×
20.08.2015
216.013.7263

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОТОРА МАШИНЫ

Вид РИД

Изобретение

Юридическая информация Свернуть Развернуть
Краткое описание РИД Свернуть Развернуть
Аннотация: Изобретение относится к диагностированию технического состояния механизмов и машин, а именно технического состояния ротора. В способе диагностирования технического состояния ротора машины выводят машину на контролируемый режим, измеряют на этом режиме исходную частоту вращения ротора и останавливают машину. В процессе выбега машины измерения частоты вращения ротора производят по времени до момента останова ротора и получают зависимость, которую интегрируют. Дополнительно измеряют время до страгивания ротора и до вывода машины на контролируемый режим от момента страгивания. Определяют время выбега ротора машины от фиксированных максимальной и минимальной частот вращения. Определяют моменты трения при указанных фиксированных частотах, вычисляют соотношение этих моментов трения. Измеряют частоту вращения в момент останова ротора и вычисляют момент трения. При выводе на контролируемый режим сравнивают время до страгивания и до вывода на контролируемый режим с эталонными значениями. В режиме выбега с эталонными значениями сравнивают время выбега, моменты трения и соотношения моментов трения при указанных фиксированных частотах, частоту вращения и момент трения при останове ротора. По величине отклонений этих параметров от эталонных значений судят о техническом состоянии ротора машины. Изобретение направлено на расширение функциональных возможностей и технологичности диагностирования технического состояния ротора машины. 2 ил.
Основные результаты: Способ диагностирования технического состояния ротора машины путем вывода машины на контролируемый режим, измерения на этом режиме частоты вращения ротора и останова машины в режиме «выбега», измерение частоты вращения ротора при его выбеге производят по времени до момента останова ротора с последующим интегрированием полученной зависимости, отличающийся тем, что в режиме вывода машины на контролируемый режим измеряют время до страгивания ротора и до вывода машины на контролируемый режим, в режиме выбега ротора машины определяют время выбега и моменты трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора и вычисляют соотношение моментов трения, в момент останова ротора регистрируют частоту вращения и вычисляют момент трения, время до страгивания и до вывода на контролируемый режим при выводе машины на контролируемый режим, время выбега, моменты трения и соотношения моментов трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора в режиме выбега ротора машины, частоту вращения и момент трения при останове ротора сравнивают с эталонными значениями и по величине их отклонений судят о техническом состоянии ротора машины.
Реферат Свернуть Развернуть

Изобретение относится к диагностированию технического состояния механизмов и машин, а именно технического состояния ротора, и может быть использовано для контроля технического состояния роторов электрических машин, гидрогенераторов, газотурбинных двигателей и турбокомпрессоров при их испытании на стенде и в условиях эксплуатации.

Известен способ диагностирования технического состояния ротора машины путем вывода машины на контролируемый режим, измерения на этом режиме частоты вращения ротора и останова с последующим измерением времени "выбега" до фиксированной частоты вращения [Временная инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию авиационного турбовентиляторного двигателя Д-36, Запорожье, 1974, с. 95-96].

Недостатком этого способа является низкая точность диагностирования технического состояния ротора машины, связанная с невозможностью воспроизводства процесса выбега, сложностью контроля фиксированной частоты вращения ротора, а также процесса торможения перед остановом ротора.

Наиболее близким к предложенному изобретению является способ диагностирования технического состояния ротора машины путем вывода машины на контролируемый режим, измерения на этом режиме частоты вращения ротора и останова машины. Для повышения точности диагностирования производят измерение частоты вращения ротора по времени до момента останова ротора с последующим интегрированием полученной зависимости. Затем сравнивают полученную величину интеграла с эталонным ее значением и по величине отклонения полученной величины от эталонной судят о техническом состоянии ротора. Способ может быть использован для контроля и диагностирования технического состояния роторов электрических машин, гидрогенераторов, газотурбинных двигателей и турбокомпрессоров [Авторское свидетельство РФ №1753816, МПК G01M 15/00, опубл.20.08.1996 г. БИ №, авторов: Носырев Д.Я., Анахова М.В. Способ диагностирования технического состояния ротора машины].

