×
27.08.2014
216.012.ed64

Результат интеллектуальной деятельности: СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Вид РИД

Изобретение

Аннотация: Изобретение относится к электротехнической области и может быть использовано при пропитке и сушке электротехнических изделий, в частности обмоток электрических машин подвижного состава. Технический результат: повышение качества контроля изоляции при пропитке и сушке изделия во время изготовления или ремонта электротехнических изделий. Сущность: способ заключается в измерении активной и реактивной составляющей тока утечки изоляции, определении tgδ диэлектрических потерь изделия при нескольких напряжениях, меньших напряжения ионизации, и при одинаковых температурах. По результатам измерений строят кривые ионизации до и после пропитки и сушки и по отношению их ординат определяют качество изоляции, причем отношение ординаты кривой ионизации после последней пропитки и сушки к ординате первоначальной кривой ионизации до пропитки и сушки должно быть не менее 1,5. 2 ил.
Основные результаты: Способ контроля качества изоляции электротехнических изделий, заключающийся в измерении активной и реактивной составляющей тока утечки изоляции, отличающийся тем, что tgδ диэлектрических потерь изделия определяют при нескольких напряжениях, меньших напряжения ионизации, и при одинаковых температурах, строят кривые ионизации до и после пропитки и сушки и по отношению их ординат определяют качество изоляции, причем абсолютные значения ординат кривой ионизации после последней пропитки и сушки должны быть меньше абсолютных значений ординат первоначальной кривой ионизации до пропитки и сушки не менее чем в 1,5 раза.

Изобретение относится к электротехнической области и может быть использовано при пропитке и сушке электротехнических изделий, в частности обмоток электрических машин подвижного состава.

Известен способ контроля качества витковой изоляции обмоток крупных электрических машин, реализованный в устройстве, согласно которому подают на объект контроля высокочастотные гармонические колебания, измеряют параметры выходного сигнала, а об объективности контроля судят по степени соответствия значений параметров выходного сигнала эталонным значениям, обмотки объекта контроля размещают на разъемном ферритовом сердечнике вместе с измерительной обмоткой, при помощи измерительной обмотки формируют выходные затухающие гармонические колебания, измеряют их частоту и скорость затухания и используют полученные значения в качестве параметров выходного сигнала. Все обмотки, намотанные на ферритовый сердечник, в том числе и испытуемая, уложенная в окно сердечника, являются вторичными, в них трансформируется напряжение, являющееся испытательным для витковой изоляции испытуемой катушки [Авторское свидетельство №1780415, МКИ: G01R 31/06 от 27.09.1995. Рощектаев А.П., Рощектаев Ю.А. «Способ контроля качества витковой изоляции обмоток крупных электрических машин»].

Недостатком представленного способа является низкая достоверность измерений качества изоляции.

Известен способ, реализованный в устройстве контроля качества изоляции электрических изделий, заключающийся в измерении активного и реактивной составляющей тока утечки изоляции и вычислении tgδ и емкости изоляции [Патент РФ №2328009, МПК: G01R 31/02, G01R 31/14 от 27.06.2008. Шеремет А.А., Тарасов А.А. «Устройство мониторинга высоковольтных вводов и сигнализации состоянии их изоляции»].

Недостатками данного способа являются сложность его реализации, невозможность измерения качества изоляции изделия при пропитке и сушке.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение качества контроля изоляции при пропитке и сушке изделия во время изготовления или ремонта электротехнических изделий.

Технический результат достигается тем, что способ контроля качества изоляции электротехнических изделий заключается в измерении активной и реактивной составляющей тока утечки изоляции, определении tgδ диэлектрических потерь изделия при нескольких напряжениях, меньших напряжения ионизации, и при одинаковых температурах. По результатам измерений строят кривые ионизации до и после пропитки и сушки и по отношению их ординат определяют качество изоляции, причем отношение ординаты кривой ионизации после последней пропитки и сушки к ординате первоночальной кривой ионизации до пропитки и сушки должно быть не менее 1,5.

После последней пропитки и сушки абсолютные значения ординат tgδ должны быть меньше первоночальных значений в 1,5 раза, что обеспечивает должное качество при пропитке и сушке электротехнических изделий.

