Особые свойства / Отличительные характеристики:
У всех нас есть опыт составления семейного альбома. На этом принципе базируется первая часть календаря-портфолио, которую мы назвали «Странички-подсказки». Заполнять их можно и нужно регулярно, лучше с 1 года, но особенно с 4х-5ти лет.
Первая такая страничка предлагаемого нами «Календаря-портфолио» - это обложка портфолио, которую ребенок может оформить самостоятельно (мальчики выберут иные элементы оформления, чем девочки, что поможет каждому считать это портфолио «своей» личной копилкой знаний).
Основная информация в разделе «Это Я», визитная карточка ученика – это запрос данных о фамилии и имени ребенка, его возрасте и дне рождения (дате), городе и стране, в которых он живет и его любимых занятиях. Важно, чтобы даже дети, пока не умеющие читать и писать, смогли дать устно (под запись) запрошенную информацию взрослым, доказав тем самым наличие социальной компетенции. И проявить себя в творчестве создания авторского дизайна этой странички.
В то же время, это и первое задание, первый тест, дающий педагогу и родителям важную информацию о предпочтениях и интересах ребенка и уровне развития его мышления (что объединит юный дизайнер – одинаковые по цвету, по функции, по местоположению и др. элементы, элементы какой культуры, например, орнаменты).
Для детей, владеющих двумя языками как родными, или в билингвальных учреждениях – как родным и иностранным, - можно сделать две рамочки – с текстом на русском и другом родном языке и соответственно задавать вопросы для их заполнения на разных языках.
Затем ребенку предлагается наклеить фотографии и нарисовать герб своей семьи (цель: диалог со старшим поколением в творческом процессе; взаимодействие, включение семьи в совместное образовательное действо в структуре, предложенной календарем-портфолио, - с образовательной организацией; диалог через календарь-портфолио ребенка, родителей и педагогов). Цвет фона и структуру герба ребенок может выбрать и объяснить самостоятельно (элемент психолого-педагогического сопровождения и налюдения).
Дальнейшие задания и соответственно ЛИСТЫ-РАЗДЕЛИТЕЛИ этой вводной части (вводной в реальный мир дома, семьи и детской организации; для детей с несколькими родными языками и культурами рекомендуется заполнять на двух языках):
- «Я расту»: данные о росте и весе ребенка; можно написать или нарисовать рядом с линейкой для отметки роста предметы такого же размера, какой сейчас у вашего воспитанника;
- «Мой детский сад», «Моя группа»: сюда можно вклеить уже готовую визитную карточку образовательной организации с адресом и тел.; заполнить предложенный образец на свою образовательную организацию (или раскрасить готовый и розданный педагогом ДОО); вставить на обороте расписание занятий и меню в картинках (для ребенка) и тексте (для взрослых). После этих разделителей можно вставлять работы, выполненные ребенком в этой организации, фото прогулок, праздников и т.д.
- «Мои друзья»: мир вашего малыша растет вместе с ним: семья – детский сад – двор. Увеличивается круг интересов, а значит и круг общения. Появляются первые самостоятельно заведенные знакомства. Цените их также, как ваш подопечный, общайтесь с родителями его новых друзей, празднуйте их дни рождения и сохраняйте фотографии этих счастливых моментов!
- «Россия», «Моя малая Родина», «Праздники России» - в детском саду или дома зашел разговор о России – календарь-портфолио уже подготовил материалы в помощь взрослым и малышу; пришла пора отмечать русские праздники и учить роль в мини-спектакле или новые стихи, а потом выступать с ними в детском саду или на семейном собрании – и на эти случаи жизни у нас есть подсказки-разделители.
- «Я узнаю мир». Вы побывали в другой республике, стране… ? Помогите ребенку зафиксировать здесь самую важную информацию о своих путешествиях (открытки, фотографии, засушенные растения)! Обращайтесь к ней время от времени, просите пересказать впечатления и делитесь новой информацией об этой и других странах.
- «Времена года»: ребенок учится наблюдать и фиксировать в рисунках, записях, коллекциях и т.д. различия между одними и теми же предметами, растениями и т.д. в разные времена года. Этот разделитель поможет организовать познавательную деятельность малыша и сохранить ее наиболее интересные результаты.
- «Я мастерю»: что сделал ваш малыш сам – сфотографируйте его с его произведением, вставьте работу (если это возможно) в портфолио; добавьте сюда чертежи, по которым творил ребенок.