Недостатком этого способа являются ограниченные функциональные возможности и низкая технологичность диагностирования технического состояния ротора машины.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом предложенного изобретения является расширение функциональных возможностей и технологичности диагностирования технического состояния ротора машины.

Технический результат достигается тем, что в способе диагностирования технического состояния ротора машины путем вывода машины на контролируемый режим, измерения на этом режиме частоты вращения ротора и останова машины в режиме «выбега», измерения частоты вращения ротора при его выбеге производят по времени до момента останова ротора с последующим интегрированием полученной зависимости, согласно изобретению в режиме вывода машины на контролируемый режим измеряют время до страгивания ротора и до вывода машины на контролируемый режим, в режиме выбега ротора машины определяют время выбега и моменты трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора и вычисляют соотношение моментов трения, в момент останова ротора регистрируют частоту вращения и вычисляют момент трения, время до страгивания и до вывода на контролируемый режим при выводе машины на контролируемый режим, время выбега, моменты трения и соотношения моментов трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора в режиме выбега ротора машины, частоту вращения и момент трения при останове ротора сравнивают с эталонными значениями и по величине их отклонений судят о техническом состоянии ротора машины.

Определение дополнительных параметров и сравнение их с эталонными значениями позволяют существенно расширить функциональные возможности и технологичность диагностирования технического состояния ротора машины.

На фиг. 1 в качестве примера приведены зависимости мощности турбины турбокомпрессора ТК-34 при страгивании ротора при различном техническом состоянии ротора машины; на фиг. 2 изображены кривые выбега ротора турбокомпрессора ТК-34 по времени при различном техническом состоянии.

На фиг. 1 по оси ординат указана температура отработавших газов на входе в турбину (tт, °С), по оси абсцисс - давление отработавших газов на входе в турбину (рт, МПа), на поле рисунка приведены определенные зависимости величины мощностей, приложенных к ротору при страгивании ротора при различном техническом состоянии.

На фиг. 2 по оси ординат обозначена: частота вращения ротора (n, с-1); по оси абсцисс текущее время выбега ротора (t, с). На поле рисунка приведены графические зависимости частоты вращения от текущего времени "выбега" ротора турбокомпрессора ТК-34 при различном техническом состоянии с указанием номеров турбокомпрессоров.

При диагностировании ротора машины по предложенному способу выводят машину на контролируемый режим, измеряют на этом режиме исходную частоту вращения ротора nо и останавливают машину. В процессе выбега машины измерения частоты вращения ротора производят по времени до момента останова ротора и получают зависимость n=f(t). Полученную зависимость интегрируют. Дополнительно измеряют:

- время до страгивания ротора и до вывода машины на контролируемый режим от момента страгивания;

- определяют время выбега ротора машины от фиксированных максимальной и минимальной частот вращения;

- определяют моменты трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора, вычисляют соотношение этих моментов трения;

- измеряют частоту вращения в момент останова ротора и вычисляют момент трения.

Также при выводе на контролируемый режим сравнивают время до страгивания и до вывода на контролируемый режим с эталонными значениями. В режиме выбега с эталонными значениями сравнивают время выбега, моменты трения и соотношения моментов трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора, частоту вращения и момент трения при останове ротора. По величине отклонений этих параметров от эталонных значений судят о техническом состоянии ротора машины. Отклонение величин от эталонных значений свидетельствует о повышении тормозного момента, т.е. ухудшении технического состояния ротора машины. Эталонные зависимости получают по результатам диагностических испытаний новых машин.

Значение тормозного момента зависит от технического состояния турбокомпрессора. Зная величину момента инерции ротора и зависимость частоты вращения ротора по времени при выбеге n=f(t), можно получить математическое выражение зависимости тормозного момента от частоты вращения ротора.

