05.09.2017
217.015.eec6

Метод "История в 6 словах" (технология перспективного чтения)

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Метод «История в 6 словах», входящий в состав как индивидуального модульного тренажера творческого мышления «Креативатор» (Kreativ@TOR), так и технологии перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой, - направлен на развитие и отработку ускоренного восприятия и передачи информации (оформленной вербально) с учетом всех ее существующих и потенциальных контекстов. Объемных текстов сейчас слишком много. Мы уже не ищем информацию, а спасаемся от нее. Значит, пришло время учиться сокращать. И развивать медиа-компетенцию в том плане, в каком она необходима для ХХI столетия: как опыт активного взаимодействия с различными носителями информации с целью ее ускоренного восприятия и объективизации (обретения «золотого сечения истины» на стыке информации из ряда инфо-каналов, посвященных одной и той же фактографии). Здесь и осмысленное чтение по диагонали, и конспектирование, проходящие через ускоренный процесс анализа и синтеза и т.д. Как этого достичь? Однажды Эрнест Хемингуэй заключил пари, что сможет написать самый короткий трогательный рассказ в мире. Он выиграл спор: «Продаются детские ботиночки. Неношеные» («For sale: baby shoes, never worn»). Мы же попробуем продолжить и развить его опыт. Идея метода «История в 6 словах» в том, чтобы коротко и точно попасть в цель – передать или «принять» информацию, понимая, что смысл сказанного/написанного и услышанного не может быть абсолютно идентичен, поскольку существует «лестница контекстов» (термин Е. Эткинда) и каждая ступенька этой лестницы у читателя и автора более или менее различается. Мы постигаем через практику предельно сжатой коммуникации причины и следствия этих различий (с учетом языка, культуры, индивидуального опыта и т.д.) автора и реципиента. И учимся, например, управлять слушателем/читателем, предпрограммируя возможные смыслы в создаваемых нами текстах. Одновременно, предупреждая возможность манипулирования нами как реципиентами.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, медиа-компетенция, технология перспективного чтения, лестница контекстов, интертекст, технология шести слов, технология 6 слов, история в шести словах, история в 6 словах, анализ и интерпретация текста, конспектирование, создание текста, управление восприятием текста, Е. Эткинд, Э. Хемингуэй, осмысленное чтение, скорость чтения, чтение по диагонали, ключевое слово, ключевые слова, золотое сечение истины, межкультурная коммуникация, контекст, автор и читатель, реципиент, смыслы текста, манипулирование читателем, управление вниманием, направленное внимание

Характеристика результата

Модель, Макет, Технологический процесс

Основные результаты: Пользователь метода "История в 6 словах" постигает через практику предельно сжатой коммуникации причины и следствия различий в восприятии текста автором и реципиентами (с учетом их языка, культуры, индивидуального опыта и т.д.). И учится, например, "управлять" восприятием слушателя/читателя, предпрограммируя (исходя из своего знания о нем) возможные смыслы в создаваемых текстах. Одновременно, предупреждая возможность манипулирования самим пользователем как реципиентом. Пользователи, наблюдавшиеся нами (анкетирование, глубокое интервью) отмечали, что после начального замедления (спада) темпа чтения, произошел качественный скачок как в процессе пересказа, так и аналитическом подходе к предлагаемым СМИ публицистическим, художественным и пр. текстам; возросла глубина и скорость переработки информации, мотивация к чтению (смена мотивации отчасти в сторону саморефлексии через текст). Синтез (после анализа) привел к пониманию инструментов управления читателем/слушателем через текст и поиску/обнаружению индивидуальных вариантов постановки барьеров (например, путем соположения информации по одному событию в раличных источниках) и т.п.
Новизна: Принципиально новый результат
Развернутое описание Свернуть Развернуть
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ: Безопасность и противодействие терроризму, Информационно-телекоммуникационные системы
Область применения РИД:
Педагогика: преподавание и изучение языков (с этнолингвокультурной доминантой), преподавание и изучение литературы, истории и т.п.; обучение журналистов, психологов, социальных работников, политологов, дипломатов, тьюторов, актеров и пр.; лингвистика; страно- и культуроведение; повышение квалификации сотрудников систем теле-, радио-вещания, СМИ всех типов и т.п.
Особые свойства / Отличительные характеристики: Не требует в использовании специальной подготовки (оптимально, если инициатор использованию будет иметь квалификацию в гуманитарном направлении). Не требует для внедрения ресурсных (финансовых, территориальных и иных) затрат. Может использоваться как в "классическом" (аудиторном), так и в мобильном обучении. Возможно использование в системе саморефлексии одним человеком для себя, равно как групповое и индивидуальное обучение/развитие. Возможна разработка дополнительных приемом с учетом индивидуальных характеристик и целеполагания аудитории.
Этап жизненного цикла объекта учета: Эксплуатация (применение)
Перспективные направления применения для дальнейших исследований и разработок: Разработка дополнительных приемом с учетом индивидуальных характеристик и целеполагания аудитории.
Подтверждение мирового уровня технологий: Основано на работах Е. Эткинда, Ф. фон Гумбольдта, Э.П. Торренса, гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа и др.
Форма представления сведений об объекте учета: Модели, макеты и дизайн, экспериментальные образцы изделий
Реферат Свернуть Развернуть
Можно использовать как самостоятельный продукт или в составе "Креативатора", а также рекомендуется к использованию при работе в технологии перспективного чтения, осмысленного чтения, при обучении анализу и интерпретации и созданию текстов.
Оригинал произведения Свернуть Развернуть
Содержательная часть РИД:
Источник поступления информации: Портал edrid.ru