- «Я помогаю дома»: расписание в картинках (позже в картинках со словами) домашних дел малыша по дням и времени суток. Нередко пользователи нашего календаря-портфолио вынимают этот листок и вешают в доступном для ребенка месте, совместно с ним распределяя задания (здесь вам помогут обычные канцелярские кнопки и пробковая доска) и обсуждая – как и что может быть сделано. За лучше всего выполненную работу ваш маленький помощник или помощница заслуживают не только похвалы, но и звездочки на этом листочке!
- «Я готовлю» объединит любимые рецепты ребенка и фотографии самостоятельно приготовленной им пищи: самого правильного бутерброда, мелко нащипанного салата, круглого блина…
- «Я играю и учусь»: с 5 лет начинается собственно отсчет времени подготовки к школе, а в 6 лет этот процесс должен приобрести конкретные очертания и цели. Эта страничка подводит родителей и педагогов к пути, который они дальше будут одолевать вместе с ребенком, но не вместо него! Поддерживая, но не заменяя.
- «Словотворчество»: раздел для внимательных родителей, записывающих сюда придуманные ребенком слова, интересные высказывания и т.д. Придет время, и вы улыбнетесь не раз, перелистывая с подросшим сыном или дочкой эти странички! Пригласите к участию в их заполнении и неравнодушных воспитателей.
- «Изба-читальня»: список прочитанных ребенку с раннего детства (а в 6 лет и самим ребенком) произведений: стишков, потешек, прибауток, песенок и др.; отдельно рекомендуется отмечать любимые им и выученные наизусть дома или в детском саду.
- (для детей 6-7 лет): «Я иду в школу»: изображение портфеля с возможностью для ребенка наклеить и надписать всё, что он возьмет с собой в 1 класс; правила поведения в школе (списком и в рисунках, найденных вместе с ребенком в интернете, журналах…)
- «Мои достижения»: награды, полученные ребенком (родителям и педагогам рекомендуется не скупиться, но и не переусердствовать в этой связи) за весь дошкольный период, напомнят ему или ей самые яркие и чудесные моменты детства.
- «Паспорт школьника» - повод для гордости и знак перехода в новый социальный статус – ученика. Заполняется и вручается на торжественном собрании в детском саду или дома, в рамке под стеклом вешается на самом видном месте.
Второй блок календаря-портфолио: странички самодиагностики ребенка, семьи и образовательной организации. САМОДИАГНОСТИКА РЕБЕНКА проводится путем выбора ребенком картинок (дошкольник) или написания 1-3х понятий, отвечающих на заданную тему. Форма дневника позволяет ребенку выразить свое мнение, а педагогу и родителям скорректировать свои предпочтения в отношении направления развития данного воспитанника.
Родители могут заполнить страничку СЕМЕЙНАЯ САМОДИАГНОСТИКА, ответив на вопросы: что интересует их дитя и что волнует их самих.
Педагогам предлагается страничка ПРОФИЛЬНАЯ САМОДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ для описания специфических направлений работы конкретного образовательного учреждения.
Т.о., при соположении всех трех самодиагностик можно понять, правильно ли произведены:
- распределение детей по группам в рамках занятий
- индивидуальный подход в образовательном процессе именно данного ребенка
- преемственность образования и развития ребенка дома и в детском саду.
Календарь-портфолио это - первый подробный индивидуальный (не привязанный к «обязательному» возрасту для достижения каждой компетенции на основе ЗУНов) КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА. Третий блок календаря-портфолио позволяет отразить прогресс в образовании и развитии ребенка как в области языка (языков) и культуры (культур) («Мое портфолио коммуникаций»), так и в физиологической, деятельностной и интеллектуальной сферах (моторика, естественно-научные компетенции, творческие созидательные компетенции I уровня, математические компетенции, информационно-рефлексивные компетенции, этнолингвокультурные компетенции). Педагогам и родителям достаточно отметить достигнутые дошкольником в данном году (или полугодии) компетенции в соответствующей таблице одним из цветов. При этом цвет выбирается взрослыми вместе с ребенком и заносится в «палитру» под таблицей одновременно с указанием года (даты) заполнения. Т.о. и ребенок и взрослые видят прогресс развития из года в год и намечают совместно дальнейшие цели.
«Мое портфолио коммуникаций» и странички описания компетенций составлены с учетом средних показателей развития дошкольника. К моменту поступления в школу все перечни должны быть закрашены (т.е. ребенок должен овладеть всеми компетенциями, характеризующими уровень развития 6-тилетнего дошкольника).
