×
01.11.2018
218.016.9827

Способ определения углов ориентации ЛА на вертикальных траекториях полета

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат. Технический результат – повышение точности. Повышение точности измерения углов ориентации на вертикальных или близких к ним траекториях полета летательного аппарата (ЛА) при использовании микромеханических датчиков угловой скорости достигается за счет того, что к текущему значению угла тангажа ϑ добавляют дополнительный угол 45 градусов, таким образом кинематические вычисления углов ориентации осуществляют относительно виртуальной системы координат (СК), повернутой по тангажу на угол 45 градусов по отношению к нормальной земной СК, далее этот дополнительный угол учитывают при навигационных расчетах. 12 ил.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано в системах ориентации, определяющих параметры движения объекта, в частности перемещения, линейной скорости, угловой скорости относительно инерциальной, географической, стартовой или других систем координат.

Системы ориентации служат для определения углового положения подвижного объекта относительно нормальной земной системы координат. Известны два метода представления на борту подвижного объекта нормальной земной системы координат: путем физического ее моделирования с помощью, например, гироскопической платформы или путем аналитического ее вычисления на основе измерительных сигналов от датчиков принимающих отдельные параметры ориентации. В первом случае применяются гироскопические стабилизированные платформы, которым сообщаются три угловые степени свободы относительно корпуса объекта с помощью подвеса того или иного типа. В зависимости от типа подвижного объекта и его назначения платформа может стабилизироваться относительно инерциального пространства либо корректироваться относительно плоскости местного горизонта и в азимуте. Во втором случае реализуется бесплатформенная схема построения системы ориентации на основе датчиков, устанавливаемых непосредственно на корпусе объекта. Нормальная земная система координат при этом создается при помощи вычислительной машины путем интегрирования и преобразования сигналов датчиков. Причем вычислительная машина моделирует в этом случае карданы подвеса гироплатформы. Системы ориентации, построенные по такой схеме, называются бесплатформенными, как например, в изобретениях, представленными патентами РФ №2011169, МКИ G01C 21/00, 1990 г.; №2059205, МКИ G01C 21/00, 1992 г.

Известен Способ определения параметров ориентации и навигации подвижных объектов. Патент РФ №2059205 МПК G01C 21/00, конвенционный приоритет от 15.05.1992.

Изобретение касается ориентации и навигации подвижных объектов и может быть использовано преимущественно в авиации. С целью исключения влияния расходящейся погрешности вычисления проекций угловой скорости собственного вращения Земли на точность определения параметров ориентации подвижного объекта бесплатформенной системой ориентации (БСО) в составе бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) относительную угловую скорость объекта находят путем решения векторного уравнения угловых ускорений объекта, из которого исключена угловая скорость собственного вращения Земли. После определения относительной угловой скорости объекта вычисляют проекции угловой скорости собственного вращения Земли на оси заранее выбранной системы координат, затем путем решения уравнений, связывающих эти проекции с координатами объекта, определяют координаты объекта. Этим из структурной схемы БИНС устраняется второй интегратор, с помощью которого в БИНС вычисляются координаты объекта и который является причиной расходящегося характера погрешности счисления координат объекта в БИНС и проекций составляющих угловой скорости собственного вращения Земли.

Недостатком является то, что с его помощью решение навигационной задачи на вертикальных траекториях полета приводит к большим отклонениям от траектории полета ЛА по причине возникновения больших погрешностей измерения углов.

Известен также Способ определения параметров ориентации и навигации быстровращающихся объектов, патент №2256881, МПК G01C 21/16, опубликованный 20.07.2005.