Showing 1-10 of 11 items.
21.01.2017
№217.015.938f

Комплексный образовательный психологопедагогический ресурс "календарь-портфолио"

«Календарь-портфолио дошкольника» является инновационным комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как становящаяся интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в поликультурном и...
23.01.2017
№217.015.9395

Модульные полифункциональные междисциплинарные игровые технологии (игротека дм)

Специфика игротеки ДМ ("Дети мира") (как и большинства инноваций 21го столетия, являющихся ответом на глобализацию, мобильность, увеличение потоков информации и каналов их распространения, а как следствие - многоязычие и поликультурность сообществ, ориентирующихся на «образование длинною в...
26.01.2017
№217.015.9399

Комплексное диагностическое тестирование би- и полилингвов 3-14 лет (дкб)

В современной образовательной организации практически не представлены моноэтнические группы учащихся. Возможны три варианта: 1. В регулярной группе объединены моно- и би-(поли)лингвы, имеющие общие задачи и цели с точки зрения усвоения учебной программы и приблизительно общий уровень...
06.02.2017
№217.015.93b2

Модульные игры, основанные на системных игровых технологиях (дм2)

Личность XXI века – это поколение «Z»: стремящееся не запомнить информацию, а понять пути к ее получению и тем самым требующего не учителя, а наставника-тьютора; демонстрирующее спад долгосрочного внимания и концентрации при росте скорости сиюминутного восприятия; показывающее ускорение...
22.06.2017
№217.015.946d

Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой

Технология перспективного иммерсионного чтения с этнокультурной доминантой по системе междисциплинарных проект-тетрадей ("Сказкотека") основана на идее прохождения читателем индивидуальной (только отчасти опирающейся на авторскую и этнокультурную) "лестницы контекстов": от биографического,...
03.08.2017
№217.015.948e

Индивидуальный модульный тренажер творческого мышления "креативатор"

В процессе разработки модульных игр (полифункциональная игротека "Дети мира", с 2х до 99ти лет), мы изучили теорию игры Й. Хейзинги и его последователей и провели анализ происходящего с игрой и игровыми технологиями в русско- и иноязычном пространстве сегодня, их фактического обесценивания на...
31.08.2017
№217.015.ee94

Игры "азбучные истины" игротеки "дети мира" (дм3)

Игры "Азбучные истины" игротеки "Дети мира" (ДМ3) созданы на основе русской азбуки, но могут быть рассмотрены как технология и адаптированы для иных славянских и неславянских языков. Игры способствуют усвоению алфавита как детьми, так и носителями иных родных языков (русский как иностранный,...
14.02.2019
№219.016.ba76

Компетентностное портфолио xxi века (компетентностное поле, компетентностное меню, компетентностный профиль)

Многие взрослые, не говоря уже о детях и подростках, активно используя понятия, связанные с компетенциями личности ХХI века, не всегда подразумевают под ними то, что заложено создавшим их международным консорциумом. Причин тому несколько: начиная от разницы в понимании одного и того же слова,...
26.06.2021
№221.018.3f80

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (м3к) (иммерсионное чтение)

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (М3К) созданы на основе технологии иммерсионного чтения. Они способствуют осознанию ребенком с раннего детства всего окружающего мира как текста (сначала на объектном - знакомство с объектами через взаимодействие с...
01.12.2021
№221.018.4016