Важно обратить внимание на значки телефона и компьютера между или около символов говорения, аудирования (восприятия на слух), чтения и письма. В системе коммуникаций ХХI столетия медиа-компетенция является обязательным компонентом личностного развития и самоактуализации ребенка. Поэтому при заполнении таблицы не забывайте отметить, если ребенок овладел теми или иными компетенциями в интерактивном (мультимедийном) формате (например, поставив около закрашенной компетенции «РС» - для компьютера или «ТЕЛ» - для телефона).
При наблюдаемых отклонениях от средних показателей возраста, рекомендуем заполнить на ребенка полный вариант «Дорожной карты билингва» (Road Card Bilingual).
Заполнение страничек компетенций ребенка в третьем блоке возможно как на основе наблюдений за ним, так и при помощи игрового тестирования. Материалы для него предложены в последнем, четвертом блоке календаря-портфолио. Его задача – помочь взрослым определить склонности ребенка и поддержать его при подготовке к школе.
С этой целью каждый из листов помечен значком, определяющим принадлежность заданий на нем к одной из основных областей знаний: физическая культура и здоровье-сбережение, окружающий мир, естественные науки, творчество, языки и литература. Кроме того, каждый материал имеет второй значок, позволяющий диагностировать проблемные зоны и индивидуальные «сильные стороны» воспитанника: развитие логического мышления, наблюдательности, внимания и концентрации, памяти и креативности.
По мере выполнения ребенком заданий календаря-портфолио, педагог или родители заносят информацию в «Таблицу определения компетенций и предпочтений ребенка», данную в 3ем блоке календаря-портфолио. Ключевые компетенции: мотивация, творческие компетенции II-го (неприкладного) уровня, социальные компетенции, лидерские задатки - выявляются путем наблюдения за самостоятельным выбором ребенка, доведением им работы до конца и пр. и заполняются в свободной форме.
Отдельно, в текстовом формате педагоги и родители могут фиксировать становление ключевых компетенций: лидерских качеств и способности работать в команде, творческих компетенций II уровня и мотивационных компетенций. Описания каждой компетенции предлагается в практико-ориентированном «Я-формате» (от 1го лица ребенка) на специальных листах-разделителях третьего блока Календаря-портфолио.
Подобная «компетентностная система координат», основанная на:
- сотрудничестве взрослых и ребенка (блок 1 и 2)
- наблюдениях педагогов и родителей (блок 3);
- выполнении самим ребенком предложенных ему взрослыми и/или выбранных им самостоятельно (на основании значков-символов) листов календаря-портфолио (блок 4), - позволяет объективировать и представить более наглядно предпочтения и проблемные зоны каждого ребенка, сформировать для него индивидуальный образовательный маршрут.
При этом важно помнить, что компетенции в компетентностном ландшафте реальной образовательной организации и реальной личности существуют как единый комплекс (развиваются взаимозависимо, совокупно). Мы же распределяем задания с учетом преобладающей при их исполнении, ведущей компетенции.
Задачи, решаемые данной технологией:
Образовательные задачи:
- измерить индивидуальный и общий уровень компетенций по выбранным направлениям; определить направления образовательной деятельности с учетом полученных данных и сроков, тем, специфики развивающей образовательной деятельности и целевой группы;
- способствовать позитивной динамике личных достижений; выявить зоны личной успешности, зоны ближайшего и перспективного развития
- развить креативность, основанную на: образном мышлении (в дополнении к клиповому мышлению 21го века), памяти, наблюдательности, творческом подходе, наличии естественно-научных, математических и пр. компетенций в объеме, свойственном возрасту
- реализовать междисциплинарный подход в практикоориентированной игровой образовательной деятельности
- расширение представления об игровой деятельности в образовательном процессе у детей и взрослых и др.
Воспитательные задачи:
- мотивировать к выполнению УУД
- развить целеустремленность, терпение, аккуратность
- деклиширование сознания (отказ от клише в оценке окружающей реальности)
Сопровождение и поддержка:
- осуществление преемственности и обратной связи с семьями и педагогами
- предоставление опорных материалов для дальнейшей (вне лагеря) психолого-педагогической работы и др.
