×
11.03.2019
219.016.d752

Результат интеллектуальной деятельности: ЗАМОК ДЛЯ СТВОРКИ

Вид РИД

Изобретение

№ охранного документа
0002257453
Дата охранного документа
27.07.2005
Аннотация: Замок может быть использован для запирания ограждающих щитков и створки люков в пассажирских вагонах. Замок содержит пластину с прямоугольным изгибом в середине, в которой поворотно установлен валик с приводным элементом. Валик удерживается посредством прикрепленного к его цапфе опорного участка засова с радиальным выступом. Опорный участок ограничен срезом и периферийным прижимным участком в виде цилиндрической спирали. Засов закреплен на валике с возможностью сцепления с захватом каркаса. Для обеспечения надежности фиксирования прижатой створки к каркасу элементами замка в пластине, снабженной упорами открытого и конечного положений засова, на внутренней стороне ее прямоугольного изгиба размещены пластинчатая пружина и валик. По кругу сечения валика для его фиксирования выполнены противостоящие лыски, взаимодействующие с концами пластинчатой пружины, прикрепленной к упомянутому изгибу. Концы пружины выполнены разной длины, взаимодействуют с противостоящими лысками на половине их длины и имеют наклоненные к середине противостоящих лысок концевую и промежуточную секции. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Заявляемое изобретение относится к замкам с поворотным ригелем, фиксирующим элементом которого является пружина. Замки могут быть использованы для запирания ограждающих отопительную систему откидных щитков и для прижатия створок к люкам потолков пассажирского вагона.

Известен “Способ и устройство для монтажа запорного механизма “(Е 05 С 3/04, патент США №5961162, дата приоритета 17.09.97, опубл. 05.10.99), имеющий защелку, закрепляющуюся в отверстии дверной панели первым и вторым фиксирующим элементами. Первый элемент ограничивает поворот защелки, а второй элемент ограничивает осевое смещение защелки.

Известна “Предохранительная дверная защелка для работающей под давлением печи" “(Е 05 С 3/04, патент США №5887916, дата приоритета 25.09.97, опубл. 30.03.99), имеющая основание со штоком, в нижней части которого установлен вентиляционный диск. Нa диске установлен рычаг с запорным кулачком. Лапки с фиксирующими подпружиненными шариками ограничивают смещение запорного кулачка относительно диска.

Известен “Замок с поворотным засовом” (Е 05 С 3/04, патент Германии №4415869, дата приоритета 05.05.94, опубл. 02.11.95), который содержит корпус и исполнительный поворотный вал, установленный в корпусе, угол поворота которого ограничен упорами. На валу неподвижно закреплен запирающий язычок, который в направлении запирания подпружинен усилием пружины. При надавливании на створку язычок, находящийся в запирающем положении, посредством скоса, образованного на его краю, поворачивает вал, преодолевая действие усилия пружины. Скос выполнен на дальнем от оси вращения вала краю отогнутой части язычка. Часть расположена на заднем относительно направления запирания краю язычка. Запирающий конец язычка снабжен скосом, проходящим от радиально внешнего конца отогнутой части к оси вращения. Корпус язычка между участком его крепления и запирающим концом, снабженным отогнутой частью, имеет изгиб, который обеспечивает пригодность при различных расстояниях между дверью и рамой.

Указанные выше аналоги имеют сложную конструкцию и габариты, неприемлемые для установки этих устройств в пассажирском вагоне.

Известен также патент Японии “Устройство ручного открывания двери с фиксатором“ (Е 05 С 3/04, патент № JP 2903468 с датой приоритета 07.05.98, опубл. 07.06.99).

Устройство содержит корпус, поворотно установленный в нем валик с приводным элементом (1), элементы стопорения (2 и средняя часть детали 1b), засов 1b с секторным срезом, закрепленный на валике с возможностью сцепления с захватом (2), установленным на лицевой стороне дверной коробки (12). Засов имеет периферийный прижимной участок с поверхностью в виде цилиндрической спирали.