Международный (всемирный) конкурс (проект-конкурс) "елочная игрушка ххi (21) века" ("елка (елки) мира")

1.1. Целью конкурса является предложение детям, подросткам, молодежи и их родителям интересного и практикоориентированного проекта, направленного на создание елочной игрушки XXI века для интернациональной новогодней елки. 1.2. Задачи конкурса – создание атмосферы подготовки к праздникам мира и...
Showing 1-10 of 11 items.
21.01.2017
№217.015.938f

Комплексный образовательный психологопедагогический ресурс "календарь-портфолио"

«Календарь-портфолио дошкольника» является инновационным комплексным ресурсно-ориентированным материалом, объединяющим элементы технологии (портфолио как становящаяся интерактивная дорожная карта, способствующая индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению ребенка в поликультурном и...
23.01.2017
№217.015.9395

Модульные полифункциональные междисциплинарные игровые технологии (игротека дм)

Специфика игротеки ДМ ("Дети мира") (как и большинства инноваций 21го столетия, являющихся ответом на глобализацию, мобильность, увеличение потоков информации и каналов их распространения, а как следствие - многоязычие и поликультурность сообществ, ориентирующихся на «образование длинною в...
26.01.2017
№217.015.9399

Комплексное диагностическое тестирование би- и полилингвов 3-14 лет (дкб)

В современной образовательной организации практически не представлены моноэтнические группы учащихся. Возможны три варианта: 1. В регулярной группе объединены моно- и би-(поли)лингвы, имеющие общие задачи и цели с точки зрения усвоения учебной программы и приблизительно общий уровень...
06.02.2017
№217.015.93b2

Модульные игры, основанные на системных игровых технологиях (дм2)

Личность XXI века – это поколение «Z»: стремящееся не запомнить информацию, а понять пути к ее получению и тем самым требующего не учителя, а наставника-тьютора; демонстрирующее спад долгосрочного внимания и концентрации при росте скорости сиюминутного восприятия; показывающее ускорение...
22.06.2017
№217.015.946d

Технология перспективного (иммерсионного) чтения с этнокультурной доминантой

Технология перспективного иммерсионного чтения с этнокультурной доминантой по системе междисциплинарных проект-тетрадей ("Сказкотека") основана на идее прохождения читателем индивидуальной (только отчасти опирающейся на авторскую и этнокультурную) "лестницы контекстов": от биографического,...
03.08.2017
№217.015.948e

Индивидуальный модульный тренажер творческого мышления "креативатор"

В процессе разработки модульных игр (полифункциональная игротека "Дети мира", с 2х до 99ти лет), мы изучили теорию игры Й. Хейзинги и его последователей и провели анализ происходящего с игрой и игровыми технологиями в русско- и иноязычном пространстве сегодня, их фактического обесценивания на...
31.08.2017
№217.015.ee94

Игры "азбучные истины" игротеки "дети мира" (дм3)

Игры "Азбучные истины" игротеки "Дети мира" (ДМ3) созданы на основе русской азбуки, но могут быть рассмотрены как технология и адаптированы для иных славянских и неславянских языков. Игры способствуют усвоению алфавита как детьми, так и носителями иных родных языков (русский как иностранный,...
14.02.2019
№219.016.ba76

Компетентностное портфолио xxi века (компетентностное поле, компетентностное меню, компетентностный профиль)

Многие взрослые, не говоря уже о детях и подростках, активно используя понятия, связанные с компетенциями личности ХХI века, не всегда подразумевают под ними то, что заложено создавшим их международным консорциумом. Причин тому несколько: начиная от разницы в понимании одного и того же слова,...
26.06.2021
№221.018.3f80

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (м3к) (иммерсионное чтение)

Модульные междисциплинарные мультимедиа-кейсы для дошкольников и начальной школы (М3К) созданы на основе технологии иммерсионного чтения. Они способствуют осознанию ребенком с раннего детства всего окружающего мира как текста (сначала на объектном - знакомство с объектами через взаимодействие с...
01.12.2021
№221.018.4016

Международный (всемирный) конкурс (проект-конкурс) "елочная игрушка ххi (21) века" ("елка (елки) мира")

1.1. Целью конкурса является предложение детям, подросткам, молодежи и их родителям интересного и практикоориентированного проекта, направленного на создание елочной игрушки XXI века для интернациональной новогодней елки. 1.2. Задачи конкурса – создание атмосферы подготовки к праздникам мира и...

Похожие РИД в системе