Коррекции:
- обучить использованию «клиповых» решений, «переключению» образного и клипового мышления как применению стандартизированных и нетиповых приемов в решении задач
- определить индивидуальную потребность в коррекции (выявить лакуны) (сообщить о них родителям/педагогам индивидуально)
Социо- и этнокультурной адаптации и интеграции:
- способствовать реализации интеграционных процессов в полисоциумном и поликультурном сообществе, отражающем государство в миниатюре за счет достижения общих целей путем коллективного и индивидуального решения задач в игровой деятельности
Работа с календарем-портфолио напоминает: Дети – не tabula rasa. Каждый приносит с собой свой рюкзачок знаний, умений, наблюдений, которые он с нашей помощью формирует в компетенции. Разглядеть индивидуальность юного экспериментатора – вот первая задача для взрослых. И – попробовать разбудить в себе ребенка, мотивируя не только его, но и свою познавательную и творческую активность.
Эффективность инновации:
Анализ конкурентоспособности: На российском рынке представлен формат накопительного портфолио для различных возрастных категорий, включающий в себя накопитель носителей информации (в форме дипломов, сертификатов и т.п.) (папку) и не способствующий компетентностно-ориентированному анализу этой информации (в какой/каких сферах деятельности имеется потенциал одаренности, в каких наблюдаются лакуны развития и почему; как их нивелировать и т.д.). Также не реализуется принцип регулярности (собираются лишь результаты наиболее успешной деятельности), комплексного подхода и преемственности (существующие портфолио не «работают» на объединение воспитательной и образовательной деятельности семьи, образовательной организации и средового самообразования ребенка в обществе). Практически не учтены ключевые потребности и ведущие виды деятельности ребенка данного возраста: игровая, экспериментальная/проектная и т.д. Как не реализован принцип предельной визуализации. Образцы российских портфолио дошкольника: http://maminsite.ru/school.files/portfolio_doshkolnika.html («копилка достижений ребенка»); http://portfolio-detka.ru/ (красочные типовые шаблоны, не предполагающие непосредственной работы ребенка или педагога); http://www.deti-club.ru/portfolio-doshkolnika («это папка, в которой «собраны» таланты, успехи, предпочтения ребенка», формат напоминает формат фотоальбома) и др.
Портфолио дошкольника в европейском пространстве базируется на Европейском языковом портфолио (с доминантой лингвокомпетенций и самоопределения их уровня А1-С2 для данного носителя языка; истории развития компетенций в биографии носителя) (https://www.goethe.de/resources/files/pdf22/Kinderportfolio_es.pdf); шаблоны для пошаговой фотофиксации достижений ребенка (типа фотоальбома «Я могу сидеть», «Мои первые шаги», «Я пью из чашки» и пр.) (http://anikas-kindergeschichten.de/portfoliovorlagen-fuer-krippenkindern/); отдельные шаблоны для записей педагога от руки «» (http://kindergarten-portfolio-vorlagen-kostenlos.de/ - «Мои привычки», «Мы готовим», «Мы работаем с медиа»); папка для собирания разных предметов самим ребенком (от камешков и шишек до листвы… - что сейчас интересует малыша). Последний вариант портфолио для ДОО – своего рода «книга рецептов» по работе с детьми, не требующая авторства педагогов, родителей и даже самого ребенка – сюда просто наклеиваются фотографии соответствующие заголовку раздела вне их анализа и учета данных событий и действий в карте наблюдения за воспитанником и т.п. (http://www.kindergarten-portfolio.de/custom/index/sCustom/52).
Технология календаря-портфолио, объединяющая всех субъектов образовательной деятельности в РФ и в мире не представлена и является абсолютно инновационной (защищена как таковая).
Перспективы на внутрироссийском рынке: При получении доступа к издательствам уровня АСТ, «Просвещение» или «Дрофа» возможно тиражирование календаря-портфолио от 100.000 экз., что приведет к удешевлению его себестоимости (в данный момент ок. 400 руб. за экз.) и стоимости для конечного потребителя (сейчас 600 руб. за экз.) и расширит круг покупателей календаря-портфолио в регионах РФ и странах СНГ (благодаря системе поставок данных изд-в, их семинарам и вебинарам для внедрения продукта).
Без доступа к данным изд-вам – точечное внедрение через департаменты образования, ИПКиПРО и т.д. Внедрение на данный момент под руководством: Удмуртия - проф., д.ф.н. Т.И. Зелениной (Удмуртский государственный университет, АНО Иж-Логос); Башкирия – проф., д.п.н. Л.К. Мазунова (Башкирский государственный университет; грант Президента РФ); Москва – ГБОУ Гимназия № 1593 вкл. структурные подразделения (научн.рук-ль Е.П. Борисова); регионально при поддержке ФИРО, ж-ла «Обруч» и др. (https://www.youtube.com/watch?v=L_uW7JzpMJs)
Перспективы на внешнем рынке: также определяются получением доступа к крупным тематическим издательствам или (оптимально) Министерству по делам семьи и ребенка (финансирование адаптации календаря-портфолио к этнолингвокультурной среде конкретной страны и продвижение календаря-портфолио как рекомендованного к использованию в ДОО данного государства). В настоящий момент ведется работа в обоих направлениях.