Данное устройство имеет следующие недостатки:

1) большие габариты, неприемлемые для прижатия створок к люкам в потолке в зоне скрытого захвата каркаса;

2) сложность поворотного засова (1b), так как толщина его периферийного прижимного участка “плавно увеличивается от края к центру” и имеют место два дуговых клина, выполненных заодно с промежуточной перемычкой “максимальной толщины”;

3) открыть его можно без специального ключа;

4) при вибрации в потолочной зоне есть вероятность самопроизвольного открывания, когда у рукоятки отсутствует усилие фиксации от действия ее собственного веса.

За прототип принят “Замок ригельный, тип 3” (ОСТ 24.150.10-86, источник информации находится в Информационном центре Госстандарта России при ВНИИКИ). Замок содержит основание, выполненное в виде пластины с прямоугольным изгибом в середине, в которой поворотно установлен валик с приводным элементом, удерживающийся посредством прикрепленного к его цапфе опорного участка засова с радиальным выступом, ограниченного срезом и периферийным прижимным участком в виде цилиндрической спирали засова, закрепленного на валике с возможностью сцепления с захватом каркаса.

Его основные недостатки:

- наличие свободно двигающихся составных частей, которые при вибрации являются источником посторонних шумов и ухудшают эксплуатационные качества замка, что недопустимо на современных транспортных средствах;

- нет фиксации стержня от возможного его поворота в обратном направлении, что может приводить в эксплуатации к самопроизвольному открыванию замка.

Задачей предложения является улучшение эксплуатационных качеств замка за счет компактности невидимого расположения его фиксирующих и прижимных элементов, их долговечности и обеспечения надежности фиксирования прижатой створки к каркасу элементами замка.

Для этого замок для створки содержит пластину с прямоугольным изгибом в середине, в которой поворотно установлен валик с приводным элементом, удерживающийся посредством прикрепленного к его цапфе опорного участка засова с радиальным выступом, ограниченного срезом и периферийным прижимным участком в виде цилиндрической спирали засова, закрепленного на валике с возможностью сцепления с захватом каркаса.

Новым является то, что в пластине, снабженной упорами открытого и конечного положений засова, на внутренней стороне ее прямоугольного изгиба размещены пластинчатая пружина и валик, по кругу сечения которого для его фиксирования выполнены противостоящие лыски, взаимодействующие с концами пластинчатой пружины, прикрепленной к упомянутому изгибу. Концы пружины выполнены разной длины, взаимодействуют с противостоящими лысками на половине их длины и имеют для облегчения скольжения ребер валика наклоненные к середине противостоящих лысок концевую и промежуточную секции.

Технический результат выразится в следующем.

Размещение пластинчатой пружины и валика на внутренней стороне прямоугольного изгиба пластины обеспечивает компактность конструкции и скрытое размещение валика за щитком или створкой.

Наличие лысок, выполненных по кругу сечения валика, расположенных с противостоянием друг другу, а также выполнение концов пружины разной длины снижает при закрытии засова усилие фрикционного сцепления ребер валика с секциями пружины и уменьшает износ деталей. Силовое замыкание концов пружины с лысками валика предотвращает самопроизвольное открывание замка и обеспечивает надежность фиксирования прижатия щитка к каркасу.

Выполнение засова трехпозиционным с общим прижимным спиральным участком позволяет выравнивать заподлицо на каркасных элементах смежные кромки ограждающих щитков.

Наличие концевой и промежуточной секций пружины, наклоненных к середине противостоящих лысок в комбинации с трехпозиционным фиксированием засова, облегчает его поворот ключом и уменьшает износ пружины и ребер валика.

Прилагаемые чертежи изображают:

на фиг.1 - главный вид замка (показан без щитка);

на фиг.2 - вид сверху;

на фиг.3 - схема работы замка.

Замок для створки содержит: пластину 1 с преимущественно прямоугольным изгибом 2 в середине, поворотно установленный валик 3, засов 4 с радиальным выступом 5 и срезом 6, способный сцепляться с захватом 7 каркаса. Пластина имеет упоры 8, 9 открытого и конечного положений засова. Ее прямоугольный изгиб, выступающий над тыльной стороной щитка, служит опорой валика 3 и засова 4.