Сущность изобретения: в качестве измерителей угловой скорости используют акселерометры, оси чувствительности, по меньшей мере, двух из которых ориентированы в направлениях, не совпадающих с направлением оси быстрого вращения объекта и не ортогональных к этому направлению, а сами параметры ориентации и навигации быстровращающихся объектов получают с учетом обработки сигналов с указанных акселерометров с помощью решения системы дифференциальных уравнений с использованием параметров Родриго-Гамильтона или Кейли-Кейна. Измерители параметров движения объекта выполнены в виде установленных в корпусе объекта пяти акселерометров, датчика угловой скорости и термодатчика, причем оси чувствительности первой пары акселерометров ориентированы в одной плоскости с осью быстрого вращения объекта и отклонены от нее в разных направлениях на угол 45°, оси чувствительности второй пары акселерометров ориентированы в противоположные стороны в направлении, параллельном оси, проходящей через центры установочных отверстий в корпусе объекта, ось чувствительности пятого акселерометра ориентирована в направлении, параллельном оси, ортогональной оси быстрого вращения объекта, и оси, проходящей через центры установочных отверстий в корпусе, а ось чувствительности датчика угловой скорости ориентирована вдоль оси, проходящей через центры установочных отверстий в корпусе объекта, при этом информационные выходы пяти акселерометров, датчика угловой скорости и термодатчика подключены к информационным входам микропроцессора.

Недостаток состоит в том, что с его помощью решение навигационной задачи на вертикальных траекториях полета приводит к отклонению от траектории полета ЛА по причине возникновения больших погрешностей измерения углов. Известно, что измерение малых угловых скоростей при помощи акселерометров сильно затруднено из-за их относительно низкой чувствительности.

Целью изобретения является увеличение точности измерения углов ориентации на вертикальных или близких к ним траекториях полета ЛА при использовании микромеханических датчиков угловой скорости.

Поставленная цель достигается за счет того, что согласно способу определения углов ориентации ЛА на вертикальных траекториях полета, основанному на реализации схемы построения бесплатформенной системы ориентации на основе датчиков угловых скоростей (ДУС), устанавливаемых непосредственно на корпусе объекта, нормальная земная система координат (СК) при этом создается при помощи вычислительной машины, путем начальной выставки, вычисляя отклонение связанной системы с ЛА относительно местной вертикали по сигналам датчиков линейных ускорений (ДЛУ) (ϑ0 и γ0), далее путем интегрирования и преобразования сигналов ДУС и ДЛУ с учетом вращения земли опорная СК выдерживается на горизонте, повороты связанной СК относительно нормальной земной СК определяют углами тангажа, крена и курса, дополнительно, при углов тангажа более ±85 градусов, к текущему значению угла тангажа добавляют угол равный 45 градусам, таким образом кинематические вычисления углов ориентации осуществляют относительно виртуальной СК повернутой по тангажу на угол 45 градусов по отношению к нормальной земной СК, далее этот дополнительный угол учитывают при навигационных расчетах.

Сущность изобретения поясняется схемой и графиками, представленными на соответствующих фигурах.

На фиг. 1 представлена связанная система координат при наличии ошибок ДУС;

На фиг. 2, 3, 4 - модельное значение угла тангажа, угловой скорости по оси Z и погрешность угла тангажа;

На фиг. 5, 6 - погрешность угла рыскания и угла крена;

На фиг. 7, 8, 9, 10 - полученные в результате исследований тангаж, ошибки тангажа, ошибки крена и ошибки рыскания при погрешностях ДУС С0ω=0.01 град/с. и С0ω=0.001 град/с.;

На фиг. 11, 12 - полученные в результате исследований тангаж, ошибки тангажа, ошибки крена и ошибки рыскания при погрешностях ДУС С0ω=0.01 град/с. И С0ω=0.001 град/с. после поворота виртуальной нормальной земной системе координат по тангажу на 45 градусов.

Ниже приведен анализ особенности полета на траекториях полета ближе к вертикальным. Наличие погрешностей ДУС Δωx, Δωy, Δωz приводит к повороту связанной системы координат OX0Y0Z0 на углы Δψ, Δϑ, Δy. Найдем проекции угловых скоростей на оси отклоненной системы координат (рис. 1).

Примем для малых углов Δψ, Δϑ, Δγ: cos(Δψ)=cos(Δϑ)=cos(Δy)=1, sin(Δψ)=Δψ, sin(Δϑ)=Δϑ, sin(Δγ)=Δγ. Тогда выражение (1) примет вид:

С учетом получим выражения для погрешностей углов ориентации:

Как видно из (3), на погрешность углов ориентации влияют не только погрешности ДУС, но и сам полезный сигнал. При больших угловых скоростях погрешность углов ориентации возрастает.