На фиг.1 представлено изменение качества корпусной изоляции на отделке, где 1 - кривая ионизации на позиции наложении временного бандажа; 2 - кривая ионизации после 1-й пропитки и сушки; 3 - кривая ионизации после 2-й пропитки и сушки.

На фиг.2 представлены кривые ионизации на примере якоря тепловозного двигателя типа ЭД-118А, где 1 - кривая ионизации на позиции намотки бандажа; 2 - кривая ионизации после 1-й пропитки и сушки; 3 - кривая ионизации после 2-й пропитки и сушки.

Способ реализуется с помощью мостов переменного тока, например, типа Р 595, Р 5062, СА-7100.

Способ контроля качества пропитки и сушки изоляции якорей электрических машин, на примере ТЭД подвижного состава, реализуется путем снятия кривых ионизации, т.е. зависимостей tgδ изоляции от величины напряжений, прикладываемых между токоведущими частями якоря и его корпусом, на смежных позициях технологического процесса их изготовления или ремонта до и после первой и последующих пропиток и сушек. По относительному расположению кривых судят о качестве пропиток и сушек. Оценка качества пропитки и сушки якорей электротехнических машин заключается в следующем.

Якорь электрической машины после прохождения последней операции изготовления или ремонта перед пропиткой и сушкой должен пройти испытания на электрическую прочность корпусной изоляции.

Производят снятие кривой ионизации в пределах изменения подаваемого на изоляцию напряжения от 0 до испытательного. Последней операцией, например, при изготовлении или капитальном ремонте якоря ТЭД подвижного состава является операция наложения бандажей. Для лучшего проникновения лака в пустоты изоляции отправлять якорь на первую пропитку и сушку рекомендуется с временным бандажом. Поэтому после первой пропитки и сушки якорь возвращается на ту же позицию для наложения постоянных бандажей, где повторно снимается кривая ионизации после их наложения при той же температуре, при которой снималась первая кривая. Так как после пропитки и сушки качество изоляции должно улучшаться, то расположение второй кривой ионизации должно быть ниже первой. Далее якорь отправляется на последующие пропитки и сушки.

После прохождения операций пропитки и сушки якорь электрической машины в соответствии с установленным технологическим процессом попадает на участок его отделки. После операции отделки (проточки коллектора, продорожки, снятия фасок и т.д.) якорь должен также пройти испытания электрической прочности изоляции. При проведении этой операции вновь снимается кривая ионизации в пределах изменения напряжения от 0 до испытательного. Сдвиг этой кривой должен произойти относительно второй кривой, снятой после первой пропитки и сушки на позиции бандажировки якоря, вниз. При этом значения tgδ изоляции последней и первой кривых должны отличаться в меньшую сторону не менее чем в 1,5 раза.

После наложения временных бандажей на участке бандажировки якорь ТЭД типа ЭД-118А тепловоза 2ТЭ10В подвергался испытаниям корпусной изоляции на ее диэлектрическую прочность в пределах от 0 до 2 кВ при температуре окружающей среды электромашинного цеха (23°C). При этом в этих же пределах U одновременно измерялись значения tgδ его корпусной изоляции (кривая 1 на фиг.2). После первой пропитки и сушки якорь после наложения постоянных бандажей при температуре окружающей среды электромашинного цеха (24,5°C) также подвергался испытаниям на диэлектрическую прочность корпусной изоляции со снятием кривой ионизации (кривая 2 на фиг.2). После проведения второй пропитки и сушки якорь был отправлен на участок его отделки, где после прохождения технологических операций был также подвергнут испытаниям его корпусной изоляции повышенным напряжением со снятием кривой ионизации (кривая 3 на фиг.2).

Из приведенных кривых видно, что качество корпусной изоляции якоря последовательно улучшается по мере проведения пропиток и сушек якоря.

Необходимо отметить, что конкретные значения ординат кривых ионизации на смежных позициях изготовления или ремонта должны быть уточнены по мере накопления банка данных для каждого типа электротехнического изделия.