Валик 3 имеет противостоящие лыски 10, цапфу 11 и приводной элемент 12, выполненный в виде торцевого шипа под ключ. Валик посредством цапфы 11 установлен в отверстии пластины 1 на внутренней стороне ее прямоугольного изгиба. На другой ее стороне расположен засов 4. Поворот засова 4 относительно пластины 2 ограничивается его радиальным выступом 5 при взаимодействии с упорами 8 и 9. Засов прикреплен своим опорным участком 13 к торцу цапфы 11 и удерживает торец 14 валика 3 в скользящем контакте с внутренней стороной прямоугольного изгиба 2.

Опорный участок 13 засова ограничен срезом 6 и периферийным, отштампованным заодно с ним прижимным участком 15, имеющим форму цилиндрической спирали.

Радиальный выступ 5 засова находится на конечном участке цилиндрической спирали, расположенном ближе к плоскости прямоугольного изгиба 2, и своей задней кромкой отстоит от среза на размер, обеспечивающий выравнивание засова его срезом вдоль кромки щитка при повороте приводного элемента ключом в открытое положение.

По кругу сечения валика для его фиксирования выполнены противостоящие лыски 10. С лысками, на половине их длины, взаимодействуют односторонне направленные короткий 16 и удлиненный 17 концы пластинчатой пружины 18, перемычка которой может быть непосредственно прикреплена к упомянутому изгибу 2 или (как показано на фиг.2) через скобу 19.

Короткий конец 16 пружины ограничен концевой наклонной секцией 20. Удлиненный конец 17 пружины граничит с промежуточной наклонной секцией 21. Концы 16 и 17 пружины имеют геометрическое и силовое замыкание с противостоящими лысками 10 только на половине их длины (оптимальный вариант).

Замок работает следующим образом.

Приводной элемент 12, управляемый ключом с внешней стороны щитка, поворачивают против часовой стрелки. При повороте ключа засов 4 входит в захват каркаса 7 и прижимает край щитка к каркасу, при этом торможение валика 3 при повороте засова 4 снижается благодаря ограничению концов 16, 17 пружины наклонными секциями 20, 21, выполняющими роль скосов, по которым скользят ребра 22 валика.

Засов после запирания щитка может фиксироваться в одном из трех прижатых положений щитка концами 16, 17 пластинчатой пружины, защелкивающимися в плоскостной контакт с соответствующей парой противостоящих лысок 10.

Самопроизвольному открытию засова при вибрациях препятствует пара сил “Р” от пружины 18 (фиг.2, 3). Подобное воздействие на противостоящие лыски валика пластинчатой пружины, фиксирующей его угловое положение, соответствующее запиранию и отпиранию замка, описано в патенте Франции №2741375 А1 Е 05 В 27/00, от 23.05.1997.

Засов 4, управляемый ключом, выводится из зацепления с захватом 7 поворотом приводного элемента 12 по часовой стрелке (фиг.3).

При необходимости замки заявленной конструкции могут быть установлены на съемных щитках по краям их внутренних сторон, чтобы обеспечить равномерность их прижатия к люкам по всему периметру.

1.Замокдлястворки,содержащийпластинуспрямоугольнымизгибомвсередине,вкоторойповоротноустановленваликсприводнымэлементом,удерживающийсяпосредствомприкрепленногокегоцапфеопорногоучастказасовасрадиальнымвыступом,ограниченногосрезомипериферийнымприжимнымучасткомввидецилиндрическойспирализасова,закрепленногонаваликесвозможностьюсцеплениясзахватомкаркаса,отличающийсятем,чтовпластине,снабженнойупорамиоткрытогоиконечногоположенийзасова,навнутреннейсторонееепрямоугольногоизгибаразмещеныпластинчатаяпружинаивалик,покругусечениякоторогодляегофиксированиявыполненыпротивостоящиелыски,взаимодействующиесконцамипластинчатойпружины,прикрепленнойкупомянутомуизгибу.12.Замокпоп.1,отличающийсятем,чтоконцыпружинывыполненыразнойдлины,взаимодействуютспротивостоящимилыскаминаполовинеихдлиныиимеютдляоблегченияскольженияреберваликанаклоненныексерединепротивостоящихлысокконцевуюипромежуточнуюсекции.2
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 21 items.
10.08.2014
№216.012.e657

Поворотная дверь транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к поворотным дверям пассажирских вагонов. Поворотная дверь содержит дверную коробку, створку с полотном и рамой, защитное устройство, петли, уплотнители, запорное устройство. Рама створки и дверная коробка выполнены из...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524760
Дата охранного документа: 10.08.2014
10.05.2015
№216.013.4876

