выходном валу каждого электропривода установлен четырехзвенный шарнирный механизм с тремя степенями подвижности. Каждый сферический механизм состоит из косого кривошипа 4а и 4б с конической эксцентриковой втулкой 5а и 5б. Центральные оси кривошипов 4а и 4б закреплены на выходных валах 6а и 6б электроприводов 1а и 1б. (на фиг. 1 выходной вал 6а не показан) Эксцентриковые оси 7а и 7б сферических механизмов выполнены с возможностью вращения относительно конических эксцентриковых втулок 5а и 5б на подшипниках 8а и 8б. На наружных поверхностях конических эксцентриковых втулок 5а и 5б перпендикулярно центральной оси электроприводов 1а и 1б на осях 9а и 9б размещены диаметрально два шарнира, которые обеспечивают вращение вилок поперечного канала 10а, и продольного канала 10б. При этом центральные оси электроприводов 1а и 1б с коническими втулками 5а и 5б, оси 7а и 7б эксцентриков и оси шарниров 9а и 9б качающихся шайб пересекаются в одной точке (показано на фиг. 4 для поперечного канала).

Вилка поперечного канала 10а электропривода 1а выполнена как составная часть стержня 3 рукоятки 11, а вилка продольного канала 10б второго электропривода 1б соединена с вилкой поперечного канала 10а качалкой 12 с помощью одностепенных вращательных шарниров 13, 14, расположенных на концах качалки 12.

В варианте 2 боковой ручки управления самолетом (фиг. 2) оси расположены соосно между собой и перпендикулярно оси стержня рукоятки 3. На выходном валу электропривода 1б продольного канала тангажа установлен четырехзвенный шарнирный механизм с тремя степенями подвижности аналогичного описанному в варианте 1. Этот сферический механизм состоит из косого кривошипа 4б с конической эксцентриковой втулкой 5б. Центральная ось кривошипа 4б закреплена на выходном валу 6б электропривода 1б. На наружной поверхности эксцентриковой втулки 5б перпендикулярно центральной оси электропривода 1б размещен шарнир, который обеспечивает вращение вилки продольного канала 10б.

На валу 6а электропривода 1а поперечного канала закреплена вилка 15, соединенная шарнирно с вилкой 10 б электропривода 1б продольного канала так, что оси выходных валов 6а и 6б электроприводов 1а и 1б, шарнира вилки 10б электропривода поперечного канала и стержня 11 рукоятки 3 пересекаются в одной точке, (показано на фиг. 2)

В варианте 3 боковой ручки управления самолетом (фиг. 3) продольные оси расположены соосно между собой и перпендикулярно оси стержня рукоятки 11. К выходному валу 6а электропривода 1а поперечного канала прикреплен угольник 16, на конце которого имеется отверстие, в которое установлена стойка 17, внутри которой размещена крестовина 18а, продольная ось которой соосна с осью выходного вала электропривода 1а, на наружной поверхности стойки 17 перпендикулярно к оси вала электропривода 1а расположен стержень рукоятки 11, т.е. оси вала 6а электропривода 1а и стержня 3 рукоятки 11 пересекаются в точке пересечения осей крестовины 18а.

На выходном валу электропривода 1б продольного канала закреплена вилка 19, внутри которой размещена крестовина 18б с расположением вертикальной оси параллельно стержню 3 рукоятки 11, при этом вертикальные оси крестовин 18а и 18б соединены между собой валом 20 и образуют карданный механизм.

Боковая ручка управления работает следующим образом.

В варианте 1 (см. фиг. 1) при наличии управляющего сигнала на электроприводе 1а, расположенном соосно со стержнем 3 рукоятки 11, вращается выходной вал 6а (на фиг. 1 не показан) электропривода 1а совместно с конической эксцентриковой втулкой 5а. Так как центральная ось 7а конической эксцентриковой втулки 5а и ось шарнира 9а пересекаются в одной точке, то вилка поперечного канала 10а совместно со стержнем 3 рукоятки 11 будет совершать качательное движение в поперечном направлении (по оси крена). При подаче сигнала на второй электропривод 1б, вилка продольного канала 10б через качалку 12 и шарниры 13, 14 будет передавать качательное движение на стержень 3 рукоятки 11 в продольном направлении (по оси тангажа).

В варианте 2 (см. фиг. 2) при наличии управляющего сигнала на электроприводе 1а вращается вал 6а который поворачивает вилку 15, в которой установлена вилка поперечного канала 10б, на которой закреплен стержень 3 рукоятки 11, и, соответственно отклоняет рукоятку в плоскости перпендикулярной осям электроприводов 1а и 1б.