Предлагаемый способ дает возможность сравнивать и выбирать способ пропиток (вакуумно-накопительный или ультразвуковой), что позволяет повысить надежность электротехнических изделий, экономить время и средства на оценку качества пропитки и сушки изоляции. Контроль положения кривых ионизации во время сушки позволяет нормировать время сушки по достижению требуемого качества изоляции и таким образом вести пооперационный контроль качества сушки без перерасхода электроэнергии сушильными печами, сократить время сушки, повысить надежность на 15%, производительность труда на 20% и уменьшить энергозатраты на 20%.

Способ контроля качества изоляции электротехнических изделий, заключающийся в измерении активной и реактивной составляющей тока утечки изоляции, отличающийся тем, что tgδ диэлектрических потерь изделия определяют при нескольких напряжениях, меньших напряжения ионизации, и при одинаковых температурах, строят кривые ионизации до и после пропитки и сушки и по отношению их ординат определяют качество изоляции, причем абсолютные значения ординат кривой ионизации после последней пропитки и сушки должны быть меньше абсолютных значений ординат первоначальной кривой ионизации до пропитки и сушки не менее чем в 1,5 раза.
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗОЛЯЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Источник поступления информации: Роспатент

Showing 1-10 of 22 items.
10.04.2014
№216.012.b368

Акустический способ обнаружения неисправности рельсового пути

Использование: для акустической дефектоскопии неисправностей рельсового пути. Сущность: заключается в том, что в рельсы передают акустический сигнал, принимают отраженный сигнал, а по времени распространения акустических сигналов к месту неисправности и обратно определяют его координату,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002511644
Дата охранного документа: 10.04.2014
10.06.2014
№216.012.cfb0

Способ и устройство распознавания рельефности изображения лица

Изобретение относится к области распознавания образов, а именно к способам и устройствам распознавания рельефности двухмерного изображения. Техническим результатом является повышение достоверности распознавания рельефности лица. Способ распознавания рельефности изображения лица заключается в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002518939
Дата охранного документа: 10.06.2014
27.07.2014
№216.012.e570

Способ термической обработки сварных стыков рельсов

Изобретение относится к области термомеханической обработки сварных соединений, например сварных стыков рельсов, и может быть использовано на железнодорожном транспорте. Техническим результатом является повышение твердости и коррозионной стойкости сварных стыков рельсов за счет его...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002524526
Дата охранного документа: 27.07.2014
20.10.2014
№216.012.fe57

Способ приготовления бетонной смеси

Изобретение относится к способам приготовления бетонных смесей с добавкой микрокремнезема с химическими добавками. Техническим результатом предложенного способа является повышение прочности бетонной смеси. В способе приготовления бетонной смеси, заключающемся в перемешивании цемента,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002530967
Дата охранного документа: 20.10.2014
10.11.2014
№216.013.0525

Способ изготовления упругопористого нетканного проволочного материала

Изобретение относится к области обработки металлов давлением, в частности к изготовлению упругодемпфирующего пористого материала и изделий из него для виброзащиты динамически нагруженных объектов, которые могут быть использованы на железнодорожном и автомобильном транспорте, в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002532715
Дата охранного документа: 10.11.2014
10.12.2014
№216.013.0c97

Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Способ заключается в том, что получают индикаторную диаграмму, разбивают ее на участки и определяют показатели политроп сжатия и расширения. Измерение давления в цилиндре производят...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002534640
Дата охранного документа: 10.12.2014
20.02.2015
№216.013.27b1

Способ соединения рельсовых плетей бесстыкового пути

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к рельсовому стыковому соединению, и может быть использовано при удлинении рельсовых плетей бесстыкового пути алюмотермитной сваркой в процессе их укладки на подрельсовое основание и при восстановлении их целостности. Определяют...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002541618
Дата охранного документа: 20.02.2015
10.04.2015
№216.013.3af1

Автоматизированная система ведения и анализа графика движения

Изобретение относится к системам ведения и анализа графика движения. Техническим результатом является повышение точности расчета системы тягового электроснабжения и формирование энергооптимального графика движения поездов. Система состоит из устройства ведения и анализа графика движения,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002546577
Дата охранного документа: 10.04.2015
20.04.2015
№216.013.41eb

Способ балансировки роторов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в технологических процессах балансировки роторов. Способ заключается в том, что измеряют дисбалансы, определяют параметры корректирующих воздействий для каждой плоскости коррекции и производят корректировку масс,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002548373
Дата охранного документа: 20.04.2015
20.06.2015
№216.013.55ca