Следовательно, используя зависимость тормозного момента от частоты вращения ротора, можно анализировать характер затухания частоты вращения ротора турбокомпрессора в зависимости от технического состояния.

Предложенный способ диагностирования технического состояния ротора машины повышает точность и технологичность оценки технического состояния ротора машины в широком диапазоне изменения эксплуатационных факторов. Одновременно снижаются затраты средств и времени на проведение диагностических операций. Погрешность определения диагностических параметров снижается в 1,5-2 раза, затраты на диагностирование и ремонт машин снижаются на 10-30%.

Способ диагностирования технического состояния ротора машины путем вывода машины на контролируемый режим, измерения на этом режиме частоты вращения ротора и останова машины в режиме «выбега», измерение частоты вращения ротора при его выбеге производят по времени до момента останова ротора с последующим интегрированием полученной зависимости, отличающийся тем, что в режиме вывода машины на контролируемый режим измеряют время до страгивания ротора и до вывода машины на контролируемый режим, в режиме выбега ротора машины определяют время выбега и моменты трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора и вычисляют соотношение моментов трения, в момент останова ротора регистрируют частоту вращения и вычисляют момент трения, время до страгивания и до вывода на контролируемый режим при выводе машины на контролируемый режим, время выбега, моменты трения и соотношения моментов трения при фиксированных максимальной и минимальной частотах вращения ротора в режиме выбега ротора машины, частоту вращения и момент трения при останове ротора сравнивают с эталонными значениями и по величине их отклонений судят о техническом состоянии ротора машины.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОТОРА МАШИНЫ
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОТОРА МАШИНЫ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 31 items.
10.01.2013
№216.012.1979

Способ питания газодизеля

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам и способам питания двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве систем питания газодизелей с применением альтернативных видов топлива. Техническим результатом является сокращение расхода жидких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472013
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.23f1

Способ комплексной очистки газообразных продуктов сгорания

Изобретение относится к способу обработки газообразных продуктов сгорания, к способу для очистки подобных продуктов и может быть использовано для систем очистки от токсичных компонентов выхлопных газов и отходящих производственных вентиляционных выбросов, в частности для очистки выхлопных газов...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474703
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.268c

Способ работы маневровых тепловозов

Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам, в частности к маневровым тепловозам с дизелями. Способ работы маневровых тепловозов, заключается в том, что тепловозы одного тягового участка разбивают на две группы, причем первую группу размещают в конце тягового участка, выводят их...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475388
Дата охранного документа: 20.02.2013
27.03.2013
№216.012.30d8

Способ работы маневрового электровоза и маневровый электровоз

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к маневровым локомотивам. Способ работы маневрового электровоза заключается в отборе электрической энергии из контактной сети и питании тяговых электродвигателей. На участках постоянного напряжения электрическую энергию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478042
Дата охранного документа: 27.03.2013
10.10.2013
№216.012.7429

Стенд для испытания турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано при испытаниях турбокомпрессоров для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Стенд содержит входную и выходную магистрали, регулируемый источник газового потока с регулируемым приводом, выполненный в виде технологического компрессора, испытуемый...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002495394
Дата охранного документа: 10.10.2013
10.04.2014
№216.012.b368

Акустический способ обнаружения неисправности рельсового пути

Использование: для акустической дефектоскопии неисправностей рельсового пути. Сущность: заключается в том, что в рельсы передают акустический сигнал, принимают отраженный сигнал, а по времени распространения акустических сигналов к месту неисправности и обратно определяют его координату,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511644
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.cf0e

Энергетическая установка

Изобретение может быть использовано в установках для автономного электроснабжения, теплоснабжения, снабжения горячей водой, паром и хладоносителем. Энергетическая установка подключена к тепловой сети, магистрали водопроводной воды, электрической сети (1) и сети (61) аварийного электропитания и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518777
Дата охранного документа: 10.06.2014
10.06.2014
№216.012.cfb0