Узел крепления перегородки к боковине вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Узел крепления перегородки к боковине вагона содержит элементы каркаса в виде прогонов (1) с поперечными пазами, корытообразные профильные элементы (3), вставленные в поперечные пазы прогонов и закрепленные на кромочной части (4) перегородки...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002550057
Дата охранного документа: 10.05.2015
25.08.2017
№217.015.9dd0

Облицовка вентиляционно-отопительной системы транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкций защитных устройств вентиляционно-отопительной системы транспортных средств. Облицовка вентиляционно-отопительной системы транспортного средства содержит облицовочную панель (1) боковой стены (2) транспортного средства,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002610752
Дата охранного документа: 15.02.2017
18.05.2018
№218.016.5106

Узел соединения кузова вагона с тележкой

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к узлам соединения кузова вагона с тележкой. Узел соединения кузова вагона с тележкой содержит скользуны кузова вагона, опирающиеся на скользуны тележки, пятник кузова вагона, цилиндрический шкворень. Скользуны тележки расположены...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002653471
Дата охранного документа: 08.05.2018
03.10.2018
№218.016.8dd8

Фиксирующее устройство к приводу засова задвижной двери

Изобретение относится к устройствам фиксации и запирания привода засова задвижных дверей, преимущественно пассажирских вагонов. Фиксирующее устройство к приводу засова задвижной двери содержит створку 1, стойку 2 каркаса, в вырезе 13 которой закреплена вертикально опорная рамка 15 с верхней 16...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002668520
Дата охранного документа: 01.10.2018
20.02.2019
№219.016.bc5e

Потолок вагона

Изобретение относится к вагоностроению. Потолок вагона содержит соединенный с кузовом каркас, включающий прижимные рейки, пару профильных прогонов 1, 2, соединенных жестко концами профильных дуг 3 с приемными пазами с образованием ряда рамок, несущих каждая закрепленную в ней по контуру...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002270116
Дата охранного документа: 20.02.2006
20.02.2019
№219.016.bca4

Узел крепления привода дискового тормоза

Изобретение относится к тормозным устройствам железнодорожных транспортных средств. Узел крепления привода дискового тормоза содержит связанные с опорами рамы тележки клещевые механизмы, тормозной цилиндр, шток и корпус которого имеют перемещаемые в плоскости клещевых механизмов вертикальные...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002264940
Дата охранного документа: 27.11.2005
11.03.2019
№219.016.da09

Крепление поперечной перегородки к боковине вагона

Изобретение относится к вагоностроению. Крепление поперечной перегородки к боковине вагона содержит закрепленный на боковине корытообразный профиль (4), в котором размещена с зазором кромочная часть (6) перегородки (1), декоративную планку (7) с заплечиком (8), прилегающую одним своим краем к...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002339525
Дата охранного документа: 27.11.2008
11.03.2019
№219.016.da52

Автоматический стояночный тормоз пассажирского вагона (варианты)

Изобретение относится к комбинациям автоматически действующих тормозов различных типов подвижного состава. Автоматический стояночный тормоз содержит корпус тормозного цилиндра с направляющей, блок и фиксатор стояночного тормоза, аккумулирующую пружину, воздухораспределитель (по первому...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002302958
Дата охранного документа: 20.07.2007
11.03.2019
№219.016.dcf7

Торцевая стена пассажирского вагона

Изобретение относится к вагоностроению. Торцевая стена вагона содержит обшивку (2), подкрепленную с внутренней стороны ребрами, поперечную балку и придверные стойки, прикрепленные снизу к раме вагона, а сверху - к поперечной балке. Придверные стойки выполнены из профиля со стенкой и полками -...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002434770
Дата охранного документа: 27.11.2011
Showing 1-1 of 1 item.
09.06.2019
№219.017.786c

Отопительный контур для помещений вагона

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для теплоснабжения пассажирских вагонов. Отопительный контур содержит котел, расширительный бак, циркуляционный насос и отопительный трубопровод, продольно расположенный вблизи пола и боковой стены вагона. Отопительный трубопровод...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 02238862
Дата охранного документа: 27.10.2004
+ добавить свой РИД