При поддержке гранта фонда «Русский мир» проводится аппробация и внедрение первого тиража «Календаря-портфолио» в центрах образования с русским и национальным языками обучения в Испании, Австрии, Германии, Чехии, Египте, Швейцарии, Ирландии, Польше и Англии.
Помимо непосредственного использования продукта "Календарь-портфолио дошкольника", лежащая в его основе технология используется коллегами (например, НОЦ «Страна Компьютерия», Тверь, Тверская обл.; рук-ль С.З. Могилевская, С.Ю. Смирнова) при разработке индивидуальных компетентностных маршрутов и карт развития детей и подростков, участников смен лагеря «Страна Компьютерия» (см. ниже библиографию); а коллегами, работающими с детьми-билингвами материалы календаря-портфолио применяются для определения уровня коммуникативной компетенции ребенка на русском и др. родном языках.
Оптимизация учебно-образовательного процесса за счет внедрения инновации:
Перечислим лишь основные факты, доказывающие оптимизацию образовательного процесса за счет внедрения «Календаря-портфолио дошкольника», выявленные в результате анализа результатов внедрения (отзывы педагогов):
1. Более целенаправленное и «измеряемое/корректируемое» взаимодействие всех ключевых субъектов образовательного процесса: ребенка, семьи, педагогов и общества
2. Снижение объема (в т.ч. временного) документооборота по каждому ребенку и ДОО в целом при повышении качества психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника и его профессионализации за счет предложения конкретных «растров» наблюдения и оценивания компетенций ребенка (не в отношении «усредненных показателей» возраста, а в отношении его «роста» в отношении себя «вчерашнего»). Педагоги получают возможность заниматься не с бумагами, а с детьми.
3. Рост мотивации к образованию и самообразованию у детей (за счет «направляемого» педагогом при помощи календаря-портфолио самостоятельного выбора видов деятельности ребенком сегодня и сейчас; за счет визуализации и объективизации накопления/роста компетенций – для самого малыша, а не только для педагогов и старшего поколения семьи; за счет презентации вовне только сильных сторон каждого воспитанника)
4. Направленность педагогической деятельности (в соотв. с ФГОС нового поколения) на эксперимент, проектную деятельность за счет работы с календарем-портфолио. Идем от ребенка (его интереса и желаний) к ребенку (созданию оптимальной образовательной среды для их реализации самим ребенком).
5. Развитие вариативности предлагаемых дошкольникам образовательных игровых заданий (210 листов с неповторяющимися авторскими интерактивными заданиями)
6. Реализация преемственности путем обобщения ключевой информации о ребенке педагогов и родителей на 1 листе индивидуального образовательного маршрута (6-7 лет) и 10 листах карты наблюдения (с 1 года до 6-7 лет) и передачи ее при необходимости далее, при поступлении в начальную школу (родителями).
7. Отказ от «усредненного» тестового подхода и контроля за ребенком в пользу индивидуального наблюдения и фиксации роста ЗУНов и формирования компетенций у каждого воспитанника «сегодня» по сравнению с им же «вчера».
8. Оптимальный выход на создание объективированного работами самого ребенка и картами наблюдений родителей и педагогов (при необходимости также узких специалистов иных профилей – психологов, логопедов…) индивидуального образовательного маршрута ребенка. В т.ч. для выявления потенциальной одаренности с учетом необходимости поддержки всех ключевых компетенций для данного возраста.
Педагоги-практики и исследователи, участвующие во внедрении отметили полифункциональность и комплексность календаря-портфолио.
Кроме того, они отметили, что за счет внедрения в их работу "Календаря-портфолио дошкольника" произошло:
- облегчение работы педагогов (дети изменились, а стереотипные инструменты меняются крайне медленно; КПД же учитывает и сопровождает развитие личности ребенка),
-снятие с педагогов повышенной нагрузки по документированию процесса
-активное включение родителей в принятие решений и ответственности в образовательном процессе;
- внедрение новых игровых технологий - при которых педагог и/или родителель сами быстро смогут оценивать развитие ребенка в наблюдении за его успехами (а не фиксировании неудач);
- отказ от тестовой проверки ребенка в пользу игровых заданий с потенциалом отслеживания развития дошкольника относительно него самого (а не только усредненных норм);
- выявление потенциальной одаренности (в деятельности) и пробелов в системном развитии знаний, умений и навыков ребенка (и их перехода в разряд компетенций).