Способ и устройство распознавания рельефности изображения лица

Изобретение относится к области распознавания образов, а именно к способам и устройствам распознавания рельефности двухмерного изображения. Техническим результатом является повышение достоверности распознавания рельефности лица. Способ распознавания рельефности изображения лица заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518939
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.07.2014
№216.012.e570

Способ термической обработки сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области термомеханической обработки сварных соединений, например сварных стыков рельсов, и может быть использовано на железнодорожном транспорте. Техническим результатом является повышение твердости и коррозионной стойкости сварных стыков рельсов за счет его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524526
Дата охранного документа: 27.07.2014
27.08.2014
№216.012.ed64

Способ контроля качества изоляции электротехнических изделий

Изобретение относится к электротехнической области и может быть использовано при пропитке и сушке электротехнических изделий, в частности обмоток электрических машин подвижного состава. Технический результат: повышение качества контроля изоляции при пропитке и сушке изделия во время...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002526591
Дата охранного документа: 27.08.2014
Showing 1-10 of 49 items.
10.01.2013
№216.012.1979

Способ питания газодизеля

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам и способам питания двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве систем питания газодизелей с применением альтернативных видов топлива. Техническим результатом является сокращение расхода жидких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472013
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2393

Способ производства топливных брикетов

Изобретение относится к способу производства топливных брикетов, включающих подготовку промышленных и твердых бытовых отходов, их дозирование компонентов, смешивание, формование и сушку, где дозирование топливной смеси производят по теплотворной способности из соотношения: где M, M, M, M,…, M...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474609
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26be

Устройство для разогрева смерзшегося груза в вагоне

Изобретение относится к области погрузочно-разгрузочных работ, а именно к системам обогрева для размораживания смерзшегося груза в вагоне. Устройство для разогрева смерзшегося груза в вагоне (1) состоит из боковых стенок, пола, теплоизоляционного (4) и нагревательного элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475438
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dba

Устройство для контроля температуры нагрева подшипников осей вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а конкретнее к устройствам для обнаружения и индикации перегрева осевых подшипников. Устройство контроля температуры нагрева подшипников осей вагона содержит датчики температуры нагрева, размещенные в корпусах, установленных в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477237
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30d8

Способ работы маневрового электровоза и маневровый электровоз

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к маневровым локомотивам. Способ работы маневрового электровоза заключается в отборе электрической энергии из контактной сети и питании тяговых электродвигателей. На участках постоянного напряжения электрическую энергию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478042
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.04.2013
№216.012.3b09

Способ сжигания твердых бытовых отходов и мусора и устройство для его осуществления

Изобретение относится к строительству, а именно к технологиям сжигания твердых бытовых отходов, и может быть использовано во всех отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Способ сжигания твердых бытовых отходов и мусора заключается в принудительной подаче в топку котла, в огневой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480674
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4023

Устройство контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для контроля состояния рельсовой линии. Устройство контроля состояний рельсовой линии содержит рельсовые линии, путевой генератор, первое и второе путевые реле, первый и второй резисторы, путевой трансформатор, полосовой фильтр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481989
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.4fca

Способ очистки внутренней поверхности емкости

Изобретение относится к средствам, предназначенным для разрушения сводов и перемычек из слежавшегося сыпучего материала, образовавшихся в различных, в том числе труднодоступных местах емкостей. Способ очистки заключается в том, что в требующую очистки емкость устанавливают пневмопушку с соплом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486019
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5012

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на входном конце подают переменное напряжение,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486091
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.50e8

Бетонная шпала-демпфер

Изобретение относится к конструкции верхнего строения пути и предназначено для восприятия нагрузки от подвижного состава. Может быть использовано на грузонапряженных линиях железнодорожного пути в местах с продольной негомогенностью пути, в частности с меняющейся по длине жесткостью нижнего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486305
Дата охранного документа: 27.06.2013
+ добавить свой РИД