Для подтверждения полученных зависимостей было проведено моделирование в среде MftLab/Simulink. Генерировался угол тангажа в виде синусоиды с различными амплитудами. По углу тангажа восстанавливалась угловая скорость ωz. Две другие угловые скорости заданы нулевыми значениями. В полученные угловые скорости введены погрешности ДУС Δωx=Δωy=Δωz=36°/ч=0.01°/с. При этом выражение (3) упростится:

Из результатов моделирования (фиг. 2, фиг. 6) следует, что возникает эффект нарастания ошибок оценивания по крену и рысканию при приближении тангажа к ±90 градусам.

Известно, что кинематические уравнения на кватернионах задаются через половины углов ориентации связанной СК относительно нормальной земной СК в процессе начальной выставки:

Начальные значения кватернионов ориентации представляют собой виртуальную платформу, которая моделирует опорную СК, называемой нормальная земная СК, центр, которой совпадает с центром связанной СК.

Модель ориентации предназначена для учета изменения ориентации аппарата на шагах дискретизации измерений гироскопов. Она является динамической, детерминированной и выражена в параметрах Родрига-Гамильтона

Здесь qi - кватернион ориентации ЛА; qωi - кватернион угловых скоростей; i - номер дискретного момента времени; Δt - шаг дискретизации измерений; q0 - кватернион ориентации для начального момента времени.

Кватернион q определяет ориентацию связанной системы координат аппарата относительно инерциальной системы координат, роль которой играет нормальная земная система координат.

При достижении угла тангажа более ±85 градусов в выражениях (1) к текущему значению угла тангажа ϑ добавляют дополнительный угол 45/2 градусов, а вместо текущих значений кватернионов подставляют полученные значения. При продолжении горизонтального полета, дополнительный угол тангажа можно вычесть.

Ниже приведены результаты математического эксперимента расчета траекторий без дополнительного угла и с учетом дополнительного угла. Оценка точности ориентации осуществлялась по заданной траектории движения ЛА.

Использован алгоритм счисления кватерниона ориентации с учетом угловых скоростей, полученных при интерполяции представленных данных, ωz выделялась из процесса изменения заданного тангажа, а угловые скорости ωх, ωy принимались нулевыми, после чего к ним прибавлялись смещения нулей и шумы. Основной вклад в погрешности ориентации вносят не скомпенсированные смещения нулей ДУС. Для приближенной оценки их влияния принималось, что они равны для всех трех ДУС и имеют одинаковый знак С0ω=С0ωx=C0ωy=C0ωz.

По результатам моделирования следует, что начиная с 325-й секунды, тангаж приближается к - 90 градусам, при этом ошибки по крену и тангажу резко возрастают.

На фиг. 11, 12 приведены результаты оценки углов ориентации с учетом виртуальной нормальной земной СК повернутой на 45 градусов по тангажу за счет переключения кватерниона ориентации.

Таким образом, определение углов относительной ориентации между соответствующими осями связанной системы текущей угловой ориентации и виртуальной нормальной земной системе координат, по которым судят об угловом положении подвижного объекта, позволяет избежать влияния перекрестных связей на алгоритм переориентации и стабилизации. При достижении углов тангажа более ±85 градусов переключают кватернион ориентации на определение смещенной оценки тангажа, увеличенной на +45 градусов. Смещение учитывают при формировании результирующей оценки. При этом устраняется эффект нарастания ошибок оценивания по крену и рысканию при приближении тангажа к 90 градусам. Момент переключения выбирается автоматически при фильтрации текущей оценки тангажа фильтром нижних частот.