Упруго-демпферная опора ротора

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в машинах и механизмах с быстровращающимися роторами для снижения уровня вибрации роторов, особенно на резонансных режимах путем диссипации энергии вибрации. Упруго-демпферная опора включает наружное (1) и...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002553492
Дата охранного документа: 20.06.2015
Showing 1-10 of 37 items.
10.01.2013
№216.012.1979

Способ питания газодизеля

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам и способам питания двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано в качестве систем питания газодизелей с применением альтернативных видов топлива. Техническим результатом является сокращение расхода жидких...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002472013
Дата охранного документа: 10.01.2013
10.02.2013
№216.012.2393

Способ производства топливных брикетов

Изобретение относится к способу производства топливных брикетов, включающих подготовку промышленных и твердых бытовых отходов, их дозирование компонентов, смешивание, формование и сушку, где дозирование топливной смеси производят по теплотворной способности из соотношения: где M, M, M, M,…, M...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002474609
Дата охранного документа: 10.02.2013
20.02.2013
№216.012.26be

Устройство для разогрева смерзшегося груза в вагоне

Изобретение относится к области погрузочно-разгрузочных работ, а именно к системам обогрева для размораживания смерзшегося груза в вагоне. Устройство для разогрева смерзшегося груза в вагоне (1) состоит из боковых стенок, пола, теплоизоляционного (4) и нагревательного элементов, которые...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002475438
Дата охранного документа: 20.02.2013
10.03.2013
№216.012.2dba

Устройство для контроля температуры нагрева подшипников осей вагона

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а конкретнее к устройствам для обнаружения и индикации перегрева осевых подшипников. Устройство контроля температуры нагрева подшипников осей вагона содержит датчики температуры нагрева, размещенные в корпусах, установленных в...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002477237
Дата охранного документа: 10.03.2013
27.03.2013
№216.012.30d8

Способ работы маневрового электровоза и маневровый электровоз

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, в частности к маневровым локомотивам. Способ работы маневрового электровоза заключается в отборе электрической энергии из контактной сети и питании тяговых электродвигателей. На участках постоянного напряжения электрическую энергию...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002478042
Дата охранного документа: 27.03.2013
27.04.2013
№216.012.3b09

Способ сжигания твердых бытовых отходов и мусора и устройство для его осуществления

Изобретение относится к строительству, а именно к технологиям сжигания твердых бытовых отходов, и может быть использовано во всех отраслях, в том числе и на железнодорожном транспорте. Способ сжигания твердых бытовых отходов и мусора заключается в принудительной подаче в топку котла, в огневой...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002480674
Дата охранного документа: 27.04.2013
20.05.2013
№216.012.4023

Устройство контроля состояний рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначено для контроля состояния рельсовой линии. Устройство контроля состояний рельсовой линии содержит рельсовые линии, путевой генератор, первое и второе путевые реле, первый и второй резисторы, путевой трансформатор, полосовой фильтр,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002481989
Дата охранного документа: 20.05.2013
27.06.2013
№216.012.4fca

Способ очистки внутренней поверхности емкости

Изобретение относится к средствам, предназначенным для разрушения сводов и перемычек из слежавшегося сыпучего материала, образовавшихся в различных, в том числе труднодоступных местах емкостей. Способ очистки заключается в том, что в требующую очистки емкость устанавливают пневмопушку с соплом,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486019
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.5012

Способ контроля состояния рельсовой линии

Изобретение относится к железнодорожной технике, а именно к железнодорожной автоматике и телемеханике, и может быть использовано для регулирования движения поездов. Способ контроля состояния рельсовой линии заключается в том, что в рельсовую линию на входном конце подают переменное напряжение,...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486091
Дата охранного документа: 27.06.2013
27.06.2013
№216.012.50e8

Бетонная шпала-демпфер

Изобретение относится к конструкции верхнего строения пути и предназначено для восприятия нагрузки от подвижного состава. Может быть использовано на грузонапряженных линиях железнодорожного пути в местах с продольной негомогенностью пути, в частности с меняющейся по длине жесткостью нижнего...
Тип: Изобретение
Номер охранного документа: 0002486305
Дата охранного документа: 27.06.2013
+ добавить свой РИД