Поступил запрос на создание в данной технологии «Календаря-портфолио учащегося начальной школы».
Кадровое обеспечение деятельности по технологии календаря-портфолио:
Не требует специального кадрового обеспечения.
При групповой работе игровые задания распределяет обученный (вебинар или семинар, ок. 1,5 ч.) работе с календарем-портфолио педагог-организатор (он же осуществляет наблюдение за выполнением и фиксирует результаты в карте наблюдений, входящей в состав календаря-портфолио).
При индивидуальной работе можно предложить ребенку самому выбирать задания (на основе значков компетенций) и фиксировать его выбор в листе компетенций.
Представление опыта применения технологии
Конференция «Социальное партнерство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодежи» Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом культуры и Главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Республики Беларусь (апрель 2015 года)
Всероссийский конкурс «Лучшая научная статья – 2015» в номинации Педагогические науки, Диплом лауреата с публикацией (РИНЦ)
Испания: http://ru.centroruso.info/sootechestvenniki/proyekt-shkola-rannego-razvitiya-dlya-ispano-russkikh-bilingvov/
http://russkiymir.ru/publications/196153/
РФ: http://tovievich.ru/news/7252-vebinar-elkudryavcevoy-innovacionnye-didakticheskie-materialy-na-zanyatiyah-s-detmi.html
http://obruch.ru/index.php?id=400
http://www.darrebenok.com/#!bio/c1o5
http://izh-logos.com/upload/iblock/
316/3167861c1fa031aed4c77abef9b566d9.pdf
ФРГ: http://russisches-haus.de/ru/russian/events/11
и др.
Избранные статьи о разработке и аспектах внедрения «Календаря-портфолио дошкольника»:
1. Календарь-портфолио дошкольника/ Сост. Е.Л. Кудрявцева; авт. Е.Л. Кудрявцева, А.А. Тимофеева, Ю.Ю. Данилова, Д.А. Салимова, Л.Б. Бубекова. – Рига: RetorikaA, 2015. – 420 стр. ISBN 978-9984-865-84-3
2. Кудрявцева Е.Л. Анкетирование детей 6-7 лет на наличие и уровень сбалансированности естественного билингвизма (дошкольное учреждение и переход в начальную школу)// Проблемы онтолингвистики – 2013: Материалы международной научной конференции 26-28 июня 2013 г., Санкт-Петербург. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 491-497 - ontolingva.ru/conf_report_2013.doc
3. Кудрявцева Е.Л. Русский язык в многоязычном мире: отработка «переключения кодов»
с учениками ДОУ и начальной школы (поликультурная группа)// Культура русской речи в условиях многоязычия: Материалы Международной научно-практической конференции (Махачкала, 21–22 мая 2013 г.). – Махачкала: Издательство ДГУ, 2013. – 238 с. - С. 130-133.
4. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Пути культурно-социальной адаптации ребенка-билингва в этносоциальном тандеме семьи и детского сада.//Детский сад: теория и практика № 10/2013. – С. 94-101 - http://editionpress.ru/detsad/vyshedshie-nomera-detsad/nomera-za-2013-god-detsad/35-detsad-10-2013
5. Кудрявцева Е.Л. ПРОЕКТ «ДЕТИ МИРА» КАК ОБРАЗЕЦ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ //Ресурсы педагогического сообщества в глобальном информационном пространстве/ Сборник материалов первой Всероссийской научно-практической конференции» М.В. Кузьмина. – Киров: ИРО Кировской области, 2014 г. – 196 с. – С. 19-26 (http://krcdo.ru/news/itogi_konferencii_resursy_pedagogicheskogo_soobshhestva_v_globalnom_informacionnom_prostranstve/2014-03-07-473)
6. Хентшель Т., Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. «Дорожная карта билингва» - инструмент психолого-педагогического и социального сопровождения семей мигрантов в интеграционно-образовательном процессе// ШЕСТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ. THE SIXTH INTERNATIONAL CONFERENCE ON COGNITIVE SCIENCE (23-27.06.2014; Калининград, Россия. Kaliningrad, Russia). ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ. ABSTRACTS / под ред. А.А. Кибрик и др. – Калининград, 2014 - С.695 -696
7. Кудрявцева Е. Преемственность образования и специфика ее реализации в поликультурной среде: семья – ДОО – школа – вуз// Инновационное преподавание русского языка в условиях многоязычия: сборник статей: в 2 т./ отв. ред. Н.М. Румянцева. – Москва: РУДН, 2014. – Т. 1 – 412 с., илл. – С. 172-179
8. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В., Буланов С.В. Мобильность и интерактивность как основные принципы формирования поликультурного образовательного пространства// Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы V международной научной конференции, посвященной 90-летию СОГПИ. 29 сентября 2014 года, г. Владикавказ/ Под ред. канд.пед.наук, доц. Л.В. Газаевой. Сев.-Осет.гос.пед.ин-т. – Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2014. – 278 с. – С. 130-135
9. Кудрявцева Е.Л., Хенчель Томас. Дополнительное и неформальное образование в системе «треугольника взаимной интеграционной сохранности» детей// Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей: Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей» (г. Москва, ФГАУ ФИРО, 23 октября 2014 г.)/ под ред. М.Н. Поволяевой, И.Н. Поповой, Х.Т. Загладиной. – Москва, ФГОУ ФИРО. ВКИ «Собор», 2014. – С. 26-29
10. Кудрявцева Е.Л. [Серия материалов]// Smart-пособие «Инновационные практики в дополнительном образовании детей» (подготовлено в рамках Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в модернизации дополнительного образования детей») – Москва, ФГОУ ФИРО. ВКИ «Собор», 2014. – эл.диск.
11. Кудрявцева Е.Л., Бубекова Л.Б. Инновационные инструменты индивидуального психолого-педагогического сопровождения билингвов. Создание и поддержка треугольника взаимной интеграционной сохранности// «Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте». Первый Международный виртуальный форум по русистике, культуре, педагогике в Японии/ статьи, доклады Международного форума в Японии 2014 года. - Япония, Киото, Университет Киото Сангё, «Tanaka Print», 2014. – с. 294-300
12. Кудрявцева Е.Л., Буланов С.В., Тимофеева А.А. Интегративные модульные учебные пособия как путь к самоактуализации личности в поликультурном глобальном образовательном пространстве (на примере пособий для билингвов)// Инновационные технологии в образовании: поиск новых парадигм. Мат. Междунар. научно-практ. конф. (Актобе, 31 октября 2014г.). –Актобе: АУ им.С.Баишева, 2014. -1 т. - 275 стр.– c. 222-232
13. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Креативность билингвов: прошлое и будущее// Aktuelle Aspekte der bilingualen Bildung und Erziehung: Pädagogik, Interkulturalität, Logopädie, Psycholinguistik. Bd. 5. Reihe: Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen. ISSN: 2196-3037. S. Afonin, E. Plaksina (Hrsg.). – Schöneiche bei Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2014. - С.285-294
14. Кудрявцева Е.Л., Тимофеева А.А., Бубекова Л.Б. Модульный игровой комплекс «Дети мира» как новый формат образовательного интегративного материала от дошкольной организации до поствузовского неформального образования// Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т.Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2015. – 214 с. – С. 10-13
15. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Практика работы с дошкольниками-билингвами// Curriculare und soziale Aspekte der Bildung und Erziehung bilingualer Kinder. Bd. 6. Reihe: Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen. ISSN: 2196-3037. S. Afonin, E. Plaksina (Hrsg.). – Schöneiche bei Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2014. - С. 216-273
16. Буланов С.В., Кудрявцева Е.Л. Развитие креативности билингвов: путь от интеркультурности к формированию «человека мира»// Многоликая Россия, в слове явленная: научно-практическое методическое пособие/ Сост. и научн. ред. О.Н. Левушкина. – М.: МИОО, 2015. – С. 459-471
17. Бубекова Л.Б., Кудрявцева Е.Л., Могилевская С.З. Создание совокупного компетентностного ландшафта организации и индивидуального компетентностного портрета воспитанника: календарь-портфолио как инновационная технология// Современные научные исследования. Вып. 3 – Концепт. – 2015. – ART 85113. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85113.htm
18. Мартинкова А.А., Данилова Ю.Ю., Салимова Д.А., Кудрявцева Е.Л. Проблемы самопрезентации и самоидентификации детей-билингвов: учет культуроведческого компонента при тестировании // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2015. – № 5 (54). – С. 325-329. (VAK)