Способ определения углов ориентации ЛА на вертикальных траекториях полета, основанный на реализации схемы построения бесплатформенной системы ориентации на основе датчиков угловых скоростей (ДУС), устанавливаемых непосредственно на корпусе объекта, нормальная земная система координат (СК) при этом создается при помощи вычислительной машины путем начальной выставки, вычисляя отклонение связанной системы с ЛА относительно местной вертикали по сигналам датчиков линейных ускорений (ДЛУ) (ϑ и γ), далее путем интегрирования и преобразования сигналов ДУС и ДЛУ с учетом вращения земли опорная СК выдерживается на горизонте, повороты связанной СК относительно нормальной земной СК определяют углами тангажа, крена и курса, отличающийся тем, что при достижении углов тангажа более ±85 градусов к текущему значению угла тангажа ϑ добавляют дополнительный угол 45 градусов, таким образом кинематические вычисления углов ориентации осуществляют относительно виртуальной СК, повернутой по тангажу на угол 45 градусов по отношению к нормальной земной СК, далее этот дополнительный угол учитывают при навигационных расчетах.
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 16 items.
29.05.2018
№218.016.56e5

Способ определения коэффициентов калибровки интегрированного блока датчиков

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применения при калибровке интегрированных систем навигации и позиционирования подвижных объектов различной физической природы. Технический результат – повышение точности. Для этого способ определения коэффициентов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002655053
Дата охранного документа: 23.05.2018
09.08.2018
№218.016.78bc

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата

Способ помощи в навигации для уточнения траектории летательного аппарата заключается в уточнении углов пространственного положения ЛА после отделения его от носителя с целью исключения отклонения управляемого автономного ЛА от заданной траектории. Способ включает в себя начальную выставку БИНС,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002663251
Дата охранного документа: 03.08.2018
08.11.2018
№218.016.9aa0

Электромеханический привод поступательного действия

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к преобразованию вращательного движения в поступательное. Электромеханический привод поступательного действия содержит винт и гайку. Гайка состоит из сепаратора, в гнездах которого расположены тела качения, и корпуса с гладкой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002671662
Дата охранного документа: 06.11.2018
14.11.2018
№218.016.9cc7

Способ контроля исправности интегрированных блоков датчиков

Заявленное изобретение относится к способу контроля исправности интегрированных блоков датчиков (ИБД). Способ заключается в том, что сравнивают назначенные пороговые величины, после включения бесплатформенной инерциальной системы (БИНС) осуществляют ускоренную проверку исправности навигационных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002672311
Дата охранного документа: 13.11.2018
11.03.2019
№219.016.d620

Боковая ручка управления (варианты)

Изобретение относится к средствам управления самолетом по тангажу и крену. Боковая ручка управления самолетом с двумя вращательными степенями свободы включает рукоятку 11, основание 2 с двумя электроприводами (1а) поперечного канала и (1б) продольного канала, имеющими форму цилиндров и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002681462
Дата охранного документа: 06.03.2019
20.06.2019
№219.017.8d3d

Способ оценки маловысотного контура управления ла

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки качественных характеристик контура управления маловысотным полетом. Технический результат – расширение функциональных возможностей. Для этого способ включает моделирование виртуального рельефа местности,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002691984
Дата охранного документа: 19.06.2019
01.08.2019
№219.017.bb1a

Способ построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне

Изобретение относится к способу построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне. Для построения маршрута производят моделирование виртуальной карты рельефа местности, используют динамическую модель испытуемого ЛА, производят полет по заданному маршруту, производят разложение...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002696047
Дата охранного документа: 30.07.2019
04.02.2020
№220.017.fd5d

Способ формирования псевдослучайной двоичной последовательности для однокоординатных датчиков перемещений

Изобретение относится к областям информатики и вычислительной техники и может быть использовано для генерации псевдослучайной двоичной последовательности. Техническим результатом является повышение эффективности составления двоичного кода псевдослучайной кодовой шкалы. Генерируют двоичные коды...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002712827
Дата охранного документа: 31.01.2020
13.02.2020
№220.018.01f1

Система для разработки интеллектуального датчика

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, в частности к автоматическим и автоматизированным системам разработки интеллектуальных датчиков путем «обучения» в процессе калибровки, и может быть использовано в приборостроении при разработке, изготовлении и диагностике...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002714039
Дата охранного документа: 11.02.2020
13.02.2020
№220.018.0216