При наличии управляющего сигнала на электроприводе 1б поперечного канала вращается вал 6б, на котором установлен косой кривошип 4б на котором закреплена эксцентриковая втулка 5б, шарнирно установленная в вилке поперечного канала 10б. Поворот косого кривошипа 4б обеспечивает изменение проекции угла наклона эксцентриковой втулки 5б на плоскость основания, таким образом поворот косого кривошипа приводит к отклонению рукоятки в плоскости параллельной осям валов электроприводов 1а и 1б.

В варианте 3 (см. фиг. 3) при наличии управляющего сигнала на электроприводе канала крена 1а поворачивается вал 6а, на котором закреплен угольник 1б, шарнирно соединенный с деталью 17, на которой расположен стержень 3 рукоятки 11. Поворот вала 6а приводит к отклонению рукоятки 11 в плоскости перпендикулярной осям электроприводов 1а и 1б.

При наличии управляющего сигнала на электроприводе продольного канала 1б поворачивается вал 6б и закрепленная на нем вилка 19, в которой шарнирно установлена крестовина 18б, которая шарнирно соединена с крестовиной 18б с помощью вала 20, который является частью карданного механизма. Таким образом вращение вала 6б с помощью карданного механизма обеспечивает движение рукоятки 11 в плоскости параллельной электроприводам 1а и 1б.

Таким образом, установка сферических шарниров на выходные валы электроприводов и соединение выходного звена одного шарнира непосредственно с валом рукоятки, а второго шарнира с валом рукоятки через продольный рычаг с двумя шарнирами позволяет обеспечить рукоятке БРУ две степени свободы без карданного шарнира, что существенно сокращает габариты, снижает влияние инерционной составляющей движения и позволяет унифицировать электроприводы за счет обеспечения идентичности характеристик электроприводов.


Боковая ручка управления (варианты)
Боковая ручка управления (варианты)
Боковая ручка управления (варианты)
Боковая ручка управления (варианты)
Боковая ручка управления (варианты)
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
29.05.2018
№218.016.56e5

Способ определения коэффициентов калибровки интегрированного блока датчиков

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применения при калибровке интегрированных систем навигации и позиционирования подвижных объектов различной физической природы. Технический результат – повышение точности. Для этого способ определения коэффициентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655053
Дата охранного документа: 23.05.2018
09.08.2018
№218.016.78bc

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата заключается в уточнении углов пространственного положения ЛА после отделения его от носителя с целью исключения отклонения управляемого автономного ЛА от заданной траектории. Способ включает в себя начальную выставку БИНС,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663251
Дата охранного документа: 03.08.2018
01.11.2018
№218.016.9827

Способ определения углов ориентации ла на вертикальных траекториях полета

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат. Технический...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671291
Дата охранного документа: 30.10.2018
08.11.2018
№218.016.9aa0

Электромеханический привод поступательного действия

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к преобразованию вращательного движения в поступательное. Электромеханический привод поступательного действия содержит винт и гайку. Гайка состоит из сепаратора, в гнездах которого расположены тела качения, и корпуса с гладкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671662
Дата охранного документа: 06.11.2018
14.11.2018
№218.016.9cc7

Способ контроля исправности интегрированных блоков датчиков

Заявленное изобретение относится к способу контроля исправности интегрированных блоков датчиков (ИБД). Способ заключается в том, что сравнивают назначенные пороговые величины, после включения бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) осуществляют ускоренную проверку исправности навигационных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672311
Дата охранного документа: 13.11.2018
20.06.2019
№219.017.8d3d

Способ оценки маловысотного контура управления ла

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки качественных характеристик контура управления маловысотным полетом. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого способ включает моделирование виртуального рельефа местности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691984
Дата охранного документа: 19.06.2019
01.08.2019
№219.017.bb1a

Способ построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне

Изобретение относится к способу построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне. Для построения маршрута производят моделирование виртуальной карты рельефа местности, используют динамическую модель испытуемого ЛА, производят полет по заданному маршруту, производят разложение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696047
Дата охранного документа: 30.07.2019
04.02.2020
№220.017.fd5d

Способ формирования псевдослучайной двоичной последовательности для однокоординатных датчиков перемещений

Изобретение относится к областям информатики и вычислительной техники и может быть использовано для генерации псевдослучайной двоичной последовательности. Техническим результатом является повышение эффективности составления двоичного кода псевдослучайной кодовой шкалы. Генерируют двоичные коды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712827
Дата охранного документа: 31.01.2020
13.02.2020
№220.018.01f1