19. Публичная лекция (ФИРО, ж-л «Обруч») - https://www.youtube.com/watch?v=L_uW7JzpMJs
По единовременному использованию в системе лагерей:
Могилевская Светлана Захаровна
заместитель директора Частного учреждения дополнительного образования
«Учебный центр "КОМПЬЮТЕРиЯ"»
smogilevskaya@gmail.com
По продолжительному использованию в ДОО (выявление одаренности дошкольников):
Мазунова Лидия Константиновна,
Проф., д.п.н., заслуженный учитель РБ; зав. международной лабораторией с распределенным участием «Диагностирование и психолого-педагогическая поддержка одаренности детей» БашГУ, г. Уфа
mazunovalk@rambler.ru
По внедрению КПД вне РФ (развитие национально-русского дву- и многоязычия и общее развитие билингвов):
Маг.эконом. Горькова Ирина
azbukaesp@gmail.co
Маг.фил. Мартинкова Анастасия
anastasiatimofeeva@seznam.cz
По всем вопросам внедрения, апробации и адаптации технологии календаря-портфолио к условиям конкретной организации и целевой группе: Кудрявцева Екатерина Львовна
К.п.н., научн. рук-ль международной сетевой лаборатории «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» (КФУ, УдГУ, БашГУ, ИГУ, РОСНОУ/ РФ; Масариков Университет/ Чехия; Университет Ю. Добриле/ Хорватия; Университет С. Баишева и др./ Казахстан; Международный методсовет по многоязычию и межкультурной коммуникации)
ekoudrjavtseva@yahoo.de
Подтверждение мирового уровня технологий:
Календарь-портфолио как технология (и "Календарь-портфолио дошкольника" как реализующий ее продукт) в настоящее время прошла аппробацию и внедрена в центрах дополнительного образования с русским языком обучения в Испании, Германии, Чехии, Польше и др. странах. Результаты внедрения отражены в т.ч. в научных публикациях: 15. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Практика работы с дошкольниками-билингвами// Curriculare und soziale Aspekte der Bildung und Erziehung bilingualer Kinder. Bd. 6. Reihe: Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen. ISSN: 2196-3037. S. Afonin, E. Plaksina (Hrsg.). – Schöneiche bei Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2014. - С. 216-273
13. Кудрявцева Е.Л., Волкова Т.В. Креативность билингвов: прошлое и будущее// Aktuelle Aspekte der bilingualen Bildung und Erziehung: Pädagogik, Interkulturalität, Logopädie, Psycholinguistik. Bd. 5. Reihe: Das Neue in Erforschung und Vermittlung des Russischen. ISSN: 2196-3037. S. Afonin, E. Plaksina (Hrsg.). – Schöneiche bei Berlin: Elena Plaksina Verlag, 2014. - С.285-294
11. Кудрявцева Е.Л., Бубекова Л.Б. Инновационные инструменты индивидуального психолого-педагогического сопровождения билингвов. Создание и поддержка треугольника взаимной интеграционной сохранности// «Социокультурные и филологические аспекты в образовательном и научном контексте». Первый Международный виртуальный форум по русистике, культуре, педагогике в Японии/ статьи, доклады Международного форума в Японии 2014 года. - Япония, Киото, Университет Киото Сангё, «Tanaka Print», 2014. – с. 294-300
Измерительные инструменты и технологии для определения уровня этнолингвокультурной компетенции в системе общего развития детей: актуальное состояние проблемы / Л. К. Мазунова, Е. Л. Кудрявцева, Ю. Ю. Данилова, А. А. Мартинкова // Теоретична і дидактична філологія: збірник наукових праць. — Т. 23 из Педагогіка. — ФОП Домбровська Я.М Переяслав-Хмельницький, 2016. — С. 34–48.
Koudrjavtseva E. L., Salimova D. A., Martínkova A. Innovative tools for the prevention of psycho-pedagogical problems, for bilinguals aged 0–14 in the "triangle of mutual safety integration // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). — 2016. — Vol. 12. — P. 96–102.
и др.
"Календарь-портфолио дошкольника" имеет сертификат соответствия № РОСС RU.И 1052.04ЖЖХ0 092 от 02.10.2015 г. Отвечает требованиям ФГОС РФ.
"Календарь-портфолио дошкольника" имеет диплом лауреата II Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию от 02.11.2015 АНО ДПО "МЦИТО" и др.
"Календарь-портфолио дошкольника" лег в основу реализации гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 79-рп от 01.04.2015 и на основе конкурса, проведенного общероссийской общественной организацией "Российский Союз Молодежи" (http://detsad264.ru/index.php/odarennye-deti)