Корректор угла крена для уточнения траектории летательного аппарата

Изобретение относится к авиации, в частности к области устройств помощи в навигации для уточнения траектории летательного, в частности в пилотажно-навигационном оборудовании летательных аппаратов (ЛА). Устройство содержит датчик угловой скорости (ДУС), датчик линейных ускорений (ДЛУ),...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002713997
Дата охранного документа: 11.02.2020
Showing 1-10 of 53 items.
10.05.2015
№216.013.4b43

Способ определения и компенсации девиации магнитометрических датчиков и устройство для его осуществления

Изобретение относится к магнитному курсоуказанию и навигации и может быть использовано на летательных аппаратах для определения коэффициентов девиации, описывающих изменения напряженности магнитного поля земли (МПЗ), вносимые летательным аппаратом (ЛА) непосредственно в полете, и компенсации...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550774
Дата охранного документа: 10.05.2015
20.06.2015
№216.013.56e6

Способ определения углового положения управляемого аппарата, подвешенного к самолету-носителю

Заявляемое изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано при выставке бесплатформенных инерциальных навигационных систем (БИНС) управляемого аппарата (УА). Способ включает в себя предварительную обработку сигналов, соответствующих угловым скоростям, измеренным...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553776
Дата охранного документа: 20.06.2015
10.07.2015
№216.013.5d93

Устройство для определения углов пространственной ориентации подвижного объекта

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано в магнитной навигации, в частности, для определения углов пространственной ориентации летательных аппаратов (ЛА). Устройство для определения углового положения подвижного объекта содержит два трехкомпонентных...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002555496
Дата охранного документа: 10.07.2015
27.09.2015
№216.013.800a

Способ определения центра масс летательного аппарата и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение для определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Технический результат - повышение точности. Для этого осуществляют измерение текущих углов тангажа, кажущегося линейного ускорения, угловой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564375
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.800e

Бесплатформенная инерциальная курсовертикаль

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в навигационных системах морских, воздушных и наземных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого устройство содержит трехкомпонентный блок датчиков угловых скоростей,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564379
Дата охранного документа: 27.09.2015
27.09.2015
№216.013.800f

Способ коррекции бесплатформенной инерциальной навигационной системы

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для непрерывной коррекции углов крена и тангажа подвижных объектов, в частности беспилотных летательных аппаратов. Изобретение предусматривает использование сигналов, соответствующих угловой скорости объекта, и сигнала,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002564380
Дата охранного документа: 27.09.2015
10.12.2015
№216.013.973f

Способ определения координат центра масс самолета в полете и устройство для его осуществления

Заявляемое изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам и устройствам определения центра масс летательного аппарата (ЛА) в полете. Способ основан на измерении параметров полета летательного аппарата. Сущность способа определения координат центра масс самолета состоит в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002570339
Дата охранного документа: 10.12.2015
10.04.2016
№216.015.2b7b

Способ определения тяги двигателей самолета

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения эффективной тяги двигателей самолета. Способ основан на измерении скоростного напора воздушного потока, включает в себя измерение угла атаки самолета и перегрузку вдоль продольной оси самолета. На основании...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579796
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e0f

Устройство определения погрешностей измерения углов атаки и скольжения

Изобретение относится к технике определения параметров движения и к области оценки и компенсации погрешностей измерения углового положения летательного аппарата (ЛА). Устройство определения погрешностей измерения угла атаки и угла скольжения содержит блок измерения угла скольжения, блок...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579551
Дата охранного документа: 10.04.2016
10.04.2016
№216.015.2e48

Способ определения погрешности измерения воздушной скорости и устройство для его осуществления

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к измерениям воздушной скорости, и может быть использовано для определения и компенсации погрешности измерения воздушной скорости и определения скорости ветра на высоте полета летательного аппарата. Сущность изобретения по определению и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002579550
Дата охранного документа: 10.04.2016
+ добавить свой РИД