Система для разработки интеллектуального датчика

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к автоматическим и автоматизированным системам разработки интеллектуальных датчиков путем «обучения» в процессе калибровки, и может быть использовано в приборостроении при разработке, изготовлении и диагностике...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714039
Дата охранного документа: 11.02.2020
13.02.2020
№220.018.0216

Корректор угла крена для уточнения траектории летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к области устройств помощи в навигации для уточнения траектории летательного, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Устройство содержит датчик угловой скорости (ДУС), датчик линейных ускорений (ДЛУ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713997
Дата охранного документа: 11.02.2020
Showing 1-10 of 78 items.
27.08.2013
№216.012.64d9

Планетарно-цевочный редуктор

Изобретение предназначено для преобразования скорости и крутящего момента и может быть использовано в приводах с большими выходными моментами при малых габаритах. Центральное колесо (7) внутреннего зацепления редуктора выполнено с зубьями в виде цевок (8). Ряд центральных колес (1) с внешним...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491454
Дата охранного документа: 27.08.2013
27.08.2013
№216.012.64da

Волновой редуктор с эксцентриковыми роликами

Изобретение предназначено для преобразования скорости и крутящего момента и может быть использовано в приводах с большими выходными моментами при малых габаритах. Жесткое колесо (8) редуктора имеет внутренние периодические впадины, выполненные в форме сопряженных цилиндрических поверхностей....
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002491455
Дата охранного документа: 27.08.2013
10.11.2013
№216.012.7d20

Рюкзак на опорах с колесами

Изобретение относится к устройствам по транспортировке грузов и предназначено для переноски и загрузки в летательные аппараты специальной техники, расширения физических возможностей военнослужащих при переносе тяжелых грузов, а также в качестве туристического и спортивного оборудования. Задачей...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002497705
Дата охранного документа: 10.11.2013
10.12.2013
№216.012.89be

Запорная арматура с автономной системой уплотнения

Изобретение относится к элементам гидро(пневмо)автоматики и может быть использовано в гидро(пневмо) системах авиационной техники, технологических стендах, заправочных станциях трубопроводных магистралей и тепловых линий. Запорная арматура с автономной системой уплотнения состоит из корпуса с...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002500944
Дата охранного документа: 10.12.2013
20.06.2014
№216.012.d251

Силовой мини-привод петлеобразной формы

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в приводах автоматических систем управления летательных аппаратов. Силовой мини-привод петлеобразной формы состоит из одного или нескольких выходных редукторов (10), внутри которых размещены механические передачи, входные звенья...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002519612
Дата охранного документа: 20.06.2014
20.08.2014
№216.012.ec8e

Электромеханический мини-привод поступательного действия

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для преобразования вращательного движения управляющего двигателя в поступательное движение выходного звена. Электромеханический силовой мини-привод состоит из электродвигателя и корпуса, внутри которого расположены последовательно...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526366
Дата охранного документа: 20.08.2014
20.04.2015
№216.013.446d

Тазобедренный сустав экзоскелета

Изобретение относится к медицине. Тазобедренный сустав экзоскелета содержит поясничный ремень для крепления тазобедренного сустава к поясу человека, прикрепленный к поясничной пластине, с которой соединен кронштейн, имеющей форму лодочки, скрепленный болтами с вилкой. Концы вилки жестко...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002549015
Дата охранного документа: 20.04.2015
10.05.2015
№216.013.4b43

Способ определения и компенсации девиации магнитометрических датчиков и устройство для его осуществления

Изобретение относится к магнитному курсоуказанию и навигации и может быть использовано на летательных аппаратах для определения коэффициентов девиации, описывающих изменения напряженности магнитного поля земли (МПЗ), вносимые летательным аппаратом (ЛА) непосредственно в полете, и компенсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550774
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.06.2015
№216.013.56e6

Способ определения углового положения управляемого аппарата, подвешенного к самолету-носителю

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА). Способ включает в себя предварительную обработку сигналов, соответствующих угловым скоростям, измеренным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553776
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.07.2015
№216.013.5d93

Устройство для определения углов пространственной ориентации подвижного объекта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации, в частности, для определения углов пространственной ориентации летательных аппаратов (ЛА). Устройство для определения углового положения подвижного объекта содержит два трехкомпонентных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555496
Дата охранного документа: 10.07.2015
+ добавить свой РИД